г. Краснодар |
|
29 октября 2014 г. |
Дело N А32-7642/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южный Бриз" (ИНН 2302055962, ОГРН 1072302002222) - Селихова Н.В. (руководитель), Долинина Е.Е. (доверенность от 01.01.2013), от заинтересованных лиц: администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988) и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635) - Каменской Н.Н. (доверенности от 3012.2013 и 09.01.2014), в отсутствие заинтересованных лиц: городской Думы муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315022058, ОГРН 1072315002869), главы муниципального образования город Новороссийск, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2014 по делу N А32-7642/2013 (судьи Бутченко Ю.В., Погорелов И.А., Колодкина В.Г. ) установил следующее.
ООО "Южный бриз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к главе муниципального образования город Новороссийск, администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация), городской Думе муниципального образования город Новороссийск (далее - Дума), а также МКУ "Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск" (далее - управление) о признании недействующими пункта 3.1.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (утверждено решением Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20.11.2012 N 256, далее - Положение), предусматривающего передачу полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, связанных с выдачей разрешений на строительство, управлению; пунктов 3.3.4.2 и 3.3.5 Административного регламента по предоставлению услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" (утвержден постановлением администрации от 10.09.2012 N 5271, далее - Регламент), предусматривающих исполнение управлением полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по выдаче разрешений на строительство.
Решением от 06.09.2013 суд признал пункт 3.1.18 Положения, пункты 3.3.4.2 и 3.3.5 Регламента недействующими как несоответствующими статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статье 38 Устава муниципального образования город Новороссийск (далее - Устав).
Постановлением суда кассационной инстанции от 24.03.2014 решение суда от 06.09.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 08.08.2014 суд признал пункт 3.1.18 Положения, пункты 3.3.4.2 и 3.3.5 Регламента недействующими, как несоответствующими статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закону N 131-ФЗ, статье 38 Устава.
В кассационной жалобе администрация и управление просят отменить решение, ссылаясь на то, что общество не предоставило доказательства, подтверждающие нарушение его прав и интересов оспариваемыми актами; суд пришел к неправильному выводу о несоответствии оспариваемых пунктов Положения и Регламента нормативным актам, имеющим большую юридическую силу
В отзывах общество просит решение оставить без изменения, Дума полагает жалобу подлежащей удовлетворению
В судебном заседании представители администрации, управления и общества повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно пункту 1.3 Положения управление является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом управлении администрации, печать со своим наименованием, штампы и бланки с полным наименованием управления и другие документы. В соответствии с пунктами 3.1.18 Положения управление выдает разрешения на строительство объектов капитального строительства, продление срока действия выданных разрешений на строительство.
Согласно пункту 1.3.1.2 Регламента исполнителем муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" является управление. В соответствии с пунктом 3.3.4.2 Регламента, начальник управления в течение 1 дня подписывает подготовленные документы, которые в этот же день регистрируются и возвращаются в МФЦ для выдачи заявителю. Согласно пункту 3.3.5 Регламента начальник подписывает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги с перечнем оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и передает его в порядке делопроизводства сотруднику, уполномоченному на прием заявлений.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции выяснил вопрос о том, каким образом нарушаются права и законные интересы общества оспариваемыми положениями нормативных правовых актов. Суд установил, что общество является субъектом предпринимательской деятельности в сфере строительства объектов капитального строительства на территории г. Новороссийск; обществу отказано в выдаче кредита на том основании, что разрешение на строительство выдано управлением, которое не входит в состав органов местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительства, поэтому у банка есть основания полагать о наличии рисков по проекту строительства и, соответственно, по возврату кредита. Указанные обстоятельства позволили суду признать обоснованным довод общества о нарушении оспариваемыми положениями его прав и законных интересов общества.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В силу части 4 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно статье 34 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
В силу статьи 36 Закона N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (статья 37 Закона).
В соответствии со статьей 41 Закона органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Согласно статье 23 Устава структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск составляют представительный орган - городская Дума муниципального образования город Новороссийск; глава муниципального образования - глава муниципального образования город Новороссийск; исполнительно-распорядительный орган - администрация муниципального образования город Новороссийск; контрольно-счетный орган - контрольно-счетная палата муниципального образования город Новороссийск. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.
В статье 38 Устава предусмотрены полномочия администрация в области градостроительной деятельности, транспорта и связи, в том числе и выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования город Новороссийск в соответствии с законодательством.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона N 131-ФЗ, Устава, Положения, правомерно исходил из того, что управление не входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск, является функциональным органом администрации. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наделении оспариваемыми обществом пунктами управления полномочиями, которые принадлежат непосредственно органу местного самоуправления, что противоречит вышеперечисленным нормам права.
Основания для отмены решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2014 по делу N А32-7642/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.