Минприроды России рассмотрело обращения ООО "Эко Союз" от 01.02.2023 N МСК-0223-0260 и от 01.02.2023 N МСК-0223-0261, поступившие на официальный сайт Минприроды России (вх. от 03.02.2023 N 009965/47) и письмом Росприроднадзора от 07.02.2023 N ВЧ-09-01-28/3297 (вх. от 07.02.2023 N 011256/44), об осуществлении производственного экологического контроля и сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждены приказом Минприроды России от 18.02.22 N 109 (далее - Требования, Приказ N 109).
Согласно пункту 9.2. Требований подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" должен содержать в числе прочего мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно пункту 9.2.1 Требований мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, предусмотренные абзацем третьим пункта 9.2 Требований, должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.
Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (далее - Методика), в соответствии с пунктом 1 которой нормативы допустимых сбросов разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя и объектах его абонентов (при наличии). Также в соответствии с пунктом 14 Методики результаты расчета нормативов сбросов оформляются в соответствии с приложением 1 к Методике и содержат в частности расчет норматива допустимого сброса микроорганизмов в водный объект (пункт 7.2) и общие свойства сточных вод (пункт 8), в числе которых показатель "токсичность".
Таким образом, в случае если нормативами допустимого сброса установлены нормативы допустимого сброса микроорганизмов в водный объект и показатель токсичности воды, то при осуществлении производственного экологического контроля измерения производятся в отношении указанных показателей.
Согласно пункту 9.2.2 Требований периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал.
В соответствии с частью 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Применение методик (методов) измерений зависит от их целевого назначения (в том числе свойств объекта измерений) и области аккредитации испытательной лаборатории (центра).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьей 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ"
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 67 Закона N 7-ФЗ при осуществлении производственного экологического контроля измерения сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
При этом Закон N 7-ФЗ и Требования не содержат ограничений для включения в программу производственного экологического контроля иных показателей, присутствующих в сбросах.
Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых рассматриваются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них пояснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента |
Р.А. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рамках производственного экологического контроля обязательные измерения сбросов загрязняющих веществ производятся в отношении маркерных веществ. Однако нормативами допустимого сброса могут быть одновременно установлены нормативы допустимого сброса микроорганизмов в водный объект и показатель токсичности воды.
В таких случаях нужно измерять обе величины с соответствующим дополнением показателей программы контроля.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2023 г. N 12-47/11062 "Об осуществлении производственного экологического контроля"
Опубликование:
-