Решение Курганского областного суда от 11 августа 2022 г. по делу N 3а-61/2022
Курганский областной суд в составе:
судьи Варлакова В.В.,
при секретаре Ш.,
с участием прокурора Поляковской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального казенного предприятия "Водоканал" к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области о признании недействующими постановлений от 28 апреля 2022 г. N 16-1, от 28 апреля 2022 г. N 16-2,
установил:
постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент, Орган регулирования) от 28 апреля 2022 г. N 16-1 (далее - Постановление N 16-1) установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей муниципального казенного предприятия "Водоканал" (далее - МКП "Водоканал", предприятие) Куртамышского муниципального округа Курганской области (Куртамышский муниципальный округ г. Куртамыш) с календарной разбивкой.
Согласно приложению 1 к Постановлению N 16-1 тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) установлены в следующих размерах:
Наименование регулируемой организации |
Вид тарифа |
Год |
Питьевая вода (питьевое водоснабжение) |
|
с 1 января по 30 июня |
с 1 июля по 31 декабря |
|||
Муниципальное казенное предприятие "Водоканал" Куртамышского муниципального округа Курганской области |
Куртамышский муниципальный округ: г. Куртамыш |
|||
одноставочный, руб./куб. м (без НДС) |
2022 |
53,14 |
56,33 |
|
одноставочный, руб./куб. м (без НДС) |
2023 |
56,33 |
62,90 |
|
одноставочный, руб./куб. м (без НДС) |
2024 |
62,90 |
70,05 |
|
одноставочный, руб./куб. м (без НДС) |
2025 |
70,05 |
76,97 |
|
Население (тарифы указываются с учетом НДС) | ||||
одноставочный, руб./куб. м |
2022 |
63,77 |
67,60 |
|
одноставочный, руб./куб. м |
2023 |
67,60 |
75,48 |
|
одноставочный, руб./куб. м |
2024 |
75,48 |
84,06 |
|
одноставочный, руб./куб. м |
2025 |
84,06 |
92,36 |
Постановлением Департамента от 28 апреля 2022 г. N 16-2 (далее - Постановление N 16-2) установлены тарифы на водоотведение для потребителей МКП "Водоканал" с календарной разбивкой.
Согласно приложению 1 к Постановлению N 16-2 тарифы на водоотведение установлены в следующих размерах:
Наименование регулируемой организации |
Вид тарифа |
Год |
Водоотведение |
|
с 1 января по 30 июня |
с 1 июля по 31 декабря |
|||
Муниципальное казенное предприятие "Водоканал" Куртамышского муниципального округа Курганской области |
Куртамышский муниципальный округ: г. Куртамыш |
|||
одноставочный, руб./куб. м (без НДС) |
2022 |
45,96 |
48,72 |
|
одноставочный, руб./куб. м (без НДС) |
2023 |
48,72 |
54,05 |
|
одноставочный, руб./куб. м (без НДС) |
2024 |
54,05 |
59,92 |
|
одноставочный, руб./куб. м (без НДС) |
2025 |
59,92 |
65,84 |
|
Население (тарифы указываются с учетом (НДС) | ||||
одноставочный, руб./куб. м |
2022 |
55,15 |
58,46 |
|
одноставочный, руб./куб. м |
2023 |
58,46 |
64,86 |
|
одноставочный, руб./куб. м |
2024 |
64,86 |
71,90 |
|
одноставочный, руб./куб. м |
2025 |
71,90 |
79,01 |
Тарифы, установленные данными постановлениями, действуют с 10 мая 2022 года по 31 декабря 2025 года.
Этими же постановлениями установлены долгосрочные параметры регулирования (приложение 2).
МКП "Водоканал" просит признать указанные постановления недействующими, полагая, что они не соответствуют положениям Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 406), а также Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Административный истец полагает, что при установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) Департаментом незаконно исключены из необходимой валовой выручки следующие расходы:
- на ГСМ в сумме 293,99 тыс. руб.;
- на тепловую энергию в сумме 242,37 тыс. руб. и расходы на топливо в сумме 62,68 тыс. руб.:
- сбытовые в сумме 852,52 тыс. руб.;
- на арендную плату в сумме 115,95 тыс. руб.
При установлении тарифов на водоотведение Департаментом незаконно исключены из необходимой валовой выручки следующие расходы:
- на ГСМ в сумме 247,34 тыс. руб.;
- на тепловую энергию в сумме 60,59 тыс. руб. и расходы на топливо в сумме 330,79 тыс. руб.:
- сбытовые в сумме 221,40 тыс. руб.;
- на арендную плату в сумме 97,40 тыс. руб.
Административный истец обращает внимание, что по агентскому договору от 11 марта 2022 г. N, заключенному между МКП "Водоканал" и акционерным обществом "Энергосбытовая компания "Восток", был определен объем потребления ресурсов, проведены начисление и организация сбора с потребителей сумм финансовых санкций по договорам с абонентами за апрель 2022 г. Полезный отпуск ресурсов составил: по холодному водоснабжению - 12618,59 куб. м; по водоотведению - 3633,87 куб. м. В связи с этим, сумма начислений за апрель 2022 г. составила - 1028153 руб.
Сумма фактически подтвержденных затрат за апрель 2022 г. составляет 1505135 руб., без учета дополнительных расходов в размере 247708 руб., необходимых для осуществления производственной деятельности, и которые не производятся в связи с убыточностью деятельности предприятия.
Административный истец указывает, что минимально необходимая сумма расходов для бесперебойной работы предприятия должна составлять 1752843 руб. в месяц, не учитывая при этом расходы на проведение капитального ремонта.
Обращает внимание, что акционерное общество "Водный Союз", оказывавшее услуги по водоснабжению и водоотведению в границах города Куртамыша до 21 марта 2022 г., прекратило свою деятельность по причине убыточности деятельности в связи с экономически необоснованным уровнем тарифов, ежегодно устанавливаемым Департаментом.
Для МКП "Водоканал" на 2022 г. также установлен убыточный тариф, ранее действовавший в 2021 г. для акционерного общества "Водный Союз".
При таких обстоятельствах административный истец полагает, что действующие тарифы приведут к преднамеренному банкротству МКП "Водоканал", приостановке работы системы водоснабжения и водоотведения в границах города Куртамыша.
Учитывая изложенное, административный истец просит признать оспариваемые постановления Департамента недействующими, и обязать административного ответчика принять новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовые акты, признанные недействующими.
В судебном заседании представители МКП "Водоканал" - Х. и А.Г. административное исковое заявление поддержали.
Представитель Департамента - Т. против заявленных требований возражала.
Прокурор Поляковская И.В. в заключении полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, допросив свидетелей, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона N 416-ФЗ, Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов, а также Методическими указаниями.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ).
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 г. N 149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов" утверждено Положение о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Положение о Департаменте), в соответствии с подпунктом 56 пункта 8 которого Департамент осуществляет полномочия органа исполнительной власти Курганской области в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ.
Согласно пункту 12 Положения о Департаменте, для определения основных направлений деятельности Департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - правление Департамента, общей численностью не более 9 человек.
Правление Департамента рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции Департамента, и принимает коллегиальные решения простым большинством голосов членов правления Департамента, присутствующих на заседании правления Департамента. Заседание правления Департамента считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления Департамента. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим (пункт 13 Положения о Департаменте).
В соответствии с пунктом 14 Положения о Департаменте, решение Департамента по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) принимается правлением Департамента и издается в форме постановления Департамента.
Постановление вступает в законную силу в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона Курганской области от 8 октября 2004 N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области" (далее - Закон Курганской области N 444) после их официального опубликования.
Согласно пункту 1 статьи 48 Закона Курганской области N 444 официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Судом установлено, что решения об установлении тарифов приняты на заседании правления Департамента 28 апреля 2018 г. и оформлены постановлениями.
29 апреля 2022 г. постановления опубликованы на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункты 4 - 6 части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ).
Сфера холодного водоснабжения и сфера водоотведения относятся к регулируемым видам деятельности (статья 31 Федерального закона N 416-ФЗ).
В сфере холодного водоснабжения регулированию подлежит тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), в сфере водоотведения - тариф на водоотведение (пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, которая может быть рассчитана одним из методов, предусмотренных названной статьей, в том числе методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива (пункт 58 Основ ценообразования).
Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 45 Методических указаний, операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний.
К числу таких расходов отнесены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала (пункты 39 - 41 Основ ценообразования).
Из экспертного заключения экспертного совета Департамента по делу, регистрационный N от 2 марта 2022 г., о рассмотрении предложений МКП "Водоканал" по утверждению производственной программы и установлению тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2022 - 2025 годы от 22 апреля 2022 г., а также экспертного заключения экспертного совета Департамента по делу, регистрационный N от 2 марта 2022 г., о рассмотрении предложений МКП "Водоканал" по утверждению производственной программы и установлению тарифов на водоотведение на 2022 - 2025 годы видно, что при расчете тарифов Департаментом учитывались производственные расходы предприятия, ремонтные расходы, административные расходы, а также расходы, связанные с оплатой налогов и сборов.
Расходы на горюче-смазочные материалы отнесены Органом регулирования на статью "Административные расходы" в необходимом размере по назначению автомобилей, подтвержденных правоустанавливающими документами.
Так, Департаментом приняты расходы предприятия на горюче-смазочные материалы для транспортного средства УАЗ-390945, государственный регистрационный знак N, приобретенного по договору аренды с АО "Водный Союз" от 22 марта 2022 г. N 1/а-22 (т. 5, л.д. 155-159).
Не приняты Департаментом расходы на горюче-смазочные материалы для следующих транспортных средств: ГАЗ-3307, государственный регистрационный знак N; КАВЗ-3270, государственный регистрационный знак N; ЗИЛ ММЗ-4502, государственный регистрационный знак N; ГАЗ-5201, государственный регистрационный знак N; ЗИЛ-131, государственный регистрационный знак N, поскольку указанные транспортные средства за предприятием закреплены приказом руководителя отдела экономики администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области от 25 марта 2022 г. N 3 временно, при этом период временного закрепления в приказе не указан (т. 5, л.д. 144).
Исключены из необходимой валовой выручки предприятия расходы на топливо в сумме 62,68 тыс. руб. по услуге питьевого водоснабжения, и в сумме 330,79 тыс. руб. - по услуге водоотведения.
Расходы на топливо предприятие связывает с необходимостью приобретения угля.
Суд полагает исключение расходов на топливо в указанных суммах правомерным.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов, орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
В материалах тарифного дела отсутствует экономическое обоснование расходов предприятия на топливо в указанной сумме по предоставлению отдельно услуги питьевого водоснабжения и отдельно услуги водоотведения, договор на приобретение предприятием угля также отсутствует.
В судебном заседании представитель МКП "Водоканал" пояснил, что договор на приобретение угля предприятием до настоящего времени не заключен.
По этим же основаниям Департаментом обоснованно исключены расходы предприятия на тепловую энергию в сумме 242,37 тыс. руб. по услуге питьевого водоснабжения, и 60,59 тыс. руб. - по услуге водоотведения.
В материалы тарифных дел представлен договор теплоснабжения, заключенный МКП "Водоканал" с ОАО "Современные коммунальные системы (т. 5, л.д. 231), однако экономическое обоснование расходов предприятия на тепловую энергию в указанных суммах по предоставлению отдельно услуги питьевого водоснабжения и отдельно услуги водоотведения не представлено.
Департаментом исключены расходы предприятия на арендную плату в сумме 115,95 тыс. руб. по услуге питьевого водоснабжения, и в сумме 97,40 тыс. руб. - по услуге водоотведения на основании пункта 44 Основ ценообразования, в связи с отсутствием подтверждения от арендодателя расходов на амортизацию, налогов на имущество, передаваемого в аренду, в том числе на землю и других обязательных платежей собственника, связанных с владением указанного имущества.
Расходы на арендную плату предприятие связывает с договорами аренды, заключенными с АО "Водный Союз", Центральной больницей города Куртамыша, ООО "Компания Экосистема" (т. 8, л.д. 108).
Между тем, в материалах тарифного дела подтверждение от арендодателей расходов на амортизацию, налогов на имущество, передаваемого в аренду, в том числе на землю и других обязательных платежей собственника, связанных с владением указанным имуществом, отсутствует.
Департаментом не был принят при расчете тарифов договор субаренды транспортного средства от 22 марта 2022 г. N, поскольку договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды. Первоначальный же договор аренды от 20 июня 2016 г. N в Департамент не представлен, поэтому Орган регулирования не имел возможности соотнести соблюдение сроков действия договора аренды и договора субаренды.
При таких обстоятельствах суд полагает правильным отказ Департамента принять при расчете тарифов расходы, связанные с арендой имущества.
Департаментом исключены сбытовые расходы предприятия в сумме 852,52 тыс. руб. по услуге питьевого водоснабжения и в сумме 221,40 тыс. руб. - по услуге водоотведения.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования, к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся:
расходы на приобретение материалов, связанные со сбытовой деятельностью, за исключением расходов, учтенных в расходах на содержание помещений, используемых при осуществлении сбытовой деятельности;
расходы на содержание помещений, используемых при осуществлении сбытовой деятельности, определяемые в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
расходы на оплату труда, страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда сбытового персонала;
расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых при осуществлении сбытовой деятельности;
расходы на аренду, лизинг имущества, используемого при осуществлении сбытовой деятельности;
расходы на уплату процентов по займам и кредитам, привлечение которых обосновано ростом дебиторской задолженности абонентов за регулируемые услуги водоснабжения и (или) водоотведения, при этом процентная ставка по таким займам и кредитам принимается с учетом положений пунктов 15 и 15(1) данного документа;
расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, связанных со сбытовой деятельностью, определяемые в соответствии с методическими указаниями;
расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Величина фактических расходов на формирование резервов по сомнительным долгам определяется с учетом корректировки резерва в течение рассматриваемого периода, его прироста и восстановления, связанного с увеличением либо погашением задолженности, ранее признанной сомнительной;
прочие расходы, связанные со сбытовой деятельностью, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 26 Методических рекомендаций определен перечень расходов, относимых к сбытовым.
Так, подпунктом 7 пункта 26 Методических рекомендаций, установлено, что к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, связанных со сбытовой деятельностью, в экономически обоснованном размере и прочие расходы, связанные со сбытовой деятельностью, в том числе услуги банков и расчетных центров, услуг по снятию и сбору показаний приборов учета, услуг по истребованию задолженности по оплате коммунальных услуг с учетом положения пункта 27 данных методических указаний.
Пунктом 27 Методических указаний предусмотрено, что при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В соответствии с пунктом 21.1 Основ ценообразования не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов регулируемых организаций расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.
К сбытовым предприятие относит расходы на оплату услуг, выполняемых сторонними организациями, связанных со сбытовой деятельностью.
Между тем, документы, подтверждающие такие сбытовые расходы по оказанию услуги питьевого водоснабжения и оказанию услуги по водоотведению, и соответствующие требованиям пунктов 26, 27 Методических указаний и пункту 21.1 Основ ценообразования в материалы тарифных дел предприятием не представлены.
Суд также отмечает отсутствие в материалах тарифных дел экономического обоснования сбытовых расходов, подтвержденное бухгалтерской и статистической отчетностью по видам деятельности.
В соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ организации осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности, в том числе, в сфере холодного водоснабжения:
холодное водоснабжение, в том числе подъем и очистка воды;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
транспортировка воды, включая распределение воды;
транспортировка воды, включая распределение воды, осуществляемая гарантирующей организацией (только в части текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку воды);
подвоз воды.
В сфере водоотведения:
водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод;
прием и транспортировка сточных вод;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения;
транспортировка сточных вод, осуществляемая гарантирующей организацией (только в части текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку сточных вод).
Согласно пункту 20 Основ ценообразования, учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Пункт 21 Основ ценообразования предусматривает, что при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности.
Между тем, раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности предприятие не ведет.
Ссылки представителя административного истца на фактический размер расходов, которые в настоящее время несет предприятие, отчеты по исполнению агентского договора от 11 марта 2022 г. N, заключенного между МКП "Водоканал" и АО "Энергосбытовая компания "Восток", а также доводы о том, что действующие тарифы соответствуют тем тарифам, которые ранее были установлены для АО "Водный Союз", по мнению суда, не являются доказательствами, подтверждающими несоблюдение Департаментом законодательства в области тарифного регулирования.
Показания допрошенной в качестве свидетеля Б., которая готовила расчеты тарифов, представляющие собой предложение МКП "Водоканал", направленное в Орган регулирования, не содержат сведений, на основании которых суд мог бы сделать вывод о допущенных Департаментом нарушениях действующего законодательства.
Допрошенная в качестве свидетеля А.Ж. - руководитель экспертного совета, начальник отдела регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения Департамента, дала суду пояснения, касающиеся оснований исключения отдельных расходов предприятия, отраженных в экспертных заключениях экспертного совета.
Суд также принимает во внимание доводы Департамента о том, что в соответствии с частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 г. N 3073-р установлен предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, в том числе по Курганской области на 1 полугодие 2022 г. на уровне 0%, на 2 полугодие 2022 г. на уровне - 4%.
Ввиду действующего ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии с пунктом 85 Методических рекомендаций при установлении тарифов на питьевое водоснабжение, водоотведение для МКП "Водоканал" экономически обоснованные затраты предусмотрены к возмещению в тарифах 2023-2025 годов, то есть применен механизм сглаживания тарифов во избежание их резкого роста. Согласно пункту 42 Методических указаний величина сглаживания определяется при установлении или корректировке тарифа на долгосрочный период регулирования.
Величина изменения необходимой валовой выручки на 2022-2025 годы, проводимого в целях сглаживания, в соответствии с пунктом 85 Методических указаний, описана в пунктах 2.3.4 экспертных заключений.
Таким образом, оспариваемые постановления Департамента соответствуют принципу достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку по настоящему делу не установлено несоответствия оспариваемых нормативных правовых актов иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и повлекшего нарушение прав и законных интересов МКП "Водоканал", в удовлетворении административного иска должно быть отказано.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Учитывая изложенное, сообщение о принятии настоящего решения следует опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном издании Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление муниципального казенного предприятия "Водоканал" к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области о признании недействующими постановлений от 28 апреля 2022 г. N 16-1, от 28 апреля 2022 г. N 16-2, оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном издании Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 августа 2022 г.
Судья |
В.В. Варлаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курганского областного суда от 11 августа 2022 г. по делу N 3а-61/2022
Опубликование:
-