Омский областной суд в составе
судьи Омского областного суда Илларионова А.В.
при секретаре Рябуха В.Р.
с участием прокурора Матузовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 февраля 2023 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Щербина Антонины Максимовны к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 62/27 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области" в части,
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 62/27 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области" (далее также - приказ N 62/27) утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области, определенные с применением расчетного метода, согласно приложению к приказу N 62/27.
Приказ N 62/27 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 31 мая 2017 года, номер опубликования: 5501201705310011.
Щербина А.М. обратилась в Омский областной суд с административным исковым заявлением, в котором ссылается на то, что является собственником жилого помещения по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д<...>. При расчете размера платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в котором расположено указанное жилое повешение, управляющая организация применяет пункт 6.1 таблицы приложения к приказу N 62/27, устанавливающий норматив для жилых домов (общежитий) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых с лифтовым оборудованием с электрическими плитами в размере 2,725 кВт.ч. в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. По мнению административного истца, указанный пункт не соответствует таблице 10 приложения N 2 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306), которой не предусмотрена такая категория жилых домов, как общежития. Полагает, что при расчета размера названной платы должен применяться норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды, предусмотренный пунктом 2 таблицы приложения к приказу N 62/27, устанавливающим норматив для многоквартирных домов, оборудованных лифтами (при наличии одного лифта в подъезде) и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в размере 1,943 кВт.ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Просит с учетом уточнения требований признать не действующим пункт 6.1 таблицы приложения к приказу N 62/27.
Представитель Щербина А.М. Бровкин В.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил о признании оспариваемых положений нормативного правового акта не действующими со дня принятия.
Представитель Региональной энергетической комиссии Омской области Шамгонова Ж.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве и дополнениях к отзыву. В отзыве на административное исковое заявление отметила, что предусмотренная приложением к приказу N 62/27 дифференциация домов не противоречит Правилам N 306, так как согласно пункту 11 Правил N 306 при наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении N 2 к Правилам N 306, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены. Расчет норматива производился по формуле N 34, указанной в пункте 37 приложения N 1 к Правилам N 306.
Боженов А.В., действующий в качестве и.о. директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Омское жилищно-коммунальное хозяйство", привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на предмет его соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Матузовой А.Е., полагавшей, что пункт 6.1 таблицы приложения к приказу N 62/27 не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, и судебные прения, Омский областной суд приходит к следующим выводам.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Исходя из положений части 92 статьи 156 и части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирные дома в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, с учетом нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "части 9.2 статьи 156"
Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяются Правилами N 306.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее также - РЭК Омской области) является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 названного Положения).
К полномочиям РЭК Омской области относится установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 9 пункта 16 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п).
Согласно пункту 3 вышеуказанного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка его опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Исходя из абзаца второго пункта 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.
Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт.ч. в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 34, указанной в пункте 37 приложения N 1 к Правилам N 306: как частное от деления суммарного годового потребления электрической энергии (кВт.ч.) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, на произведение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м), и количества месяцев в году.
В силу пункта 37 Правил N 306 норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома: осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Таким образом, для категории "другое оборудование" предусмотрено определение вышеназванного норматива исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Как следует из представленного административным ответчиком в материалы дела расчета нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории города Омска и Омской области, при расчете норматива по оспариваемому пункту 6.1 таблицы приложения к приказу N 62/27 использовалась информация, предоставленная государственным предприятием Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и сведения управляющих компаний города Омска и Омской области, содержащие адресный перечень многоквартирных жилых домов, находящихся на территории г. Омска; общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; сведения о мощности энергопотребляющего оборудования, имеющегося в многоквартирных домах Омской области (л.д. 122).
Суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт.ч.) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, применительно к электроплитам определено по формуле: 1347 кВт*600*0,48, где 1347 - количество лицевых счетов (по 8 домам, расположенным в городе Омске, - л.д. 59, 60); 600 - объем годового потребления электрической энергии для напольной электроплиты (для многоквартирных домов или жилых домов, оборудованных электроплитами) в соответствии с таблицей 6 пункта 32 приложения N 1 к Правилам N 306; 1,37 - 1852 (количество проживающих согласно сведениям, предоставленным открытым акционерным обществом "Омскэнергосбыт" /1347 (количество лицевых счетов); 0,48 - коэффициент использования электроплит (л.д. 122, 134).
Коэффициент 0,48 рассчитан исходя из представленной НП "СРО "Управляющих организаций в ЖКХ" информации по нагрузке электрических плит следующим образом:
мощность электроплит (графа 17 таблицы, содержащей сведения общества с ограниченной ответственностью "Иртыш-4" по трем домам в Ленинском административном округе г. Омска, - л.д. 136) * количество часов работы электроплит в год (графа 18) = графа 19;
153000 (сумма строк графы 19) / 317400 - сумма строк графы 21 (количество лицевых счетов * 600 кВт) = 0,48 (л.д. 134).
Исходя из представленной обществом с ограниченной ответственностью "Иртыш-4" таблицы, касающейся информации по нагрузке электрических плит, коэффициент 0,48 получен исходя из количества лицевых счетов, равного 529 по трем домам в Ленинском административном округе г. Омска: ул. 11-я Чередовая, 3; ул. 11-я Чередовая, 5; ул. 11-я Чередовая, 5а (152+206+171) (л.д. 136).
Таким образом, при расчете суммарного годового потребления электрической энергии электроплитами, находящимися в жилых домах (общежитиях) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых, в формуле РЭК Омской области использовалось количество лицевых счетов, равное 1347, в то же время применяемый в формуле коэффициент использования электроплит (0,48) получен с использованием количества лицевых счетов, равного 529.
Кроме того, в категории жилых домов (общежитий) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых с лифтовым оборудованием с электрическими плитами учитывались жилые дома в г. Омске по следующим адресам: ул. 11-я Чередовая, 5, ул. 11-я Чередовая, 5а, ул. Сурикова, 8, Космический просп., 20/1, Космический просп., 20/2, ул. 3-я Молодежная, 65, ул. Бульварная, 2, ул. Красный Путь, 30.
В то же время, как следует из ранее описанных расчетов, при расчете коэффициента 0,48, используемого при расчете суммарного годового потребления электрической энергии электроплитами, находящимися в жилых домах (общежитиях) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых, использовались данные лишь по трем домам в г. Омске: ул. 11-я Чередовая, 3, ул. 11-я Чередовая, 5, ул. 11-я Чередовая, 5а.
Изложенное свидетельствует, что адреса домов при расчете количества лицевых счетов (1347 счетов по 8 домам и 529 счетов по трем домам) совпадают лишь частично (в части домов по ул. 11-я Чередовая, 5; ул. 11-я Чередовая, 5а).
Таким образом, суд считает, что произведенный РЭК Омской области расчет суммарного годового потребления электрической энергии (кВт.ч.) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, применительно к такому оборудованию, как электроплиты, нельзя признать корректным.
С учетом изложенного оспариваемый пункт 6.1 таблицы приложения к приказу N 62/27 не соответствует пункту 37 Правил N 306 и в этой связи подлежит признанию не действующим.
В силу пункта 11 Правил N 306 при наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении N 2 к Правилам N 306, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
В этой связи, по мнению суда, дополнение уполномоченным органом категорий многоквартирных домов, определенных в приложении N 2 к Правилам N 306, в том числе в таблице N 10 указанного приложения, возможно с учетом положений пункта 11 Правил N 306. В то же время в настоящем случае имеются приведенные выше основания для признания оспариваемых положений приказа N 62/27 не действующими.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения подлежат признанию не действующими, суд руководствуется разъяснениями, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", которым предусматривается возможность признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу в случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Поскольку пункт 6.1 таблицы приложения к приказу N 62/27 применялся, данный пункт подлежит признанию не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 6.1 таблицы приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 62/27 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области".
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
А.В. Илларионов |
Мотивированное решение суда составлено 21 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 8 февраля 2023 г. N 3а-54/2023, 3а-738/2022 "О признании недействующим пункта 6.1 Нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт.ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме), утв. приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.05.2017 N 62/27"
Опубликование:
-
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 г. N 66а-828/2023 настоящее решение оставлено без изменения