г. Краснодар |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А61-4468/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Рогальского С.В. и Савенко Л.И., в отсутствие заявителя - государственного казенного учреждения "Главное строительное управление Республики Северная Осетия-Алания" (г. Владикавказ, ИНН 1513039358, ОГРН 1131513000299), заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Республики Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ, ИНН 1515088086, ОГРН 1041501900054), третьих лиц: Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ, ИНН 1501007545, ОГРН 1021500578770), Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ, ИНН 1501025946, ОГРН 1021500575326), рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Главное строительное управление Республики Северная Осетия-Алания" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.04.2014 (судья Базиева Н.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А61-4468/2013, установил следующее.
ГКУ "Главное строительное управление Республики Северная Осетия-Алания" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее - Росфиннадзор, управление) о признании недействительным пункта 6 представления от 19.08.2013 N 51 (с учетом изменения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 2, л. д. 42).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Минфин) и Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство).
Решением от 24.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.07.2014, в удовлетворении требований отказано. Суды исходили из того, что материалами дела подтверждены выводы Росфиннадзора о нецелевом использовании учреждением бюджетных средств. Кроме того, частично обжалуемое представление не содержит обязательных для учреждения указаний и носит информационный и разъяснительный характер, отсутствуют доказательства наступления неблагоприятных последствий для учреждения и нарушения его прав и законных интересов.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, работы производились в соответствии с проектно-сметной документацией 2007 года, являющейся продолжением документации 2004 года; все полученные средства использованы по назначению, объект сдан в эксплуатацию.
В отзыве на кассационную жалобу Росфиннадзор просил судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (пункты 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 29.04.2013 по 09.07.2013 Росфиннадзор провел проверку соблюдения субъектами Российской Федерации в 2012 году бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации. При проверке установлено, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства в сумме 96 207 638 рублей, из которых средства федерального бюджета составили 63 964 300 рублей, а средства республиканского бюджета - 32 243 338 рублей, выделенные на реализацию федеральной целевой программы "Юг России" по объекту "Берегоукрепительные работы реки Терек (левый берег) в г. Владикавказ (завершение работ)" использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, и в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные действия расценены как нецелевое использование бюджетных средств.
19 августа 2013 года Росфиннадзором вынесено представление N 51 о нецелевом использовании бюджетных средств учреждением, в котором ему предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения установленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (т. 1, л. д. 80 - 83).
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение обжаловало названное представление Росфиннадзора в арбитражный суд.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета Российской Федерации.
Подпунктом 5.14.3 положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Из материалов дела видно, что 22.08.2008 учреждение и ЗАО "Спецтепломонтаж" заключили государственный контракт N 30 (далее - контракт) на предмет выполнения работ по объекту "Берегоукрепительные работы р. Терек (левый берег) в г. Владикавказ РСО-Алания (завершение работ" в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 контракта). Цена контракта составила 271 100 тыс. рублей. Согласно дополнительному соглашению от 28.03.2014 N 1 к контракту лимиты финансирования на 2012 год составили 91 599 991 рубль, в том числе 63 964 300 рублей из федерального бюджета, и 27 635 691 рубль средства республиканского бюджета. Срок завершения всех работ - декабрь 2012 года, при финансировании работ в полном объеме (пункт 3.2 контракта).
В рамках реализации Федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2012), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2008 N 10, Министерство регионального развития Российской Федерации (главный распорядитель средств федерального бюджета) и Правительство Республики Северная Осетия-Алания (получатель субсидии) заключили соглашение от 28.03.2012 N 44 (далее - соглашение), согласно которому Министерство регионального развития Российской Федерации обязалось предоставить в 2012 году бюджету Республики Северная Осетия-Алания субсидию на софинансирование расходных обязательств Республики Северная Осетия-Алания по реализации мероприятий Региональной целевой программы, аналогичным мероприятиям программы в размере 165 492 800 рублей, а Республика Северная Осетия-Алания обязалась принять субсидию, использовать её по целевому назначению, определенному данным соглашением.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3.1.1 и подпунктом "б" пункта 3.1.4 данного соглашения Республика Северная Осетия-Алания обязалась представить в Министерство регионального развития Российской Федерации сведения о наличии проектной документации, документа об её утверждении и заключения государственной экспертизы по объектам, финансируемым с участием средств федерального бюджета (приложение N 5 к соглашению) и выданных в установленном порядке разрешений на строительство объектов, финансируемых с участием средств федерального бюджета (приложение N 6 к соглашению), а также представить в Минрегионразвития Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения, проектную документацию по объектам капитального строительства, разрешения на строительство объекта капитального строительства - сведения, предусмотренные приложения N 5 и N 6 к соглашению.
Росфиннадзором установлено, что в рамках контракта выполнены работы, не соответствующие проектно-сметной документации и техническому заданию, на участке, не предусмотренном проектной документацией: от Красногвардейского моста до ул. Г. Плиева (левый берег) г. Владикавказ. Кроме того, заказ на выполнение подрядных работ по указанному участку проведен без проведения торгов в форме конкурса и аукциона на сумму 96 207 638 рублей. Согласно формам КС-2, КС-3 учреждение перечислило подрядчику по платежным поручениям названную сумму.
На основании изложенного Росфиннандзор пришел к выводу о том, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства в сумме 96 207 638 рублей, выделенные на реализацию федеральной целевой программы "Юг России" по объекту "Берегоукрепительные работы р. Терек (левый берег) в г. Владикавказ (завершение работ)" использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, и в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные действия расценены как нецелевое использование бюджетных средств, о чем вынесено представление от 19.08.2013 N 51.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что в рамках реализации Федеральной целевой программы "Юг России", на основании соглашения в порядке софинансирования строительство должно было осуществляться на участках между Чапаевским мостом и ул. Пожарского, длиной 1481,7 м и от Сухого русла до Чапаевского моста, длинной 924,8 м, всего длиной 2406 м, согласно проектно-сметной документации и разрешения на строительство 2004 года. Принятие не предусмотренных проектом работ и использование бюджетных средств на цели, не предусмотренные программой, расценены судебными инстанциями как нарушение бюджетного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Учитывая вышеизложенное, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что выделенные бюджетные средства из федерального и республиканского бюджетов использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, и Росфиннадзором правомерно признано нецелевым использованием бюджетных средств такое их использование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в оспариваемых судебных актах, направлены на переоценку выводов судов, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Судебной коллегией кассационной инстанции неправильного применения судами норм материального права, а также нарушений в применении норм процессуального права не установлено. Основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.04.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по делу N А61-4468/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.