Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 313908-8 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(уточнение правил о подтверждении факта смерти военнослужащих),
внесенный сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком,
А.А. Клишасом и др.
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 313908-8 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (уточнение правил о подтверждении факта смерти военнослужащих), внесенный сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, А.А. Клишасом и др., согласно пояснительной записке разработан в целях обеспечения защиты прав и законных интересов членов семей военнослужащих.
Названный законопроект внесен одновременно с законопроектом N 313921-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (уточнение правил признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим). Оба законопроекта имеют общую социальную направленность и призваны обеспечить защиту интересов членов семей военнослужащих, а также интересов военнослужащих в обеспечении сохранности их имущества, в случаях, когда их место нахождения неизвестно.
Законопроектом N 313908-8 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (уточнение правил о подтверждении факта смерти военнослужащих) предполагается уточнить содержание статьи 277 Гражданского процессуального кодекса, в соответствии с действующей редакцией которого для подачи заинтересованными лицами заявлении о признании военнослужащего или иного гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим необходимо указать день окончания военных действий. Данное правило предлагается признать утратившим силу, что позволит синхронизировать положения процессуального законодательства с нормами материального права и обеспечить более эффективную защиту интересов как пропавших без вести граждан, так и членов их семей.
Законопроект уточняет основания для государственной регистрации смерти, предусматривая в статье 64 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" правило о том, что документ о смерти может быть выдан не только медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, но также в случаях, предусмотренных федеральными законами, другим уполномоченным лицом. Аналогичный подход уже используется в части 10 статьи 9 Федерального закона от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике".
В соответствии с настоящим законопроектом в случаях смерти военнослужащих документ о смерти (справка о смерти) будет выдаваться в специальном порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации. Такой документ станет основанием для государственной регистрации смерти (предлагаемая редакция статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Статья 66 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" дополняется правилом о том, что командир воинской части обязан заявить о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр в случае, если смерть наступила не только в период прохождения лицом военной службы, но также во время прохождения военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время либо военного обучения в период военного положения и в военное время.
Таким образом, в перечисленных ситуациях предусмотренный законопроектом документ станет основанием для совершения органом записи актов гражданского состояния актовой записи о смерти военнослужащего и для выдачи свидетельства о смерти.
В свою очередь после совершения актовой записи о смерти военнослужащего наступят предусмотренные законодательством последствия, в том числе состоящие в назначении соответствующих социальных льгот и в предоставлении гарантий членам семьи погибшего военнослужащего.
Представляется, что пункт 2 статьи 2 проекта федерального закона N 313908-8 (планируемые изменения редакции абзаца седьмого пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"): слова "наступила в период прохождения лицом военной службы" предлагается заменить словами "наступила во время прохождения военной службы по призыву или прохождения военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время либо военного обучения в период военного положения и в военное время", требует уточнения редакции ко второму чтению. Предлагаемые формулировки, призваны уточнить, в каких именно случаях командир воинской части уполномочен заявить в письменной или устной форме в органы ЗАГС о смерти своего подчиненного. Однако подобная детализация представляется не только излишней, но и способна дезориентировать правоприменителей (должностных лиц органов ЗАГС). В условиях, когда военное положение в стране не объявлено, категорию "военное время" сложно рассматривать как юридический термин, а кроме военнослужащих по призыву и мобилизованных в составе воинских частей в зоне проведения специальной военной операции пребывают также контрактники, добровольцы, определение полномочий командира на подачу заявления о смерти конкретного лица может стать весьма сложной задачей. В связи с чем, представляется возможным в абзаце седьмом пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" использовать более обобщенную формулировку.
С целью упрощения предоставления льгот и гарантий членам семей военнослужащих уточнения вносятся в ряд законодательных актов: Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Законопроектом предусматривается распространение действия его положений и на случаи смерти военнослужащего до дня вступления в силу предлагаемого регулирования (положения законопроекта имеют обратную силу), что позволит оперативно защитить права членов семей военнослужащих на получение социальных гарантий, страховых сумм и прочих выплат как федерального, так и регионального уровней в ситуациях, имевших место до введения в действие нового регулирования.
В целом законопроект направлен на более оперативное оформление документов, необходимых для производства различных социальных и страховых выплат и оказания мер социальной поддержки федерального и регионального уровней членам семей погибших военнослужащих.
Комитет Государственной думы по государственному строительству и законодательству рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 313908-8 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (уточнение правил о подтверждении факта смерти военнослужащих), внесенный сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, А.А. Клишасом и др.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.