Решение Омского областного суда от 8 февраля 2023 г. N 3а-70/2023
"О признании частично недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.05.2017 N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области"
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.
при секретаре Троицком Я.С.
с участием прокурора Карачинцевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 февраля 2023 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Козловой О. В. к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании не действующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 июня 2020 года N 72/32 "О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27"), установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 31 мая 2017 года N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области (далее - Приказ N 61/27). (т. 1 л.д. 85-86)
В строке 1 таблицы приложения N 1 к приказу установлены нормативы накопления ТКО для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета на одного проживающего 0,183 куб. м в месяц, 2,190 куб. м в год; 25,550 кг в месяц, 306,6 кг в год.
Приказом РЭК Омской области от 19 апреля 2019 года N 40/22 "О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области" в строку 1 таблицы приложения N 1 к Приказу N 61/27 внесены изменения, нормативы накопления ТКО для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска установлены из расчета на одного проживающего 0,180 куб. м в месяц, 2,160 куб. м в год; 24,408 кг в месяц, 292,896 кг в год. (т. 1 л.д. 101)
Тексты приказов опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 мая 2017 года (т. 1 л.д. 87), 19 апреля 2019 года. (т. 1 л.д. 102)
Решением Омского областного суда от 25 мая 2020 года признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу Приказ N 61/27 (в редакции приказа от 19 апреля 2019 года N 40/22) в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета 0,180 куб. м в месяц, 2,160 куб. м в год; 24,408 кг в месяц, 292,896 кг в год на одного проживающего; на РЭК Омской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт. (т. 1 л.д. 56-67)
Во исполнение решения Омского областного суда от 25 мая 2020 года РЭК Омской области принят приказ от 18 июня 2020 года N 72/32 "О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27", которым в строку 1 таблицы приложения N 1 к Приказу N 61/27 нормативы накопления ТКО для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска установлены из расчета на одного проживающего 0,122 куб. м в месяц, 1,460 куб. м в год; 22,289 кг в месяц, 267,472 кг в год. (т. 1 л.д. 105)
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 июня 2020 года. (т. 1 л.д. 106)
Козлова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения иска) о признании не действующим с момента вступления решения суда в законную силу Приказа N 61/27 (в редакции приказа от 18 июня 2020 года N 72/32) в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета на одного проживающего 0,122 куб. м в месяц, 1,460 куб. м в год; 22,289 кг в месяц, 267,472 кг в год; возложении обязанности на РЭК Омской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим. (т. 1 л.д. 4-8, т. 2 л.д. 49-51)
В обоснование требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, а именно: нарушен порядок проведения замеров объема и массы ТКО (не был определен надлежащий перечень объектов для проведения первичных замеров на территории города Омска с составлением паспортов; замеры не осуществлялись в каждом сезоне, с соблюдением семидневного срока и обязательным взвешиванием; не проводилась фиксация полученных в результате замеров данных в ведомостях установленной формы с внесением информации, обеспечивающей идентификацию контейнера).
Административный истец полагает, что принятый нормативный правовой акт нарушает ее права на предоставление коммунальной услуги как собственника квартиры в многоквартирном доме, проживающего на территории города Омска.
Козлова О.В. участие в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании представитель административного истца Краецкая Е.М. заявленные требования поддержала.
Представитель РЭК Омской области Стельмашек Б.Н. против удовлетворения требований возражал. Пояснил, что сбор данных для расчета оспариваемых нормативов путем замера не проводился. Оспариваемый норматив установлен на уровне ранее утвержденного Приказом N 61/27 норматива накопления ТКО для неблагоустроенных домов муниципальных районов Омской области как наименьший с целью недопущения приостановления начисления соответствующей платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО после вступления в законную силу судебного акта. (письменный отзыв - т. 1 л.д. 108-110, т. 2 л.д. 75-76)
Представитель заинтересованного лица ООО "Магнит" Шарманова А.М. поддержала позицию, изложенную административным истцом. (письменный отзыв - т. 2 л.д. 40-41)
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Карачинцевой О.Г. о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что Козловой О.В. на праве общей совместной собственности принадлежит квартира N 129 в доме 5 по улице Орловского в г. Омске (т. 1 л.д. 39), в связи с чем ей начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО. (т. 2 л.д. 63-74)
Согласно абзацу 1 пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с формулой, составной частью которой является значение норматива накопления ТКО.
В связи с этим суд приходит к выводу о соблюдении Козловой О.В. положений части 1 статьи 208 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области, является РЭК Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п).
В сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области РЭК Омской области устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов (подпункт 3 пункта 13.2 указанного Положения).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, полномочным органом исполнительной власти Омской области.
Данный приказ является нормативным правовым актом, так как обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим приказом.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269.
Из пункта 4 Правил следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцировано в отношении территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; категорий объектов, на которых образуются отходы; видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом; при этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
В силу требований подпункта "в" пункта 7 Правил в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тысяч человек при проведении замеров отходов для определения нормативов выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/ПР утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций на выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение семи дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Согласно пунктам 11, 12, 13 Методических рекомендаций в целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разровнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замер отходов должен осуществляться в течение каждого сезона: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь.
Таким образом, согласно действующему законодательству утверждение нормативов накопления ТКО должно производиться с соблюдением установленного порядка определения нормативов, включающего в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого приказа процедура, установленная вышеуказанными Правилами и Методическими рекомендациями, не была соблюдена, сбор данных и замеры накопления твердых коммунальных отходов не проводились. Норматив накопления ТКО для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска был установлен административным ответчиком на уровне норматива накопления ТКО для неблагоустроенных домов муниципальных районов Омской области, как наименьший из ранее утвержденных Приказом N 61/27.
Указанные обстоятельства РЭК Омской области в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, экономическая обоснованность оспариваемого значения норматива административным ответчиком не подтверждена.
Суд отмечает, что согласно материалам дела после принятия оспариваемого приказа и вступления указанного выше решения суда в законную силу на основании государственных контрактов от 7 августа 2020 года, 15 сентября 2020 года, 3 ноября 2020 года, 29 марта 2021 года, заключенных между РЭК Омской области и обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственный комплекс "Экоинжиниринг", указанной организацией выполнены работы по проведению замеров ТКО, образующихся на территории Омской области в летний, осенний, зимний сезон 2020 года, а также весенний сезон 2021 года, по результатам которых для благоустроенных домов города Омска среднемесячный норматив на 1 проживающего составил 27,909 кг в месяц, 334,906 кг в год (т. 1 л.д. 111-184). Указанный показатель РЭК Омской области не утверждался.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку судом установлено, что оспариваемое правовое регулирование не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, требования Козловой О.В. подлежат удовлетворению.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", учитывая, что оспариваемые положения применялись, суд приходит к выводу о том, что Приказ N 61/27 (в редакции приказа РЭК Омской области от 18 июня 2020 года N 72/32) в оспариваемой части подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Также суд полагает возможным возложить на РЭК Омской области обязанность по принятию нового нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 июня 2020 года N 72/32 "О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27") в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета на одного проживающего 0,122 куб. м в месяц, 1,460 куб. м в год; 22,289 кг в месяц, 267,472 кг в год.
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части.
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.В. Ланцова |
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 8 февраля 2023 г. N 3а-70/2023 "О признании частично недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.05.2017 N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области"
Опубликование:
-
Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 г. по делу N 66а-930/2023 настоящий документ отменен