г. Краснодар |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А32-21754/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" (ИНН 2317044843, ОГРН 1062317013087) - Приписнова И.И. (доверенность от 24.12.2013), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (ИНН 2317064550, ОГРН 1062319004461) - Назаряна А.А. (доверенность от 20.11.2014), от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108) - Кузововой А.В. (доверенность от 21.04.2014), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А32-21754/2013 (судьи Стрекачев А.Н., Шимбарева Н.В., Сулименко Н.В.), установил следующее.
ОАО "Международный аэропорт Сочи" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 22.03.2013 N 15-15/66049 в части: привлечения общества к ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде 1 349 905 рублей 60 копеек штрафа; доначисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплаты в бюджет по итогам 1 квартала 2011 года в размере 9 171 621 рубля; уплаты пени за неуплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года в размере 237 541 рубля 63 копеек; обязании инспекции возвратить обществу из бюджета сумму НДС за 1 квартал 2011 года в размере 9 171 621 рубля (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 18.03.2014 суд оставил без рассмотрения заявление о признании недействительным решения налогового органа от 22.03.2013 N 15-15/66049 в части обязания инспекции возвратить обществу из бюджета НДС за 1 квартал 2011 года в размере 9 171 621 рубля. В остальной части заявленное обществом требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что оказанные обществом услуги не подлежали налогообложению в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Постановлением от 08.08.2014 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 18.03.2014 в части удовлетворения требования общества, в удовлетворении заявленного требования отказал. Судебный акт мотивирован тем, что услуги по обслуживанию пассажиров, багажа и грузов не являются услугами по обслуживанию воздушных судов, не подпадают по льготу, установленную пунктом 22 статьи 149 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, услуги по обслуживанию пассажиров, багажа и грузов - это единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, т. е. комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки, которые не подлежат налогообложению в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению налогового органа, услуги, по обслуживанию пассажиров, багажа и грузов не являются услугами по обслуживанию воздушных судов, не подпадают под льготу, установленную пунктом 22 статьи 149 Кодекса, т. е. не являются услугами, освобождаемыми от обложения НДС.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию за 1 квартал 2011 года. По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации налоговый орган принял решение от 22.03.2013 N 15-15/66049, которым обществу начислены 9 340 460 рублей НДС, 1 383 673 рубля 40 копеек штрафа и 249 921 рубль 75 копеек пеней.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 13.06.2013 N 22-12-502 решение инспекции от 22.03.2013 N 15-15/66049 изменено путем отмены в резолютивной части начислений НДС в части услуг по доставке экипажа, соответствующих им пеней и штрафа. В остальной части решение инспекции утверждено.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
В подпункте 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. Указанная норма не содержит исключений в отношении каких-либо определенных услуг из числа услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 раздела I Приложения N 1 к приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", действовавшего до 01.05.2013, все услуги, перечисленные в приказе (в том числе услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое обслуживание, указанные в разделе 4 приложения 1 к приказу), относятся к обслуживанию воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Суд первой инстанции сослался на письмо от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596, в котором Минтранс России разъяснил, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в раздел IV Приложения N 1 к приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110. Суд первой инстанции, указав, что услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту представляют единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки, пришел к выводу о том, что под услугами, освобождаемыми от налогообложения НДС, следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации и в воздушном пространстве Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что под услугами, освобождаемыми от налогообложения НДС, следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации и в воздушном пространстве Российской Федерации. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
С 01 января 2010 года Минтранс России приказом от 23.11.2009 N 211 внес изменения в Приложение N 1 к приказу N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", согласно которым аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерацииё за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
Суд апелляционной инстанции признал необоснованной ссылку суда первой инстанции на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 07.06.2011 N 17072/10, указав, что по названному делу рассматривался период до 01.01.2010, кроме того, в постановлении названные в Перечне аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденном приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110 (далее - Перечень), сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов не касаются пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что поскольку Перечень установил указанные исключения, услуги по обслуживанию пассажиров, багажа и грузов не являются услугами по обслуживанию воздушных судов, не подпадают по льготу, установленную пунктом 22 статьи 149 Кодекса, то есть не являются услугами, освобождаемыми от обложения НДС, является правильным. Оказанные обществом услуги направлены не на воздушное судно, а на обслуживание пассажиров, багажа и груза и поэтому операции по реализации таких услуг подлежат налогообложению в установленном законом порядке.
Доводы общества были предметом исследования в суде апелляционной инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А32-21754/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.