Решение Архангельского областного суда
от 25 ноября 2022 г. по делу N 3а-351/2022
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
при секретаре Пукановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании частично недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 ноября 2020 года N 62-в/21 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО "Ликвидатор" на полигоне, расположенном на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области" с учетом изменений, внесенных постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 02 декабря 2021 года N 73-в/78,
установил:
постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26.11.2020 N 62-в/21 утверждена производственная программа (приложение N 1) и установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов (приложение N 2), предельные тарифы на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО "Ликвидатор" на полигоне, расположенном на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области (приложение N 3).
Постановлением от 02.12.2021 N 73-в/78 в вышеуказанный акт внесены изменения.
Постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 04.12.2020 и 10.12.2021 соответственно.
Заместитель прокурора Архангельской области предъявил в суд административное исковое заявление, в котором просит признать недействующим постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26.11.2020 N 62-в/21 с учетом постановления от 02.12.2021 N 73-в/78. В обоснование иска указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в порядке, установленном положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062. Оспариваемым постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области утверждена производственная программа, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, предельные тарифы на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО "Ликвидатор" на полигоне, расположенном на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области. Согласно пункту 5 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ От 30.05.2016 N 484, орган регулирования тарифов устанавливает тариф в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 (1) Основ ценообразования, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными. В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования понятие "регулируемая организация" предполагает, что такая организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, должна иметь соответствующую правоспособность, определяемую наличием лицензии. В нарушение требований закона ООО "Ликвидатор" не имеет лицензии на оказание услуг по размещению отходов I-IV классов опасности. Несмотря на отсутствие в Правилах регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, возможности истребования лицензии на осуществление регулируемой деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, полагает, что регулирующий орган должен был установить законность оснований для осуществления соответствующей деятельности ООО "Ликвидатор". Так как у указанного общества лицензия на соответствующий вид деятельности отсутствует, основания к утверждению производственной программы, установлению долгосрочных параметров регулирования тарифов, предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО "Ликвидатор" на полигоне, расположенном на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области, у агентства по тарифам и ценам Архангельской области отсутствовали.
В судебном заседании представители административного истца Ефимова А.В., Ратинский А.В. требования поддержали, с учетом дополнений к административному иску окончательно просили признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26.11.2020 N 62-в/21 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО "Ликвидатор" на полигоне, расположенном на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области" с учетом изменений, внесенных постановлением от 02.12.2021 N 73-в/78, в части установленной в разделе 3 приложения N 1 массы захораниваемых твердых коммунальных отходов, установленного в разделе 4 приложения N 1 объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, установленного в приложении N 2 базового уровня операционных расходов, установленных в приложении N 3 предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО "Ликвидатор" на полигоне, расположенном на территории городского поселения Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области, на 2021-2025 гг.
Представитель административного ответчика Петухов А.В. с иском не согласился, указал, что в соответствии с требованиями Правил регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при обращении с заявкой на установление тарифов не требуется предоставление лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, иной лицензии или разрешения. Приведенный в пункте 8 и абзаце 2 пункта 10 Правил регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами перечень обосновывающих материалов является исчерпывающим, у регулирующего органа отсутствовала обязанность по истребованию дополнительных документов, как и основания для отказа в установлении тарифа на регулируемый вид деятельности.
Дело об установлении на 2021-2025 гг. тарифов на услугу по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемую ООО "Ликвидатор", открыто на основании распоряжения агентства от 23.11.2020 N 457-о/в, заявления ООО "Ликвидатор" от 20.11.2020. Постановлением агентства от 26.11.2020 N 62-в/21 утверждена производственная программа, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, предельные тарифы на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО "Ликвидатор", при этом тарифы рассчитаны регулирующим органом на основании документов, поступивших от организации, несущей ответственность за достоверность предоставленных сведений. Указывает, что по информации администрации Няндомского муниципального района ООО "Ликвидатор" имеет соответствующую лицензию со сроком действия - бессрочно. При корректировке тарифов в 2021 г. обществом предоставлена копия лицензии от 20.03.2017 на размещение ТКО I-IV классов опасности со сроком действия - бессрочно. Информации об отзыве лицензии в регулирующий орган не поступало. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель ООО "ЭкоИнтегратор" в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, в письменном отзыве указывает на несогласие с заявленными требованиями, полагает, что в соответствии с нормативно-правовым регулированием в сфере установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальным отходами регулирующий орган не уполномочен проверять и оценивать соответствие регулируемой организации, обратившейся с тарифной заявкой, требованиям законодательства о лицензировании, равно как требовать предоставления дополнительных документов. Полагает, что наличие регулируемой организации в территориальной схеме обращения с отходами (далее - ТСОО) является достаточным подтверждением для органа регулирования права регулируемой организации, обратившейся с тарифной заявкой, на осуществление соответствующего вида деятельности. Согласно пункту 23 Приложения А9 "Объекты размещения отходов" к ТСОО Архангельской области ООО "Ликвидатор" являлось эксплуатирующей организацией объекта размещения отходов, включенного в ГРОРО, полигона в г. Няндоме, регистрационный номер 29-00053-3-00039-140219. Просит в удовлетворении административного иска отказать (т. 1 л.д. 94-95).
ООО "Ликвидатор", Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного производства.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" прокурор в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с частями 7, 8, 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. "настоящей" следует читать: "названной"
Судом установлено, что ООО "Ликвидатор" по договору аренды от 05.07.2010 N 271 передан земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м для размещения полигона промышленных и бытовых отходов, сроком действия по 04.07.2015. В последующем договор пролонгирован по 04.07.2059 (т. 2 тарифного дела л.д. 3, 15). Полигон включен в государственный реестр объектов размещения отходов за N 29-00053-З-00039-140219 (т. 2 л.д. 133).
На основании заявления ООО "Ликвидатор" от 12.11.2020 N б/н распоряжением агентства от 23.11.2020 N 457-о/в открыто дело об установлении на 2021-2025 гг. долгосрочных предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), оказываемую ООО "Ликвидатор" на полигоне, расположенном на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области (т. 1 тарифного дела).
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26.11.2020 N 62-в/21 утверждена производственная программа ООО "Ликвидатор", осуществляющего захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне, расположенном на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области (приложение N 1), установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и предельные тарифы на услугу по захоронению ТКО, оказываемую ООО "Ликвидатор" на полигоне, расположенном на территории указанного городского поселения (приложения N 2 и 3).
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 02.12.2021 N 73-в/78 в постановление N 62-в/21 внесены изменения, раздел 3 приложения N 1 изложен в новой редакции, в таблице раздела 4 цифры "4484,83" заменены цифрами "5124,40", раздел 6, приложение N 3 изложены в новой редакции.
Постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 04.12.2020 и 10.12.2021 соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N 89-ФЗ) государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются Федеральным законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Методические указания).
Согласно статье 24.8 Закона N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходам относятся захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежат регулированию.
В силу подпункта 50 пункта 9 постановления Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 214-пп "Об утверждении Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области" агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство, орган регулирования тарифа) наделено полномочиями по утверждению предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
Абзацем 4 статьи 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что под понятием "размещение отходов" понимается хранение и захоронение отходов. Следовательно, деятельность по захоронению отходов I-IV подлежит лицензированию.
Объект размещения отходов, расположенный в городском поселении "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области, назначением: полигон по обезвреживанию бытовых отходов г. Няндома, включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) за N 29-00053-З-00039-140219, эксплуатирующая организация ООО "Ликвидатор" (т. 2 л.д. 133).
Согласно ГРОРО на полигоне размещаются следующие основные виды отходов: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), код ФККО - 73111001724, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 73310001724, мусор и смет производственных помещений малоопасный - 73321001724, мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный - 73322001724, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства - 73120002725, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ - 89000001724, мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8129010174, пыль (порошок) абразивный от шлифования черных металлов с содержанием металла менее 50% - 36122102424, тара из черных металлов, загрязненных лакокрасочными материалами (содержание менее 5%), - 46811202514, шлак сварочный - 91910002204, абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов - 45610001515, отходы из жилищ крупногабаритные - 73111002215, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами - 73510002725, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами - 73510001725, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений - 73710001725, бой стекла - 34190101205, обрезки и обрывки смешанных тканей - 30311109235, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий - 81220101205 (т. 2 л.д. 133).
По сообщению управления строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Няндомского муниципального района от 07.10.2020, находящемуся в т. 1 тарифного дела, услугу по захоронению ТКО оказывает ООО "Ликвидатор" и продолжит оказывать в 2021 г.
Согласно письменному отзыву Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ООО "Ликвидатор" имеет действующую лицензию от 20.03.2017 N (29)-3159-Т по виду работ: транспортирование отходов IV класса опасности по видам: мусор и смет производственных помещений малоопасный - 73321001724, смет с территорий предприятий малоопасный - 73339001714, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 73310001724, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 73111001724.
Лицензия от 09.02.2012 N 29-00008, выданная ООО "Ликвидатор" в части размещения отходов на свалке ТБО г. Няндома, утратила действие ввиду внесенных изменений Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ (пункт "б" статьи 7) в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (т. 2 л.д. 1-3).
Согласно положениям Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99) адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подлежат включению в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии (часть 1 статьи 15 Закона); в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению (часть 1 статьи 18 Закона). Из вышеуказанного следует, что лицензия предоставляет право на осуществление соответствующего вида деятельности в определенных местах.
Лицензии на размещение (захоронение) отходов на свалке ТБО г. Няндома на момент тарифного регулирования, рассмотрения настоящего административного дела ООО "Ликвидатор" не имело и не имеет.
В силу положений пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наличие лицензии определяет правоспособность юридического лица, то есть способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, связанные с отдельными видами деятельности, перечень которых установлен законом.
Согласно пунктам 5, 6 (1) Основ ценообразования орган регулирования тарифов устанавливает тариф в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением тарифа на обработку твердых коммунальных отходов в случае, если регулируемая организация, осуществляющая захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов (расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов)
Несмотря на то, что пункты 7 и 8 Правил регулирования прямо не указывают на необходимость приложения к заявлению об установлении тарифов копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, использование в Правилах регулирования понятия "регулируемая организация", данному в Основах ценообразования (пункт 2 Правил регулирования), свидетельствует о том, что организация при обращении в орган регулирования с заявлением об установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов должна иметь лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов.
Пунктом 8 Правил регулирования тарифов установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, в том числе расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями; расчет размера тарифов; расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности; копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок); копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, договоров купли-продажи электрической энергии и мощности или реестр таких договоров.
Содержание перечня необходимых для установления тарифов документов предполагает, что обращающийся за тарифным регулированием субъект спорных правоотношений имеет законные основания для осуществления регулируемого вида деятельности, а само тарифное регулирование не может быть осуществлено в отношении лица, не имеющего права на осуществление регулируемого вида деятельности в отсутствие необходимой для ее осуществления лицензии.
Ссылки представителя административного ответчика на письмо ФАС России от 16.11.2022, содержащее разъяснение о том, что непредставление регулируемой организацией документов, которые не перечислены в пункте 8 Правил регулирования, в том числе лицензии на деятельность по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности, не является основанием для неустановления тарифов, суд отклоняет как несостоятельные. Указанное письмо нормативным правовым актом или актом, обладающим нормативными свойствами, не является.
Суд также отклоняет доводы административного ответчика о том, что регулирующему органу была представлена действующая лицензия на выполнение (оказание) услуг по размещению отходов I-IV классов опасности N 29-00008 от 09.02.2012.
В материалах дела представлена копия лицензии N 29-00008 от 09.02.2012, выданная ООО "Ликвидатор" на выполнение (оказание) услуг по размещению отходов I-IV классов опасности, сроком действия - бессрочно, место осуществления лицензируемого вида деятельности - свалка ТБО г. Няндома, Архангельской области (56 квартал Няндомского лесничества Няндомского лесхоза в 7 км от г. Няндомы) (т. 1 л.д. 59).
На момент выдачи обществу лицензии 09.02.2012 действовал Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, относивший к лицензируемому виду деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (подпункт 74 пункта 1 статьи 17).
Этот закон утратил силу с принятием Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011, включившего в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (пункт 30 части 1 статьи 12).
С 01.07.2015 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", согласно которым с 01.07.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" часть 3 статьи 23 Закона N 458-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Из системного анализа приведенных положений в динамике развития законодательства следует, что лицензия, полученная на основании Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, срок которой не истек к моменту вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, сохраняет свое действие до 01.01.2019. Таким образом, на момент тарифного регулирования у ООО "Ликвидатор" отсутствовала действующая лицензия на оказание услуги по захоронению отходов.
Письмом от 23.11.2020 N 216 ООО "Ликвидатор" проинформировало агентство о том, что в 2019 г. поступило на полигон г. Няндома в 1 полугодии 2400,35 т отходов IV класса опасности, 283,97 т - V класса опасности, во 2 полугодии - 2911,2 - IV класса опасности, 212,24 - V класса (т. 1 тарифного дела).
В материалы тарифного дела представлены сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 г., согласно которым на полигоне в г. Няндоме размещены отходы IV класса опасности - мусор и смет производственных помещений малоопасный (код ФККО 73321001724) 85,4 т, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 89000001724) 165,1 т, смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 73339001714) 21,6 т, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 73310001724) 0,5 т (т. 3 тарифного дела).
Сбор и размещение отходов производства осуществляется вне зависимости от класса опасности таких отходов, в свою очередь дифференциация при установлении тарифа для отдельно взятого класса опасности таких отходов органом регулирования тарифов не производится, а заявленные регулируемой организацией расходы принимаются в качестве экономически обоснованных расходов, в том числе по захоронению отходов IV класса опасности (плата за негативное воздействие на окружающую среду (т. 2 тарифного дела л. 66), расходы по периодическим медицинским осмотрам работников (т. 2 тарифного дела л. 216), расходы на оплату платных образовательных услуг по профессиональной подготовке лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности (т. 2 тарифного дела л. 282). Однако такие расходы, в отсутствие соответствующей лицензии, не могли быть признаны экономически обоснованными.
Согласно Уставу ООО "Ликвидатор", представленному в материалы тарифного дела (т. 2 л. 20), основными видами деятельности является, в числе прочих, обработка и утилизация отходов (т. 1 л.д. 121).
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ приводятся основные понятия, используемые в нем, под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
под обработкой отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
под утилизацией отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. "настоящего" следует читать: "названного"
Захоронение отходов I-IV классов опасности в качестве основного и/или дополнительного вида деятельности в учредительных документах ООО "Ликвидатор" не указано.
С учетом изложенного органом регулирования тарифов утверждена производственная программа, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, предельные тарифы на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов организации в нарушение положений Основ ценообразования и Правил регулирования.
Возражения административного ответчика о том, что по итогам рассмотрения заявки в установлении тарифа не могло быть отказано, суд отклоняет, регулирующий орган вправе был истребовать дополнительные документы, необходимые для подтверждения обоснованности приведенных обществом расчетов, а в случае непредоставления регулируемой организацией в полном объеме обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования вправе был возвратить без рассмотрения поданные материалы (пункт 1 Правил регулирования).
Таким образом, на стадии подачи заявки регулируемой организацией должно быть подтверждено осуществление ею регулируемой деятельности, а органом регулирования - обеспечена проверка полноты представленных документов, подтверждающих данное обстоятельство.
Согласно пункту 85 Методических указаний необходимая валовая выручка регионального оператора определяется как сумма расходов регионального оператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, собственных расходов регионального оператора, корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора.
Расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, определяются с учетом тарифа оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленного органом регулирования тарифов, и объема (массы) отходов, направляемого (планируемого к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Следовательно, установленный ООО "Ликвидатор" тариф на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов учитывается при определении расходов регионального оператора, которым с 01.01.2020 на основании Соглашения об организации деятельности регоператора от 29.10.2019 является ООО "ЭкоИнтегратор", и в итоге влияет на тариф для населения на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регионального оператора. Также ООО "ЭкоИнтегратор" представлены акты об оплате услуг ООО "Ликвидатор" по размещению ТКО за 2021-2022 гг.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
Поскольку, как приведено выше, установленные для ООО "Ликвидатор" тарифы применялись, в том числе опосредованно, в отсутствие доказательств обратного, постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26.11.2020 N 62-в/21 с учетом внесенных постановлением от 02.12.2021 N 73-в/78 изменений подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.
Согласно части 11 статьи 11, пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании частично недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 ноября 2020 года N 62-в/21 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО "Ликвидатор" на полигоне, расположенном на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области" с учетом изменений, внесенных постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 02 декабря 2021 года N 73-в/78, удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда разделы 3, 4 приложения N 1, приложения N 2 и 3 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 ноября 2020 года N 62-в/21 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО "Ликвидатор" на полигоне, расположенном на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области" с последующими изменениями, внесенными постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 02 декабря 2021 года N 73-в/78.
Обязать агентство по тарифам и ценам Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий: |
И.В. Рогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 25 ноября 2022 г. по делу N 3а-351/2022
Вступило в законную силу 10 января 2023 г.
Текст решения опубликован не был