Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 марта 2023 г. N 03-07-13/1/25667
Вопрос: В соответствии с абзацем четвертым пункта 3 раздела II "Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года:
В случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Общество планирует приобретать товары у казахстанского хозяйствующего субъекта с их ввозом в Российскую Федерацию с территории государства за пределами Союза и выпуском для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.
Согласно Письму Минфина России от 01.09.2022 N 03-07-13/1/85227 положения указанного выше абзаца четвертого применяются в целях определения места реализации товаров продавцом, в связи с этим при приобретении у казахстанского хозяйствующего субъекта товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории государства за пределами Союза, положения вышеуказанного абзаца четвертого пункта 3 раздела II Протокола не применяются и, соответственно, российскому налогоплательщику, приобретающему такие товары, уплачивать НДС не следует.
Вместе с тем в силу п.п. 1-2 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах РФ. Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары у указанных иностранных лиц.
Руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 34.2 НК РФ прошу разъяснить, в случае приобретения обществом товаров у казахстанского хозяйствующего субъекта, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, с их ввозом в Российскую Федерация с территории государства за пределами Союза и выпуском для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, признается ли местом реализации этих товаров Российская Федерация и обязано ли общество на основании ст. 161 НК РФ определять налоговую базу и уплачивать НДС в качестве налогового агента?
Ответ: В связи с указанным письмом по вопросу о необходимости исполнения российской организацией обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость на основании положений абзаца четвертого пункта 3 раздела II "Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (далее соответственно - Протокол, Договор, ЕАЭС), при приобретении указанной организацией у хозяйствующего субъекта Республики Казахстан товара, который ввозится на территорию Российской Федерации с территории государства, не являющегося государством - членом ЕАЭС, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 Протокола в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства - члена ЕАЭС налогоплательщику другого государства - члена ЕАЭС, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами территории ЕАЭС и завершена в другом государстве - члене ЕАЭС, местом реализации товара признается территория государства - члена ЕАЭС, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Отметим, что положения данного абзаца четвертого пункта 3 Протокола применяются в целях определения места реализации товара продавцом, а не покупателем товара.
Кроме того, статьей 72 Договора определено, что взимание налога на добавленную стоимость во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.
Разделом I "Общие положения" Протокола предусмотрено, что под импортом товаров понимается ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС.
Таким образом, в целях налога на добавленную стоимость ввоз из государства, не являющегося государством - членом ЕАЭС, в Российскую Федерацию товаров, приобретенных российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, не признается импортом товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, и, соответственно, в отношении такого ввоза положения Договора и Протокола не применяются.
При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз товаров в Российскую Федерацию признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим при ввозе из государства, не являющегося государством - членом ЕАЭС, в Российскую Федерацию товаров, приобретенных российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, налог на добавленную стоимость подлежит уплате таможенным органам Российской Федерации.
В связи с этим российскому налогоплательщику, приобретающему такие товары, уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не следует.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При ввозе из государства, не являющегося членом ЕАЭС, в Россию товаров, приобретенных российской организацией по договору с казахстанским субъектом, НДС подлежит уплате таможенным органам Российской Федерации.
Российскому налогоплательщику, приобретающему такие товары, уплачивать НДС в качестве налогового агента не следует.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 марта 2023 г. N 03-07-13/1/25667
Опубликование:
-