Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 марта 2023 г. N 03-07-07/19880
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью осуществляет в негосударственном пансионате для пожилых деятельность по предоставлению платных услуг по уходу за престарелыми и инвалидами в форме стационарного социального обслуживания на основании заключенных с получателями услуг договоров о предоставлении социальных услуг.
В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.
В силу прямого указания п. 3 ч. 2 ст. 149 НК РФ в целях освобождения от НДС указанных услуг необходимость ухода за получателями услуг может быть подтверждена, в том числе заключениями организаций здравоохранения.
Однако действующим законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации, не установлены ни порядок получения, ни формы подобных заключений.
Общество с ограниченной ответственностью заключает договора о предоставлении платных социальных услуг и осуществляет уход за престарелыми и инвалидами, руководствуясь заключениями врачебных комиссий с участием врачей-специалистов с рекомендациями о помещении получателя услуг в стационарные организации социального обслуживания, а также с информацией об отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в стационарной форме социального обслуживания, выданными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения. В качестве примера такого заключения к настоящему обращению прилагается медицинская документация, а именно "Сведения о состоянии здоровья гражданина (за исключением детей-инвалидов), рекомендуемые для рассмотрения вопроса о нуждаемости в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания при постоянно/пятидневном проживании", выданная Поликлиникой.
Является ли приложенная к настоящему обращению медицинская документация достаточным основанием для освобождения операций по реализации платных услуг по уходу от налогообложения НДС в соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 149 НК РФ?
Ответ: В связи с письмом о применении положений подпункта 3 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость по уходу за которыми подтверждена соответствующим заключением одной из следующих организаций (органов): организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.
Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании определяется в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания, принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании.
Одновременно сообщаем, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере социального обслуживания населения (включая больных, инвалидов и престарелых), является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610).
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, что освобождаются от НДС услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена заключением организаций здравоохранения, органов соцзащиты и (или) учреждений медико-социальной защиты. Решение о признании гражданина нуждающимся в соцобслуживании либо об отказе в нем принимает уполномоченный в этой сфере региональный госорган.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 марта 2023 г. N 03-07-07/19880
Опубликование:
-