Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
Утверждена
приказом управления
по государственному регулированию
цен и тарифов в Белгородской области
от 20 декабря 2022 года N 81
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий на 2023 год
Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий на 2023 год (далее - Программа профилактики) направлена на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается управлением по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Управление) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере.
Программа профилактики разработана в целях реализации статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и с учетом требований Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990, а также согласно пункту 3.1 раздела III Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 25 октября 2021 года N 484-пп "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов)".
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Управления, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
Профилактика нарушения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится в рамках осуществляемого регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере.
Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере являются контролируемые лица, осуществляющие регулируемую деятельность в сферах естественных монополий.
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Управлением мероприятий в рамках регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере (далее - Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования), утверждается приказом Управления. Данный Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, размещается на официальном сайте Управления в сети "Интернет" (https://kgrct.ru) в блоке "Деятельность" в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" и поддерживается в актуальном состоянии.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере применяется риск-ориентированный подход.
Управление является органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги) и региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Объектом регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере является деятельность контролируемых лиц, оказывающих услуги в сферах естественных монополий.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации.
Региональный государственный контроль (надзор) в соответствующей сфере осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- без взаимодействия с контролируемым лицом:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- при взаимодействии с контролируемым лицом:
документарная проверка,
выездная проверка.
Контрольно-надзорная деятельность Управления осуществляется посредством проверок контролируемых лиц, систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований при осуществлении контролируемыми лицами регулируемой деятельности, путем организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Согласно пункту 4.2 раздела IV Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 25 октября 2021 года N 484-пп, плановые контрольные (надзорные) мероприятия Управлением не проводятся. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что проведение плановых контрольных мероприятий в 2022 году допускается только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, а также определены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок, в числе которых - непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства и непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
В связи с вышеизложенным плановые и внеплановые контрольные мероприятия в отношении контролируемых лиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности в соответствующей сфере в 2022 году, не проводились.
При этом сотрудниками Управления в 2022 году на основании заданий начальника Управления осуществлялись контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, проводимые путем наблюдения за соблюдением обязательных требований законодательства регулирующего отношения в соответствующей сфере, а также систематического наблюдения и анализа информации за соблюдением стандартов раскрытия информации в соответствующей сфере.
В 2022 году (по итогу 9 месяцев) контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проведены в отношении 3 контролируемых лиц, оказывающих услуги в сферах естественных монополий.
По результатам проведенных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами выявлены нарушения: в части раскрытия информации регулируемыми организациями, такие как отсутствие фактов раскрытия требуемой информации и несоблюдение сроков ее представления.
В целях профилактики нарушений обязательных требований Управлением осуществлялись следующие мероприятия:
- по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия контролируемым лицам, оказывающим услуги в сферах естественных монополий, объявлено 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
- на официальном сайте Управления размещены нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере;
- по мере поступления обращений контролируемых лиц сотрудниками Управления, в режиме реального времени, проводилось консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в соответствующей сфере посредством телефонной связи;
- проводилось информирование контролируемых лиц о необходимости соблюдения обязательных требований путем направления информационных писем посредством региональной системы "Единая информационно-аналитическая система сбора данных "Экспресс-отчетность", а также размещения информационных писем на официальном сайте Управления;
- на официальном сайте Управления размещен обзор правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушения обязательных требований, с рекомендациями о мерах, предпринимаемых контролируемыми лицами в целях недопущения таких нарушений;
- разработано руководство по соблюдению обязательных требований, в котором разъясняются: критерии правомерного поведения контролируемых лиц; изменения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования; организационные и технические мероприятия, направленные на внедрение и обеспечение реализации указанных актов. Руководство по соблюдению обязательных требований размещено на официальном сайте Управления.
При проведении анализа нарушений обязательных требований в соответствующей сфере выявлено, что самым распространенным нарушением является нарушение сроков и полноты раскрытия информации, что обусловлено неисполнением требований, установленных стандартами раскрытия информации.
В ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что одной из основных причин допускаемых нарушений является недостаточная осведомленность контролируемых лиц об обязательных требованиях законодательства. Первопричиной данной проблемы являются незнание действующих норм законодательства либо неверное их понимание и некорректное применения на практике.
Реализация Программы профилактики осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Управления.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере направлена на достижение следующих основных целей:
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в соответствующей сфере;
- разъяснение контролируемым лицам обязательных требований законодательства в сфере естественных монополий и механизмов их применения на практике.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
- своевременное выявление факторов риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства;
- создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к рисковому поведению, формирование позитивной ответственности за свое поведение, поддержание мотивации к добросовестному поведению;
- формирование одинакового понимания обязательных требований законодательства у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства и необходимых мерах по их соблюдению и исполнению;
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и минимизация административной нагрузки для контролируемых лиц.
Эффективная реализация мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований позволит контролируемым лицам соблюдать обязательные требования, установленные законодательством.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Управление при разработке и утверждении Программы профилактики учитывает категории риска, к которым отнесены объекты контроля.
В рамках профилактической деятельности при осуществлении Управлением регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере планируется проведение следующих профилактических мероприятий в отношении контролируемых лиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах естественных монополий.
План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий на 2023 год
N п/п |
Наименование мероприятия |
Периодичность проведения мероприятия |
Вид документа/ Источник получения информации (документов) |
Ответственное структурное подразделение Управления |
1. |
Информирование |
В течение года (по мере необходимости) |
Информационные письма, комментарии, перечни. Официальный сайт Управления в сети "Интернет" https://kgrct.ru, "Единая информационно-аналитическая система сбора данных "Экспресс отчетность", средства массовой информации (СМИ) |
Отдел информационно-аналитической работы и контроля; Отдел регулирования и контроля цен на социально значимые товары и услуги |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
Не реже 1 раза в год |
Доклад. Официальный сайт Управления в сети "Интернет" https://kgrct.ru |
Отдел информационно-аналитической работы и контроля |
3. |
Предостережение |
В течение года (по мере необходимости) |
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований |
Отдел информационно-аналитической работы и контроля; Отдел регулирования и контроля цен на социально значимые товары и услуги |
4. |
Консультирование |
В течение года (по мере необходимости) |
Письменные ответы на основании официальных запросов контролируемых лиц, устные ответы при непосредственном обращении уполномоченных представителей контролируемых лиц. Консультирование при личном обращении либо посредством телефонной связи |
Отдел информационно-аналитической работы и контроля; Отдел регулирования и контроля цен на социально значимые товары и услуги |
5. |
Профилактический визит |
Ежеквартально, согласно плану-графику, который утверждается приказом Управления |
Уведомление о проведении профилактического визита. Учетная карточка профилактического визита |
Отдел информационно-аналитической работы и контроля; Отдел регулирования и контроля цен на социально значимые товары и услуги |
Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся Управлением только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
1. Информирование
Информирование осуществляется посредством: размещения сведений: на официальном сайте Управления в сети "Интернет" (https://kgrct.ru), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Управление размещает и поддерживает в актуальном состоянии следующие информацию и документы:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
5) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
6) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
7) Программу профилактики;
8) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
9) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
10) сведения о порядке досудебного обжалования решений Управления, действий (бездействия) должностных лиц Управления;
11) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Управления;
12) доклады о региональном государственном контроле (надзоре) в соответствующей сфере;
13) иные сведения (при необходимости), предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) Программой профилактики.
Подразделения и (или) должностные лица Управления, ответственные за реализацию информирования контролируемых лиц: отдел информационно-аналитической работы и контроля, отдел регулирования и контроля цен на социально значимые товары и услуги.
Контактные данные ответственных подразделений и (или) должностных лиц Управления размещены на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://kgrct.ru) (Главная > Об Управлении > Структура > Начальник Управления).
2. Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики осуществляется посредством подготовки доклада о правоприменительной практике не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, с последующим утверждением его приказом Управления до 12 марта и размещением на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://kgrct.ru) в срок не позднее 3 дней со дня его утверждения. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, подготавливается не реже одного раза в год.
Управление обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Порядок осуществления публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике:
1. Уведомление контролируемых лиц, а также заинтересованных лиц о проведении публичного обсуждения проекта доклада размещается на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://kgrct.ru) не позднее чем за две недели до проведения мероприятия.
2. Уведомление должно включать в себя информацию о дате, времени и месте проведения публичного обсуждения, сведения о контактных лицах, адрес электронной почты для направления вопросов (обращений), замечаний и комментариев.
3. К уведомлению прилагается проект доклада.
4. Ответы на вопросы (обращения), замечания и комментарии даются в обобщенном виде при проведении самих публичных обсуждений. Если ответ на вопрос (обращение), замечание или комментарий не может быть дан до начала публичного мероприятия, он дается на следующем публичном мероприятии.
Ответственным за обобщение правоприменительной практики является отдел информационно-аналитической работы и контроля Управления.
Контактные данные ответственных подразделений и (или) должностных лиц Управления размещены на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://kgrct.ru) (Главная > Об Управлении > Структура > Начальник Управления).
3. Объявление предостережения
Управление объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - Предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в следующих случаях:
- при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований;
- при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Управление использует типовую форму Предостережения, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу согласно порядку, предусмотренному статьями 21, 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Предостережение должно содержать следующую информацию:
- указание на соответствующие обязательные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт;
- информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований;
- предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
Предостережение не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо вправе после получения Предостережения подать в Управление возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражений в отношении Предостережения установлен положением о виде контроля Управления, которое размещено на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://kgrct.ru) (Главная > Деятельность > Контрольно-надзорная деятельность).
Управление осуществляет учет объявленных Предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Подразделения и (или) должностные лица Управления, ответственные за объявление Предостережения: отдел информационно-аналитической работы и контроля, отдел регулирования и контроля цен на социально значимые товары и услуги.
Контактные данные ответственных подразделений и (или) должностных л
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.