г. Краснодар |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А32-6619/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Гришко Н.В. (доверенность от 13.01.2014), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ДАЛК" (ИНН 5044022579, ОГРН 1025005686760), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДАЛК" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2014 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-6619/2014, установил следующее.
ООО "ДАЛК" (далее - общество, таможенный представитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными требований таможни об уплате таможенных платежей от 11.02.2014 N 226/1 - 231/1.
Решением суда от 19.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2014, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что общество, как таможенный представитель, несет с декларантом солидарную ответственность, связанную с обязанностью уплаты таможенных пошлин и налогов, требования выставляются одновременно в адрес декларанта и его таможенного представителя; общество не заявляло требований о признании незаконными действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя жалобы, после выпуска товаров в свободное обращение таможенный представитель не несет солидарную ответственность при доначислении таможенных платежей. В связи с выпуском товаров прекращает свое действие договор об оказании услуг по декларированию товаров, в связи с чем исключается внедоговорная солидарная ответственность таможенного представителя. Кроме того, общество указывает, что оно не имело возможности оспорить действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости ввезенных товаров, что послужило основанием для доначисления таможенных платежей и выставления требований об их уплате.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя таможни, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и ООО "Агропоставка" (клиент) заключили договор от 25.03.2011 N 0154/00-11-528 на оказание услуг таможенного представителя. Согласно пункту 1.1 указанного договора общество совершает от имени клиента таможенные операции в отношении товаров, декларантом которых в соответствии с действующим таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле является клиент, а также оказывает клиенту консультационные услуги и представляет его интересы в таможенных органах, а клиент принимает оказанные услуги и оплачивает их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Исполняя условия названного договора, общество, действуя в качестве таможенного представителя, совершило таможенные операции, связанные с декларированием товаров по ДТ N 10309100/120811/0002023, 10309100/300811/0002137, 10309100/130911/0002268, 10309100/160911/0002292, 10309100/160911/0002298, 10309100/270911/0002409 (далее - спорные ДТ), ввезенных ООО "Агропоставка" на таможенную территорию Таможенного союза на основании заключенного внешнеторгового контракта от 20.07.2011 N 17 с фирмой "WKL EXPORT/IMPORT".
В ходе проведения камеральной таможенной проверки на основании анализа документов, полученных из таможенной службы Германии, таможня установила, что информация о стоимости и условиях поставки товаров, указанная декларантом при таможенном декларировании по спорным ДТ, не является достоверной.
14 января 2014 года таможня приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров.
В целях взыскания задолженности, образовавшейся вследствие корректировки таможенной стоимости товаров, таможня направила в адрес ООО "Агропоставка" и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей и пеней от 11.02.2014 N 226, 227, 228, 229, 230, 231 и 226/1, 227/1, 228/1, 229/1, 230/1, 231/1 соответственно.
Полагая, что требования от 11.02.2014 N 226/1, 227/1, 228/1, 229/1, 230/1 и 231/1 являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с таможенным законодательством декларирование товаров относится к главе 27 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), выпуск товаров - к главе 28 Таможенного кодекса, а таможенный контроль после выпуска товара - к главе 15 Таможенного кодекса. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при соблюдении условий, установленных статьей 195 Таможенного кодекса. Одним из таких условий является уплата таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом.
На основании статьи 111 Таможенного кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Согласно пункту 1 статьи 201 Таможенного кодекса при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 и в пункте 2 статьи 201 Таможенного кодекса, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
На основании пункта 4 статьи 195 Таможенного кодекса выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии Таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих в информационные системы таможенного органа.
Одним из таких оснований является уплата таможенных платежей, которую в силу статей 15 и 79 Таможенного кодекса, пункта 5 статьи 60 и статьи 114 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) может осуществить не только декларант, но и таможенный представитель.
Согласно статье 79 Таможенного кодекса плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Подпунктом 34 пункта 1 статьи 4 и пунктом 1 статьи 12 Таможенного кодекса определено, что таможенный представитель - это юридическое лицо, которое признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей, и совершающее в рамках таможенного законодательства таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц на договорной основе.
Согласно статье 4 Таможенного кодекса таможенные операции представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. К таким действиям, в том числе, относятся декларирование товара и уплата таможенных платежей.
Таким образом, лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.11.2001 N 202-О, уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров представляет собой, по существу, не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах -лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары от собственного имени.
В основу установленной таможенным законодательством имущественной обязанности таможенного представителя, связанной с внесением таможенных платежей, положен сложный юридический состав, который образуют договор, заключенный таможенным представителем с декларантом (заинтересованным лицом), и императивное предписание Таможенного кодекса. При этом федеральный законодатель не возлагает на таможенного представителя обязанность по уплате таможенных платежей единолично и в полном объеме, а использует конструкцию солидарной обязанности, которая не только гарантирует удовлетворение фискального интереса государства, но и учитывает специфику договорных отношений между таможенным представителем и его контрагентом.
Таким образом, правовое регулирование, при котором на таможенного представителя возложена обязанность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным представителем, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.
В Законе N 311-ФЗ содержатся ссылки на применение при таможенных операциях гражданского законодательства Российской Федерации, а также предусмотрено прямое регулирование таможенных отношений имущественного характера с использованием механизмов гражданского права. Пунктом 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Данная публично-правовая обязанность по уплате таможенных платежей, возникнув в связи с наличием обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ, может прекратиться только по основаниям, предусмотренным законом, в частности статьей 80 Таможенного кодекса. Названная норма такого основания как выпуск товара в свободное обращение не содержит.
Согласно статье 322 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -Гражданский кодекс) солидарная обязанность возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или установлена законом. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 323 Гражданского кодекса при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, как полностью, так и части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
В силу прямого указания части 4 статьи 150 Закона N 311-ФЗ при применении мер по принудительному взысканию таможенных платежей таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, начисление таможенных платежей в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара в свободное обращение не освобождает таможенного представителя от обязанности по уплате таможенных платежей. Законодатель не ограничил пределы солидарной обязанности таможенного представителя периодом декларирования товара и (или) его выпуском.
Как видно из материалов дела, общество является профессиональным участником на рынке реализации услуг по таможенному оформлению товара, включено в реестр таможенных брокеров (представителей), на основании договора от 25.03.2011 N 0154/00-11-528, произвело декларирование товара ООО "Агропоставка", ввезенного по спорным ДТ, и как таможенный представитель несет солидарную с ООО "Агропоставка" обязанность по уплате таможенных платежей, связанных с ввозом товара по спорным ДТ, вне зависимости от того, выпущен товар в свободное обращение или нет. Таким образом, является правильным вывод судов о том, что направление обществу таможней требований от 11.02.2014 N 226/1 - 231/1 не противоречит закону.
Доводы общества о незаконности действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости правомерно не приняты судом апелляционной инстанции, поскольку такие требования в суде первой инстанции заявлены не были и судом не проверялись.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании закона, были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах и, в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 по делу N А32-6619/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.