Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города Ставрополя
от 06.04.2023 N 742
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края
Общие положения
1. Настоящее Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края определяет основные задачи, функции, порядок работы, состав и структуру, требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу, комплектованию и подготовке кадров, помещениям, оборудованию, финансированию и полномочиям муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба" города Ставрополя (далее - ЕДДС) с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112).
2. ЕДДС является органом повседневного управления городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - городское звено РСЧС). На базе ЕДДС развертывается система-112.
3. ЕДДС осуществляет обеспечение деятельности администрации города Ставрополя в области:
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
управления силами и средствами городского звена РСЧС, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, а также в условиях ведения гражданской обороны (далее - ГО);
организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (далее - ФОИВ), органов исполнительной власти Ставропольского края (далее - ОИВСК), администрации города Ставрополя и организаций (объектов) города Ставрополя при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений и при решении задач в области ГО и защиты населения и территории от ЧС;
оповещения и информирования населения о ЧС;
координации деятельности органов повседневного управления городского звена РСЧС.
4. Общее руководство ЕДДС осуществляет глава города Ставрополя, который является председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - председатель КЧС и ОПБ города Ставрополя). Оперативное руководство ЕДДС осуществляет руководитель комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Ставрополя (далее - Комитет), непосредственное руководство - директор ЕДДС.
При функционировании в режиме чрезвычайной ситуации руководство ЕДДС осуществляет председатель КЧС и ОПБ города Ставрополя.
Координацию деятельности ЕДДС в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляет центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю (далее - ЦУКС).
5. ЕДДС в пределах своих полномочий взаимодействует и обеспечивает координацию всех дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) экстренных оперативных служб (далее - ЭОС) и ДДС организаций (объектов) муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - город Ставрополь) независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе возникновения или возникновения ЧС (происшествий), а также является координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) в ЧС и при реагировании на ЧС (происшествия).
6. ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с постоянно действующими органами и органами повседневного управления РСЧС регионального, муниципального и объектового уровней, организациями (подразделениями) ОИВСК, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий), ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующими на территории города Ставрополя, и ЕДДС соседних муниципальных образований Ставропольского края.
Порядок взаимодействия регулируется в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30 декабря 2020 г. N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 21 ноября 2011 года N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", от 28 декабря 2020 года N 2322 "О Порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", приказами МЧС России от 26 августа 2009 года N 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 11 января 2021 года N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 05 июля 2021 года N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", от 05 июля 2021 года N 430 "Об утверждении Правил обеспечения Центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях", распоряжениями Правительства Ставропольского края от 04 марта 2014 года N 74-рп "О мерах по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Ставропольском крае", от 27 августа 2019 года N 355-рп "О вводе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Ставропольском крае в постоянную эксплуатацию", постановлением администрации города Ставрополя от 17.04.2015 N 725 "О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в городе Ставрополе", законами и другими нормативными правовыми актами Ставропольского края, нормативными документами в области информационного взаимодействия, а также соглашениями и регламентами об информационном взаимодействии, подписанными в установленном порядке.
7. ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Ставропольского края, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии с ДДС в установленном порядке, нормативными правовыми актами МЧС России, законодательством Ставропольского края, настоящим Положением о ЕДДС, Уставом муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и другими нормативно-правовыми актами города Ставрополя.
8. ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС, действующих на территории города Ставрополя, по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий всех ДДС в ЧС и при реагировании на происшествия.
Основные задачи ЕДДС
9. ЕДДС выполняет следующие основные задачи:
прием от населения, организаций, технических систем или иных источников информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия), обработка, анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе через систему-112, и контроль результатов реагирования;
сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения;
регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование отчетов по поступившей информации;
мониторинг, анализ, прогнозирование, обобщение, оценка и контроль данных сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествий) и реагированию на происшествие;
подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных с ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующих на территории города Ставрополя, вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений в пределах своих полномочий;
доведение до председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) экстренных предупреждений об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
оповещение и информирование председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя, органов администрации города Ставрополя, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Ставрополя (далее - комиссия), городского звена РСЧС, органов управления, сил и средств на территории города Ставрополя, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории города Ставрополя, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС (происшествия);
оповещение и информирование ЕДДС соседних муниципальных образований Ставропольского края в соответствии с планами взаимодействия при угрозе распространения ЧС на территорию соседних муниципальных образований;
прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации, сигналов (распоряжений) на изменение режимов функционирования органов управления и сил городского звена РСЧС;
оперативное управление и обеспечение координации сил и средств городского звена РСЧС, расположенных на территории города Ставрополя, их совместных действий, доведение до них задач при подготовке и выполнении мероприятий по ГО, при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), а также по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), доведение информации о принятии необходимых экстренных мер и решений в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, Планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края;
обеспечение организации информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС, с использованием информационных систем, в том числе автоматизированных информационно-управляющих систем (далее - АИУС) РСЧС (через "Личный кабинет ЕДДС");
обеспечение оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, на территории города Ставрополя, мерах и способах защиты от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, оповещение населения по сигналам ГО;
организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления городского звена РСЧС, администрацией города Ставрополя и ДДС ЭОС, ДДС организаций (объектов), а также с органами управления ГО при подготовке к ведению и ведении ГО;
предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;
уточнение и корректировка действий привлеченных ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112";
представление докладов (донесений) об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органом управления по подчиненности;
доведение задач, поставленных органами РСЧС вышестоящего уровня, до ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), сил и средств городского звена РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), контроль их выполнения и организация взаимодействия;
взаимодействие в зоне своей ответственности с дежурными службами территориальных (местных) гарнизонов для оперативного предупреждения об угрозах возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Основные функции ЕДДС
10. На ЕДДС возлагаются следующие основные функции: осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий), прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации;
прием, регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов;
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
сбор от всех ДДС, действующих на территории города Ставрополя, сети наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия) и доведения ее до реагирующих служб;
информирование ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), сил городского звена РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
сбор от ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга и распространение между ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующих на территории города Ставрополя, полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств городского звена РСЧС по ликвидации ЧС (происшествий);
обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов вышестоящим органом управления по подчиненности;
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" с территории города Ставрополя;
обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и корректировка заблаговременно разработанных и согласованных с ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующих на территории города Ставрополя, вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествия);
самостоятельное принятие необходимых решений по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
оповещение председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя, руководящего состава администрации города Ставрополя, органов управления и сил ГО и городского звена РСЧС, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) о ЧС (происшествии);
информирование ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) и сил городского звена РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
организация взаимодействия с органами управления ГО и ЕДДС соседних муниципальных образований Ставропольского края по вопросам обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
обеспечение своевременного оповещения и информирования населения о ЧС по решению председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя;
представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) в соответствии с приказом МЧС России от 11 января 2021 года N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности в установленном порядке в Комитет;
уточнение и координация действий привлеченных ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) по их совместному реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112;
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112;
фиксация в оперативном режиме информации о возникающих аварийных ситуациях на объектах жилищно-коммунального хозяйства города Ставрополя и обеспечение контроля устранения аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства города Ставрополя посредством федеральной системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (далее - МЕСА ЖКХ);
мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств;
информационное обеспечение комиссии;
накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о городе Ставрополе, органах управления на территории города Ставрополя (в том числе их ДДС), силах и средствах ГО и городского звена РСЧС на территории города Ставрополя, потенциально опасных объектах (далее - ПОО), критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), в том числе с использованием АУИС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС";
мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
контроль и принятие мер по обеспечению готовности к задействованию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения города Ставрополя (далее - МАСЦО), а также обеспечение устойчивого и непрерывного функционирования системы управления и средств автоматизации;
участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для несения оперативного дежурства;
осуществление информационного обмена по оперативной обстановке с органами повседневного управления городского звена РСЧС, в том числе с использованием АЕТУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС" и аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город");
представление в ЦУКС отчета о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС (происшествий) или оперативным предупреждением о комплексе опасных (неблагоприятных) метеорологических явлений;
доведение экстренных предупреждений об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествий), об опасных (неблагоприятных) метеорологических явлениях, моделях возможного развития обстановки, рекомендаций по снижению рисков до руководящего состава администрации города Ставрополя, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), организаторов мероприятий с массовым пребыванием людей, туристических групп на территории города Ставрополя;
обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования системы управления, средств автоматизации, МАСЦО;
участие в проведении учений и тренировок с органами повседневного управления городского звена РСЧС и органами управления ГО по выполнению возложенных на них задач.
Состав и структура ЕДДС
11. ЕДДС включает в себя руководство, аналитика, единый центр оперативного реагирования (далее - ЕЦОР), центр технического обеспечения (далее - ЦТО), пункт управления, технические средства связи, оповещения и автоматизации управления, комплекс средств автоматизации ЕДДС и автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) специалистов ЕДДС.
12. В состав руководства ЕДДС входит директор, заместитель директора по управлению и средствам связи и заместитель директора по мониторингу и прогнозированию ЧС.
В состав ЕЦОР входят:
дежурно-диспетчерский центр (далее - ДДЦ) с дежурно-диспетчерским персоналом;
центр обработки вызовов (далее - ЦОВ) с дежурно-диспетчерским персоналом по приему и обработке вызовов в системе-112;
главный специалист ЕЦОР;
старшие оперативные дежурные дежурных смен ЕЦОР, помощники старшего оперативного дежурного дежурных смен ЕЦОР. Руководство ЕЦОР осуществляет начальник ЕЦОР.
В состав ДДЦ входит дежурно-диспетчерский персонал (оперативные дежурные смены ДДЦ из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий). В состав оперативной дежурной смены (далее - ОДС) ДДЦ включены психолог ДДЦ, оперативные дежурные ДДЦ. При необходимости в состав ОДС ДДЦ включается программист.
В состав ЦОВ входит дежурно-диспетчерский персонал (ОДС ЦОВ из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которого определяется исходя из количества населения, проживающего на территории города Ставрополя, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки).
Руководство ОДС ДДЦ и ЦОВ, находящимися на круглосуточном дежурстве, осуществляет старший оперативный дежурный дежурной смены ЕЦОР, а в его отсутствие - помощник старшего оперативного дежурного дежурной смены ЕЦОР.
Помощники оперативного дежурного - операторы-112 должны отвечать квалификационным требованиям, установленным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.10.2021 N 681н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по приему и обработке экстренных вызовов".
В состав ЦТО входят специалисты службы технической поддержки: начальник ЦТО, главный специалист, ведущий инженер, ведущие программисты, инженеры I категории и программисты I категории.
Положение об организации повседневной деятельности и несения дежурства, и другие внутренние документы ЕДДС утверждаются директором ЕДДС по согласованию с руководителем Комитета.
13. Численный состав ЕДДС при необходимости может быть дополнен другими специалистами по решению председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя.
14. Для обеспечения эффективного и незамедлительного взаимодействия всех служб и ведомств, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, на базе ЕДДС может быть создан комплекс средств автоматизации ЕЦОР АПК "Безопасный город". Необходимость развертывания комплекса средств автоматизации ЕЦОР АПК "Безопасный город", его организационная структура, должностные обязанности персонала, состав программно-аппаратных средств определяются техническим проектом на создание АПК "Безопасный город" на территории города Ставрополя.
15. Перечень основной документации, которая должна находиться в ЕДДС:
нормативные правовые акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС (происшествиях);
соглашения об информационном взаимодействии ЕДДС с ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), и службами жизнеобеспечения города Ставрополя;
журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
журнал оперативного дежурства;
инструкции по действиям ОДС ЕЦОР при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия);
инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и ЧС;
план взаимодействия ЕДДС с ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) при ликвидации пожаров, ЧС (происшествий) различного характера на территории города Ставрополя;
инструкции по действиям ОДС ЕЦОР при получении информации по линии взаимодействующих ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов);
аварийные карточки и аварийные медицинские карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационно, химически, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС (происшествия);
инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;
схемы и списки оповещения руководства ГО, городского звена РСЧС, органов управления, сил и средств на территории города Ставрополя, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории города Ставрополя, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) в случае ЧС (происшествия);
паспорт безопасности города Ставрополя и ПОО, паспорт территории города Ставрополя и ПОО, паспорт состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, рабочие карты города Ставрополя и Ставропольского края (в том числе и в электронном виде);
план проведения инструктажа перед заступлением на дежурство очередных ОДС ЕЦОР;
графики несения дежурства ОДС ЕЦОР;
схемы управления и вызова;
схема МАСЦО;
телефонные справочники;
документация по организации профессиональной подготовки работников ЕЦОР;
формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
инструкция по действиям ОДС ЕЦОР по организации и проведению оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного, техногенного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, на территории города Ставрополя;
суточный расчет сил и средств городского звена РСЧС;
расчет сил и средств города Ставрополя, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);
инструкция по обмену информацией с территориальными органами Федерального органа исполнительной власти Ставропольского края при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
опись документов;
постановление администрации города Ставрополя о создании ЕДДС (вместе с Положением о ЕДДС);
документ о допуске (акт с протоколом) персонала ОДС ЕДДС к дежурству;
журнал приема-передачи дежурства;
алгоритмы действий при различных ЧС;
план-задание;
рапорт (справка-доклад) председателю КЧС и ОПБ города Ставрополя;
распорядок дня;
ежедневный план работы оперативного дежурного ЕДДС;
карты города Ставрополя и Ставропольского края.
Порядок работы ЕДДС
16. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС (происшествий) в ЕДДС организуется круглосуточное дежурство ОДС.
17. К несению дежурства в составе ОДС допускается дежурно-диспетчерский персонал, прошедший стажировку на рабочем месте и допущенный в установленном порядке к несению дежурства.
Специалисты ЕДДС должны получать дополнительное профессиональное образование по соответствующим программам подготовки в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования, в течение первого года со дня назначения на должность и не реже одного раза в пять лет.
18. Перед заступлением очередной ОДС на дежурство директором ЕДДС или лицом, его замещающим, проводится инструктаж дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС согласно утвержденному директором ЕДДС плану проведения инструктажа. В ходе инструктажа до дежурно-диспетчерского персонала доводятся: оперативная обстановка, задачи на очередное дежурство, изменения в режимах работы средств связи, оповещения, оборудования ЕДДС, анализируются характерные недостатки в действиях персонала и указываются меры, исключающие их.
Со сменяющейся ОДС директором ЕДДС (или лицом, его замещающим) проводится подведение итогов несения оперативного дежурства, в ходе которого осуществляется разбор действий дежурно-диспетчерского персонала в прошедшем дежурстве, выявляются основные недостатки и указываются меры, исключающие их.
19. В ходе приема-сдачи дежурства специалисты заступающей ОДС принимают у специалистов сменяющейся ОДС ЕДДС документацию ПУ ЕДДС, средства связи, АРМ и другое оборудование с занесением соответствующих записей в журнале приема-сдачи дежурства.
20. Привлечение специалистов ОДС ЕДДС к решению задач, не связанных с несением оперативного дежурства, не допускается.
21. Во время несения дежурства специалисты ОДС выполняют функциональные задачи в соответствии с должностными инструкциями и алгоритмами действий, утвержденными директором ЕДДС по согласованию с руководителем Комитета.
При нарушении трудовой дисциплины, безопасности связи, правил эксплуатации техники (оборудования), техники безопасности и пожарной безопасности дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС может быть отстранен от несения дежурства.
Право отстранения от дежурства специалистов ДДЦ принадлежит директору ЕДДС (или лицу, его замещающему).
В зависимости от степени тяжести и последствий допущенных нарушений виновные лица ОДС привлекаются к установленной законом ответственности.
22. Информация об угрозах возникновения и возникновении ЧС (происшествий) поступает в ЕДДС по всем имеющимся каналам связи и информационным системам.
Вся информация об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия) регистрируется в установленном порядке ДДЦ ЕДДС и незамедлительно передается в ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), которые необходимо направить в зону ЧС (происшествия), а также в ЦУКС.
23. Ежемесячно директором ЕДДС или лицом, его замещающим, проводится анализ функционирования ЕДДС и организации взаимодействия с ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующими на территории города Ставрополя.
24. Анализы функционирования ЕДДС и организации взаимодействия с ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующими на территории города Ставрополя, ежеквартально рассматриваются на заседании комиссии.
25. Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) могут поступать в ЕДДС от населения по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через систему-112, от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), вышестоящих и взаимодействующих органов управления городского звена РСЧС - по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях), поступающие через систему-112, а также вызовы (сообщения), поступающие от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), вышестоящих и взаимодействующих органов управления городского звена РСЧС по прямым каналам и линиям связи, принимаются, регистрируются и обрабатываются ОДС ЕДДС.
26. При возникновении ЧС муниципального, межмуниципального или более масштабного характера старший оперативный дежурный ЕДДС немедленно оповещает председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя, старшего оперативного дежурного ЦУКС, директора ЕДДС, руководителя комитета, осуществляет вызов членов комиссии, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по ликвидации ЧС. До прибытия председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя старший оперативный дежурный ЕДДС осуществляет оповещение и выдвижение сил и средств городского звена РСЧС к месту ЧС (происшествия). По решению председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя на территории может быть введен режим ЧС. Решение о введении на территории города Ставрополя режима ЧС доводится до органов управления городского звена РСЧС, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), привлекаемых к реагированию и ликвидации ЧС, ЦУКС.
Режимы функционирования ЕДДС
27. ЕДДС функционирует в режимах:
повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС;
повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
28. Председатель КЧС и ОПБ города Ставрополя устанавливает и отменяет режимы функционирования соответствующих органов управления и сил городского звена РСЧС.
29. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). В этом режиме ЕДДС осуществляет:
прием от населения, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС;
обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
мероприятия по поддержанию в готовности к применению программно-технических средств ЕДДС, средств связи и технических средств оповещения МАСЦО;
передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке - председателю КЧС и ОПБ города Ставрополя, руководителю Комитета, в ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), которые необходимо направить к месту или задействовать при ликвидации ЧС (происшествий), в ЦУКС и в организации (подразделения) ОИВСК, обеспечивающие деятельность этих органов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
по решению председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя с ПУ ЕДДС информирование населения об угрозе возникновения ЧС, о порядке действий;
получение и анализ данных от систем мониторинга, систем наблюдения и контроля за обстановкой в городе Ставрополе, состоянием ПОО, опасных производственных объектов, а также за состоянием окружающей среды, в том числе от АПК "Безопасный город" и АИУС РСЧС;
внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
разработку, корректировку и согласование с ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующими на территории города Ставрополя, соглашений и регламентов о реагировании на ЧС (происшествия) и информационном взаимодействии;
контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения города Ставрополя;
уточнение и корректировку действий ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), привлеченных к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112;
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112, с территории города Ставрополя;
направление в органы управления городского звена РСЧС по принадлежности прогнозов, полученных от ЦУКС, об угрозах возникновения ЧС (происшествий) и моделей развития обстановки при неблагоприятном прогнозе в пределах города Ставрополя.
30. ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями, заключенными с ЕДДС соглашениями о взаимодействии, и своевременно представляют в ЕДДС оперативную информацию о текущей обстановке, об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), а также о ходе и об окончании проведения работ по ликвидации ЧС (происшествия).
31. Сообщения, идентифицированные как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), поступившие в ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС. Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), незамедлительно передаются соответствующей ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) по предназначению.
32. В режим повышенной готовности ЕДДС, привлекаемые ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) переводятся решением председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя при угрозе возникновения ЧС. В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно осуществляет:
взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств городского звена РСЧС, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) к действиям в случае возникновения ЧС (происшествия);
оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии, Комитета;
передачу информации об угрозе возникновения ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке - председателю КЧС и ОПБ города Ставрополя, руководителю Комитета, в ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), которые необходимо направить к месту или задействовать при ликвидации ЧС (происшествия), в ЦУКС и в организации (подразделения) ОИВСК, обеспечивающие деятельность этих органов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
получение и анализ данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории города Ставрополя, на ПОО, опасных производственных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), сил и средств городского звена РСЧС;
корректировку алгоритмов действий ЕДДС при угрозе возникновения ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), силами и средствами городского звена РСЧС, действующими на территории города Ставрополя, в целях предотвращения ЧС;
координацию действий ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), сил и средств городского звена РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению возникновения ЧС или смягчению ее последствий;
обеспечение информирования населения города Ставрополя об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
по решению председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя с ПУ ЕДДС информирование населения города Ставрополя об угрозе возникновения ЧС (в том числе через операторов сотовой связи), о принимаемых мерах и порядке действий;
обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов вышестоящим органам управления по подчиненности в установленном порядке;
представление докладов вышестоящим органам управления по подчиненности;
направление в ЦУКС и другие органы управления в установленном порядке сведений о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС или оперативным предупреждением о комплексе опасных и неблагоприятных метеорологических явлений.
33. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС, привлекаемые ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) и силы городского звена РСЧС переводятся решением председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС дополнительно осуществляет выполнение следующих задач:
организует немедленное оповещение и направление к месту ЧС сил и средств городского звена РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляет координацию их действий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;
самостоятельно принимает решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
осуществляет сбор, обработку и представление собранной информации, проводит оценку обстановки, дополнительное привлечение к реагированию ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующих на территории города Ставрополя, в соответствии со схемой оповещения населения города Ставрополя;
по решению председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя с ПУ ЕДДС проводит оповещение населения о ЧС, о сложившейся ситуации, принимаемых мерах и порядке действий;
осуществляет сбор, обработку, уточнение и представление оперативной информации о развитии ЧС, а также координацию действий ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), привлекаемых к ликвидации ЧС, сил и средств городского звена РСЧС;
осуществляет постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС, председателем КЧС и ОПБ города Ставрополя, ОДС ЦУКС и организациями (подразделениями) ОИВСК, обеспечивающими деятельность этих органов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, оперативным штабом по ликвидации ЧС и тушению пожаров, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) о ходе реагирования на ЧС и ведения аварийно-восстановительных работ;
осуществляет привлечение аварийно-восстановительных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и иных организаций к мероприятиям по проведению аварийно-восстановительных работ в зоне ЧС, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
осуществляет контроль проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
готовит и представляет в органы управления доклады и донесения о ЧС в установленном порядке.
34. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая в ЕДДС информация доводится до всех заинтересованных ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов).
35. Функционирование ЕДДС при подготовке к ведению и ведении ГО и в военное время осуществляется в соответствии с планом приведения в готовность гражданской обороны и планом гражданской обороны и защиты населения города Ставрополя, инструкциями дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС по действиям в условиях особого периода.
Комплектование и подготовка кадров ЕДДС
36. Организационная структура ЕДДС и численность персонала определяется в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2021 года N 25-ст "ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".
37. Организационная структура и штатное расписание ЕДДС должны предусматривать формирование ОДС из расчета несения круглосуточного дежурства (четырех - пятисменного дежурства).
Руководитель Комитета назначает на должность и освобождает от должности директора ЕДДС в установленном порядке.
Руководитель Комитета согласовывает назначение на должность и освобождение от должности заместителей директора ЕДДС, главного бухгалтера ЕДДС.
38. Личный состав ЕДДС обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и применять их в практической работе.
39. Основными формами обучения персонала ЕДДС на местах являются мероприятия оперативной подготовки (тренировки, учения), занятия по профессиональной подготовке, ежедневный инструктаж перед заступлением дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС на дежурство.
40. Мероприятия оперативной подготовки осуществляются в ходе проводимых ЦУКС тренировок, а также в ходе тренировок с ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующими на территории города Ставрополя, при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами городского звена РСЧС. Тренировки ОДС ЕДДС с ОДС ЦУКС проводятся согласно графику, утвержденному начальником Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю.
41. На дополнительное профессиональное образование специалисты ЕДДС направляются решением директора ЕДДС. Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС руководителей и специалистов ЕДДС проводят в учебно-методических центрах по ГО и ЧС, на курсах ГО города Ставрополя, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС, находящихся в ведении МЧС России и других ФОИВ. Специалисты ЕДДС должны проходить дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в пять лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, дополнительное профессиональное образование проводится в течение первого года работы.
42. Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕЦОР осуществляется:
в учебно-методических центрах по ГО и ЧС Ставропольского края, курсах ГО города Ставрополя, учебных центрах и учебных пунктах государственной противопожарной службы, других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;
в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке по специально разработанной МЧС России тематике ежемесячно по 6 - 8 часов. Тематика занятий определяется исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС (происшествий), а также личной подготовки специалистов;
в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на оперативное дежурство дежурно-диспетчерского персонала ЕЦОР;
в ходе тренировок с ОДС, проводимых ЦУКС;
в ходе проведения тренировок с ОДС ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) при проведении различных учений и тренировок с органами и силами городского звена РСЧС, на которые привлекаются ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов). При этом каждая ОДС должна принять участие в учениях и тренировках не менее 2 раз в год.
43. В ходе подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕЦОР особое внимание уделяется организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), своевременного оповещения органов управления и сил городского звена РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.
44. Практическая стажировка дежурно-диспетчерского персонала ЕЦОР организуется на базе ЦУКС согласно графикам и планам стажировки.
45. Не реже одного раза в полгода принимаются зачеты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕЦОР ЕДДС к несению оперативного дежурства.
46. Начальник ЕЦОР ЕДДС ежемесячно проводит анализ состояния дел по подготовке персонала, который представляется руководителю Комитета.
47. В целях поддержания уровня профессиональной подготовленности дежурно-диспетчерского персонала ЕЦОР ЕДДС, совершенствования его практических навыков в выполнении функциональных обязанностей, а также овладения новыми навыками директор ЕДДС организовывает подготовку дежурно-диспетчерского персонала ЕЦОР ЕДДС по специально разработанной МЧС России программе с последующим принятием зачетов не реже 1 раза в год.
Требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС
48. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕЦОР должны знать:
требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для города Ставрополя;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности города Ставрополя и Ставропольского края, а также другую информацию о Ставропольском крае и городе Ставрополе;
административную структуру города Ставрополя и структуру системы-112, должности и фамилии руководящего состава системы безопасности города Ставрополя и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в структуру указанной системы в городе Ставрополе;
административные границы города Ставрополя, районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся в городе Ставрополе;
организацию системы ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) в городе Ставрополе;
состав сил и средств постоянной готовности городского звена РСЧС, их задачи, порядок их привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
зону территориальной ответственности ЕДДС и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, действующих на территории города Ставрополя;
ПОО, опасные производственные объекты, объекты социального назначения, расположенные в городе Ставрополе, объекты с массовым пребыванием людей, находящиеся в зоне ответственности, их адреса, полное наименование и характеристики;
порядок проведения эвакуации населения из зоны ЧС, местонахождение пунктов временного размещения, их вместимость;
порядок использования различных информационно-справочных ресурсов и материалов, в том числе паспортов территорий;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
общую характеристику соседних муниципальных образований;
функциональные обязанности и должностные инструкции персонала ЕДДС;
алгоритмы действий персонала ЕДДС в различных режимах функционирования;
документы, определяющие действия персонала ЕДДС по сигналам управления и оповещения;
порядок информационного обмена;
правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;
правила и порядок ведения делопроизводства, установленные правовым актом администрации города Ставрополя.
49. Директор (заместители директора) ЕДДС должен обладать следующими навыками:
организовывать выполнение и обеспечивать контроль выполнения поставленных перед ЕДДС задач;
разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, в том числе соглашения и регламенты информационного взаимодействия с ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующими на территории города Ставрополя, и службами жизнеобеспечения города Ставрополя;
организовывать оперативно-техническую работу, дополнительное профессиональное образование персонала ЕДДС;
организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС; уметь использовать в работе информационные системы.
50. Требования, предъявляемые к директору ЕДДС: наличие высшего образования, стажа оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в области ГО и обеспечения защиты населения и территорий от ЧС и дополнительного профессионального образования по установленной программе в соответствии с программой повышения квалификации в области защиты от ЧС руководителей и специалистов ЕДДС, допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
51. Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должен обладать следующими навыками:
осуществлять постоянный сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и контроль проведения работ по ликвидации ЧС (происшествий);
проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации; оперативно готовить управленческие, организационные и планирующие документы;
составлять прогнозы развития обстановки;
обеспечивать оперативное руководство, управление и координацию органов управления и сил городского звена РСЧС, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) при реагировании на вызовы;
осуществлять постоянный мониторинг средств массовой информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления городского звена РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия), с администрацией города Ставрополя и органами администрации города Ставрополя;
эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями операционной системы АРМ ЕДДС и использовать все функции телекоммуникационного оборудования и оргтехники на АРМ, в том числе установленного комплекта видео-конференц-связи;
качественно и оперативно осуществлять подготовку управленческих, организационных и планирующих документов;
применять данные геоинформационных систем и расчетных задач; работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя (знание программ офисного пакета, умение пользоваться электронной почтой, информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" и информационно-справочными ресурсами);
уметь пользоваться программными средствами, информационными системами, используемыми в деятельности ЕДДС (в том числе системой-112, АПК "Безопасный город", АИУС РСЧС (информационной системой "Атлас опасностей и рисков"), МКА ЖКХ, информационной системой дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз) и др.);
безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 120 символов в минуту;
четко говорить по радиостанции и телефону одновременно работая за компьютером;
своевременно формировать установленный комплект документов по вводной (в рамках мероприятий оперативной подготовки) или ЧС (происшествию);
в соответствии с установленными временными нормативами осуществлять подготовку оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов, а также информирование о ЧС руководства города Ставрополя, руководителей сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;
запускать аппаратуру информирования и оповещения населения; использовать различные информационно-справочные ресурсы и материалы, в том числе паспорта территорий (объектов), необходимые для подготовки оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов;
сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.
52. Дежурно-диспетчерскому персоналу ЕЦОР ЕДДС запрещено:
вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководителя Комитета, директора ЕДДС или лица, его замещающего;
допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;
отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения директора ЕДДС, его заместителей или начальника ЕЦОР;
выполнять задачи, не предусмотренные должностными обязанностями и инструкциями;
использовать оборудование и технические средства не по назначению.
53. Требования, предъявляемые к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕЦОР:
наличие высшего или среднего профессионально образования;
умение пользоваться техническими средствами, установленными в ПУ ЕДДС;
знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;
знание правил эксплуатации технических средств оповещения МАСЦО, а также структуры, способов и порядка оповещения населения города Ставрополя;
наличие специальной подготовки по установленной программе по направлению деятельности;
наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости);
знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС;
навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание операционной системы, установленной на АРМ ЕДДС, и ее офисных приложений, умение пользоваться электронной почтой, информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет");
умение пользоваться информационной справочной системой.
54. Дежурно-диспетчерский персонал ЦОВ ЕЦОР должен знать:
нормативные правовые акты и методические документы в области предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), организации ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), информационного обмена, межведомственного взаимодействия, регламентирующие прием и обработку экстренных вызовов (сообщений о происшествии);
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для города Ставрополя;
основные сведения о транспортной инфраструктуре в зоне обслуживания ЕДДС;
основные территории и их географические названия в зоне обслуживания ЕДДС;
названия и расположение основных мест массового пребывания людей, зон отдыха, водных объектов, опасных производственных объектов, расположенных в зоне обслуживания ЕДДС;
правила русской письменной и устной речи;
этические нормы общения, речевой и деловой этикет;
правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации, применяемых для приема экстренных вызовов;
состав и структуру функциональных и территориальных подсистем РСЧС Ставропольского края и города Ставрополя, основные вопросы взаимодействия, сферу деятельности и ответственности входящих в территориальную подсистему РСЧС организаций;
состав сил и средств постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем городского звена РСЧС, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;
схему организации связи ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов) с функциональными и территориальными подсистемами РСЧС Ставропольского края;
организацию работы и алгоритмы действий ОДС ЕДДС в различных режимах функционирования;
состав и функционирование комплекса средств автоматизации (далее - КСА) и специального программного обеспечения системы-112;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации;
зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории города Ставрополя;
паспорта территории города Ставрополя, объектов с массовым пребыванием людей;
административно-территориальное деление города Ставрополя, численность населения города Ставрополя, географические, климатические и природные особенности города Ставрополя и Ставропольского края, а также другую информацию о Ставропольском крае.
55. Дежурно-диспетчерский персонал ЦОВ ЕЦОР должен уметь:
пользоваться всеми функциями телекоммуникационного оборудования, установленного в ПУ ЕДДС;
обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе-112 стандартами, правилами и процедурами;
организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и ходе проведения их ликвидации;
выбирать алгоритм опроса заявителя в зависимости от типа происшествия и следовать ему;
оценивать и учитывать психологическое состояние заявителя, корректно противостоять психологическому давлению с его стороны;
определять адрес (место) происшествия со слов заявителя и (или) с использованием систем позиционирования, электронных и печатных карт, по ориентирам и объектам, в том числе и для определения района возможного местонахождения потерявшегося человека;
использовать резервные информационные ресурсы, хранимые в печатном виде (при сбоях в работе аппаратно-программных средств);
формулировать данные для регистрации происшествия на основании полученной от заявителя информации, не допуская собственной интерпретации полученных сведений;
фиксировать одновременно с опросом заявителя сведения по существу вызова, характеристики происшествия, адрес (место) чрезвычайного события, контактные данные заявителя;
применять аппаратно-программные средства, предназначенные для приема экстренных вызовов (сообщений о происшествиях);
управлять вызовом с использованием функциональных возможностей телефонии, специальных и программно-аппаратных средств связи;
работать с коммуникационным оборудованием, общесистемным и специальным программным обеспечением, в том числе с текстовыми редакторами, редакторами таблиц, геоинформационными системами мониторинга транспортных средств на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS;
обеспечивать ведение необходимой документации системы-112;
использовать психологическое сопровождение позвонившего абонента;
безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 120 символов в минуту.
56. Требования, предъявляемые к дежурно-диспетчерскому персоналу ЦОВ ЕЦОР:
наличие высшего или среднего профессионального образования, без предъявления требований к стажу работы;
специальная подготовка по установленной программе по направлению деятельности;
знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС, системы-112;
навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание операционной системы, установленной на АРМ ЕДДС, и ее офисных приложений, умение пользоваться электронной почтой, информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет");
умение пользоваться информационной справочной системой;
стрессоустойчивость, способность решать задачи в условиях ограниченного времени;
отсутствие дефектов речи.
Требования к помещениям ЕДДС
57. ПУ ЕДДС представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала ЕЦОР, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. Пункт управления ЕДДС размещается в помещениях, находящихся в оперативном управлении ЕДДС.
58. Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ПУ ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой работоспособности оборудования ЕДДС в условиях ЧС, в том числе и в военное время.
59. Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм, устанавливающих обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда, и на основе значений количества специалистов ОДС ЕДДС.
60. Для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц зал ОДС ЕДДС оборудуется автоматическим запорным устройством и средствами видеонаблюдения. Порядок допуска в помещения ЕДДС устанавливается приказом директора ЕДДС по согласованию с руководителем Комитета.
61. Для несения круглосуточного дежурства ОДС ЕДДС предусмотрены отдельные комнаты отдыха и приема пищи, в которых созданы необходимые бытовые условия.
62. Каждый специалист ОДС ЕДДС во время исполнения служебных обязанностей обязан носить специальную форму в соответствии с требованиями приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2021 года N 25-ст "ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".
Требования к оборудованию ЕДДС
63. Требования к оборудованию ЕДДС предъявляются с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме.
64. В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные сроки и с требуемым качеством, доведения сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС должна быть создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура с соответствующим уровнем информационной безопасности, которая включает в себя:
комплекс средств автоматизации ЕДДС:
систему хранения, обработки и передачи данных;
систему видео-конференц-связи;
систему отображения информации (в том числе видеокамеру с функцией зума и поворота, выносной микрофон);
систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств, АРМ специалистов;
оргтехнику (компьютеры, принтеры, сканеры);
метеостанцию;
приемник ГЛОНАСС/GPS;
систему связи и оповещения:
систему телефонной связи;
средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;
систему радиосвязи;
систему оповещения населения и оповещения должностных лиц;
систему внутренней связи;
систему приема сигналов оповещения и боевого управления;
систему резервного электроснабжения;
специализированное программное обеспечение, позволяющее ОДС ЕДДС выполнять задачи по предназначению;
АРМ специалистов.
65. Средства связи ЕДДС должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования и прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и ЦУКС, ЕДДС соседних муниципальных образований, а также со всеми ДДС, действующими на территории города Ставрополя. ЕДДС также должны иметь резервные каналы связи.
66. Система телефонной связи должна состоять из следующих элементов:
мини-АТС;
телефонные аппараты;
система записи телефонных переговоров.
67. Система связи ЕДДС должна обеспечивать:
прием и передачу сигналов управления, обмен всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные контрольные сроки с требуемым качеством;
организацию связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления и силами;
организацию связи с подвижными объектами при их передвижении на любом виде транспорта, оборудованного средствами связи.
Автоматизированная информационная система ЕДДС (далее - АИС ЕДДС) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС.
АИС ЕДДС сопрягается с автоматизированной информационно-управляющей системой городского звена РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), а также телекоммуникационной подсистемой системы-112.
68. КСА ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС возложенных функций и задач и должен включать технически взаимосвязанные:
систему хранения, обработки и передачи данных;
систему видео-конференц-связи;
систему отображения информации;
систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств, АРМ специалистов.
МАСЦО должна соответствовать требованиям Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и обеспечивать оповещение председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя, органов администрации города Ставрополя, городского звена РСЧС, органов управления, сил и средств на территории города Ставрополя, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующих на территории города Ставрополя, а также своевременное доведение сигналов оповещения и экстренной информации о возникновении или угрозе возникновения ЧС до населения на территории города Ставрополя и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС. Задействование МАСЦО осуществляется дежурно-диспетчерским персоналом ЕЦОР с АРМ ЕДДС.
69. КСА ЕДДС должен сопрягаться с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов);
системами оповещения и информирования;
системой-112;
системами мониторинга, включая системы:
видеонаблюдения, фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, пожарных и тревожных сигнализаций, поисково-навигационные (ГЛОНАСС/GPS), мониторинга объектов жилищно-коммунального хозяйства, экомониторинга;
системами лабораторного контроля;
информационно-аналитическими системами;
АИУС РСЧС;
АПК "Безопасный город".
70. КСА ЕДДС должен включать технически взаимосвязанные:
систему хранения, обработки и передачи данных;
систему видео-конференц-связи;
систему отображения информации (в том числе видеокамеру с функцией зума и поворота, выносной микрофон), систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств, АРМ специалистов, метеостанцию.
71. Система хранения, обработки и передачи данных должна состоять из следующих элементов:
оборудование локальной вычислительной сети;
оборудование хранения и обработки данных;
АРМ, оргтехника.
72. Система видео-конференц-связи должна обеспечивать участие оперативных дежурных ЕДДС, а также других должностных лиц в селекторных совещаниях с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления. Система видео-конференц-связи должна состоять из следующих основных элементов:
видеокодека;
видеокамеры;
микрофонного оборудования;
оборудования звукоусиления.
73. Оборудование хранения и обработки данных должно включать в себя следующие основные элементы:
серверы повышенной производительности для хранения информации (файлы, базы данных);
АРМ персонала ЕДДС с установленными информационными системами и антивирусом.
Серверы должны обеспечивать хранение и обработку информации как в формализованном, так и в неформализованном виде. Объем хранилища определяется в соответствии с перечнем, объемом хранящейся информации и сроком ее хранения.
АРМ персонала ЕДДС должны поддерживать работу в основных офисных приложениях (текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, электронная почта), а также в специализированном программном обеспечении.
74. Система отображения информации (видеостена) должна обеспечивать вывод информации с АРМ, а также с оборудования видео-конференц-связи.
75. Система мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств должна обеспечивать прием данных от объектов мониторинга, отображение объектов мониторинга, а также транспортных средств, оснащаемых аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в соответствии с перечнем Министерства транспорта Российской Федерации, на территории города Ставрополя.
76. В составе оборудования наблюдения в ЕДДС должны быть предусмотрены станции радиационного контроля и средства гидрометеорологии.
77. Для обеспечения приема информации одновременно от нескольких абонентов в ЕДДС АТС должна реализовать функцию многоканального телефонного номера.
78. Система радиосвязи должна обеспечивать устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи.
Система радиосвязи должна состоять из следующих основных элементов:
УКВ-радиостанция;
КВ-радиостанция.
79. Система оповещения должностных лиц должна обеспечивать оповещение руководящего состава администрации города Ставрополя, органов управления и сил городского звена РСЧС, ДДС ЭОС и ДДС организаций (объектов), действующих на территории города Ставрополя. Система оповещения персонала может быть реализована на базе персонального компьютера с установленной платой подключения телефонных линий. Количество телефонных линий должно определяться исходя из количества оповещаемых абонентов и требуемого времени оповещения. Сигналы оповещения и экстренная информация ДДС и подразделениям постоянной готовности могут передаваться по всем имеющимся средствам связи и каналам связи.
Система оповещения населения должна обеспечивать своевременное доведение сигналов оповещения и экстренной информации о возникновении или угрозе возникновения ЧС до населения города Ставрополя и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно используются:
сеть электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сеть проводного радиовещания;
сеть уличной радиофикации;
сеть кабельного телерадиовещания;
сеть эфирного телерадиовещания;
сеть подвижной радиотелефонной связи;
сеть местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Задействование средств системы оповещения должно осуществляться старшим оперативным дежурным ЕЦОР ЕДДС по указанию председателя КЧС и ОПБ города Ставрополя с последующим докладом.
80. Система внутренней связи должна обеспечивать оповещение лиц, находящихся в ЕДДС, посредством задействования оборудования звукоусиления, установленного в помещениях ЕДДС. Система внутренней связи должна состоять из следующих основных элементов: микрофона оперативного дежурного, усилителя мощности, акустических систем.
81. Электроснабжение технических средств ЕДДС должно осуществляться от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой, а для населенных пунктов с населением свыше 500 тыс. человек - первой категории особой группы.
82. Система резервного электроснабжения должна обеспечить работоспособность систем телефонной связи, серверного оборудования, видео-конференц-связи, отображения информации, оповещения, мониторинга транспортных средств, внутренней связи в течение времени, необходимого для перехода на резервный источник электропитания. К системе резервного электроснабжения должны быть подключены:
система телефонной связи, система хранения, обработки и передачи данных;
система видео-конференц-связи;
система отображения информации, система оповещения персонала ЕДДС;
система мониторинга транспортных средств;
система внутренней связи.
Финансирование ЕДДС
83. Финансирование создания и деятельности ЕДДС осуществляется за счет средств бюджета города Ставрополя.
Требования к защите информации
84. В ЕДДС должны выполняться требования по обеспечению защиты информации, предъявляемые к автоматизированным системам управления, государственным информационным системам и защите персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 года N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Ставрополя от 6 апреля 2023 г. N 742 "Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.