Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 307015-8 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 307015-8 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам" (далее - Договор), внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 4 марта 2023 года.
Оказание правовой помощи по уголовным делам является важной формой международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью. Подписанный в Санкт-Петербурге 29 июня 2022 года Договор создает правовую базу двустороннего сотрудничества в вопросах оказания взаимной помощи по уголовным делам.
Договором закрепляется положение, согласно которому взаимная правовая помощь оказывается в связи с расследованиями, уголовным преследованием или судебном разбирательством в отношении налоговых (финансовых) и таможенных преступлений (пункт 6 статьи 1 Договора). Правовая помощь оказывается, если преступление, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым согласно законодательству обеих Сторон. В отдельных случаях по своему усмотрению запрашиваемая Сторона может оказать правовую помощь в случае, если преступление, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым по ее законодательству.
Правовая помощь по уголовным делам в рамках Договора представляет собой деятельность одной Стороны по выполнению в соответствии с запросом другой Стороны определенных процессуальных действий в сфере уголовного судопроизводства. К таким действиям в соответствии со статьей 2 рассматриваемого Договора, в частности, относятся: вручение документов; получение доказательств; установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов; вызов лиц для участия в процессуальных действиях; передачу на время содержащихся под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы лиц для участия в процессуальных действиях; осуществление мер по розыску, аресту, изъятию и конфискация доходов, полученных от преступной деятельности, и средств совершения преступлений; проведение обыска и выемки; предоставление информации, документов и предметов; исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования в отношении граждан запрашиваемой Стороны и лиц без гражданства, постоянно проживающих на ее территории.
Следует подчеркнуть, что помимо перечисленных правовая помощь по уголовным делам в соответствии с рассматриваемым Договором может включать и любые другие виды правовой помощи в соответствии с целями Договора и не противоречащие законодательству запрашиваемой Стороны.
В рассматриваемом Договоре четко регламентируются требования, предъявляемые к форме и содержанию запроса о правовой помощи, правилам его исполнения, процедуре вручения документов, получения доказательств, также рассмотрены случаи отказа в оказании правовой помощи.
В частности, в соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 6 Договора запрашиваемая Сторона может отказать в оказании правовой помощи, если запрос касается преступления против военной службы, которое не является преступлением по общему уголовному праву. Указанное основание для отказа в оказании правовой помощи не предусмотрено действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Особое внимание уделено в Договоре соблюдению условия конфиденциальности как в отношении факта получения запроса о правовой помощи, так и в отношении его содержания или любого действия, предпринятого в связи с запросом (пункт 1 статьи 8).
Статья 21 Договора предоставляет возможность оказания правовой помощи путем использования систем видео-конференц-связи.
Договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" вследствие содержащихся в нем положений, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, а также в связи с тем, что в нем содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации, сирийская Сторона выполнила все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Договора в силу.
Исполнение Договора не потребует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, и его реализация не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Договор подготовлен на основе имеющейся практики разработки подобных документов. Реализация Договора будет способствовать достижению целей правосудия, защите прав и законных интересов российских граждан.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.