Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 298001-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(в части освобождения граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, от платы за нотариальное удостоверение доверенности на представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагаются изменения в отдельные положения Федерального закона от 21.11.2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 324-ФЗ) и статью 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Право на получение бесплатной юридической помощи для отдельных категорий граждан закреплено ст. 48 Конституции Российской Федерации. Государственная система бесплатной юридической помощи является необходимым условием защиты со стороны государства прав и свобод нуждающихся в этом граждан. Категории граждан, имеющие право на бесплатную юридическую помощь, определены частью 1 ст. 20 Федерального закона N 324-ФЗ.
Представленным законопроектом совершенствуется механизм обеспечения бесплатной юридической помощи.
Федеральный закон N 324-ФЗ в качестве одной из форм оказания бесплатной юридической помощи предусматривает представление интересов граждан адвокатами или работниками государственных юридических бюро в судах, государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (соответствующие случаи установлены частью 3 статьи 20 Федерального закона N 324-ФЗ и дополнительно могут быть установлены законом субъекта Российской Федерации). Например, речь идет о представлении интересов граждан при рассмотрении судами дел о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения (если оно является единственным), при решении гражданами вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации и др.
В большинстве случае для обеспечения прав граждан требуется наличие доверенности на представление их интересов. Учитывая, что оказание бесплатной юридической помощи предусмотрено для социально незащищенных категорий граждан, расходы на оформление доверенностей могут стать препятствием для обеспечения и защиты прав указанных граждан. Законопроектом предлагается освободить граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, от платы за нотариальное удостоверение таких доверенностей.
В этой связи изменения, вносимые в статью 19 Федерального закона N 324-ФЗ, предусматривают, что указанные выше доверенности в рамках обеспечения права граждан на бесплатную юридическую помощь удостоверяются нотариусами бесплатно.
При этом размер оплаты нотариального действия по удостоверению доверенностей на представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях, совершенного нотариусом бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи подлежит компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации платы за нотариальные действия за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется проектируемой статьей 19.1 Федерального закона N 324-ФЗ.
Согласно проектируемым нормам для получения компенсации нотариальная палата субъекта Российской Федерации ежегодно направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ сводный отчет, содержащий сведения о количестве нотариальных действий, совершенных нотариусами бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (о количестве выданных доверенностей), и о размере компенсации нотариусам в связи с совершением нотариальных действий бесплатно. Сводный отчет формируется на основании сведений, представленных нотариусами, к нему прикладываются подтверждающие документы.
Кроме того, законопроектом предлагается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить право на получение бесплатной юридической помощи при рассмотрении судами дел, связанных с защитой их наследственных прав.
Поскольку плата за указанные нотариальные действия подлежит компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предлагается внести корреспондирующие дополнения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", которая закрепляет полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Указанные изменения направлены на дополнительную социальную защиту граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
Следует отметить, что срок вступления законопроекта в силу предусмотрен по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования.
Проект федерального закона соответствует требованиям Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 298001-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.