Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к Приказу Министерства
образования и науки
Республики Северная Осетия-Алания
от 4 апреля 2023 г. N 364
Положение
по организации и проведению государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования Республики Северная Осетия-Алания в 2023 году
Перечень условных обозначений и сокращений
ВДП |
Возвратный доставочный пакет |
ГВЭ |
Государственный выпускной экзамен |
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия Республики Северная Осетия-Алания |
ДБО |
Дополнительный бланк ответов |
ЕГЭ |
Единый государственный экзамен |
КИМ ГВЭ |
Экзаменационные материалы для проведения ГВЭ, включающие в себя тексты, темы, задания, билеты |
КК |
Конфликтная комиссия Республики Северная Осетия-Алания |
Минпросвещения России |
Министерство просвещения Российской Федерации |
Образовательная организация |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования |
Министерство |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания |
ПК |
Предметная комиссия Республики Северная Осетия-Алания |
ПМПК |
Психолого-медико-педагогическая комиссия |
Порядок |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52952) |
ППЭ |
Пункт проведения экзаменов |
РИС |
Региональная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОКО |
Региональный центр оценки качества образования Республики Северная Осетия-Алания |
Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, |
Справка, подтверждающая инвалидность выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы |
ФГБНУ "ФИПИ" |
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений" |
ФИС |
Федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
Черновики |
Листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации, на базе которой расположен ППЭ |
Штаб ППЭ |
Специально отведенное помещение в ППЭ для руководителя ППЭ, оборудованное телефонной связью, принтером и персональным компьютером с необходимым программным обеспечением и средствами защиты информации |
Экстерны |
Лица, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования, в том числе обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по не имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования |
ЭМ |
Экзаменационные материалы |
1. Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";
4. Приказ Минобрнауки России от 28.06.2013 N 491 "Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников" (применяется до 1 марта 2023 года);
5. Приказ Рособрнадзора от 26.08.2022 N 924 "Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников" (применяется с 1 марта 2023 года);
6. Приказ Рособрнадзора от 11.06.2021 N 805 "Об установлении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы".
2. Общие положения о порядке проведения ГВЭ
ГВЭ с использованием текстов, тем, заданий, билетов проводится для следующих категорий лиц:
обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
обучающихся с ОВЗ;
экстернов с ОВЗ;
обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов;
экстернов - детей-инвалидов и инвалидов.
ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме.
ГВЭ по всем учебным предметам для обучающихся с ОВЗ, экстернов с ОВЗ, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, экстернов - детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию проводиться в устной форме.
ГИА в форме ГВЭ проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы). Экзамены по другим учебным предметам - литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) - обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.
Выбранные обучающимися учебные предметы указываются ими в заявлениях, которые они подают до 1 февраля (включительно) в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования Экстерны подают заявления в образовательные организации по выбору экстернов.
Помимо выбранных учебных предметов обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ, обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды указывают в заявлении форму, в которой они будут сдавать выбранные предметы: устная и (или) письменная. При выборе письменной формы ГВЭ по русскому языку обучающемуся необходимо дополнительно указать форму проведения экзамена: сочинение/изложение с творческим заданием/диктант. Обучающийся может выбрать только ту форму проведения, которая доступна для определенной категории нозологической группы, к которой он относится (см. Таблица 1). Для разных предметов обучающиеся могут выбрать разные формы проведения ГВЭ.
Структура и содержание экзаменационных материалов, а также система оценивания экзаменационных работ участников ГВЭ определяются спецификациями КИМ для проведения в 2023 году ГВЭ по каждому учебному предмету, опубликованными на официальном сайте ФГБНУ "ФИПИ" (https://fipi.ru/gve/gve-ll). По каждому учебному предмету представлены спецификации КИМ для проведения ГВЭ в устной и письменной форме отдельно.
Таблица 1. Формы проведения ГВЭ, доступные для выбора участникам ГВЭ
Категория |
Доступные для выбора формы проведения ГВЭ |
||||
Проведение ГВЭ |
Проведение ГВЭ по русскому языку (письменная форма) |
||||
Письменная |
Устная |
Сочинение |
Изложение с творческим заданием |
Диктант |
|
Обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы |
да |
нет |
да |
да |
нет |
Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования |
да |
нет |
да |
да |
нет |
Обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды экстерны с ОВЗ, экстерны - дети-инвалиды, инвалиды: с нарушениями опорно-двигательного аппарата; глухие, слабослышащие и позднооглохшие; слепые, слабовидящие и поздно ослепшие; обучающиеся с задержкой психического развития; обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи; иные обучающиеся, которым требуется создание специальных условий (с диабетом, онкологическими заболеваниями, астмой и др.) |
да |
да |
да |
да |
нет |
Обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды с расстройствами аутистического спектра |
да |
да |
да |
да |
да |
Результаты ГИА в форме ГВЭ признаются удовлетворительными, если участник ГВЭ по обязательным учебным предметам при сдаче ГВЭ получил отметки не ниже удовлетворительных.
В случае если участник ГВЭ получил неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов, он допускается повторно к ГИА по данному учебному предмету в текущем году в резервные сроки.
Участникам ГИА, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих учебных предметов на ГИА в резервные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября текущего года в сроки и в формах, устанавливаемых Порядком. Для повторного прохождения ГИА обучающиеся восстанавливаются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на срок, необходимый для прохождения ГИА.
Заявление на участие в ГИА в дополнительный период не позднее чем за две недели до начала указанного периода подается в образовательные организации, в которые указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА.
2.1. Проведение ГВЭ для участников ГВЭ с ОВЗ, участников ГВЭ - детей-инвалидов и инвалидов
Участники ГВЭ с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), участники ГВЭ - дети-инвалиды и инвалиды (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) по желанию могут выполнять письменную экзаменационную работу на компьютере, не имеющем выхода в сеть "Интернет" и не содержащем информации по сдаваемому учебному предмету.
При проведении ГВЭ могут присутствовать ассистенты <1>, оказывающие участникам ГВЭ с ОВЗ, участникам ГВЭ - детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей:
в части передвижения по ППЭ, ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в аудитории) и получения информации (не относящейся к содержанию и выполнению заданий экзаменационной работы);
в обеспечении коммуникации (с организаторами, членами ГЭК, руководителем ППЭ и др., в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);
в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;
в ведении записей, чтении (в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
при оформлении регистрационных полей бланков, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
фиксации строки/абзаца (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата);
при выполнении экзаменационной работы на компьютере (настройки на экране;
изменение (увеличение) шрифта;
расположение экзаменационного материала на экране компьютера с учетом особенностей зрения и др.);
вызывают медперсонал (при необходимости).
При использовании слепыми и слабовидящими участниками ГВЭ специально предусмотренных тетрадей, бланков ответов увеличенного размера ассистенты переносят ответы участников ГВЭ на задания экзаменационной работы, выполненные слепыми и слабовидящими участниками экзамена в специально предусмотренных тетрадях, бланках ответов увеличенного размера в стандартные бланки ответов.
При выполнении участником ГВЭ экзаменационной работы на компьютере ассистент распечатывает ответы участника ГВЭ и переносит информацию с распечатанных бланков участника в стандартные бланки ответов в присутствии члена ГЭК.
Время, затрачиваемое ассистентом на перенос ответов участника ГВЭ в стандартные бланки ответов, не включается в общую продолжительность проведения экзамена. Данная процедура должна выполняться после завершения экзамена участником ГВЭ.
2.2. Организация экзаменов для разных нозологических групп участников ГВЭ с ОВЗ, участников ГВЭ - детей-инвалидов и инвалидов
Организация экзаменов для разных категорий участников ГВЭ с ОВЗ, участников ГВЭ - детей-инвалидов и инвалидов имеет ряд особенностей:
Для слабослышащих участников экзамена аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. В обязанности ассистента-сурдопереводчика входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена (при желании глухого, позднооглохшего и слабослышащего участника экзамена), в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, устном предъявлении организатором текста изложения для всех участников экзамена (осуществление одновременного сурдоперевода), при необходимости уточнение с помощью сурдоперевода творческого задания и др.
Для слепых и поздноослепших участников экзамена, владеющих шрифтом Брайля, ЭМ оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера. Письменная экзаменационная работа такими участниками выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере. Необходимо предусмотреть достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов указанных участников, компьютер.
Для слабовидящих участников экзамена ЭМ копируются в увеличенном размере, для чего в аудиториях проведения экзаменов устанавливаются увеличительные устройства и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки. Копирование ЭМ осуществляется в день экзамена в присутствии руководителя ППЭ и членов ГЭК.
В отдельной аудитории могут находиться участники ГВЭ различных нозологических групп. При этом рекомендуется организовывать специализированные (отдельные) аудитории для участников ГВЭ с ОВЗ, участников ГВЭ - детей-инвалидов и инвалидов в зависимости от категории нозологической группы:
1. слепых, поздноослепших, слабовидящих;
2. глухих, позднооглохших;
3. слабослышащих;
4. с тяжелыми нарушениями речи;
5. с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
6. с задержкой психического развития;
7. с расстройствами аутистического спектра;
8. иных категорий участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.).
Допускается нахождение в одной аудитории участников экзамена, относящихся к разным нозологическим группам <2>.
Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ГВЭ с ОВЗ, участников ГВЭ - детей-инвалидов и инвалидов определяется в зависимости от нозологической группы, используемых технических средств <3>.
При проведении экзаменов в один день по нескольким учебным предметам в соответствии с единым расписанием ГВЭ допускается рассадка в одну специализированную (отдельную) аудиторию участников экзамена не более чем по двум разным учебным предметам, при этом количество участников экзамена по каждому учебному предмету не должно превышать 5 человек.
В аудиториях должны быть предусмотрены места для ассистентов.
ППЭ может быть организован на дому по месту жительства участника ГВЭ (далее - ППЭ на дому) или на базе любой образовательной организации, в том числе санаторно-курортной, в которой проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении. Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
При организации ППЭ на дому, медицинской организации должны быть выполнены минимальные требования к процедуре и технологии проведения ГВЭ. Во время проведения экзамена в ППЭ на дому присутствуют руководитель ППЭ, организаторы, член ГЭК. Для участника ГВЭ необходимо организовать рабочее место (с учетом состояния его здоровья), а также рабочие места для всех работников указанного ППЭ.
При организации ППЭ на дому, в медицинской организации в целях оптимизации условий проведения ГВЭ допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГВЭ в ППЭ на дому, по согласованию с ГЭК.
При совмещении отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГВЭ в ППЭ на дому, в ППЭ на дому могут присутствовать: член ГЭК, который может выполнять функционал руководителя ППЭ, организатор, который может одновременно выполнять функции технического специалиста, ассистента.
Информация о количестве участников ГВЭ с ОВЗ, участников ГВЭ - детей-инвалидов и инвалидов в ППЭ и о необходимости создания соответствующих условий для сдачи экзаменов направляется в ППЭ не позднее двух рабочих дней до проведения экзамена по соответствующему учебному предмету.
При продолжительности выполнения экзаменационной работы более четырех часов организуется питание участников экзамена. Порядок и место организации питания определяется Министерством.
Продолжительность экзамена для участников ГВЭ с ОВЗ, участников ГВЭ - детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа. В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников экзамена, выдачу им ЭМ, заполнение ими регистрационных полей бланков, настройку необходимых технических средств, используемых при проведении экзаменов), на перенос <4> ассистентом ответов участника ГВЭ на задания экзаменационной работы, выполненные слепыми и слабовидящими участниками экзамена в специально предусмотренных тетрадях и бланках увеличенного размера, а также выполненные на компьютере, в стандартные бланки.
По окончании экзамена экзаменационные работы участников ГВЭ в тот же день доставляются членами ГЭК из ППЭ в РЦОКО или, в случае принятия решения о сканировании ЭМ в ППЭ, сканируются с использованием специализированных аппаратно-программных средств.
3. Особенности экзаменационных работ ГВЭ в письменной форме, особенности организации и проведения ГВЭ в письменной форме
3.1. ГВЭ по русскому языку
Письменный ГВЭ по русскому языку проводится в форме сочинения, изложения с творческим заданием, диктанта в целях учета возможностей разных категорий его участников:
участников ГВЭ без ОВЗ: обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
участников ГВЭ с ОВЗ: обучающихся с ОВЗ, экстернов с ОВЗ, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, экстернов - детей-инвалидов и инвалидов.
В заявлении, которое подается до 1 февраля (включительно), участникам ГВЭ необходимо указать форму проведения ГВЭ по русскому языку (изложение с творческим заданием/сочинение/диктант) в зависимости от категории участника ГВЭ с ОВЗ или без ОВЗ (см. Таблицу 1).
В зависимости от выбора формы ГВЭ по русскому языку должна быть осуществлена рассадка участников экзамена по аудиториям: при организации экзамена следует учесть, что для его проведения необходимы разные аудитории для проведения сочинения, изложения с творческим заданием (разные аудитории: аудитории, в которых изложение читается организатором; аудитории, в которых текст изложения выдается для прочтения участникам ГВЭ; аудитории, в которых осуществляется сурдоперевод текста), диктанта.
При проведении экзамена для глухих, поздно оглохших и слабослышащих участников ГВЭ при необходимости привлекаются сурдопедагоги, не ведущие данный учебный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). При желании участника ГВЭ (сообщается во время подачи заявления на участие в ГИА) обеспечивается сурдоперевод текста изложения.
Участникам ГВЭ разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями для установления нормативного написания слов и определения значения лексической единицы. Словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользоваться личными словарями участникам ГВЭ запрещено в целях недопущения нарушения Порядка в части использования справочных материалов, письменных заметок.
Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение (100 номера вариантов ЭМ) или изложение с творческим заданием (400 номера вариантов ЭМ).
ЭМ по русскому языку для ГВЭ в письменной форме разрабатываются для разных категорий участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов.
Выбор формы ЭМ осуществляется индивидуально с учетом особых образовательных потребностей участников экзамена и индивидуальной ситуации развития (см. Таблицу 2).
В случае если участники ГВЭ с ОВЗ, участники ГВЭ - дети-инвалиды и инвалиды имеют сопутствующие формы заболеваний (нарушения слуха, зрения и (или) речи) выбор варианта ГВЭ по русскому языку определяется, в том числе с учетом характеристики ЭМ.
Таблица 2. Распределение ЭМ в зависимости от категории участников ГВЭ по русскому языку
Характеристика ЭМ |
Номера вариантов |
Категории участников ГВЭ |
|
- 100 номера вариантов (сочинение); - 400 номера вариантов (изложение) |
1. Участники ГВЭ без ОВЗ; 2. Участники ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 3. Иные категории участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.) |
Использование в ЭМ визуальных образов сведено к минимуму ЭМ могут быть переведены на шрифт Брайля (при необходимости) |
- 300 номера вариантов (сочинение); - 600 номера вариантов (изложение) |
1. Слепые, поздноослепшие; 2. Слабовидящие |
ЭМ не содержат звуковых образов При оценивании экзаменационной работы |
- 200 номера вариантов (сочинение); - 500 номера вариантов (изложение) |
1. Глухие, позднооглохшие; 2. Слабослышащие; 3. С тяжелыми нарушениями речи; 4. С задержкой психического развития |
200 и 500 номеров вариантов предусмотрены критерии, отличающиеся от критериев оценивания ЭМ 100, 300, 400 и 600 номеров вариантов |
|
|
Диктант с особыми критериями оценивания |
- 700 номера вариантов (диктант) |
Участники ГВЭ с расстройствами аутистического спектра |
Описание номеров вариантов ЭМ ГВЭ по русскому языку в письменной форме приведены в Спецификации экзаменационных материалов для проведения в 2023 году государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования (письменная форма) по русскому языку, размещенной на официальном сайте ФГБНУ "ФИПИ" (https://fipi.ru/gve/gve-11).
Организационные особенности проведения ГВЭ по русскому языку в форме изложения с творческим заданием
При проведении ГВЭ по русскому языку в форме изложения с творческим заданием в качестве организатора привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста поэтому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.
Текст для изложения читается организатором в аудитории дважды с интервалом между прочтениями текста 2,5 - 3 минуты:
1) для участников ГВЭ без ОВЗ;
2) иных категорий участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (с диабетом, онкологическими заболеваниями, астмой и др.).
В это время указанные участники ГВЭ могут работать с листами бумаги для черновиков, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (записывать под диктовку текст изложения в черновики не разрешается).
Текст для изложения может выдаваться для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут (при этом текст для изложения организатором не зачитывается) для:
1) участников ГВЭ с тяжелыми нарушениями речи;
2) участников ГВЭ с задержкой психического развития;
3) участников ГВЭ с расстройствами аутистического спектра;
4) участников ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5) слепых, слабовидящих участников ГВЭ;
6) глухих, позднооглохших и слабослышащих участников ГВЭ.
В это время указанные участники ГВЭ могут работать с листами бумаги для черновиков, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст изложения в черновики запрещено).
По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст для изложения, и участники ГВЭ приступают к написанию изложения.
Текст для изложения для слабовидящих участников ГВЭ копируется в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК. Текст для изложения для слепых участников экзамена оформляется рельефно-точечным шрифтом Брайля при необходимости.
Для глухих, позднооглохших и слабослышащих участников ГВЭ при необходимости (вместо выдачи текста для изложения на 40 минут) может быть осуществлен сурдоперевод текста для изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста для изложения сообщается во время подачи заявления на участие в ГВЭ).
Участники ГВЭ, которым текст для изложения выдается на 40 минут для чтения, должны быть распределены в отдельную аудиторию. Категорически не рекомендуется распределять участников экзамена, которым текст для изложения выдается для чтения на 40 минут, в одну аудиторию вместе с участниками экзамена, которым текст для изложения зачитывает организатор.
3.2. ГВЭ по математике
Письменный экзамен ГВЭ по математике проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ.
Участники ГВЭ могут быть распределены в одну аудиторию. В распределении обязательно указываются номера вариантов ЭМ.
При выполнении заданий ГВЭ по математике в письменной форме разрешается пользоваться линейкой. Необходимые справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего и среднего общего образования, выдаются вместе с текстом экзаменационной работы.
Выбор формы ЭМ решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей участников ГВЭ и индивидуальной ситуации развития (см. Таблицу 3).
В случае если участники ГВЭ с ОВЗ имеют сопутствующие формы заболеваний (нарушения слуха, зрения и (или) речи), выбор варианта ГВЭ по математике определяется, в том числе с учетом характеристики ЭМ.
Таблица 3. Распределение ЭМ по категориям участников ГВЭ по математике
Характеристика ЭМ |
Номера вариантов |
Категории участников ГВЭ |
ЭМ содержат задания с кратким ответом |
100 номера вариантов |
1. Участники ГВЭ без ОВЗ; 2. Глухие, позднооглохшие; 3. Слабослышащие; 4. С тяжелыми нарушениями речи; 5. С нарушениями опорно-двигательного аппарата; 6. С расстройствами аутистического спектра; 7. Иные категории участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.) |
Визуальные образы в тексте ЭМ сведены к минимуму ЭМ могут быть переведены на шрифт Брайля (при необходимости) |
300 номера вариантов |
1. Слепые, поздноослепшие; 2. Слабовидящие |
Описание номеров вариантов ЭМ ГВЭ по математике в письменной форме приведены в Спецификации экзаменационных материалов для проведения в 2023 году государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования (письменная форма) по математике, размещенной на официальном сайте ФГБНУ "ФИПИ" "(https://fipi.ru/gve/gve-11).
3.3. ГВЭ по предметам по выбору (биологии, географии, информатике и ИКТ, истории, литературе, обществознанию, физике, химии, иностранным языкам) в письменной форме
ЭМ по каждому учебному предмету по выбору участника ГВЭ (биологии, географии, информатике и ИКТ, истории, литературе, обществознанию, физике, химии, иностранным языкам) в письменной форме не разделяются в зависимости от использования участниками экзаменов разных нозологических групп.
Выполнение экзаменационных работ по указанным предметам проводится в соответствии с инструкциями, приведенными в КИМ.
4. Особенности экзаменационных работ и процедуры проведения ГВЭ в устной форме
В комплект ЭМ по каждому учебному предмету для ГВЭ в устной форме включены 15 билетов. Участникам ГВЭ должна быть предоставлена возможность выбора экзаменационного билета, при этом номера и содержание заданий экзаменационных билетов не должны быть известны участнику экзамена в момент выбора экзаменационного билета из предложенных.
При проведении ГВЭ в устной форме устные ответы участников ГВЭ записываются на аудионосители или записываются на аудионосители с одновременным протоколированием. Аудитории, выделяемые для записи устных ответов, оборудуются средствами цифровой аудиозаписи.
Участник ГВЭ по указанию технического специалиста или организатора ППЭ громко и разборчиво дает устный ответ на задание. При проведении экзамена экзаменатор-собеседник при необходимости задает вопросы, которые позволяют участнику ГВЭ уточнить и (или) дополнить устный ответ в соответствии с требованиями вопроса экзаменационного задания. Технический специалист или организатор ППЭ предоставляет участнику ГВЭ возможность прослушать запись его ответа и убедиться, что она произведена без технических сбоев. В случае одновременной аудиозаписи и протоколирования устных ответов, участнику ГВЭ предоставляется возможность ознакомиться с протоколом его ответа и убедиться, что он записан верно.
5. Подготовка к проведению ГВЭ в РЦОКО и ППЭ
Планирование ГВЭ выполняется автоматизированно с использованием ПО "Планирование ГИА" в РЦОКО.
Планирование ГВЭ включает в себя следующие этапы:
назначение ППЭ;
назначение аудиторий ППЭ на ГВЭ с указанием формы проведения ГВЭ в назначенных аудиториях;
распределение работников по ППЭ;
распределение участников по ППЭ;
распределение участников и организаторов по аудиториям ППЭ;
печать бланков ГВЭ;
формирование комплекта отчетных форм ППЭ для ГВЭ.
Примечание: в отличие от планирования ЕГЭ при планировании ГВЭ распределение участников ГВЭ в ППЭ выполняется только после назначения аудиторий ППЭ на ГВЭ и указания формы ГВЭ в аудиториях, автоматическое назначение аудиторий на ГВЭ отсутствует.
5.1. Печать бланков ГВЭ
Печать бланков ГВЭ выполняется автоматизированно средствами ПО "Планирование ГИА" в РЦОКО. Бланки ГВЭ печатаются в РЦОКО, по решению Министерства бланки ГВЭ могут быть распечатаны непосредственно в Штабе ППЭ. Копирование бланков запрещено. Все бланки должны быть распечатаны посредством ПО.
Комплект бланков ГВЭ (письменная и устная формы) каждого участника ГВЭ состоит из бланка регистрации, бланка ответов, ДБО. Описание и правила заполнения бланков ГВЭ описаны в "Правилах заполнения бланков государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена в 2023 году".
Бланк ответов для устной формы проведения ГВЭ необходим для полноценной обработки всего комплекта бланков, а также для внесения информации об идентификаторе аудиозаписи устного ответа участника ГВЭ, либо для протоколирования устных ответов участника ГВЭ с одновременным осуществлением аудиозаписи его устных ответов. Количество комплектов бланков ГВЭ, необходимых для проведения экзамена, определяется по количеству участников ГВЭ, распределенных в ППЭ на соответствующий экзамен. Бланк регистрации и бланк ответов одного комплекта связаны кодом работы, который автоматически заполняется при печати бланков. При печати комплектов необходимо убедиться, что код работы, указанный на бланке регистрации, и код работы на бланке ответов совпадают.
При подсчете количества комплектов бланков ГВЭ для проведения экзамена необходимо предусмотреть наличие резервных комплектов из расчета 3 резервных комплекта на 10 участников ГВЭ, распределенных в ППЭ.
После печати комплектов бланков ГВЭ выполняется печать ДБО (при проведении ГВЭ в устной форме ДБО печатаются в случае осуществления аудиозаписи устных ответов участника ГВЭ с одновременным протоколированием его устных ответов). Максимальное количество ДБО на один комплект бланков (бланк регистрации и бланк ответов) не должно превышать 10. Информация для заполнения полей верхней части лицевой стороны ДБО должна полностью соответствовать информации бланка регистрации. Код работы на ДБО не указан, при проведении экзамена код работы (вместе с номером листа) указывается организатором в аудитории при выдаче ДБО участнику ГВЭ.
В поле "Лист N" при выдаче ДБО организатор в аудитории вносит порядковый номер листа работы участника ГВЭ (при этом листом N 1 является основной бланк ответов, который участник ГВЭ получил в составе индивидуального комплекта). Организатор в аудитории проверяет правильность заполнения участником ГВЭ ДБО.
5.2. КИМ ГВЭ
КИМ ГВЭ направляются в Министерство не ранее чем за месяц до начала экзаменов по соответствующим учебным предметам в электронном виде с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащейся в них информации (размещаются на технологическом портале по подготовке и проведению ЕГЭ в защищенной сети передачи данных) <5>.
Вместе с КИМ ГВЭ направляются пояснительные записки с информацией о соответствии номеров вариантов категориям участников ГВЭ и формам проведения экзаменационной работы, а также справочные материалы к КИМ ГВЭ по некоторым учебным предметам.
Разглашение информации, содержащейся в КИМ ГВЭ, до начала экзамена запрещено.
Каждый КИМ ГВЭ содержит свой номер варианта. Тиражирование ЭМ для проведения ГВЭ обеспечивается Министерством.
По решению Министерства тиражирование КИМ ГВЭ и бланков ГВЭ осуществляется по одной из схем:
1. печать бланков ГВЭ и КИМ ГВЭ в РЦОКО и передача их в ППЭ;
2. печать бланков ГВЭ и КИМ ГВЭ в ППЭ из файлов, полученных из РЦОКО.
Распределение КИМ ГВЭ по аудиториям ППЭ (в зависимости от категории участников ГВЭ, сдающих экзамен в данной аудитории) проводится до направления ЭМ в ППЭ.
По решению Министерства указанное распределение может быть выполнено непосредственно в день проведения экзамена до его начала (до 10.00 по местному времени).
6. Проведение ГВЭ в ППЭ
6.1. Процедура проведения ГВЭ в аудиториях ППЭ
Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять видеозапись и трансляцию проведения экзаменов в сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения без трансляции проведения экзаменов в сети "Интернет" по согласованию с Рособрнадзором.
Порядок организации видеонаблюдения в аудиториях, Штабе ППЭ, в том числе согласование оборудования аудиторий и Штаба ППЭ средствами видеонаблюдения без трансляции проведения экзаменов в сети "Интернет" с Рособрнадзором, изложены в "Методических рекомендациях по организации видеонаблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2023 году".
Во время экзамена в каждой аудитории присутствует не менее двух организаторов в аудитории. В случае необходимости организаторам в аудитории временно покинуть аудиторию следует произвести их замену из числа организаторов вне аудитории. При проведении ГВЭ могут присутствовать ассистенты, оказывающие участникам ГВЭ с ОВЗ, участникам ГВЭ - детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь <6> с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Участники ГВЭ должны соблюдать порядок и следовать указаниям организаторов в аудитории, а организаторы ППЭ - обеспечивать порядок проведения экзамена в аудитории и осуществлять контроль за порядком проведения экзамена в аудитории и вне аудитории.
Во время экзамена на рабочем столе участника ГВЭ помимо ЭМ могут находиться:
гелевая, капиллярная ручка с чернилами черного цвета;
документ, удостоверяющий личность;
лекарства и питание (при необходимости);
средства обучения и воспитания при проведении экзамена:
Учебный предмет |
Средства обучения и воспитания |
|
Письменная форма |
Устная форма |
|
Русский язык |
орфографический и толковый словари |
Не используются |
Математика |
линейка; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего и среднего общего образования |
линейка; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего и среднего общего образования |
География |
непрограммируемый калькулятор; географические атласы для 5 - 10 классов |
непрограммируемый калькулятор; географические атласы для 5 - 10 классов |
Физика |
непрограммируемый калькулятор; линейка |
непрограммируемый калькулятор; справочные материалы, содержащие основные формулы курса физики образовательной программы основного общего и среднего общего образования |
Химия |
непрограммируемый калькулятор; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов |
непрограммируемый калькулятор; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжении металлов |
История |
Не используются |
атласы по истории России для 6 - 11 классов |
Иностранные языки |
Не используются |
двуязычный словарь |
Информатика и ИКТ |
Не используются |
компьютерная техника, не имеющая доступ к сети "Интернет" с установленным программным обеспечением, предоставляющим возможность работы с редакторами электронных таблиц, текстовыми редакторами, средами программирования |
Обществознание |
Не используются |
Не используются |
Биология |
Не используются |
Не используются |
специальные технические средства (для участников ГВЭ с ОВЗ, участников ГВЭ - детей-инвалидов, инвалидов);
черновики.
Во время экзамена участники ГВЭ имеют право выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ только в сопровождении одного из организаторов вне аудитории. При выходе из аудитории участники ГВЭ оставляют документ, удостоверяющий личность, ЭМ, письменные принадлежности и черновики на рабочем столе, организатор в аудитории проверяет комплектность оставленных ЭМ.
6.2. Особенности процедуры проведения ГВЭ в письменной форме в аудиториях ППЭ
Не позднее 9:45 по местному времени организаторы в аудитории получают ЭМ в запечатанном виде (формат упаковки утверждается ОИВ) у руководителя ППЭ в Штабе ППЭ по форме ППЭ-14-02-ГВЭ "Ведомость учета экзаменационных материалов".
Организатор в аудитории раздает участникам ГВЭ бланки регистрации, бланки ответов, КИМ ГВЭ, черновики (должны быть подготовлены заранее). До начала экзамена организатор в аудитории должен предупредить участников ГВЭ о ведении видеонаблюдения и провести инструктаж.
Инструктаж состоит из двух частей. Первая часть инструктажа проводится с 9:50 по местному времени, вторая часть инструктажа начинается не ранее 10:00 по местному времени (приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям).
После проведения организаторами в аудитории инструктажа участники ГВЭ приступают к выполнению экзаменационной работы.
Участники ГВЭ с ОВЗ, участники ГВЭ - дети-инвалиды и инвалиды, которые не имеют возможность писать самостоятельно и могут выполнять работу только на компьютере, вправе использовать компьютер без выхода в сеть "Интернет" и не содержащий информации по соответствующему учебному предмету (со средством индивидуального прослушивания (наушниками), оснащенный специализированным программным обеспечением, например, экранной лупой).
Перенос ответов участника ГВЭ с компьютера в стандартные бланки ответов осуществляется ассистентом в присутствии члена (-ов) ГЭК и общественного наблюдателя (при наличии). При этом время, затрачиваемое ассистентом на перенос ответов участника экзамена в стандартные бланки ответов, не включается в общую продолжительность экзамена. Данная процедура должна выполняться после завершения экзамена участником ГВЭ.
При недостатке места для ответов на основном бланке ответов (при заполнении лицевой и оборотной стороны) участник ГВЭ должен продолжить записи на ДБО, выдаваемом организатором в аудитории по требованию участника ГВЭ. Код работы на ДБО не указан. Код работы на ДБО (вместе с номером листа) указывается организатором в аудитории при выдаче ДБО участнику ГВЭ. Организатор в аудитории проверяет правильность заполнения участником ГВЭ ДБО.
Участники ГВЭ, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, могут покинуть ППЭ. Организаторы в аудитории принимают от них все ЭМ.
За 30 минут и за 5 минут до окончания выполнения экзаменационной работы организаторы в аудитории сообщают участникам ГВЭ о скором завершении экзамена и напоминают о необходимости перенести ответы из черновиков и КИМ ГВЭ в бланки ГВЭ.
По истечении установленного времени организаторы в аудитории в зоне видимости камер видеонаблюдения объявляют об окончании выполнения экзаменационной работы. Участники ГВЭ откладывают ЭМ, включая КИМ ГВЭ и черновики, на край своего рабочего стола. Организаторы в аудитории собирают ЭМ у участников ГВЭ. Бланки ГВЭ складываются в ВДП по порядку: сначала бланк регистрации, потом бланк ответов и ДБО. Все КИМ ГВЭ собирают в отдельный конверт (формат конверта утверждается Министерством). Использованные черновики также упаковываются в отдельный конверт (формат конверта утверждается Министерством).
В случае использования масштабированных до формата A3 КИМ ГВЭ и бланков ГВЭ организаторы в аудитории в присутствии участников ГВЭ собирают только КИМ ГВЭ (стандартного размера и масштабированные) и черновики. КИМ ГВЭ (стандартного размера и масштабированные) и черновики запечатываются в бумажные конверты. Бланки остаются на рабочих местах участников экзамена.
Для переноса ответов слабовидящих участников ГВЭ с масштабированных бланков ГВЭ на бланки ГВЭ стандартного размера рекомендуется назначать ассистентов, по возможности, из числа тифлопереводчиков.
В присутствии члена(-ов) ГЭК и общественных наблюдателей (при наличии) ассистенты переносят ответы на задания КИМ участников ГВЭ с масштабированных бланков ГВЭ на бланки ГВЭ стандартного размера в полном соответствии с ответами участников экзамена. Организаторы в аудитории должны следить за сохранением комплектации выданных ЭМ. При нарушении комплектации ИК проверка работ участников экзамена не представляется возможной.
При переносе ответов с масштабированных бланков ГВЭ на бланки ГВЭ стандартного размера в поле "Подпись участника" ассистент пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.
По завершении соответствующих процедур организаторы в аудитории проходят в Штаб ППЭ с упакованными и запечатанными ЭМ и передают ЭМ руководителю ППЭ в присутствии члена ГЭК по форме ППЭ-14-02-ГВЭ "Ведомость учета экзаменационных материалов". Прием ЭМ должен проводиться за специально отведенным столом, находящимся в зоне видимости камер видеонаблюдения.
Специальные тетради для записи ответов на задания, бланки ГВЭ передаются в Комиссию тифлопереводчиков, которая работает в специально выделенном и оборудованном помещении (аудитории) в ППЭ, РЦОКО (в соответствии с организационно-технологической схемой проведения ГИА, принятой в субъекте Российской Федерации). После получения ЭМ от всех ответственных организаторов в аудитории руководитель ППЭ передает ЭМ по форме ППЭ-14-01-ГВЭ "Акт приемки-передачи экзаменационных материалов в ППЭ" члену ГЭК.
ЭМ в тот же день доставляются членами ГЭК в РЦОКО. В случае отсутствия возможности доставки в тот же день ЭМ членом ГЭК в РЦОИ выполняется сканирование всех ЭМ ГВЭ в Штабе ППЭ в присутствии члена ГЭК и передача защищенного архива с отсканированными ЭМ в РЦОКО с учетом соблюдения условий информационной безопасности.
Неиспользованные и использованные ЭМ, а также использованные черновики направляются в места, определенные Министерством, для обеспечения их хранения.
Неиспользованные и использованные ЭМ хранятся до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, использованные черновики - в течение месяца после проведения экзамена. По истечении указанного срока перечисленные материалы уничтожаются лицами, назначенными Министерством.
6.3. Особенности процедуры проведения ГВЭ в устной форме в аудиториях ППЭ
При проведении ГВЭ в устной форме устные ответы участников ГВЭ записываются на аудионосители или записываются на аудионосители с одновременным их протоколированием. Аудитории, предназначенные для записи устных ответов, оборудуются средствами цифровой аудиозаписи (в качестве оборудования для аудиозаписи могут быть использованы любые доступные средства - ноутбук, диктофон и т.д.).
В аудитории для записи устных ответов технические специалисты или организаторы в аудитории настраивают средства цифровой аудиозаписи, чтобы осуществить качественную запись устных ответов.
В аудитории для проведения экзамена в устной форме рекомендуется выделить отдельные места для подготовки каждого участника экзамена к ответу.
Не позднее 9:45 по местному времени организаторы получают у руководителя ППЭ ЭМ в Штабе ППЭ по форме ППЭ-14-02-ГВЭ "Ведомость учета экзаменационных материалов".
До начала экзамена организаторы в аудиториях должны предупредить участников ГВЭ о ведении видеонаблюдения и провести инструктаж участников ГВЭ. Инструктаж состоит из двух частей. Первая часть инструктажа проводится с 9:50 по местному времени, вторая часть инструктажа начинается не ранее 10:00 по местному времени (приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям).
Организатор в аудитории раздает участникам ГВЭ бланки регистрации, бланки ответов, КИМ ГВЭ, черновики (должны быть подготовлены заранее).
Бланк ответов при проведении устного экзамена необходим для полноценной обработки комплекта бланков участника экзамена и не используется участником ГВЭ для записи ответов на задания (за исключением случаев, когда идет аудиозапись устных ответов участника ГВЭ с одновременным их протоколированием). Во время проведения экзамена ДБО могут быть использованы в случае осуществления аудиозаписи устных ответов участника ГВЭ с одновременным их протоколированием.
В случае если протоколирование устных ответов не ведется, а ведется только аудиозапись ответов, организатору в аудитории необходимо в области для внесения ответов вписать повторно код работы. Оставшееся незаполненным место бланка ответов организаторы погашают "Z", включая его оборотную сторону.
После проведения организаторами в аудитории инструктажа участники ГВЭ приступают к работе. На подготовку устного ответа отводится от 30 до 60 минут в зависимости от соответствующего учебного предмета. Данный факт необходимо учитывать при организации распределения участников ГВЭ в аудиторию.
После окончания времени, отведенного для подготовки, участника ГВЭ приглашают к средству цифровой аудиозаписи. Участник ГВЭ по указанию организатора в аудитории громко и разборчиво дает устный ответ на задание. Во время ответа одного участника экзамена остальные участники ГВЭ присутствуют в аудитории.
Организатор в аудитории дает участнику ГВЭ прослушать запись его ответа и убедиться, что она произведена без технических сбоев.
В случае осуществления аудиозаписи устных ответов участника ГВЭ с одновременным протоколированием его устных ответов участнику ГВЭ предоставляется возможность ознакомиться с его запротоколированным устным ответом и убедиться, что он записан верно.
Если во время записи произошел технический сбой, принимается решение, о том, что участник ГВЭ не завершил экзамен по объективным причинам с оформлением соответствующего акта (форма ППЭ-22 "Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам"). Данный участник ГВЭ по решению председателя ГЭК повторно допускается к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету в резервные сроки.
После окончания экзамена в аудитории участники ГВЭ сдают бланки и КИМ ГВЭ организаторам в аудитории, которые собирают бланки ГВЭ и укладывают их в ВДП. В случае если протоколирование устных ответов не ведется, а ведется только аудиозапись ответов, организатору в аудитории необходимо в области для внесения ответов оставшееся незаполненным место бланка ответов погасить "Z", включая его оборотную сторону. Аудиозаписи ответов участников ГВЭ сохраняются техническим специалистом с присвоением в качестве имени уникального идентификатора (кода работы). КИМ ГВЭ упаковываются в отдельный конверт и запечатываются. Использованные черновики также упаковываются в отдельный конверт.
По завершении соответствующих процедур организаторы в аудитории проходят в Штаб ППЭ с ЭМ и передают ЭМ руководителю ППЭ в присутствии члена ГЭК по форме ППЭ-14-02-ГВЭ "Ведомость учета экзаменационных материалов". Прием ЭМ должен проводиться за специально отведенным столом, находящимся в зоне видимости камер видеонаблюдения.
Технический специалист в ППЭ осуществляет копирование всех аудиозаписей устных ответов участников ГВЭ в ППЭ поаудиторно на внешний носитель. По завершении записи он передает внешний носитель руководителю ППЭ в присутствии члена ГЭК в Штабе ППЭ за специально отведенным столом, находящимся в зоне видимости камер видеонаблюдения.
После получения ЭМ от всех ответственных организаторов в аудитории, аудиозаписей устных ответов участников ГВЭ от технического специалиста и заполнения комплекта отчетных форм ГВЭ руководитель ППЭ передает ЭМ по форме ППЭ-14-01-ГВЭ "Акт приемки-передачи экзаменационных материалов в ППЭ" (два экземпляра) и комплект отчетных форм ГВЭ члену ГЭК.
По завершении экзамена члены ГЭК составляют отчет о проведении ГВЭ в ППЭ (форма ППЭ-10), который в тот же день передают в ГЭК <7>.
ЭМ в тот же день доставляются членами ГЭК в РЦОКО. В случае отсутствия возможности доставки в тот же день ЭМ членом ГЭК в РЦОКО выполняется сканирование всех ЭМ ГВЭ в Штабе ППЭ в присутствии члена ГЭК и передача защищенного архива с отсканированными ЭМ в РЦОКО с учетом соблюдения условий информационной безопасности <8>.
Неиспользованные и использованные ЭМ, а также использованные черновики направляются в места, определенные Министерством, для обеспечения их хранения.
Неиспользованные и использованные ЭМ хранятся до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, использованные черновики - в течение месяца после проведения экзамена. По истечении указанного срока перечисленные материалы уничтожаются лицами, назначенными Министерством.
7. Инструктивные материалы для лиц, привлекаемых к проведению ГВЭ в ППЭ
7.1. Инструкция для членов ГЭК в ППЭ
На подготовительном этапе проведения ГВЭ член ГЭК проводит проверку готовности ППЭ не позднее чем за две недели до начала экзаменов (по решению председателя ГЭК).
Члену ГЭК необходимо помнить, что экзамен проводится в спокойной и доброжелательной обстановке. В день проведения экзамена члену ГЭК в ППЭ запрещается: а) оказывать содействие участникам ГВЭ, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; б) пользоваться средствами связи вне Штаба ППЭ (пользование средствами связи допускается только в Штабе ППЭ в случае служебной необходимости) |
На этапе проведения ГВЭ член ГЭК:
обеспечивает доставку ЭМ в ППЭ в день проведения экзамена (в случае если по решению Министерства ЭМ доставляются членами ГЭК в ППЭ) или присутствует и осуществляет контроль при организации печати ЭМ в Штабе ППЭ из файлов, полученных из РЦОКО с соблюдением требований информационной безопасности (в случае если по решению Министерства ЭМ печатаются в ППЭ);
передает ЭМ руководителю ППЭ в Штабе ППЭ по форме ППЭ-14-01-ГВЭ "Акт приемки-передачи экзаменационных материалов в ППЭ";
осуществляет контроль хранения ЭМ до начала экзамена;
контролирует вход работников ППЭ и участников ГВЭ в ППЭ, в том числе соблюдение ими требований к хранению личных вещей и наличию запрещенных средств в ППЭ;
присутствует при проведении руководителем ППЭ инструктажа организаторов ППЭ, который проводится не ранее 8:15 по местному времени;
присутствует при заполнении представителей образовательных организаций, сопровождающих обучающихся, экстернов (далее - сопровождающие) формы ППЭ-20 "Акт об идентификации личности участника ГИА" в случае отсутствия у участника ГВЭ документа, удостоверяющего личность;
контролирует соблюдение порядка проведения ГИА в ППЭ;
оказывает содействие руководителю ППЭ в решении возникающих в процессе экзамена ситуаций, не регламентированных нормативными правовыми актами и настоящей Инструкцией;
в случае принятия решения об удалении с экзамена участника ГВЭ совместно с руководителем ППЭ и ответственным организатором в аудитории заполняет форму ППЭ-21 "Акт об удалении участника экзамена" в Штабе ППЭ в зоне видимости камер видеонаблюдения;
по приглашению организатора вне аудитории приходит в медицинский кабинет (в случае если участник ГВЭ по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы);
в случае ухудшения состояния здоровья участника ГВЭ и при согласии участника ГВЭ досрочно завершить экзамен совместно с медицинским работником заполняет соответствующие поля формы ППЭ-22 "Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам" в медицинском кабинете. Ответственный организатор в аудитории и руководитель ППЭ ставят свою подпись в указанном акте;
в случае заполнения форм ППЭ-21 "Акт об удалении участника экзамена" и (или) ППЭ-22 "Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам" осуществляет контроль наличия соответствующих отметок, поставленных ответственным организатором в аудитории ("Удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения экзамена" и (или) "Не завершил экзамен по уважительной причине"), в бланках регистрации таких участников ГВЭ;
в случае технического сбоя при сдаче ГВЭ в устной форме принимает решение о том, что участник ГВЭ не завершил экзамен по объективным причинам, с оформлением соответствующего акта (форма ППЭ-22 "Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам");
принимает от участника ГВЭ апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА (в двух экземплярах) по форме ППЭ-02 в Штабе ППЭ в зоне видимости камер видеонаблюдения;
организует проведение проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении установленного порядка проведения ГИА при участии организаторов, не задействованных в аудитории, в которой сдавал экзамен участник ГВЭ, технических специалистов, ассистентов, общественных наблюдателей (при наличии), сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и (или) сотрудников органов внутренних дел (полиции), медицинских работников и заполняет форму ППЭ-03 "Протокол рассмотрения апелляции о нарушении установленного Порядка проведения ГИА" в Штабе ППЭ в зоне видимости камер видеонаблюдения;
принимает решение об остановке экзамена в ППЭ или в отдельных аудиториях ППЭ по согласованию с председателем ГЭК (заместителем председателя ГЭК) в случае отсутствия средств видеонаблюдения, неисправного состояния или отключения указанных средств во время проведения экзамена, которое приравнивается к отсутствию видеозаписи экзамена, а также при форс-мажорных обстоятельствах с последующим составлением соответствующих актов в свободной форме.
По окончании проведения ГВЭ член ГЭК:
осуществляет контроль за получением руководителем ППЭ от ответственных организаторов в аудитории за специально подготовленным столом, находящимся в зоне видимости камер видеонаблюдения, в Штабе ППЭ:
запечатанного ВДП с бланками ГВЭ (на ВДП должна быть представлена следующая информация: код региона, номер ППЭ (наименование и адрес), номер аудитории, код учебного предмета, название учебного предмета, по которому проводится ГВЭ, форма ГВЭ (письменная или устная);
запечатанного конверта с КИМ ГВЭ;
запечатанного конверта с использованными черновиками;
а также:
формы ППЭ-05-02-ГВЭ "Протокол проведения ГВЭ в аудитории";
формы ППЭ-12-02 "Ведомость коррекции персональных данных участников экзамена в аудитории";
формы ППЭ-12-04-МАШ "Ведомость учета времени отсутствия участников экзамена в аудитории";
неиспользованных ДБО;
неиспользованных черновиков;
неиспользованных комплектов бланков ГВЭ;
служебных записок (при наличии).
В случае проведения в ППЭ ГВЭ в устной форме член ГЭК осуществляет контроль за получением аудиозаписей устных ответов участников ГВЭ, записанных на внешний носитель, руководителем ППЭ от технического специалиста в Штабе ППЭ за специально подготовленным столом, находящимся в зоне видимости камер видеонаблюдения.
Член ГЭК совместно с руководителем ППЭ оформляет необходимые документы по результатам проведения ГВЭ в ППЭ по следующим формам:
форма ППЭ 13-01-ГВЭ "Протокол проведения ГВЭ в ППЭ";
форма ППЭ 14-01-ГВЭ "Акт приемки-передачи экзаменационных материалов в ППЭ";
форма ППЭ-14-02-ГВЭ "Ведомость учета экзаменационных материалов".
По завершении экзамена члены ГЭК составляют отчет о проведении ГВЭ в ППЭ (форма ППЭ-10), <9> который в тот же день передается в ГЭК.
После окончания экзамена член ГЭК доставляет ЭМ в РЦОИ. В случае сканирования экзаменационных работ участников ГВЭ в ППЭ (по решению ОИВ), материалы доставляются после их сканирования.
7.2. Инструкция для руководителя ППЭ Подготовка к проведению ГВЭ
Руководитель ППЭ совместно с руководителем образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, обязан не позднее чем за один рабочий день до проведения экзамена обеспечить готовность ППЭ и аудиторий ППЭ к проведению экзамена.
В случае распределения в ППЭ участников ГВЭ с ОВЗ, участников ГВЭ - детей-инвалидов и инвалидов готовятся аудитории, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей. При этом ОИВ (по согласованию с ГЭК) направляет не позднее двух рабочих дней до проведения экзамена по соответствующему учебному предмету информацию о количестве таких участников ГВЭ в ППЭ и о необходимости организации проведения ГВЭ в ППЭ, в том числе аудиториях ППЭ, в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Не позднее чем за один рабочий день до проведения экзамена руководитель ППЭ и руководитель образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, обязаны обеспечить и проверить наличие:
аудиторий, необходимых для проведения ГВЭ, в том числе аудиторий, необходимых для проведения ГВЭ для участников ГВЭ с ОВЗ, участников ГВЭ - детей-инвалидов и инвалидов;
рабочих мест (столы, стулья) для организаторов вне аудитории, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и (или) сотрудников органов внутренних дел (полиции);
отдельного места для хранения личных вещей участников ГВЭ до входа в ППЭ <10>;
отдельного места для хранения личных вещей организаторов ППЭ, медицинских работников, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников, ассистентов, которое расположено до входа в ППЭ;
специально выделенного места в каждой аудитории ППЭ (стола), находящегося в зоне видимости камер видеонаблюдения, для оформления соответствующих форм ППЭ, осуществления раскладки и последующей упаковки организаторами ЭМ, собранных у участников ГВЭ;
Штаба ППЭ;
журнала учета участников ГВЭ, обратившихся к медицинскому работнику (приложение 4 к настоящим Методическим рекомендациям);
помещения для сопровождающих, которое организуется до входа в ППЭ;
помещений для общественных наблюдателей, медицинских работников, изолированных от аудиторий, используемых для проведения экзамена;
помещения для представителей средств массовой информации, расположенного до входа в ППЭ;
заметных обозначений номеров аудитории для проведения ГВЭ и наименований помещений, используемых для проведения экзамена;
заметных информационных плакатов о ведении видеонаблюдения в аудиториях и коридорах ППЭ о запрете использования средств связи, электронно-вычислительной техники, фото-, аудио- и видеоаппаратуры;
не более 25 рабочих мест для участников ГВЭ в аудиториях;
обозначения каждого рабочего места участника ГВЭ в аудитории заметным номером;
часов, находящихся в поле зрения участников ГВЭ, в каждой аудитории с проведением проверки их работоспособности.
Не позднее чем за один рабочий день до начала проведения экзамена также необходимо:
убрать (закрыть) в аудиториях стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией по соответствующим учебным предметам;
подготовить черновики на каждого участника ГВЭ (минимальное количество - два листа), а также дополнительные черновики;
подготовить технические средства для осуществления цифровой аудиозаписи ответов участников ГВЭ при проведении ГВЭ в устной форме (в случае проведения ГВЭ в ППЭ в указанной форме);
подготовить конверты для упаковки использованных черновиков и КИМ ГВЭ (по одному конверту на аудиторию на каждый вид ЭМ);
подготовить в необходимом количестве инструкции для участников ГВЭ, зачитываемые организаторами в аудитории перед началом экзамена (одна инструкция на одну аудиторию, кроме аудиторий, в которых участникам экзамена инструкция предоставляется в напечатанном виде);
проверить пожарные выходы, средства первичного пожаротушения;
запереть и опечатать помещения, не использующиеся для проведения экзамена;
провести проверку работоспособности средств видеонаблюдения в ППЭ совместно с техническим специалистом;
заполнить форму ППЭ-01-ГВЭ "Акт готовности ППЭ к ГВЭ" совместно с руководителем организации, на базе которой организован ППЭ.
Проведение ГВЭ в ППЭ
Руководителю ППЭ необходимо помнить, что экзамен проводится в спокойной и доброжелательной обстановке. В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в 1 ППЭ руководителю ППЭ запрещается: а) пользоваться средствами связи за пределами Штаба ППЭ; б) оказывать содействие участникам ГВЭ, в том числе передавать им средства связи, 1 электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации |
В день проведения ГВЭ руководитель ППЭ должен явиться в ППЭ не позднее 7:30 по местному времени.
Руководитель ППЭ несет персональную ответственность за соблюдение мер информационной безопасности и обеспечение порядка проведения ГИА в ППЭ на всех этапах проведения ГВЭ в ППЭ.
До начала экзамена руководитель ППЭ должен:
1) не позднее 7:30 по местному времени:
а) получить от членов ГЭК (в случае если по решению Министерства ЭМ доставляются членами ГЭК в ППЭ):
пакет руководителя ППЭ (акты, протоколы, формы апелляции, списки распределения участников ГИА и работников ППЭ, ведомости, отчеты и др.);
ДБО;
ВДП для упаковки бланков ГВЭ после проведения экзамена;
комплекты бланков ГВЭ:
бланк регистрации, бланк ответов;
КИМ ГВЭ;
б) проверить комплектность и целостность ЭМ;
в) заполнить форму ППЭ-14-01-ГВЭ "Акт приемки-передачи экзаменационных материалов в ППЭ" при получении ЭМ от членов ГЭК;
г) в случае если по решению ОИВ ЭМ печатаются в ППЭ под контролем члена ГЭК, организовать печать ЭМ в Штабе ППЭ из файлов, полученных из РЦОИ с соблюдением требований инф
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.