Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Приказу
Министерства образования и науки
Республики Северная Осетия-Алания
от 4 апреля 2023 г. N 363
Положение
об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов на территории Республики Северная Осетия-Алания в 2023 году
Перечень условных обозначений, сокращений и терминов
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования |
ГИА-9 |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия Республики Северная Осетия-Алания |
Загранучреждения |
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения |
ИК |
Индивидуальный комплект участника экзамена |
Инвалид (до 18 лет - ребенок-инвалид) |
Лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты |
КИМ |
Контрольные измерительные материалы |
Минпросвещения России |
Министерство просвещения Российской Федерации |
Образовательная организация |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования |
ОГЭ |
Основной государственный экзамен |
ОИВ |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования) |
ПМПК |
Психолого-медико-педагогическая комиссия |
Положение о ПМПК |
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 |
Порядок ГИА-9 |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 189/1513 |
ППЭ |
Пункт проведения экзамена |
РИС |
Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
Субъект Российской Федерации |
Республика Северная Осетия-Алания |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации Республики Северная Осетия-Алания - государственное бюджетное учреждение "Республиканский центр оценки качества образования" |
Справка, подтверждающая инвалидность |
Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н |
Участники экзамена с ОВЗ, участники экзамена - дети-инвалиды и инвалиды |
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды, осваивающие образовательные программы основного общего образования, допущенные в установленном порядке к ГИА |
Учредители |
Учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования |
Федеральный закон |
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
ЭМ |
Экзаменационные материалы |
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Порядком ГИА-9 в целях разъяснения особенностей организации и проведения ГИА в форме ОГЭ для участников экзаменов с ОВЗ, участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов <1>.
1.2. Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (подпункт 16 части 1 статьи 2 Федерального закона).
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых лица признаются обучающимися с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определяется не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.
1.3. Лица с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК (часть 3 статьи 55 Федерального закона), которые в соответствии с пунктом 23 Положения о ПМПК носят для родителей (законных представителей) рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания ОИВ и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей.
1.4. Согласно Положению о ПМПК одним из направлений деятельности ПМПК является проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет. Вместе с тем на федеральном уровне законодательно не запрещено проводить обследование лиц старше 18 лет.
Порядок работы комиссии утверждается ее учредителем - ОИВ (для центральных ПМПК) или органом местного самоуправления в сфере образования (для территориальных ПМПК) (пункты 3 и 5 Положения о ПМПК).
Указанный локальный нормативный акт может устанавливать более широкие возрастные рамки для лиц, желающих пройти обследование на комиссии (например, от 0 до 23 лет, или от 0 до получения лицами общего образования), что не будет являться ухудшением норм, установленных федеральным законодательством.
Таким образом, проведение обследования на ПМПК обучающихся, достигших возраста 18 лет, с целью получения ими рекомендаций о создании специальных условий при сдаче экзаменов возможно в случае издания соответствующего локального нормативного акта, регламентирующего деятельность ПМПК.
1.5. В соответствии с пунктом 44 Порядка ГИА-9 для участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Для участников экзаменов с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих условий проведения экзамена:
увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение") - на 30 минут;
организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена <2>;
обеспечение беспрепятственного доступа в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывания участников экзамена в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Для участников экзаменов с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность, а также копии рекомендаций ПМПК) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих специальных условий проведения экзамена:
присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) ответов;
использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);
оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);
копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере;
обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство);
индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);
выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
1.6. Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, и обучение которых организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях, по возможности, организуется проведение экзаменов на дому, в медицинской организации.
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение <3> медицинской организации и рекомендации ПМП <4>.
Лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, при наличии у них и предъявлении ими копий рекомендаций ПМПК относятся, в том числе к категории "обучающийся с ОВЗ".
Рекомендации ПМПК об организации сдачи экзамена на дому или в медицинской организации не равнозначны рекомендациям ПМПК о создании специальных условий и не являются основанием для их создания.
1.7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования обязаны организовать предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (пункт 12 части 1 статьи 8 Федерального закона).
С учетом изложенного существенно возрастает роль ПМПК и требования к организации их деятельности, взаимодействию с образовательными организациями и органами управления образованием, созданию региональных систем комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.
В целях обеспечения безопасных условий сдачи ГИА обучающимся, которым во время сдачи ГИА требуется проведение медицинских процедур, но которые не являются обучающимися с ОВЗ, обучающимися - детьми-инвалидами и инвалидами, целесообразно ПМПК рекомендовать создание специальных условий при сдаче ГИА по медицинским показаниям. К таким рекомендациям может относиться использование ингаляторов, инсулиновых помп и др. с перечислением конкретных медицинских процедур, которые будут (могут) проводиться в период проведения экзаменов, и медицинских устройств, которые при этом будут использоваться.
1.8. В заявлении об участии в ГИА участники экзаменов с ОВЗ, участники экзаменов - дети-инвалиды и инвалиды указывают специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, необходимые им при проведении экзаменов, в том числе предоставление специализированной (отдельной) аудитории.
2. Особенности организации аудиторий ППЭ
Материально-технические условия ППЭ должны обеспечивать всем участникам экзамена с ОВЗ, участникам экзамена - детям-инвалидам и инвалидам беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения ППЭ, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Возможно создание отдельных "опорных" ППЭ с оптимальными условиями проведения экзамена для участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов по определенным нозологическим группам или ограничений по здоровью, оборудованных соответствующими специальными техническими средствами.
В ППЭ, организованных на базе образовательной организации, медицинской организации, может быть назначена специализированная (отдельная) аудитория(-и) для проведения экзаменов для участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов.
Количество, общая площадь и состояние аудиторий, предоставляемых для проведения экзаменов, обеспечивают проведение экзаменов в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов <5>.
Специализированные (отдельные) аудитории для проведения экзаменов должны быть оборудованы средствами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять видеозапись без трансляции проведения экзаменов в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (в режиме "офлайн") <6>.
Для слабослышащих участников экзамена аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.
Для слепых и поздноослепших участников экзамена, владеющих шрифтом Брайля, ЭМ оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера. Письменная экзаменационная работа такими участниками выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере. Необходимо предусмотреть достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов указанных участников, компьютер.
Для слабовидящих участников экзамена ЭМ копируются в увеличенном размере, для чего в аудиториях проведения экзаменов устанавливаются увеличительные устройства и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки. Копирование ЭМ осуществляется в день экзамена в присутствии руководителя ППЭ и членов ГЭК.
В отдельной аудитории могут находиться участники экзамена различных нозологических групп. При этом рекомендуется организовывать специализированные (отдельные) аудитории для участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов в зависимости от категории нозологической группы:
1. слепых, поздноослепших, слабовидящих;
2. глухих, позднооглохших;
3. слабослышащих;
4. с тяжелыми нарушениями речи;
5. с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
6. с задержкой психического развития;
7. с расстройствами аутистического спектра;
8. иных категорий участников экзамена, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.).
Допускается нахождение в одной аудитории участников экзамена, относящихся к разным нозологическим группам <7>.
Количество рабочих мест в каждой аудитории определяется в зависимости от категории нозологической группы, используемых технических средств (рекомендации по количеству участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов в одной аудитории представлено в приложении 7).
При проведении экзаменов в один день по нескольким учебным предметам в соответствии с единым расписанием ГИА допускается рассадка в одну специализированную (отдельную) аудиторию участников экзамена не более чем по двум разным учебным предметам, при этом количество участников экзамена по каждому учебному предмету не должно превышать 5 человек.
В аудиториях должны быть предусмотрены места для ассистентов, которые оказывают участникам экзамена с ОВЗ, участникам экзамена - детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей.
3. Ассистенты
Во время экзамена в ППЭ могут присутствовать ассистенты <8>, которые оказывают участникам экзамена с ОВЗ, участникам экзамена - детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей, в том числе:
обеспечивают сопровождение участника экзамена с ОВЗ, участника экзамена - ребенка-инвалида и инвалида в образовательную организацию, на базе которой организован ППЭ;
оказывают помощь в передвижении по ППЭ, ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в аудитории) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению заданий экзаменационной работы);
оказывают помощь в обеспечении коммуникации (с организаторами, членами ГЭК, руководителем ППЭ и др.), в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);
оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;
оказывают помощь в ведении записей, чтении заданий (в фиксации положения тела, ручки в кисти руки; при оформлении регистрационных полей бланков экзаменационной работы; приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; удержании КИМ в вертикальном положении, фиксации строки/абзаца (для участников экзамена с нарушением опорно-двигательного аппарата);
переносят <9> ответы участника экзамена в экзаменационные бланки;
оказывают помощь при выполнении письменной экзаменационной работы на компьютере (настройки на экране; изменение (увеличение) шрифта; расположение экзаменационного материала на экране компьютера с учетом особенностей зрения и др.);
вызывают медперсонал (при необходимости).
Для глухих, позднооглохших, слабослышащих участников экзамена при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. В обязанности ассистента-сурдопереводчика входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена (при желании глухого, позднооглохшего и слабослышащего участника экзамена), в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, при необходимости уточнения с помощью сурдоперевода задания и др.
В качестве ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку.
Ассистентом может быть определен работник образовательной организации, социальный работник, а также в исключительных случаях - родитель (законный представитель) участника экзамена <10>.
Не допускается привлекать в качестве ассистентов:
специалистов по соответствующему учебному предмету при проведении экзамена по данному учебному предмету;
педагогических работников, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ (за исключением ППЭ, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях, в образовательных организациях за пределами территории Российской Федерации, загранучреждениях, в учреждениях уголовно-исполнительной системы).
4. Особенности проведения ГИА
4.1. Подготовительный этап: организационно-технологические мероприятия, проводимые в ППЭ
За один день до проведения экзамена по соответствующему учебному предмету РЦОИ осуществляет автоматизированное распределение участников экзаменов и организаторов по аудиториям. Списки распределения передаются в ППЭ вместе с ЭМ. Распределение участников экзаменов с ОВЗ, участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов осуществляется индивидуально с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития.
Информация о количестве участников экзаменов с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов в ППЭ и о необходимости создания соответствующих условий для сдачи экзаменов направляется в ППЭ не позднее двух рабочих дней до проведения экзамена по соответствующему учебному предмету.
Руководитель ППЭ совместно с руководителем образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, обязан обеспечить готовность ППЭ к проведению ОГЭ и ЕГЭ для участников экзаменов с ОВЗ, участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов в соответствии с требованиями к ППЭ, установленными Порядком ГИА-9, а также изложенными в настоящих Методических рекомендациях, в том числе техническое оснащение аудиторий, учитывающее состояние здоровья, особенности психофизического развития и индивидуальные возможности указанных участников экзаменов.
Руководителю ППЭ совместно с руководителем образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, необходимо:
для слепых участников экзамена:
подготовить в необходимом количестве листы бумаги для черновиков (со штампом образовательной организации, на базе которой организован ППЭ) из расчета по десять листов для письма по системе Брайля на каждого участника экзамена;
подготовить в необходимом количестве памятки для слепых и слабовидящих участников экзамена по заполнению шрифтом Брайля тетрадей для ответов на задания ГИА (приложение 2);
подготовить помещение для работы Комиссии тифлопереводчиков (в случае если перенос ответов слепых участников экзамена на бланки ОГЭ осуществляется в ППЭ) <11>.
Для слабовидящих участников экзамена:
для участников ОГЭ - в случае масштабирования КИМ и листов (бланков) ответов подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата A3;
подготовить в необходимом количестве увеличительные средства для масштабирования КИМ, бланков ОГЭ до формата A3.
В случае отсутствия увеличительных средств необходимо выдать увеличительное устройство - лупу.
Примечание. Допускается не масштабировать бланки регистрации в случае их заполнения ассистентами.
Также допускается использование масштабированного варианта КИМ ОГЭ на формате A4 с размером шрифта не менее 18 Bold (полужирный) и отдельным масштабированием картинок и схем. представленных в КИМ ОГЭ. размерами не менее половины A4 (пропорционально размерам исходных изображений картинок и схем КИМ ОГЭ). Шрифт, используемый в КИМ ОГЭ для слабовидящих детей, должен быть без засечек (Arial/Verdana).
При наличии соответствующих рекомендаций ПМПК допускается использование специальных технических средств, в том числе электронного увеличительного устройства.
В ППЭ, где проводится экзамен для слепых и слабовидящих участников, а также осуществляет свою работу Комиссия тифлопереводчиков, количество членов ГЭК должно быть увеличено. Члены ГЭК осуществляют контроль за переносом <12> ассистентом ответов слабовидящих и слепых участников экзамена из специальных тетрадей (для письма рельефно-точечным шрифтом с использованием письменного прибора Брайля) и масштабированных бланков ОГЭ в бланки стандартного размера.
Для глухих и слабослышащих участников экзамена:
подготовить в необходимом количестве правила по заполнению бланков ОГЭ; обеспечить оборудование аудитории звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
При проведении ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Аудирование") предоставить участникам экзамена задания раздела на бумажном носителе для выполнения заданий (ОИВ необходимо учесть при разработке КИМ ОГЭ).
Для участников экзамена с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
обеспечить беспрепятственный доступ в аудитории, в том числе учитывать необходимость увеличения расстояния между рабочими столами (партами) для передвижения инвалидных колясок.
В случае выполнения письменной экзаменационной работы на компьютере руководителю ППЭ совместно с техническим специалистом рекомендуется произвести контроль готовности рабочего места, оборудованного компьютером:
компьютерная мышь (ножная мышь, роллер, джойстик, головная мышь и др.), диагональ монитора не менее 19 дюймов;
клавиатура с увеличенным размером клавиш или виртуальная клавиатура с возможностью подключения специальных настроек: увеличение курсора, замедление скорости перемещения курсора, включение опции увеличения области просмотра и др.
Для слепых, поздноослепших, слабовидящих участников экзамена, выполняющих письменную экзаменационную работу на компьютере, устанавливаются следующие рекомендации к техническому и программному обеспечению <13>.
1. Системные требования к ПК: оперативная память не менее 4 ГБ; HDD не менее 100 ГБ свободного пространства;
1. Операционная система: Windows 10;
2. Брайлевский дисплей focus 40 blue;
3. Программы невизуального доступа: Jaws for Windows 2021 и NVDA 2021;
4. Наушники с usb интерфейсом;
5. Набор голосовых синтезаторов: rhvoice, vocalize, mymause.
4.2. Организация проведения экзаменов на дому, в медицинской организации
ППЭ может быть организован на дому по месту жительства участника или на базе любой образовательной организации, в том числе санаторно-курортной, в которой проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации <14> и рекомендации ПМП <15>.
При организации ППЭ на дому, медицинской организации должны быть выполнены минимальные требования к процедуре и технологии проведения ГИА. Во время проведения экзамена на дому, в медицинской организации присутствуют руководитель ППЭ, организаторы, член ГЭК, ассистент (при необходимости). Для участника ГИА необходимо организовать рабочее место (с учетом состояния его здоровья), а также рабочие места для всех работников указанного ППЭ.
При организации ППЭ на дому, в медицинской организации в целях оптимизации условий проведения ГИА допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации <16> по согласованию с ГЭК.
При совмещении отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА в ППЭ на дому, медицинской организации, в таком ППЭ могут присутствовать: член ГЭК, который может выполнять функционал руководителя ППЭ, организатор, который может одновременно выполнять функции технического специалиста, ассистента.
Лица, привлекаемые к проведению ГИА в ППЭ на дому, в медицинской организации, прибывают в указанный ППЭ не ранее 09.00 по местному времени.
В случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение") в ППЭ на дому, в медицинской организации по согласованию с ГЭК организуется только одна аудитория, которая является аудиторией подготовки и аудиторией проведения одновременно.
В случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение") (в связи с тем, что данный экзамен является высокотехнологичным и предполагает обязательное использование компьютерной техники со специализированным программным обеспечением для демонстрации КИМ и записи ответов участника экзамена) в ППЭ на дому, в медицинской организации необходимо обеспечить указанный ППЭ следующим минимальным набором оборудования:
компьютером (ноутбуком), имеющим выход в сеть "Интернет", с установленным программным обеспечением "Станция авторизации" актуальной версии;
компьютером (ноутбуком) с установленным программным обеспечением "Станция записи ответов" и "Станция печати" актуальной версии и подключенным к нему лазерным принтером.
Для данного ППЭ необходимо будет провести процедуры технической подготовки и контроля технической готовности в установленные сроки. Указанные процедуры допустимо провести по месту расположения той организации, которой принадлежит используемая техника.
В качестве канала доступа к сети "Интернет" рекомендуется использовать USB-модем.
Важно! Схема передачи ЭМ в РЦОИ определяется ОИВ. Допустимо оснащение ППЭ оборудованием для сканирования ЭМ и передача их по сети "Интернет" или доставка ЭМ членом ГЭК в РЦОИ в день экзамена. Количественный состав работников ППЭ для проведения ЕГЭ по иностранному языку (раздел "Говорение") в ППЭ на дому, в медицинской организации и потребность в резервном оборудовании ОИВ также определяет самостоятельно.
Вход лиц, привлекаемых к проведению экзаменов, и участников экзаменов в ППЭ осуществляется в соответствии с Положением по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации образовательным программам основного общего образования в 2023 году и Положением по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2023 году.
4.3. Начало проведения экзамена в аудитории
Не позднее 09.45 по местному времени ответственный организатор в аудитории получает у руководителя ППЭ ЭМ.
При проведении ОГЭ для слабовидящих участников экзамена в аудитории после вскрытия ИК бланки масштабируются до формата A3, Рекомендуется осуществлять масштабирование ЭМ непосредственно в аудитории. Масштабирование производится под контролем члена ГЭК и общественных наблюдателей (при наличии) не ранее 10.00 по местному времени. При этом по окончании масштабирования каждого ИК в пакет формата A3 складываются и запечатываются следующие материалы:
КИМ стандартного размера;
КИМ масштабированный:
листы (бланки) ответов N 1 стандартного размера;
листы (бланки) ответов N 1 масштабированные;
листы (бланки) ответов N 2 стандартного размера;
листы (бланки) ответов N 2 масштабированные.
Запечатанные ИК выдаются участникам экзамена.
Слабовидящие участники экзамена могут работать с КИМ и листами (бланками) ответов, в том числе с дополнительными листами (бланками) ответов стандартного размера или с масштабированными (по своему выбору).
Слабовидящие участники экзамена могут работать с КИМ и бланками регистрации, бланками ответов N 1, бланками ответов N 2, в том числе с дополнительными бланками ответов N 2 стандартного размера или с масштабированными бланками (по своему выбору),
В случае нахождения в аудитории вместе со слабовидящими участниками экзамена участников экзамена другой нозологической группы экзамен начинается для всех присутствующих в аудитории участников экзамена единовременно (т.е. после увеличения ЭМ для слабовидящих участников экзамена).
Глухим, позднооглохшим и слабослышащим участникам экзамена выдаются правила по заполнению бланков ОГЭ.
При проведении ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Аудирование") для выполнения заданий необходимо предоставить участникам экзамена задания указанного раздела на бумажном носителе.
4.4. Проведение экзамена в аудитории
Продолжительность экзамена для участников экзамена с ОВЗ, для участников экзамена детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа (раздел "Говорение" по иностранным языкам - на 30 минут).
Участники экзамена, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, сдают ЭМ и листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, организаторам в аудитории, не дожидаясь завершения окончания экзамена. Организаторы принимают от них все ЭМ, заполняют соответствующие формы ППЭ и получают подписи участников в формах, после чего участники покидают аудиторию и в сопровождении организатора вне аудитории покидают ППЭ.
Во время проведения экзамена для участников экзамена с ОВЗ. для участников экзамена детей-инвалидов и инвалидов в аудиториях организуется питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий (при необходимости). Порядок и место организации питания определяется ОИВ.
Участники экзамена, которые не имеют возможность писать самостоятельно и которые могут выполнять работу только на компьютере, вправе использовать компьютер без выхода в сеть "Интернет" и не содержащий информации по сдаваемому учебному предмету.
Допускается использование компьютера без выхода в сеть "Интернет" (со средством индивидуального прослушивания (наушниками), оснащенного специализированным программным обеспечением (например, экранной лупой).
Перенос ответов участника экзамена с компьютера в стандартные бланки ответов осуществляется ассистентом в присутствии члена(-ов) ГЭК и общественного наблюдателя (при наличии). При этом время, затрачиваемое ассистентом на перенос ответов участника экзамена в стандартные бланки ответов, не включается в общую продолжительность экзамена. Данная процедура должна выполняться после завершения экзамена участником ГИА.
4.5. Завершение выполнения экзаменационной работы участниками экзамена, и организация сбора ЭМ
Для слабовидящих участников экзамена:
В случае использования масштабированных до формата A3 КИМ и бланков ОГЭ (ЕГЭ) организаторы в аудитории в присутствии участников экзамена собирают только КИМ (стандартного размера и масштабированные) и листы бумаги для черновиков. КИМ (стандартного размера и масштабированные) и листы бумаги для черновиков запечатываются в бумажные конверты. Бланки ОГЭ остаются на рабочих местах участников экзамена.
Для переноса ответов слабовидящих участников экзамена с масштабированных бланков ОГЭ на бланки ОГЭ стандартного размера рекомендуется назначать ассистентов, по возможности, из числа тифлопереводчиков.
В присутствии члена(-ов) ГЭК и общественных наблюдателей (при наличии) ассистенты переносят ответы на задания экзаменационной работы участников экзамена с масштабированных бланков ОГЭ на бланки ОГЭ стандартного размера в полном соответствии с ответами участников экзамен <17>. Организаторы в аудитории должны следить за сохранением комплектации выданных ЭМ. При нарушении комплектации ИК проверка работ участников экзамена не представляется возможной.
При переносе ответов с масштабированных бланков ОГЭ на бланки ОГЭ стандартного размера в поле "Подпись участника" ассистент пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.
По окончании переноса ответов слабовидящих участников экзамена с масштабированных бланков ОГЭ на бланки ОГЭ стандартного размера организатор в аудитории формирует материалы следующим образом: При проведении ОГЭ:
листы (бланки) ответов N 1 стандартного размера; листы (бланки) ответов N 1 масштабированные;
листы (бланки) ответов N 2, в том числе дополнительные листы (бланки) ответов N 2 стандартного размера;
листы (бланки) ответов N 2, в том числе дополнительные листы (бланки) ответов N 2 масштабированные.
Бланки стандартного размера запечатываются в стандартные возвратные доставочные пакеты, масштабированные бланки запечатываются в пакеты формата A3.
Для слепых участников экзамена:
По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, ответственный организатор в аудитории должен объявить, что экзамен окончен, и участники экзамена с помощью ассистентов должны сложить специальные тетради для ответов, бланки ОГЭ в конверт ИК, а КИМ и листы бумаги для черновиков положить на край рабочего стола.
Организаторы в аудитории самостоятельно собирают со столов участников экзамена ЭМ: листами (бланками) ответов N 1, листами (бланками) ответов N 2, в том числе дополнительными листами (бланками) ответов, фиксируют на конверте ИК количество сданных участником экзамена специальных тетрадей для ответов на задания, бланков регистрации, листов (бланков) ответов N 1, листов (бланков) ответов N 2, в том числе дополнительных листов (бланков) ответов и ставят свою подпись.
Примечание. В случае принятия ГЭК решения об организации работы Комиссии тифлопереводчиков в аудитории проведения экзамена после его окончания член ГЭК приглашает Комиссию тифлопереводчиков. Комиссия тифлопереводчиков работает в присутствии члена (ов) ГЭК и организаторов в аудитории <18>. Во время работы Комиссии тифлопереводчиков осуществляется видеозапись.
После выполнения работы тифлопереводчиков организаторы в аудитории формируют материалы следующим образом:
При проведении ОГЭ:
конверты ИК, в которых находятся тетради для ответов на задания;
дополнительные листы с ответами (если они использовались);
листы (бланки) ответов N 1;
листы (бланки) ответов N 2;
дополнительные листы (бланки) ответов;
листы бумаги для черновиков;
КИМ.
Организатор в аудитории должен пересчитать конверты ИК и запечатать их в возвратный доставочный пакет <19>. Специальные тетради для записи ответов и бланки ОГЭ слепых участников экзамена могут быть упакованы в один пакет.
В случае если ЭМ не помещаются в один пакет, допускается упаковка специальных тетрадей для записи ответов и бланков ответов каждого участника экзамена в пакеты по отдельности.
Организатор в аудитории заполняет информацию на возвратном доставочном пакете, в котором отмечает информацию о регионе, ПИЭ, аудитории, учебном предмете, количестве конвертов ИК в пакете, ответственном организаторе в аудитории.
Для участников экзамена, выполняющих работу с использованием компьютера <20> или специального ПО:
в случае использования компьютера или специального ПО организаторы в аудитории в присутствии участников экзамена распечатывают ответы участников экзамена с компьютера, ставят отметку на распечатанных бланках о количестве распечатанных листов.
В присутствии члена(ов) ГЭК и общественных наблюдателей (при наличии) ассистенты переносят в полном соответствии ответы участников экзамена, распечатанные с компьютера, в бланки ОГЭ.
При переносе ответов в бланки ОГЭ в поле "Подпись участника" ассистент пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.
В случае отсутствия специального ПО ассистент протоколирует ответы участника экзамена, выполненные на компьютере, в бланки ОГЭ в присутствии члена(ов) ГЭК.
По окончании переноса ответов участников экзамена в бланки ОГЭ или протоколирования ответов участника экзамена в бланки ОГЭ организатор в аудитории формирует материалы следующим образом:
При проведении ОГЭ:
листы (бланки) ответов N 1;
листы (бланки) ответов N 2, в том числе дополнительные листы (бланки) ответов;
распечатанные с компьютера ответы участников экзамена.
4.6. Завершение экзамена в ППЭ
Передача ЭМ руководителю ППЭ после проведения экзамена Руководитель ППЭ в присутствии члена ГЭК обязан по окончании экзамена получить от всех ответственных организаторов в специализированных (отдельных) аудиториях:
из аудитории для слепых участников экзамена <21>:
конверты ИК, в которых находятся специальные тетради для ответов на задания;
дополнительные листы с ответами (если они использовались) листы (бланки) ответов N 1, листы (бланки) ответов N 2, дополнительные листы (бланки) ответов;
конверты, в которых находятся:
КИМ;
листы бумаги для черновиков.
Специальные тетради для ответов на задания, бланки ОГЭ передаются в Комиссию тифлопереводчиков, которая работает в специально выделенном и оборудованном помещении (аудитории) в ППЭ, РЦОИ (в соответствии с организационно-технологической схемой проведения ГИА, принятой в субъекте Российской Федерации).
Из аудитории для слабовидящих участников экзамена: запечатанные возвратные доставочные пакеты с листами (бланками) ответов N 1, листами (бланками) ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов (масштабированными - в конверте формата A3; стандартного размера - в стандартном возвратном доставочном пакете);
запечатанные пакеты с использованными КИМ (масштабированными - в конверте формата A3; стандартного размера - в стандартном возвратном доставочном пакете);
листы бумаги для черновиков.
Из аудитории для участников экзамена, выполнявших работу с использованием компьютера или специального ПО:
распечатанные с компьютера ответы участников экзамена на задания КИМ; листы (бланки) ответов N 1;
листы (бланки) ответов N 2, дополнительные листы (бланки) ответов; КИМ. В случае организации переноса ответов слепых участников экзамена на бланки ОГЭ в ППЭ по окончании экзамена специальные тетради с ответами слепых участников экзамена передаются в аудитории, в которых работает Комиссия тифлопереводчиков. Также Комиссии тифлопереводчиков передаются памятки по заполнению регистрационных полей бланков ОГЭ.
Комиссия тифлопереводчиков организует работу в соответствии с Положением о Комиссии тифлопереводчиков (приложение 1).
В аудиториях, оборудованных средствами видеонаблюдения, в которых работает Комиссия тифлопереводчиков, в течение всего времени работы указанной Комиссии должны находиться член (ы) ГЭК и общественный наблюдатель (при наличии).
Руководитель ППЭ передает члену ГЭК ЭМ из специализированных (отдельных) аудиторий отдельно от ЭМ, сданных из остальных аудиторий ППЭ. Доставка ЭМ участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов из ППЭ в РЦОИ производится членом ГЭК незамедлительно по окончании процедуры сбора и оформления всех документов, если в ППЭ не проводится сканирование ЭМ.
При проведении в ППЭ сканирования ЭМ все материалы из специализированной (отдельной) аудитории сканируются отдельно и передаются в РЦОИ отдельным пакетом. Хранение и передача ЭМ осуществляется в общем порядке.
5. Особенности рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами
Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов конфликтная комиссия вправе привлекать к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников экзамена), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников экзамена). Вместе с участником экзамена с ОВЗ, ребенком-инвалидом, инвалидом на рассмотрении его апелляции, помимо родителей (законных представителей), может присутствовать ассистент.
В случае обнаружения конфликтной комиссией ошибок в переносе ответов слепых или слабовидящих участников экзамена с масштабированных бланков ОГЭ на бланки ОГЭ стандартного размера, ошибок в переносе ответов участников экзамена, выполнявших письменную экзаменационную работу на компьютере, с компьютера на бланки ОГЭ конфликтная комиссия учитывает данные ошибки в качестве технической ошибки. Экзаменационные работы таких участников экзамена проходят повторную обработку (включая перенос ответов на бланки ОГЭ стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.
______________________________________
<1> Особенности организации и проведения ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в компьютерной форме описаны в Методических рекомендациях по подготовке и проведению единого государственного экзамена по учебному предмету "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)"
<2> Порядок организации питания (место и форма) и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов определяется ОИВ самостоятельно.
<3> О наличии заболевания, дающего право на обучение по основным общеобразовательным программам в соответствии с Приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н "Об утверждении Перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому" (зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2016, регистрационный N 42916).
<4> О необходимости организовать проведение ГИА-9 на дому, а также поименованные специальные условия (при необходимости).
<5> Санитарные правила 3.1/2.4.3598-20, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 16).
<6> Аудитории оборудуются средствами видео наблюдения без трансляции проведения экзаменов в сети "Интернет" по согласованию с Рособрнадзором. Информацию о количестве и характеристике таких аудиторий ОИВ направляет в Рособрнадзор для последующего согласования.
<7> Например, в одной аудитории могут находиться слабослышащие участники экзамена и участники экзамена с тяжелыми нарушениями речи.
<8> Списки ассистентов утверждаются ОИВ по согласованию с ГЭК.
<9> Для участников экзаменов с ОВЗ, участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов увеличивается продолжительность экзамена по учебному предмету на 1,5 часа ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение") - на 30 минут). Данное время используется участником экзаменов в полном объеме и не включает в себя время на перенос ответов в экзаменационные бланки ассистентом участника экзамена. Перенос ответов в экзаменационные бланки производится ассистентом после того, как участник завершил экзамен.
<10> Ассистент относится к категории лиц, привлекаемых к проведению ГИА. Сведения об ассистентах вносятся в РИС в установленном порядке.
<11> Возможна организация работы Комиссии тифлопереводчиков в той же аудитории, где проводился экзамен, в присутствии члена ГЭК после окончания экзамена. Работа Комиссии тифлопереводчиков в аудитории осуществляется под видеонаблюдением.
<12> Перенос ответов в экзаменационные бланки производится ассистентом после того, как участник завершил экзамен.
<13> Не распространяются на проведение ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) (КЕГЭ) в компьютерной форме (см. Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена по учебному предмету "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)" в компьютерной форме в 2022 году).
<14> О наличии заболевания, дающего право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому в соответствии с Приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н "Об утверждении Перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому" (зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2016, регистрационный N 42916).
<15> О необходимости организовать проведение ГИА-9 на дому, а также поименованные специальные условия (при необходимости).
<16> Решение о совмещении отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации, принимается по согласованию с ГЭК.
<17> Присутствие иных лиц в аудитории, в том числе участников экзамена, не требуется.
<18> Присутствие иных лиц в аудитории, в том числе участников экзамена, не требуется.
<19> Присутствие иных лиц в аудитории, в том числе участников экзамена, не требуется.
<20> Не распространяется на проведение ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) (КЕГЭ) в компьютерной форме (см. Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена по учебному предмету "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)" в компьютерной форме в 2022 году).
<21> Без использования технологии печати полного комплекта ЭМ.
<22> Допускается соотношение; два тифлопереводчика на одну экзаменационную работу.
<23> Присутствие иных лиц в аудитории, в том числе участников экзамена, не требуется.
<24> Присутствие иных лиц в аудитории, в том числе участников экзамена, не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.