Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального района
"Мещовский район"
от 14 марта 2023 г. N 149
Паспорт
муниципальной программы муниципального района "Мещовский район" "Семья и дети в МР "Мещовский район"
1. Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация муниципального района "Мещовский район" Отдел социальной защиты населения администрации муниципального района "Мещовский район" |
2. Цели муниципальной программы |
- обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи; - повышение рождаемости; - повышение доступности и качества социального обслуживания семьи и детей. |
3. Задачи муниципальной программы |
- сокращение бедности в семьях с детьми; - снижение детского и семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства; - повышение активности семей в определении и осуществлении жизненной стратегии; - совершенствование системы социальной поддержки детей и семей с детьми; - рост рождаемости. |
4. Подпрограммы муниципальной программы |
Нет |
5. Индикаторы муниципальной программы |
- суммарный коэффициент рождаемости; - удельный вес безнадзорных и беспризорных детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в общей численности детского населения; - удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; - удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству детей-инвалидов; - удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет; - доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов. |
6. Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
2019 - 2025 годы, в один этап
|
7. Объёмы финансирования муниципальной программы за счет бюджетных ассигнований |
Общий объем финансирования муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального района "Мещовский район", областного и федерального бюджетов составляет 306,942 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 - 30948,172 2020 - 62824,513 2021 - 75842,816 2022 - 72378,236 2023 - 37992,977 2024 - 16950,870 2025 - 10004,594 |
8. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
В количественном выражении: - повышение суммарного коэффициента рождаемости; - преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; в качественном выражении: - повышение уровня жизни семей с детьми; - решение проблемы беспризорности; - расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием. |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1.1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
В Мещовском районе семейная политика является одним из приоритетных направлений социальной политики, основанной на принципах признания ценностей семьи, ее всемерной поддержки и сохранении достигнутых социальных гарантий.
В Мещовском районе по состоянию на 01.01.2023 года проживает 1675 тыс. семей с несовершеннолетними детьми в них детей 3533 ребенка.
На учете в отделе социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" состоят 213 неполных семей, в которых проживают 391 детей (в том числе 142 семей одиноких матерей, воспитывающих 181 детей); в 39 семьях воспитываются 39 детей инвалидов; в 230 многодетных семьях воспитываются 959 детей; на особом контроле 6 семей, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживают 32 детей. Значительное число семей с тремя и более детьми, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Калужской области.
Рождение ребенка усиливает для семьи риск попасть в категорию малообеспеченных семей. Более 400 детей проживают в малообеспеченных семьях (на основании числа получателей пособий, условием выплаты которых является доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного в регионе).
Для достижения экономической устойчивости семей с низким уровнем дохода в дополнение к федеральным законодательным актам, реализуется ряд региональных законов, направленных на поддержку семей, имеющих детей. Государственную социальную помощь в 2022 году получили 146 семей с детьми. Система детских и материнских пособий включает 14 видов денежных выплат, из них 9 видов за счет средств областного бюджета.
В комплексе мероприятий по государственной поддержке семей с детьми наиболее важными являются: введение материнского (семейного) капитала, значительное увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка и последующих детей. Рост категорий получателей ориентирован на решение задач, связанных со стимулированием рождаемости, повышение уровня жизни семей с детьми, преодолением социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних.
Одной из мер социальной поддержки семьи и детей является предоставление путевок для отдыха и оздоровление детей, организация лагерей дневного пребывания для детей из малообеспеченных семей, трудоустройство детей на период летних каникул.
В Мещовском районе ежегодно уменьшается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2022 году оно составило 0,1% от общего количества детского населения, проживающего на территории Мещовского района, Организована и активно проводится информационно-просветительская работа с населением района по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, включая информирование граждан о месте расположения, контактных данных регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В области социального обслуживания семей и детей значительное внимание уделяется внедрению и распространению новых технологий, форм и методов социальной работы с семьями, прежде всего по предупреждению и раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми, профилактике социального сиротства, предупреждению и ликвидации последствий жестокого обращения с детьми.
Результатом внедрения новых технологий социальной работы с различными категориями семей и детей является организация работы на территории района новых служб: "социальный патруль", телефон доверия, участковый, организация социального патронажа беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации
В целях формирования общественного мнения о высокой значимости семейных ценностей и семейного воспитания ежегодно проводятся районные социальной значимые мероприятия: фестиваль - конкурс "Семья года", "Мой папа - самый лучший", День семьи, любви и верности", День матери и др. В районных социально значимых мероприятиях принимают участие ежегодно свыше 50 семей.
Практика реализации предыдущей программы показала, что программа является эффективным инструментом комплексного решения на районном уровне проблем семейной политики.
1.1.1. Основные проблемы в сфере реализации муниципальной программы
Несмотря на достигнутые позитивные результаты по улучшению демографической ситуации и реализации семейной политики, нерешенным остается ряд проблем.
1. Сохраняется проблема малодетности семей и малообеспеченности среди семей с детьми.
Из ряда факторов, определяющих решение семьи родить ребенка, ключевыми являются уровень материальной обеспеченности и жилищные условия. Социальные пособия и выплаты не способны обеспечить уровень благополучия, достаточный для рождения, воспитания и развития ребенка. 40% из числа семей с несовершеннолетними детьми получают разные виды социальной помощи через органы социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей. Среди всех типов семей с детьми наиболее уязвимыми с точки зрения малообеспеченности являются многодетные.
2. Возрастает потребность в предоставлении социальных пособий детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Актуальна работа по предупреждению неблагоприятных явлений в подростковой среде (правонарушений, алкоголизма, наркомании и токсикомании), в семье - жестокого обращения, конфликтности и сложности детско-родительских отношений, профилактике отказов от детей, сохранению благополучного семейного окружения для ребенка.
3. Сохраняет актуальность работа по профилактике социального сиротства.
Сокращение масштабов данной проблемы предполагает комплексный и системный подходы к процессу подготовки граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи, и к психолого-педагогическому и социально-правовому сопровождению опекунов, попечителей, приемных родителей.
4. Требует значительных финансовых ресурсов реализация прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Возрастает потребность в совершенствовании механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государственных социальных служб.
Основными факторами, влияющими на недостаточную эффективность механизмов решения проблем в сфере социальной поддержки семьи и детей, являются неурегулированность межведомственного взаимодействия, разрозненность используемых подходов, отсутствие региональных стандартов в сфере предоставления социальных услуг, несовершенство механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государственных социальных служб.
1.1.2. Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы зависит от эффективности выполнения всех подпунктов программы, связанных с созданием условий и гарантий, направленных на развитие и поддержку семей, имеющих детей.
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит достичь следующих качественных изменений в жизни семей с детьми Мещовского района:
- Увеличится количество, и качество предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми;
- Повысится рождаемость в Мещовском районе;
- Повысится количество детей инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания;
- Уменьшится количество семей Мещовского района, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Вырастит уровень удовлетворенности семей с детьми качеством предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг;
- Увеличится доля семей с детьми, включенных в совместные социально значимые мероприятия;
- Снизится доля семей, социального риска в общем количестве семей;
- Снизится количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Увеличиться доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве таких детей;
- Увеличится количество кандидатов в опекуны, приемных родителей, патронатных воспитателей, готовых к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи.
1.2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы, сроки и этапы реализации муниципальной программы
1.2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы
Федеральными, региональными и муниципальными стратегическими документами определены основные приоритетные направления муниципальной политики в отношении социальной поддержки семьи и детей:
- повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения второго и последующего детей);
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;
- развитие поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;
- поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей.
Указанные приоритеты направлены на преодоление негативных демографических тенденций, стабилизацию численности населения, создание условий для ее роста, повышение качества жизни детей и семей с детьми.
1.2.2. Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач муниципальной программы
Цели муниципальной программы "Семья и дети в МР "Мещовский район":
- обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи;
- повышение рождаемости;
- повышение доступности и качества социального обслуживания семьи и детей.
Достижение целей муниципальной программы будет осуществляться решением следующих задач:
- сокращение бедности в семьях с детьми;
- снижение детского и семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства;
- повышение активности семей в определении и осуществлении жизненной стратегии;
- совершенствование системы социальной поддержки детей и семей с детьми;
- рост рождаемости.
Эффективность реализации программы будет ежегодно оцениваться на основании следующих индикаторов:
Сведения
об индикаторах муниципальной программы и их значениях
Индикаторы муниципальной программы |
Значение по годам |
||||||||
Реализация муниципальной программы | |||||||||
2018 факт |
2019 оценка |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||
Суммарный коэффициент рождаемости (* - прогнозное значение) |
1,725 |
1,753 |
1,759 |
1,815 |
1,830 |
1,835 |
1,855 |
1.855 |
|
Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей к общей численности детского населения района (%) |
0,19 |
0,18 |
0,15 |
0,12 |
0,10 |
0,09 |
0,06 |
0.06 |
|
Удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми (%) |
68,0 |
65,5 |
65,0 |
63,0 |
63,0 |
62,0 |
60,0 |
0.06 |
|
Удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству детей-инвалидов (%) |
70 |
80 |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет (%) |
93,0 |
93,5 |
94,5 |
95,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
|
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов (%) |
2,1 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1.6 |
1.2.3. Конечные результаты реализации муниципальной программы
Основные ожидаемые результаты реализации муниципальной программы:
в количественном выражении к 2025 году:
- повышение суммарного коэффициента рождаемости;
- преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения
родителей;
в качественном выражении:
- повышение уровня жизни семей с детьми;
- решение проблемы беспризорности;
- расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием.
1.2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Сроки реализации муниципальной программы 2019 - 2025 годы, в один этап.
1.3. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Представленная в предыдущих разделах информация о целях программы и ее краткая характеристика с точки зрения направленности на решение установленных в нормативных правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней, основных направлений деятельности и полномочий с достижением целей настоящей муниципальной программы задает общее понимание концепции планируемых действий ответственных исполнителей муниципальной программы и участников муниципальной программы.
В свою очередь каждый из поставленных этапов имеет собственную систему целевых ориентиров, согласующихся с целями и задачами муниципальной программы и подкрепленных конкретными мероприятиями, реализуемыми в рамках соответствующих основных мероприятий.
Для обеспечения прозрачной и понятной связи влияния основных мероприятий на достижение целей муниципальной программы информация, представленная в разделах, дает характеристику основным мероприятиям муниципальной программы.
1.4. Характеристика мер муниципального регулирования
Отдел социальной защиты населения администрации муниципального района "Мещовский район" в рамках программы обеспечивает координацию мероприятий, направленных на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Сведения
об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
N |
Вид и характеристика нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель |
Наименование индикатора муниципальной программы, на который влияет правовое регулирование |
1 |
Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- суммарный коэффициент рождаемости; - удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; |
2 |
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; |
3 |
Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- суммарный коэффициент рождаемости; - удельный вес безнадзорных и беспризорных детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в общей численности детского населения; - удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; - удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству детей-инвалидов; |
4 |
Постановление Правительства РФ от 3.11.94 N 1206 "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- суммарный коэффициент рождаемости; - удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; |
5 |
Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- суммарный коэффициент рождаемости; реабилитации, в общей численности детского населения; - удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; |
6 |
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1051 "О порядке предоставления пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами. |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; - удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет; |
7 |
Закон Калужской области от 30.12.2004 N 10-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- суммарный коэффициент рождаемости; - удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; |
8 |
Закон Калужской области от 5.05.2000 N 8-ОЗ "О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- суммарный коэффициент рождаемости; - удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; - удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству детей-инвалидов; |
9 |
Закон Калужской области от 7.05.2003 N 201-ОЗ "О единовременном пособии при рождении второго и последующих детей" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- суммарный коэффициент рождаемости; - удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; - удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные |
10 |
Закон Калужской области от 20.10.1997 N 18-ОЗ "О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- удельный вес безнадзорных и беспризорных детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в общей численности детского населения; - доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов. |
11 |
Закон Калужской области от 14.07.2005 N 103-ОЗ "О предоставлении компенсации за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении". |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству детей-инвалидов; - удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет; |
12 |
Закон Калужской области от 27.12.2011 N 240-ОЗ "О материнском (семейном) капитале" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- суммарный коэффициент рождаемости; |
13 |
Закон Калужской области от 29.06.2012 N 301-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район" |
- суммарный коэффициент рождаемости; |
14 |
Постановление Губернатора Калужской области от 06.06.2000 N 319 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников органов специального назначения, погибших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" |
Устанавливает категорию получателей пособия и устанавливает его размер |
Отдел социальной защиты населения администрации МР "Мещовский район |
- удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; |
1.5. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Источник финансирования |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Местный бюджет: компенсация расходов на проезд общественным транспортом (кроме такси) по территории Мещовского района к месту учебы и обратно для детей из многодетных семей; |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в части сохранения закрепленного за ними жилых помещений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Итого: |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
116,0 |
116,0 |
116,0 |
Справочно: |
|
||||||
Средства областного бюджета в том числе: |
13117,675 |
22476,991 |
24773,647 |
9670,498 |
7386,467 |
5291,552 |
5291,552 |
Обеспечение социальных выплат, пособий, компенсаций, семьям с детьми |
13117,675 |
22476,991 |
25773,647 |
9670,498 |
7386,467 |
5291,552 |
5291,552 |
Средства федерального бюджета в том числе: |
17814,497 |
40347,521 |
50053,169 |
62691,738 |
30490,510 |
11543,318 |
4597,043 |
Итого: |
30932,172 |
62824,513 |
75826,816 |
72362,236 |
37876,977 |
16834,870 |
9888,595 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального района "Мещовский район" Калужской области от 14 марта 2023 г. N 149 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.