Решение Курганского областного суда от 9 февраля 2023 г. по делу N 3а-2/2023
Курганский областной суд в составе:
судьи Варлакова В.В.,
при секретаре Л.А.,
с участием прокурора Меньщиковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О. об оспаривании в части Порядка назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, Положения о межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, Формы социального контракта на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. N 11 "Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта", Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, утвержденного приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 30 мая 2022 г. N 147,
установил:
постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. N 11 утверждены Порядок назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (далее - Порядок), согласно приложению 1 к данному постановлению, Положение о межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Положение о межведомственной комиссии), согласно приложению 3 к данному постановлению, а также Форма социального контракта на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (далее - Форма социального контракта), согласно приложению 6 к данному постановлению.
Согласно подпункту 3 пункта 7 Порядка, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан: представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) по мероприятиям, указанным в пунктах 3, 6 Порядка, в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта, по мероприятиям, указанным в пунктах 4, 5 Порядка, в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
В соответствии с пунктом 21 Порядка, решение о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате принимается органом социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций, в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), направления межведомственных запросов, решение о выплате материальной поддержки принимается в течение 30 календарных дней с даты обращения за ее выплатой.
Состав Комиссии утверждается приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области.
Согласно пункту 22 Порядка, основаниями для отказа в выплате материальной поддержки являются:
1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пунктах 2 - 6 Порядка;
2) непредставление заявителем документов, указанных в подпунктах 1 - 12, 17 пункта 15 Порядка;
3) представление заявителем недостоверных сведений;
4) поступление заявления о выплате материальной поддержки и документов, указанных в пункте 15 Порядка, до истечения срока действия ранее заключенного между гражданином и органом социальной защиты населения социального контракта;
5) заявитель или члены его семьи являлись получателями финансовой помощи на осуществление предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев до дня обращения за выплатой материальной поддержки на предпринимательство - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство;
6) отсутствие у заявителя земельного участка в границах населенного пункта (приусадебного земельного участка), земельного участка за пределами границ населенного пункта (полевого земельного участка), предоставленного и (или) приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства;
7) отсутствие трудной жизненной ситуации (с учетом заключения Комиссии, акта материально-бытового обследования условий проживания гражданина (семьи гражданина);
8) экономическая неэффективность бизнес-плана (по заключению Комиссии) - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство, за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства;
9) расторжение трудового договора по инициативе гражданина в период действия предыдущего социального контракта на оказание помощи в поиске работы (в случае заключения такого социального контракта);
10) обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения 12 месяцев с даты окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по данному направлению;
11) обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой по ведению личного подсобного хозяйства, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения 12 месяцев со дня расторжения ранее заключенного социального контракта по данному направлению (в случае расторжения ранее заключенного социального контракта в связи с неисполнением (несвоевременным исполнением) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными);
12) нецелевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту, и (или) непредставление документов, подтверждающих целевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту.
В соответствии с пунктом 23 Порядка, решение о выплате материальной поддержки или об отказе в выплате материальной поддержки с указанием оснований для отказа направляется заявителю по почте в течение 10 календарных дней после обращения за ее выплатой (при необходимости проведения дополнительной проверки представленных заявителем сведений, направления межведомственных запросов в течение 30 календарных дней после обращения за ее выплатой).
Согласно подпункту 2 пункта 34 Порядка, учреждением социального обслуживания населения совместно с органами социальной защиты населения проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение срока со дня окончания срока действия социального контракта, в том числе в течение 36 месяцев проверяется факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности - по мероприятию, указанному в пункте 4 Порядка.
В соответствии с абзацем 3 пункта 35 Порядка, в случае непредставления гражданином документов, подтверждающих получение гражданином дохода в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия социального контракта в сумме не менее выплаченных ему материальной поддержки на предпринимательство либо материальной поддержки на ведение личного подсобного хозяйства гражданин обязан возвратить сумму денежных средств, выплаченных ему в виде материальной поддержки на предпринимательство либо материальной поддержки на ведение личного подсобного хозяйства в полном объеме.
Согласно пункту 4 Положения о межведомственной комиссии, к полномочиям Комиссии относится:
1) рассмотрение документов о выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (далее - материальная поддержка);
2) вынесение заключения о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки;
3) вынесение заключения о продлении выплаты материальной поддержки в случае невыполнения мероприятий программы социальной адаптации по уважительным причинам;
4) вынесение заключения о расторжении социального контакта и прекращении выплаты материальной поддержки;
5) рассмотрение документов о внесении изменений в действующий социальный контракт и вынесение заключения о внесении изменений либо об отказе во внесении изменений в действующий социальный контракт.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2.1 Формы социального контракта, орган социальной защиты населения имеет право взыскать денежные средства, использованные Заявителем не по целевому назначению, в случае неисполнения Заявителем условий данного социального контракта, а также денежные средства, выплаченные Заявителю в виде материальной поддержки на предпринимательство в случае непредставления Заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия данного социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство.
Согласно абзацу 10 пункта 2.2 Формы социального контракта, орган социальной защиты населения обязуется проводить ежемесячный мониторинг условий жизни Заявителя (семьи Заявителя) в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия данного социального контракта.
В соответствии с абзацами 5, 9 пункта 3.2 Формы социального контракта, заявитель обязан: возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия настоящего социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления Органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта или в случае непредставления Заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство;
представлять по запросу Органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни Заявителя (семьи Заявителя) в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия данного социального контракта.
В настоящее время постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. N 11 действует в редакции постановлений Правительства Курганской области от 18 мая 2020 г. N 145, от 12 марта 2021 г. N 48, от 24 сентября 2021 г. N 272, от 7 апреля 2022 г. N 94, от 14 июля 2022 г. N 234, от 15 сентября 2022 г. N 287, от 3 ноября 2022 г. N 333, от 29 декабря 2022 г. N 429.
Приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 30 мая 2022 г. N 147 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению и выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 13 Административного регламента решение о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате принимается органом социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, общественных и иных заинтересованных организаций, в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), направления межведомственных запросов, решение о выплате материальной поддержки принимается в течение 30 календарных дней с даты обращения за ее выплатой.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента основаниями для отказа в выплате материальной поддержки являются:
1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пунктах 2 - 6 Порядка назначения и выплаты материальной поддержки;
2) непредставление заявителем документов, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 17 Административного регламента;
3) представление заявителем недостоверных сведений;
4) поступление заявления о выплате материальной поддержки и документов, указанных в пункте 17 Административного регламента, до истечения срока действия ранее заключенного между гражданином и органом социальной защиты населения социального контракта;
5) заявитель или члены его семьи являлись получателями финансовой помощи на содействие самозанятости - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство;
6) отсутствие у заявителя земельного участка в границах населенного пункта (приусадебного земельного участка), земельного участка за пределами границ населенного пункта (полевого земельного участка), предоставленного и (или) приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства;
7) отсутствие трудной жизненной ситуации (с учетом Комиссии, акта материально-бытового обследования условий проживания гражданина (семьи гражданина) (далее - акт материально-бытового обследования);
8) экономическая неэффективность бизнес-плана (по заключению Комиссии) - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство, за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства;
9) обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства до истечения 4 месяцев с даты окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по данному направлению;
10) обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения календарного года, в котором ранее был заключен социальный контракт по данному направлению;
11) обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой по ведению личного подсобного хозяйства, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения 12 месяцев со дня расторжения ранее заключенного социального контракта по данному направлению (в случае расторжения ранее заключенного социального контракта в связи с неисполнением (несвоевременным исполнением) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными);
12) нецелевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту, и (или) непредставление документов, подтверждающих целевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту.
Согласно пункту 78 Административного регламента, рассмотрение документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется Комиссией.
Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения о межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области N 11.
В соответствии с пунктом 79 Административного регламента специалист учреждения направляет комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на рассмотрение Комиссии.
Максимальный срок выполнения действия составляет один день.
Согласно пункту 80 Административного регламента, Комиссия рассматривает документы, необходимые для предоставления государственной услуги, и выносит заключение о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки. Заключение Комиссии оформляется протоколом.
Максимальный срок выполнения действия составляет два дня со дня поступления документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на рассмотрение Комиссии.
В соответствии с пунктом 81 Административного регламента заключение Комиссии о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки в порядке делопроизводства направляется специалисту учреждения.
Согласно пункту 82 Административного регламента специалист учреждения при наличии положительного заключения Комиссии подготавливает проект решения о выплате материальной поддержки и проект уведомления о предоставлении государственной услуги по форме, согласно приложению 1 к Административному регламенту, при наличии отрицательного заключения Комиссии - проект решения об отказе в выплате материальной поддержки и проект уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту.
Максимальный срок выполнения действия - 25 минут.
В соответствии с пунктом 92 Административного регламента, решение о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки) принимается руководителем учреждения либо лицом, его замещающим, не позднее одного рабочего дня после вынесения Комиссией заключения о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки) в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), направления межведомственных запросов, решение о выплате материальной поддержки принимается в течение 30 календарных дней с даты обращения за ее выплатой.
О., который относится к категории граждан, указанных в статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), и являющийся получателем государственной социальной помощи, с которым заключен социальный контракт на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обратился в суд с административным исковым заявлением, полагая, что перечисленные нормы в части не соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Так, пункт 22 Порядка и пункт 22 Административного регламента, предусматривающие основания для отказа в выплате материальной поддержки, не соответствуют статье 9 Федерального закона N 178-ФЗ, которой предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи, а также пункту 10 Методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 г. N 536 (далее - Методические рекомендации), которыми не предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять основания для отказа в назначении государственной социальной помощи.
Административный истец полагает, что пункты 21, 23 Порядка и пункт 13, пункт 92 Административного регламента в части слов "направления межведомственных запросов" не соответствуют части 3 статьи 8 Федерального закона N 178-ФЗ, которая не предусматривает возможности продления срока до 30 дней для ответа на заявление гражданина о назначении государственной социальной помощи в случае направления межведомственных запросов.
По мнению административного истца, пункт 21 Порядка в части слов "на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций", пункт 4 Положения о межведомственной комиссии, пункт 13 в части слов "на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, общественных и иных заинтересованных организаций", пункты 78, 79, 80, 81, 82 Административного регламента, которыми определена компетенция межведомственной комиссии давать заключения о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки, не соответствуют частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 178-ФЗ, пункту 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Правила предоставления субсидий), пунктам 12 - 20 Методических рекомендаций, которыми предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения. Федеральное законодательство не содержит нормы о том, что орган социальной защиты населения принимает решение на основании заключения межведомственной комиссии, также не имеется и нормы, определяющей полномочия межведомственной комиссии давать заключения о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки.
Административный истец обращает внимание, что в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления субсидий и пунктами 28 - 35 Методических рекомендаций у межведомственной комиссии имеются только полномочия по рассмотрению программы социальной адаптации.
Кроме того, решения межведомственной комиссии для органа социальной защиты населения носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.
Административный истец приводит доводы о том, что подпункт 3 пункта 7 в части слов "по мероприятию, указанному в пункте 4 Порядка, в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта", подпункт 2 пункта 34, абзац 3 пункта 35 Порядка, абзац 4 пункта 2.1, абзац 10 пункта 2.2, абзацы 5, 9 пункта 3.2 Формы социального контракта не соответствуют подпункту 2 пункта 2 статьи 8.1 Федерального закона N 178-ФЗ, абзацу 3 пункта 16, подпункту "в" пункта 21, подпункту "в" пункта 26 Правил предоставления субсидий, пункту 54 Методических рекомендаций.
Кроме того, истец полагает, что оспариваемые нормы содержат коррупциогенные факторы.
Учитывая изложенное, административный истец просит признать недействующими подпункт 3 пункта 7 в части слов "по мероприятию, указанному в пункте 4 Порядка, в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта", пункт 21 в части слов "на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций" а также слов "направления межведомственных запросов", пункт 22, пункт 23 в части слов "направления межведомственных запросов", подпункт 2 пункта 34, абзац 3 пункта 35 Порядка; пункт 4 Положения о межведомственной комиссии; абзац 4 пункта 2.1 в части слов "а также денежные средства, выплаченные Заявителю в виде материальной поддержки на предпринимательство в случае непредставления Заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия данного социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство", абзац 10 пункта 2.2, абзац 5 в части слов "или в случае непредставления Заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство", абзац 9 пункта 3.2 Формы социального контракта; пункт 13 в части слов "на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, общественных и иных заинтересованных организаций", а также слов "направления межведомственных запросов", пункт 22, пункт 78 в части слов "рассмотрение документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется Комиссией", пункт 79, пункт 80, пункт 81, пункт 82, пункт 92 в части слов "не позднее одного рабочего дня после вынесения Комиссией заключения о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки)", а также слов "направления межведомственных запросов" Административного регламента.
О. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал.
Представитель Правительства Курганской области - Л.М. и представитель Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Ш. против заявленных требований возражали.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Меньщиковой Т.Н., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом N 178-ФЗ.
Статьей 2 указанного Федерального закона определено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федерального закона "О государственной социальной помощи", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона N 178-ФЗ к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;
разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;
установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с данным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 5 этого же Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Статьей 8 Федерального закона N 178-ФЗ установлен порядок назначения государственной социальной помощи.
Так, часть 1 указанной статьи предусматривает, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 данного Федерального закона.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 178-ФЗ в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Из изложенных выше положений федерального законодательства следует, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу выплаты государственной социальной помощи, а также устанавливать порядок назначения и ее выплаты, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом данные полномочия осуществляются в части, не урегулированной Федеральным законом.
По мнению суда, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Курганской области и Главного управления социальной защиты населения Курганской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, введения его в действие и опубликования.
Согласно статьям 78, 97-1, 98, 107, 115 Устава Курганской области (Закон Курганской области от 16 декабря 1994 г. N 1) Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Курганской области, возглавляемое высшим должностным лицом области - Губернатором Курганской области.
Правительство Курганской области обеспечивает в соответствии с действующим законодательством исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Курганской области, законов и иных нормативных правовых актов Курганской области на территории Курганской области.
Правительство Курганской области в соответствии с компетенцией Курганской области и в пределах своих полномочий осуществляет, в том числе меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресную социальную поддержку граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4, пунктом 1 статьи 9 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области" (далее - Закон Курганской области N 444) Правительство Курганской области по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Закона Курганской области N 444, официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является публикация его полного текста в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" (в основном номере и (или) в приложении к нему) либо размещение (опубликование) нормативных правовых актов Курганской области на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемый нормативный правовой акт Правительства Курганской области официально опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" 13 февраля 2020 г., номер опубликования 4500202002130001.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), предоставление государственных услуг органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с административными регламентами, разработанными и утвержденными в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной услуги (статьи 2, 6, 12, 13).
Согласно Порядку разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Курганской области, утвержденному постановлением Правительства Курганской области от 12 июля 2011 г. N 344, административные регламенты предоставления государственных услуг органами государственной власти Курганской области разрабатываются данными органами и утверждаются нормативными правовыми актами данного органа.
Уставом Курганской области (статьи 78, 97-1, 106, 107, 115) предусмотрено, что органы исполнительной власти Курганской области входят в систему органов государственной власти Курганской области. Систему и структуру органов исполнительной власти Курганской области определяет Губернатор Курганской области.
В соответствии с постановлением Губернатора Курганской области от 23 ноября 2022 г. N 152 "О системе и структуре исполнительных органов Курганской области" Главное управление социальной защиты населения Курганской области входит в структуру органов исполнительной власти Курганской области.
Согласно Положению о Главном управлении социальной защиты населения Курганской области, утвержденному постановлением Правительства Курганской области от 7 сентября 2007 г. N 369, Главное управление является органом исполнительной власти Курганской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, опеки и попечительства на территории Курганской области.
Главное управление социальной защиты населения Курганской области осуществляет полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также в пределах своей компетенции полномочие по организации предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ.
Главное управление социальной защиты населения Курганской области издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения.
Оспариваемый Административный регламент утвержден приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области и официально опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" 8 июня 2022 г., номер опубликования N.
Вместе с тем, суд считает заслуживающими внимание доводы административного истца о несоответствии нормативных правовых актов в оспариваемой части иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, суд полагает обоснованными доводы о несоответствии статье 9 Федерального закона N 178-ФЗ пункта 22 Порядка и пункта 22 Административного регламента, поскольку основание для отказа в назначении государственной социальной помощи урегулировано Федеральным законом, имеющим большую юридическую силу.
Расширение нормативными правовыми актами Курганской области перечня оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи по сравнению с федеральным законодательством, нарушает права получателей государственной социальной помощи, указанных в статье 7 Федерального закона N 178-ФЗ.
Суд отмечает, что пункт 22 Порядка и пункт 22 Административного регламента предусматривают такое основание для отказа в выплате материальной поддержки, как представление заявителем недостоверных сведений.
По мнению суда, данное основание также не соответствует норме статьи 9 Федерального закона N 178-ФЗ, в соответствии с которой заявителю может быть отказано в назначении государственной социальной помощи в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений, касающихся только состава семьи, доходов и принадлежащего ему (его семье) имущества на праве собственности.
Суд соглашается с доводами административного истца о том, что оспариваемый пункт 21 Порядка и пункт 13 Административного регламента вводят непредусмотренное федеральным законодательством основание увеличения срока для принятия уполномоченным органом решения о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате.
Так, нормативными правовыми актами Курганской области предусмотрено, что срок для принятия решения увеличивается с 10 до 30 дней в случае направления межведомственных запросов.
Как указывают в отзывах административные ответчики, частью 3 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ действительно предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Вместе с тем, Федеральный закон N 178-ФЗ в норме части 3 статьи 8 не предусматривает, что в случае направления межведомственного запроса окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Согласно указанной норме, окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления только в случае необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина).
При этом, из буквального содержания нормы следует, что под дополнительной проверкой законодатель понимает комиссионное обследование, а не направление межведомственного запроса. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 утверждена государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Приложением 8(6) к указанной государственной программе являются Правила предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления субсидий, правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте "а" пункта 4 данных Правил, утверждаются форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации и перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта (потеря трудоспособности гражданина, потеря дееспособности гражданина, стихийные бедствия и иные основания), перечень типовых трудных жизненных ситуаций (часто встречающиеся обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, в том числе негативно влияют на уровень дохода гражданина (семьи гражданина), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно), разработанные с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 г. N 536 утверждены Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций, под проверкой (комиссионным обследованием) сведений, указанных гражданином в заявлении об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта понимается посещение места проживания гражданина, подавшего заявление на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и его семьи с целью определения соответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащем заявителю (семье заявителя) на праве собственности, жилищно-бытовых условиях.
Таким образом, увеличение с 10 до 30 дней срока для направления заявителю ответа о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении федеральный законодатель связывает с необходимостью посещения места проживания гражданина, подавшего заявление на оказание государственной социальной помощи.
При таких обстоятельствах, нормы оспариваемого Порядка и Административного регламента, увеличивающие срок для принятия решения о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате с 10 до 30 дней в случае направления межведомственного запроса, не соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Суд полагает заслуживающими внимание доводы административного искового заявления о несоответствии федеральному законодательству пункта 21 Порядка в части слов "на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций", пункта 4 Положения о межведомственной комиссии, пункта 13 в части слов "на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, общественных и иных заинтересованных организаций", пунктов 78, 79, 80, 81, 82 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 10 Методических рекомендаций органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждают, в том числе порядок образования межведомственной комиссии, создаваемой в целях рассмотрения социального контракта, а также программы социальной адаптации и содействия в ее реализации; порядок оценки межведомственной комиссией долговых обязательств заявителя (семьи заявителя) перед кредитными организациями.
Таким образом, межведомственная комиссия создается в целях рассмотрения социального контракта, а также программы социальной адаптации и содействия в ее реализации; оценки долговых обязательств заявителя (семьи заявителя) перед кредитными организациями.
Согласно пункту 28 Методических рекомендаций органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо его территориальными органами, наделенными соответствующими полномочиями, создается межведомственная комиссия, рассматривающая составленные программы социальной адаптации.
В соответствии с пунктом 29 Методических рекомендаций, в состав межведомственной комиссии могут входить уполномоченные представители органов занятости населения, органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства и уполномоченных в сфере сельского хозяйства.
В работе межведомственной комиссии также могут принимать участие уполномоченные представители органов и организаций городских округов, муниципальных районов и поселений, медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, иных заинтересованных органов и организаций в зависимости от основных мероприятий социального контракта.
Согласно пункту 30 Методических рекомендаций, программа социальной адаптации утверждается на заседании межведомственной комиссии, на которой также определяются ответственные органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации по каждому мероприятию, входящему в нее.
Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления на рассмотрение.
В случае наличия замечаний по составу мероприятий программа социальной адаптации дорабатывается органом социальной защиты населения.
При утверждении программы социальной адаптации орган социальной защиты населения не позднее чем через 2 рабочих дня после ее утверждения уведомляет заявителя об этом и о необходимости явиться в орган социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней для заключения социального контракта.
В соответствии с пунктом 40 Методических рекомендаций, в программу социальной адаптации могут быть внесены изменения по взаимному согласию получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта и органа социальной защиты населения.
Решение о внесении изменений в программу социальной адаптации или о продлении срока действия социального контракта принимается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней с момента внесения куратором соответствующих предложений.
Продление срока действия социального контракта и внесение изменений в программу социальной адаптации оформляется дополнительным соглашением к социальному контракту.
Пунктом 44 Методических рекомендаций предусмотрено, что в случае невыполнения в течение месяца получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта по уважительным причинам условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации куратору рекомендуется вынести на заседание межведомственной комиссии в целях разработки соответствующей рекомендации предложение о: продлении срока действия социального контракта (не более половины срока действующего социального контракта); внесении изменений в программу социальной адаптации; в программу социальной адаптации; досрочном прекращении социального контракта.
Рассмотрение соответствующей рекомендации может осуществляться на заседании межведомственной комиссии при взаимном согласии сторон.
В отношении получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в абзаце первом данного пункта Методических рекомендаций, органу социальной защиты населения рекомендуется принять решение о продлении срока действия социального контракта, изменению условий социального контракта, внесении изменений в программу социальной адаптации или досрочном прекращении социального контракта с учетом рекомендации межведомственной комиссии.
Таким образом, федеральным законодателем определено полномочие межведомственной комиссии по рассмотрению уже составленной ранее органом социальной защиты населения программы социальной адаптации, а также рассмотрении рекомендаций о продлении срока действия социального контракта, изменению условий социального контракта, внесении изменений в программу социальной адаптации или досрочном прекращении социального контракта.
При этом федеральным законодательством не предусмотрено полномочие межведомственной комиссии давать заключения о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении (заключения о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате - как это указано в оспариваемых нормативных правовых актах).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о неправомерном расширении оспариваемыми нормами Порядка, Положения о межведомственной комиссии и Административного регламента полномочий межведомственной комиссии.
Из материалов дела видно, что административным истцом О. заключен социальный контракт по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления субсидий, органом социальной защиты населения проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение срока со дня окончания срока действия социального контракта, в том числе в течение 12 месяцев проверяется факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности - по мероприятию, указанному в подпункте "б" пункта 3 данных Правил.
По результатам, полученным в ходе мониторинга, орган социальной защиты населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта.
Согласно пункту 21 Правил предоставления субсидий, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию, указанному в подпункте "б" пункта 3 данных Правил, обязан:
а) встать на учет в налоговом органе по субъекту Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
б) представить в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
в) при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, получить лицензии на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (не более 10 процентов назначаемой выплаты), принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в орган социальной защиты населения подтверждающие документы;
г) возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В соответствии с пунктом 26 Правил предоставления субсидий, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан:
а) ежемесячно представлять в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации;
б) уведомить орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта;
в) представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) по мероприятиям, указанным в пункте 3 данных Правил, в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
Таким образом, федеральное законодательство предусматривает проведение ежемесячного мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта, и соответствующую обязанность гражданина, с которым заключен социальный контракт, в течение 12 месяцев представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни.
При этом, федеральный законодатель не предусматривает обязанности гражданина возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, исходя из результатов мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина), и в частности, суммы полученного гражданином дохода.
Содержание пункта 16 Правил предоставления субсидий позволяет сделать вывод, что результаты мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина) имеют значение для принятия органом социальной защиты населения решения о заключении с гражданином нового социального контракта.
Между тем, в оспариваемых нормативных правовых актах Курганской области предусмотрено, что мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) проводится в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта: на гражданина возлагается обязанность представлять документы, подтверждающие получение дохода в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия социального контракта в сумме не менее выплаченных ему материальной поддержки на предпринимательство либо материальной поддержки на ведение личного подсобного хозяйства, а в случае неисполнения этой обязанности - возвратить в полном объеме сумму денежных средств, выплаченных ему в виде материальной поддержки на предпринимательство либо материальной поддержки на ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 3 пункта 7, подпункт 2 пункта 34, абзац 3 пункта 35 Порядка, абзац 4 пункта 2.1, абзац 10 пункта 2.2, абзац 5 и абзац 9 пункта 3.2 Формы социального контракта).
Суд полагает, что установление оспариваемыми нормативными правовыми актами Курганской области более длительного срока мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина) и возложение на гражданина дополнительных обязанностей не соответствует федеральному законодательству и нарушает права граждан, заключивших социальные контракты.
Доводы административных истцов о том, что региональный законодатель вправе самостоятельно устанавливать срок для направления решения о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате; основания для отказа в выплате материальной поддержки; полномочия межведомственной комиссии; срок проведения мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина) со дня окончания срока действия социального контракта, поскольку оказание государственной социальной помощи осуществляется за счет средств бюджета Курганской области, не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.
Оспариваемыми нормативными актами урегулирован порядок предоставления государственной социальной помощи на территории Курганской области, виды которой предусмотрены Федеральным законом N 178-ФЗ, и эти виды государственной социальной помощи не являются дополнительными мерами социальной помощи для отдельных категорий граждан, устанавливаемыми в Курганской области за счет средств бюджета Курганской области.
Следовательно, обязательства субъекта в социальной сфере, императивно установленные Федеральным законом N 178-ФЗ, хотя и являются расходным обязательством субъекта (в силу федерального закона), не могут быть расценены как дополнительные меры социальной помощи, оказываемые субъектом за счет собственных средств.
Поскольку по настоящему административному делу установлено несоответствие постановления Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. N 11 и приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 30 мая 2022 г. N 147 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление О. подлежит удовлетворению.
Учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты до принятия судебного решения применялись, и на основании этих актов реализовывались права неопределенного круга лиц, суд признает их недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Учитывая изложенное, сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальных изданиях Правительства Курганской области и Главного управления социальной защиты населения Курганской области.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление О. удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения подпункт 3 пункта 7 в части слов "по мероприятию, указанному в пункте 4 Порядка, в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта", пункт 21 в части слов "на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций", а также слов "направления межведомственных запросов", пункт 22, пункт 23 в части слов "направления межведомственных запросов", подпункт 2 пункта 34, абзац 3 пункта 35 Порядка назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, пункт 4 Положения о межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, абзац 4 пункта 2.1 в части слов "а также денежные средства, выплаченные Заявителю в виде материальной поддержки на предпринимательство в случае непредставления Заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия данного социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство", абзац 10 пункта 2.2, абзац 5 в части слов "или в случае непредставления Заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство", абзац 9 пункта 3.2 Формы социального контракта на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. N 11 "Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта".
Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения пункт 13 в части слов "на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, общественных и иных заинтересованных организаций", а также слов "направления межведомственных запросов", пункт 22, пункт 78 в части слов "рассмотрение документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется Комиссией", пункт 79, пункт 80, пункт 81, пункт 82, пункт 92 в части слов "не позднее одного рабочего дня после вынесения Комиссией заключения о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки)", а также слов "направления межведомственных запросов" Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, утвержденного приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 30 мая 2022 г. N 147.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальных изданиях Правительства Курганской области и Главного управления социальной защиты населения Курганской области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Мотивированное решение составлено 16 февраля 2023 г.
Судья |
В.В. Варлаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курганского областного суда от 9 февраля 2023 г. по делу N 3а-2/2023
Опубликование:
-