В целях поддержания в актуальном состоянии документов стратегического планирования Хабаровского края Правительство края постановляет:
Внести в Стратегию социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, следующие изменения:
1) в разделе 3:
а) в подразделе 3.1.1 подраздела 3.1:
- абзацы девятый - одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"- единовременной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка;
- регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка;
- ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.";
- абзац двенадцатый признать утратившим силу;
б) в подразделе 3.6.1 подраздела 3.6:
- третье предложение абзаца четвертого изложить в следующей редакции: "В этой связи Правительством края запущены проекты "Дом Дальневосточника" (предусматривает комплексное строительство индивидуальных жилых домов от местных производителей домокомплектов) и "Дальневосточный квартал" (предусматривает строительство жилья экономического класса по цене ниже среднерыночной).";
- абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"- привлечения средств из федерального бюджета, в том числе с использованием механизмов федерального проекта "Инфраструктурное меню", включающего инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации;";
- абзац четырнадцатый дополнить предложением следующего содержания: "Планируется реализация долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, предусмотренной Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, в соответствии с комплексом инструментов, предусмотренных в том числе в рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню", что позволит отрасли жилищного хозяйства выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысить качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг.";
2) раздел 5 дополнить подразделом 5.4.1 следующего содержания:
"5.4.1. Развитие приграничных территорий Хабаровского края
В соответствии с Концепцией развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р (далее - Концепция развития приграничных территорий), к приграничным территориям края отнесены муниципальные образования края, прилегающие к государственной границе Российской Федерации с КНР: г. Хабаровск, Бикинский, Вяземский, имени Лазо и Хабаровский муниципальные районы края.
Площадь приграничных территорий края - 107,5 тыс. кв. километров, что составляет 13,6 процента от общей площади территории края. Численность населения приграничных территорий края - 786,1 тыс. человек, или 60,5 процента населения края (на 1 января 2022 г.).
Город Хабаровск и Хабаровский муниципальный район края исторически образуют Хабаровскую агломерацию - один из пяти центров экономического роста края, в границах которой проживают 705,4 тыс. человек, или 54,3 процента численности населения края (по состоянию на 1 января 2022 г.). Численность населения Хабаровской агломерации стабильно растет - за период с 2010 по 2021 год возросла на 51,1 тыс. человек преимущественно за счет миграции трудовых ресурсов из других районов края и ближайших субъектов ДФО.
На остальных приграничных территориях края наблюдается снижение численности населения - за период с 2010 по 2021 год численность населения Бикинского, Вяземского и имени Лазо муниципальных районов края сократилась на 16,0 тыс. человек (до 80,7 тыс. человек по состоянию на 1 января 2022 г.). Данные территории имеют сельскохозяйственную специализацию (молочно-мясное животноводство, растениеводство) и в условиях отсутствия крупных промышленных производств имеют один из самых низких уровней оборота организаций в крае, вследствие чего обеспечены собственными доходами менее чем наполовину.
Основные проблемы приграничных территорий края:
- низкая инвестиционная привлекательность сельских территорий в силу слабого развития;
- слабая заселенность сельской местности в связи с отсутствием высокооплачиваемых рабочих мест, развитой социальной и инженерной инфраструктуры;
- снижение уровня развития приграничного сотрудничества с КНР.
Основные направления развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации определены:
- Стратегией пространственного развития Российской Федерации;
- Концепцией развития приграничных территорий.
Целью развития приграничных территорий края является использование потенциала приграничного расположения для повышения интенсивности хозяйственной деятельности и улучшения социально-экономического положения приграничных территорий края. Это предполагает создание новых рабочих мест, а также постепенное нивелирование разрыва по уровню заработной платы работников организаций между приграничными территориями и среднекраевым уровнем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- создание условий для реализации экономического потенциала, в том числе за счет развития приграничного сотрудничества, транзита, а также реализации сельскохозяйственного и туристско-рекреационного потенциала;
- приоритетное обеспечение модернизации социально-экономической сферы, обеспечение комфортных условий для проживания и ведения хозяйственной деятельности на приграничных территориях края;
- достижение социальной устойчивости приграничных территорий края, а также развитие человеческого потенциала;
- включение пунктов пропуска на российско-китайской государственной границе, находящихся на территории края, в транспортно-логистические маршруты, создаваемые в рамках разворота национальной экономики с западного на восточное направление;
- развитие сотрудничества с КНР.
Реализация данных задач осуществляется в рамках мероприятий:
- национальных (региональных) проектов;
- плана мероприятий по реализации Концепции развития приграничных территорий, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутневым Ю.П. от 11 июля 2022 г. N 7900п-П47;
- приоритетных (флагманских) направлений развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 декабря 2021 г. N 1215-рп "О направлениях и задачах развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года";
- государственных программ края и муниципальных программ.
С учетом экономических специализаций приграничных территорий края основные направления каждой территории имеют особенности.
Город Хабаровск сохраняет функции административно-делового, культурного и спортивного центра, важнейшего транспортно-логистического узла на востоке страны.
Другие приграничные муниципальные районы края ориентированы на развитие традиционной специализации - сельского хозяйства, а также лесной и деревообрабатывающей промышленности.
В целях развития растениеводства в Бикинском муниципальном районе края создается селекционно-семеноводческий центр по выращиванию и переработке сои. Данная продукция востребована среди сельскохозяйственных производителей не только Хабаровского края, но и Амурской области, Еврейской автономной области и Приморского края.
В Вяземском муниципальном районе крае основной упор сделан на развитие молочного животноводства. Осуществляется строительство животноводческого комплекса на 2 000 голов дойного стада, молокозавода производительностью до 21 тыс. тонн молочной продукции в год (общество с ограниченной ответственностью "Грин Агро-Хабаровск").
Сельское хозяйство, лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы составляют перспективную специализацию муниципального района имени Лазо края:
- в с. Киинск к 2025 году будет построено агропромышленное предприятие на 600 голов дойного стада с комбикормовым заводом, зерносушильным комплексом, зернохранилищем и коровниками (общество с ограниченной ответственностью "Вектор");
- планируется строительство молочного комплекса "Хабаровское Молоко", современного свиноводческого комплекса промышленного типа в с. Святогорье;
- в рп. Переяславка к концу 2023 года будет создан центр лесопереработки (общество с ограниченной ответственностью "Тумнинский прииск");
- строится инновационный рыбоводный комплекс по производству различных видов рыб, выращиваемых в установках с замкнутым циклом водоснабжения (общество с ограниченной ответственностью "Амурсталь-Центр").
Приграничные территории края имеют хорошую базу для развития как внутреннего, так и международного туризма.
В г. Хабаровске представлены и развиваются культурно-познавательный туризм (шесть музеев, городские туры в виде аудиоэкскурсий и пешеходных прогулок), событийный туризм (различные международные фестивали, фестивали-ярмарки, крупные спортивные мероприятия), гастрономический и промышленный туризм (экскурсии на предприятия общественного питания, мастер-классы для взрослых и детей).
На приграничных территориях края делается также акцент на развитие экологического туризма (Большехехцирский заповедник, лотосовые озера, карстовые пещеры, каменные водопады, рыбалка на реках) и рекреационного туризма (эко-парк "Воронеж", эко-парк "Шале на воде", спортивно-туристический комплекс "Хехцир", загородные кафе и гостиничные комплексы).
В результате решения поставленных задач будут значительно улучшены показатели социального развития приграничных территориях края, реализован потенциал экономического развития. Увеличатся доходы местных бюджетов, улучшатся показатели бюджетной обеспеченности собственными доходами.";
3) подраздел 6.1.7 подраздела 6.1 раздела 6 изложить в следующей редакции:
"6.1.7. Строительный комплекс
Строительный комплекс относится к одной из ведущих отраслей, определяющих решение социальных, экономических и технических задач развития экономики края. Развитие отраслей строительства во многом определяется развитием ряда смежных отраслей экономики - энергетики, транспорта, промышленности и других.
Взаимосвязь мероприятий ряда национальных проектов, в том числе в социальной сфере, ориентирована на федеральные и региональные программы для обеспечения спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства и гражданского назначения (здравоохранение, культура, спорт, образование, бытовая принадлежность).
Для обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания населения на территории края планируется реализация мероприятий, направленных на достижение целей и стратегических задач, определенных Указом N 204 и Указом N 474, в том числе национальных целей "комфортная и безопасная среда для жизни" и "цифровая трансформация".
Развитие строительного комплекса края направлено на повышение уровня благосостояния населения, увеличение качественного и доступного жилья, обеспечение безопасности зданий и сооружений на территории края.
На территории края осуществляется строительство учреждений социального обеспечения, строительство объектов в сфере топливно-энергетического комплекса, а также объектов в сфере транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.
Стратегическое развитие строительной отрасли базируется на реализации наиболее эффективных мер и инструментов. Расширение потенциала развития строительной отрасли края возможно за счет:
- внедрения новых подходов в градостроительной политике (приоритетное развитие для городских агломераций и опорных населенных пунктов, систематизация пространственных данных, а также упрощение правил стратегического планирования и их синхронизация с порядками и сроками принятия градостроительных решений на местах);
- реализации комплекса мер в производственной сфере (создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры строительного комплекса на основе инновационных технологий, объемно-планировочных и конструктивных решений для нового строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий, инженерных сетей);
- совершенствования систем ценообразования в строительстве (внедрение единой цифровой платформы системы ценообразования в строительстве на базе федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, интегрированной с другими информационными системами и электронными торговыми площадками, обеспечивающей возможность формирования достоверной сметной стоимости на основании рыночных цен строительных ресурсов, актуальных сметных норм, учитывающих современные технологии и материалы, в автоматизированном режиме, а также переход к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства);
- профессиональной трансформации строительной отрасли (синхронизация существующих инструментов поддержки развития образования и кадрового обеспечения с потребностями строительной отрасли; формирование плана мероприятий ("дорожной карты"), предусматривающего в том числе изменение образовательных программ по направлениям подготовки специалистов в сфере строительства; проведение мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных заказчиков с учетом перехода отрасли на цифровые технологии; внедрение стандартов, обеспечивающих современные и комфортные условия осуществления деятельности строителей, соответствующие нормативным требованиям, а также цифровых методов контроля на объектах капитального строительства).
Строительной отрасли края на долгосрочную перспективу предстоит пройти три основных направления трансформации (административное, цифровое и профессиональное) за счет:
- сокращения продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30 процентов;
- обеспечения максимальной прозрачности его процедур путем их цифровизации;
- исключения избыточных ограничений по использованию земельных участков для строительства, в том числе имея в виду реформу регулирования зон с особыми условиями использования территорий;
- установления целевых ориентиров для совершенствования правил допуска на рынок строительных услуг новых организаций;
- привлечения необходимых для выполнения поставленных задач строительных ресурсов и повышения производительности труда.
Основная цель развития строительного комплекса края - развитие целостности экономики строительной отрасли, обладающей конкурентоспособными показателями, динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата.
К основным факторам, определяющим текущее положение строительного комплекса в крае и перспективы его развития, относятся:
- ресурсный потенциал (край располагает значительной номенклатурой строительных материалов);
- финансовые ресурсы (развитие ипотечного кредитования для улучшения жилищных условий в рамках реализации федеральных и региональных жилищных программ по обеспечению населения доступным и комфортным жильем);
- образовательный потенциал (в крае работает сеть учебных заведений по подготовке рабочих и инженерно-технических работников для строительного комплекса).
Основными факторами, сдерживающими развитие строительного комплекса в крае, являются:
- снижение инвестиционной активности;
- отсутствие крупных предприятий, в том числе застройщиков, с финансово-экономическим состоянием, достаточным для обеспечения капитального строительства;
- недостаточное количество крупных инвестиционных проектов и застройщиков в жилищном строительстве;
- высокая стоимость строительства жилья при недостаточном платежеспособном спросе со стороны населения;
- недостаточное количество земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, в том числе в связи с дефицитом мощности магистральных линий коммунальных систем;
- старение основных фондов отрасли;
- отставание во внедрении инновационных технологий;
- кадровый дефицит работников рабочих специальностей.
В целях обеспечения устойчивого развития строительства в крае необходима реализация следующих задач:
- создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли как одной из основ для восстановления экономики;
- повышение уровня доступности, качества жилищного фонда;
- повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства;
- содействие развитию рынка жилья, формирование конкурентной среды на рынке жилищного строительства;
- предоставление государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья различным категориям граждан;
- развитие индивидуального (малоэтажного) жилищного домостроения нового поколения, отвечающего требованиям энергоэффективности;
- вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства;
- обеспечение земельных участков под массовое жилищное строительство и комплексную жилую застройку социальной, дорожной и инженерной инфраструктурой;
- развитие кластера промышленности строительных материалов в целях расширения производственной базы строительных материалов, получения федеральной государственной поддержки на реализацию проектов предприятий стройиндустрии края;
- преодоление тенденции старения основных фондов строительных организаций за счет их модернизации и применения инновационных технологий при строительстве, реконструкции объектов;
- внедрение передовых и цифровых технологий строительства (формирование базы типовых проектов (банк цифровых моделей), разработка BIM-проектов под различные климатические условия в регионе);
- минимизация негативного воздействия строительной отрасли на окружающую среду;
- обеспечение соответствия объектов капитального строительства обязательным требованиям градостроительного законодательства;
- популяризация строительных специальностей.
Современный строительный комплекс края обеспечит достижение запланированных значений целевых показателей:
- увеличение объема ввода жилья до 1 млн. кв. метров в год (начиная с 2025 года);
- увеличение объемов подрядных работ на территории края к 2030 году до уровня не менее 217 млрд. рублей.
Промышленность строительных материалов (производство прочей неметаллической минеральной продукции)
Цель стратегии развития производства строительных материалов заключается в увеличении объемов выпуска основных строительных материалов на действующих и вновь создаваемых производствах на территории края.
Предпосылками для достижения вышеуказанной цели являются:
- существующая минерально-сырьевая база в крае, в том числе наличие месторождений полезных ископаемых для производства строительных материалов;
- проведение модернизации производств на существующих предприятиях стройиндустрии края;
- участие предприятий стройиндустрии края в инвестиционных проектах по выпуску новых строительных материалов;
- поставки выпускаемой продукции предприятиями края в регионы Дальневосточного федерального округа и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Широкий спектр применяемых в строительстве материалов включает производство прочей неметаллической минеральной продукции, за исключением изделий из металлопроката инертных строительных материалов.
Задачами стратегии развития производства строительных материалов являются:
- формирование консолидированной потребности строительной отрасли края в строительных материалах;
- обеспечение эффективного взаимодействия производителей и потребителей края в части прогнозирования производственных возможностей и динамики цен на строительные материалы с учетом потребности строительной отрасли края;
- обеспечение условий для сокращения импорта строительных материалов, увеличения спроса на отечественные строительные материалы;
- обеспечение развития индустриального домостроения, в том числе технологий сборно-монолитного каркаса, блочно-модульного и деревянного домостроения;
- обеспечение значительного сокращения некачественных, фальсифицированных и контрафактных строительных материалов и изделий, используемых при возведении и эксплуатации зданий и сооружений.
Основными факторами, сдерживающими развитие промышленности строительных материалов в крае, являются:
- ограничения или высокая стоимость транспортировки готовой продукции и сырья;
- высокая стоимость энергоресурсов, используемых в производстве;
- ограниченный рынок сбыта готовой продукции;
- сложности в получении заемного финансирования на создание нового или модернизацию действующего производства;
- необходимость замещения импортируемых строительных ресурсов, включая строительные материалы, оборудование, используемое для производства строительных ресурсов, строительные машины и механизмы.
Для обеспечения основными строительными материалами и конструкциями в крае имеются необходимые производственные мощности (в год):
- кирпич керамический (до 60 млн. штук);
- сборный железобетон (до 430 тыс. куб. метров);
- товарный бетон (до 300 тыс. куб. метров);
- щебень фракционированный (до 2 065 тыс. куб. метров);
- теплоизоляционные материалы (до 1 643 тыс. куб. метров).
Имеются основные производственные мощности по выпуску стеновых конструкций (сэндвич- и SIP-панели), расширен ассортимент фасадных материалов (металлосайдинг, алкопанели), сухих строительных смесей, акриловых красок и полимерных шпаклевок, увеличены мощности по выпуску товарных бетонов и растворов, расширена номенклатура мелкоштучных стеновых материалов (туфоблоков, полистиролбетонных, пескобетонных и ячеистых блоков, газобетонных блоков и панелей), освоено производство легких стальных конструкций, труб с высокоплотным полиэтиленовым покрытием, пластиковой арматуры и монтажных сеток, быстровозводимых с полной заводской готовностью домокомплектов и других видов строительной продукции.
Планируемые достижения промышленности строительных материалов:
- производство основных строительных материалов осуществляется с учетом фактической потребности в них предприятий строительной отрасли;
- снижение зависимости от импорта строительных материалов;
- увеличение объемов производства продукции индустриального домостроения (элементов сборного каркаса, блочно-модульного домостроения), конструкций из перекрестно клееной древесины, а также современных алюминиевых, композитных и полимерных материалов;
- идентификация строительных материалов и изделий на всех этапах жизненного цикла (от производства до утилизации);
- создание конкурентного рынка строительных материалов по качественным, а не ценовым признакам.".
Губернатор, Председатель |
М.В. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 7 апреля 2023 г. N 173-пр "О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр"
Вступает в силу с 10 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 10 апреля 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 апреля 2023 г. N 2700202304100007