Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2023 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предметом проверки стали отдельные нормы КоАП РФ, Закона о прокураторе и КоАП Москвы.

Внимание КС РФ привлек вопрос о том, кто уполномочен составлять протоколы, возбуждать дела об АП, посягающих на общественный порядок, предусмотренных региональными законами.

Это вправе делать сотрудники полиции, если передача таких полномочий предусмотрена соглашениями между федеральным и региональным органами власти. При этом прокуратура не осуществляет надзор за физлицами.

В деле заявителя применение этих положений привело к тому, что органы власти не возбудили дело об АП, предусмотренном КоАП Москвы, т. к. не было заключено упомянутое соглашение о передаче полномочий. Речь шла о таком правонарушении, как нарушение тишины и покоя граждан.

КС РФ счел, что нормы КоАП РФ и Закона о прокуратуре конституционны. Прокурор вправе возбудить дело об АП, которое не относится к числу тех, которые прямо упомянуты в КоАП РФ в числе отнесенных к его полномочиям. Такое допускается, если есть поводы, достаточные данные и необходимость отреагировать именно в данной форме, когда этого не сделали уполномоченные органы либо они не определены. При этом прокурор может, но не обязан возбуждать дело по обращению гражданина и рассматривать вопрос об этом.

Нормы регионального закона признаны неконституционными. Длительное время они не определяют должностных лиц, которые уполномочены возбуждать дела, составлять протоколы об упомянутом АП, предусмотренном КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан.

Законодатель Москвы обязан внести необходимые изменения. Это же должны сделать и регионы, в которых законы содержат регулирование, аналогичное признанному неконституционным.

Также КС РФ определил регулирование, действующее до принятия поправок к законодательству Москвы.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2023 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"

 

Вступает в силу с 11 апреля 2023 г.

 

Опубликование:

сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)

официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 11 апреля 2023 г. N 0001202304110001

Российская газета, 18 апреля 2023 г. N 83

Собрание законодательства Российской Федерации, 17 апреля 2023 г. N 16 ст. 2989