г. Краснодар |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А32-40578/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества им. Т.Г. Шевченко (ИНН 2358006710, ОГРН 1042332475085) - Куколевой Н.Н. (доверенность от 16.01.2014), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Исаева М.Р. (доверенность от 04.08.2014), рассмотрев кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-40578/2013, установил следующее.
Открытое акционерное общество им. Т.Г. Шевченко (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношении? Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным выраженного в письме от 25.10.2013 N 52-17167/13-32.20 решения об отказе в оказании государственной услуги по предоставлению в собственность за плату относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящихся в государственной собственности Краснодарского края земельных участков площадью 1 029 719 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501003:28, площадью 264 277 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501003:27, площадью 1 037 727 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501003:26, площадью 405 393 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501003:24, площадью 1 182 885 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501003:25, местоположение которых установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, СПК (колхоз) им. Т.Г. Шевченко, участок N 12, примерно в 12 км от хутора Любимов по направлению на юго-восток (далее - спорные земельные участки), о понуждении департамента к подготовке и направлению заявителю проекта договора купли-продажи спорных земельных участков по цене, равной 20 % от их кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014, заявленные требования удовлетворены по мотивам нахождения земельного участка площадью 3920 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:36:0501003:1, расположенного на северо-востоке Екатериновского сельского округа в 10 тыс. метров от с. Екатериновка, (далее - исходный земельный участок) и образованных в результате его раздела спорных земельных участков в течение длительного периода (более 15 лет) в аренде у общества и его правопредшественников, соблюдения заявителем условий аренды, соблюдения обществом порядка подачи заявления о приобретении спорных земельных участков в собственность, в том числе представления необходимого пакета надлежащим образом оформленных документов.
Департамент обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что препятствиями для оказания государственной услуги послужили отсутствие надлежащего заверения приложенных к заявлению копий документов, отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними (далее - реестр) записей о государственной регистрации договоров аренды как исходного, так и спорных земельных участков, недоказанность образования спорных земельных участков из земель, находившихся в аренде у правопредшественника общества, незаключенность соответствующего договора и дополнительного соглашения к нему (ввиду отсутствия государственной регистрации), отсутствие в приложениях к заявлению документов, подтверждающих названное правопреемство (передаточный акт), ненадлежащее исполнение обществом условий аренды, в том числе в части внесения арендных платежей. По мнению заявителя, для правильного разрешения спора необходимо участие в деле администрации муниципального образования Щербиновский район (далее - администрация), являвшейся арендодателем, и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением главы Щербиновского района Краснодарского края от 02.07.1998 N 242 аграрному товариществу с ограниченной ответственностью им. Т.Г. Шевченко (далее - аграрное товарищество) продлен на 5 лет срок аренды находящегося в фонде перераспределения земельного участка площадью 5180 тыс. кв. м, комитету по земельным ресурсам и землеустройству Щербиновского района предписано произвести землеустроительные работы и заключить договор аренды. Названный муниципальный акт послужил основанием заключения администрацией (арендодатель) и аграрным товариществом (арендатор) соответствующего договора аренды от 13.08.1998 N 179, регистрация которого осуществлена комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Щербиновского района 13.08.1998 под регистрационным номером 418 (далее - договор аренды).
В материалах дела имеется выписка из протокола от 28.01.1999 N 1 собрания уполномоченных колхозников аграрного товарищества и постановление главы Щербиновского района Краснодарского края от 31.08.1999 N 456, согласно которым сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) им. Т.Г. Шевченко (далее - кооператив) создан в результате реорганизации путем преобразования аграрного товарищества и является универсальным правопреемником последнего.
Постановлением главы Щербиновского района Краснодарского края от 31.12.2002 N 1293 с согласия кооператива арендные отношения по договору аренды прекращены в отношении земельного участка площадью 94 га, находящегося в бригаде N 3 (поле N 4) кооператива, что явилось основанием подписания администрацией и кооперативом дополнительного соглашения от 31.12.2002 к договору аренды, которым названному договору присвоен N 3690000061, в качестве объекта аренды указан исходный земельный участок, а в качестве оснований его заключения дополнительно указаны постановления главы Щербиновского района от 21.03.2000 N 102, от 16.08.2000 N 487, от 04.12.2001 N 869, от 09.08.2002 N 699, от 31.12.2002 N 1293.
В пункте 1.3 дополнительного соглашения зафиксирована фактическая передача исходного земельного участка арендатору 13.08.1998 без составления каких-либо иных документов. Государственная регистрация дополнительного соглашения сторонами не обеспечена, что процессуальными представителями не отрицается. В результате раздела исходного земельного участка образованы спорные земельные участки (кадастровые паспорта от 17.07.2013).
Общество обратилось в департамент с заявлением от 01.10.2013 о предоставлении спорных земельных участков в собственность за плату.
Письмом от 25.10.2013 N 52-17167/13-32.20 департамент известил общество о принятом решении об отказе в предоставлении спорных земельных участков в собственность ввиду представления незаверенных надлежащим образом копий документов (устава кооператива, протокола от 28.01.1999 N 1 собрания уполномоченных колхозников аграрного товарищества, постановления главы Щербиновского района Краснодарского края от 31.08.1999 N 456, паспорта руководителя общества), непредставления доказательств перехода к обществу от аграрного товарищества и кооператива в порядке правопреемства прав по договору аренды (передаточный акт, разделительный баланс).
Полагая, что отказ департамента противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается возможность включения в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) провозглашено право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков или резервирования земель для государственных (муниципальных) нужд.
Поскольку спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, суды при рассмотрении дела обоснованно руководствовались положениями пунктов 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса, определяющих, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Абзац второй указанной статьи со ссылкой на пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ содержит исключение, согласно которому переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Приватизация земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется положениями Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закона N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Частью 4 статьи 21 Закона N 532-КЗ предусмотрено, что выкупная цена земельных участков уменьшается по истечении 6 лет с момента заключения договора аренды до 80 процентов от их кадастровой стоимости, по истечении 9 лет - до 60 процентов, по истечении 12 лет - до 40 процентов и по истечении 15 лет - до 20 процентов.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, под государственной услугой подразумевается деятельность по реализации функций соответствующего органа при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги, а под административным регламентом - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность их предоставления. Заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартами их предоставления. В обязанности соответствующих органов вменено предоставление государственных или муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами. Названные органы не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг или представления документов и информации, которые находятся в распоряжении этих органов. Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, названный запрет не распространяются на учредительные документы юридического лица и правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статьи 2, 4, 5, 6, 7 Закона N 210-ФЗ).
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие общие положения и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает наименование государственной или муниципальной услуги, наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, результат предоставления государственной или муниципальной услуги (статьи 12, 14 Закона N 210-ФЗ).
Приказом департамента от 04.06.2012 N 767 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края (далее - административный регламент), разработанный в целях повышения качества и эффективности предоставления указанной государственной услуги, организации общедоступных процедур и определения порядка подготовки документов, сроков и последовательности действий (административных процедур), необходимых для предоставления земельных участков. На предоставление государственной услуги уполномочен департамент. Результатом предоставления государственной услуги являются решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка, проект договора купли-продажи земельного участка или мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги. В исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, включены заявление, копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица), копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица), нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки, для заявителей, являющихся физическими лицами. Заявители, являющиеся юридическими лицами, дополнительно предоставляют копии учредительных документов (устав, учредительный договор), протокол общего собрания, совета директоров либо иного уполномоченного органа юридического лица с решением о приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной законодательством, если учредительными документами предусмотрено принятие такого решения, а также документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя юридического лица, наделенного полномочиями на совершение юридически необходимых действий, связанных с приобретением в собственность земельного участка (доверенность). Заявители, являющиеся юридическими лицами, дополнительно предоставляют выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную территориальным органом Федеральной налоговой службы по месту регистрации юридического лица. Копии документов, предоставляемых заявителем, должны быть заверены надлежащим образом. Департаменту запрещено требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги. С 01.07.2012 департамент не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края находятся в распоряжении департамента, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Закона N 210-ФЗ. Департамент отказывает в предоставлении государственной услуги только в случаях, когда с заявлением обратилось лицо, не обладающее правом на получение государственной услуги и (или) не уполномоченное на обращение с таким заявлением, к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям действующего законодательства и настоящего административного регламента, имеются противоречия между заявленными и оформленными в установленном порядке правами, департамент не обладает полномочиями по распоряжению земельным участком и при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Согласно пунктам 3.2.1., 3.2.4., 3.12.4. административного регламента при рассмотрении заявления и представленных документов ответственный работник устанавливает соответствие заявления и представленных документов требованиям действующего законодательства и настоящего административного регламента, в том числе - отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Критерием принятия решения о подготовке и внесении проекта приказа департамента является соответствие заявления, представленных документов и документов, полученных при рассмотрении отделом заключения договоров в управлении земельных отношений департамента, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия, требованиям действующего земельного законодательства и настоящего административного регламента, в том числе отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Критерием принятия решений о подготовке, согласовании и подписании письма об отказе в предоставлении государственной услуги является наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Результатом административной процедуры является письмо департамента об отказе в предоставлении государственной услуги. Получение заявителем отказа в предоставлении государственной услуги не является препятствием для повторного обращения в департамент с запросом о предоставлении государственной услуги в случае устранения обстоятельств, явившихся основаниями для такого отказа (пункты 3.12.5., 3.13.2. административного регламента).
Таким образом, для удовлетворения заявленных в порядке главы 24 Кодекса требований общества необходимо установление не только обстоятельств, связанных с возникновением у него права на приватизацию спорных земельных участков по льготной цене, но и соблюдение заявителем установленной административным регламентом процедуры.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что обществом при обращении в департамент были приложены документы, по форме и содержанию соответствующие вышеприведенным нормативным положениям.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Кодекса обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, в том числе связанные с представлением обществом департаменту соответствующих по форме и содержанию требованиям законодательства документов, подтверждающих наличие у общества правопреемства по договору аренды от аграрного товарищества и кооператива, образованием исходного и спорных земельных участков из земель, находившихся в аренде у аграрного товарищества по договору аренды, для чего рассмотреть вопрос о целесообразности участия в деле администрации и управления Росреестра, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу N А32-40578/2013 отменить.
Дело N А32-40578/2013 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом департамента от 04.06.2012 N 767 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края (далее - административный регламент), разработанный в целях повышения качества и эффективности предоставления указанной государственной услуги, организации общедоступных процедур и определения порядка подготовки документов, сроков и последовательности действий (административных процедур), необходимых для предоставления земельных участков. На предоставление государственной услуги уполномочен департамент. Результатом предоставления государственной услуги являются решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка, проект договора купли-продажи земельного участка или мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги. В исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, включены заявление, копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица), копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица), нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки, для заявителей, являющихся физическими лицами. Заявители, являющиеся юридическими лицами, дополнительно предоставляют копии учредительных документов (устав, учредительный договор), протокол общего собрания, совета директоров либо иного уполномоченного органа юридического лица с решением о приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной законодательством, если учредительными документами предусмотрено принятие такого решения, а также документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя юридического лица, наделенного полномочиями на совершение юридически необходимых действий, связанных с приобретением в собственность земельного участка (доверенность). Заявители, являющиеся юридическими лицами, дополнительно предоставляют выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную территориальным органом Федеральной налоговой службы по месту регистрации юридического лица. Копии документов, предоставляемых заявителем, должны быть заверены надлежащим образом. Департаменту запрещено требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги. С 01.07.2012 департамент не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края находятся в распоряжении департамента, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Закона N 210-ФЗ. Департамент отказывает в предоставлении государственной услуги только в случаях, когда с заявлением обратилось лицо, не обладающее правом на получение государственной услуги и (или) не уполномоченное на обращение с таким заявлением, к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям действующего законодательства и настоящего административного регламента, имеются противоречия между заявленными и оформленными в установленном порядке правами, департамент не обладает полномочиями по распоряжению земельным участком и при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2015 г. N Ф08-10101/14 по делу N А32-40578/2013