Автомобиль - не роскошь?
В наступающем 2003 году вводится в действие глава 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации. Она затронет интересы значительной части нашего общества - автовладельцев и владельцев других транспортных средств, как юридических, так и физических лиц. С просьбой осветить основные положения новой главы Налогового кодекса мы обратились к начальнику Управления ресурсных платежей МНС России Андрею Сергеевичу Федорову.
- Андрей Сергеевич, как известно, с 1 января 2003 года вводится в действие транспортный налог. Это принципиально новый налог или усовершенствованный вариант налога на владельцев транспортных средств?
- Вы совершенно правы. По сути, транспортный налог является усовершенствованным вариантом налога с владельцев транспортных средств и мало чем будет отличаться по порядку его исчисления. Основные отличия будут заключаться в порядке уплаты транспортного налога, который теперь будет полностью соответствовать требованиям налогового законодательства.
- Расскажите, пожалуйста, немного о новом транспортном налоге.
- Транспортный налог - один из двух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз на нефтепродукты, позволяющий возложить дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй - это транспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.
Транспортный налог - налог региональный. Соответственно в Налоговом кодексе на федеральном уровне закреплены только основные базовые моменты, необходимые для его исчисления и уплаты. Сам же налог будет вводиться решением законодательных органов власти субъектов Российской Федерации.
Остановимся на наиболее существенных отличиях транспортного налога от налога с владельцев транспортных средств. Налогоплательщиком транспортного налога будет лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство (в соответствии с правилами государственной регистрации транспортных средств). Объектом налогообложения будут транспортные средства, которые до 2003 года облагаются налогом с владельцев транспортных средств, и воздушные и водные суда, которые сейчас облагаются налогом на имущество физических лиц. Начиная со следующего года они будут облагаться только транспортным налогом.
Налоговая база определяется как мощность двигателя для тех транспортных средств, у которых он есть, и в виде валовой вместимости для не имеющих его (например, буксируемые водные суда). Для всех остальных транспортных средств, для которых невозможно установить эти параметры, налог устанавливается за единицу транспортного средства. Налоговый период определен как календарный год.
В Налоговом кодексе приведены примерные ставки налога. Конкретные же ставки будут установлены субъектами федерации в пределах, установленных Налоговым кодексом. При этом увеличение или уменьшение ставки транспортного налога, установленной в Налоговом кодексе, возможно не более чем в пять раз для отдельных категорий транспортных средств, отдельных категорий налогоплательщиков и другим параметрам. Появилось интересное положение о том, что дифференциация ставок налога может быть установлена в зависимости от возраста транспортного средства (срока использования).
Все права по установлению порядка и сроков уплаты налога переданы субъектам Российской Федерации. И поэтому мы предполагаем разнообразную практику в этом вопросе: кто-то может ввести единоразовую уплату налога по истечении налогового периода, а кто-то - уплату авансовых платежей, причем они могут быть установлены в различной форме.
Юридические лица обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию по транспортному налогу в срок, который будет определен в законе субъектов Российской Федерации. Физические лица будут уплачивать этот налог на основании налоговых уведомлений, которые им будут направляться налоговыми органами. В тех субъектах Российской Федерации, которые введут транспортный налог с 1 января 2003 года (чтобы он вступил на их территории в силу с 1 января 2003 года региональные законы должны быть приняты и опубликованы до 1 декабря 2002 года*(1)), в соответствии с правилами его уплаты, которые будут установлены данными субъектами, не позднее 1 июня 2003 года налоговые органы выставят физическим лицам уведомления на уплату налога по всем транспортным средствам, которые на них зарегистрированы.
- По налогу за 2003 год?
- Да, в уведомлениях будут указаны конкретные сроки, по которым нужно уплатить этот налог: либо с учетом авансовых платежей в течение года, либо потом по истечении 2003 года.
- Да, у вас прибавится работы: Сейчас ведь налог на владельцев транспортных средств контролирует ГИБДД - техосмотр не пройдешь, пока не заплатишь налог.
- Совершенно верно. До настоящего времени контроль за уплатой этого налога физическими лицами налоговые органы не осуществляли. Он осуществлялся ГИБДД опосредованно - через установление особых правил прохождения техосмотра. Однако никакого подтверждающего документа -уплачен этот налог в течение года или нет - нигде не оставалось. Ни в органах ГИБДД, ни в налоговых органах не было отметки, что конкретное физическое лицо закрыло свою обязанность об уплате налога. Поэтому сказать, насколько эффективен был налог с владельцев транспортных средств, какова его собираемость и значимость для бюджета, практически невозможно, поскольку соответствующего учета и контроля не было. Юридические лица представляют нам декларации по налогу с владельцев транспортных средств. И так как юридических лиц у нас значительно меньше, чем физических, контроль по ним ведется. Но данные о сумме уплаченного ими налога не могут быть показательными.
- Если у организации есть транспортное средство, где она должна уплачивать налог: по месту своего нахождения или по месту регистрации транспортного средства?
- В данном случае налог должен уплачиваться по месту регистрации транспортного средства, так как это налог региональный и к тому же целевой - поступления от него направляются в территориальный дорожный фонд на содержание дорожной инфраструктуры. Почему же он должен уплачиваться по месту нахождения организации? Допустим, место нахождения организации - Ленинградская область, а ее филиал находится во Владимирской области, и здесь же зарегистрировано транспортное средство. Во Владимирской области налог введен, а в Ленинградской области, например, не введен. Получается парадокс: по законам Владимирской области налог начисляется, а уплачивается в Ленинградской области.
Налог должен быть уплачен там, где он введен и где находится объект налогообложения. В данном случае объектом налогообложения является зарегистрированное транспортное средство, соответственно налог должен уплачиваться по месту его регистрации.
- 1 декабря 2002 года заканчивается предельный срок, в течение которого региональные органы законодательной власти должны принять соответствующий закон по транспортному налогу, чтобы налог мог взиматься с 2003 года. Есть ли на сегодня регионы, налогоплательщикам которых в 2003 году транспортный налог не грозит?
- По имеющейся на сегодняшний день*(2) информации более чем в 50 субъектах федерации подготовлены проекты соответствующих региональных законов, а в двух субъектах законы уже приняты. Но до окончания срока еще месяц, и эти цифры, конечно же, изменятся.
- Статья 358 Налогового кодекса выводит из-под налогообложения часть транспортных средств, в частности скотовозы и другие сельскохозяйственные машины, а также милицейские, армейские машины и другие. А кареты скорой помощи, например, подпадают под налогообложение?
- Надо иметь в виду, что транспортный налог, как уже отмечалось, прежде всего региональный, и субъекты федерации вправе своими законодательными актами принять любые решения по установлению дополнительных налоговых льгот. И только самые ключевые льготы закреплены непосредственно на федеральном уровне. Во-первых, это то, что не является объектом налогообложения исходя из концепции построения самого налога. А во-вторых, это объекты стратегического или оборонного характера, потому что регионы могут их проигнорировать, поскольку, например, оборона страны - это вопрос федерального уровня. Но это не означает, что на региональном уровне не могут быть решены все остальные вопросы. Статьей 356 Налогового кодекса установлено, что законы субъектов федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
- Какими еще налогами занимается Управление ресурсных платежей?
- Налогом на имущество организаций и всем, что связано с пользованием природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых, платежи при пользовании лесным фондом, объектами водного фонда, экологические платежи).
- Планируются ли с 1 января 2003 года какие-либо изменения или нововведения по этим налогам?
- Основные изменения, затрагивающие эти налоги, уже содержатся в законопроектах и будут рассматриваться Госдумой в первой половине 2003 года. Эти изменения касаются налогообложения пользования лесным фондом, водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами. Активная работа ведется и по экологическим платежам.
- Интересно, будут ли это новые главы Налогового кодекса или поправки в действующие законы?
- За исключением экологических платежей, это будут главы Налогового кодекса. Что же касается экологических платежей, то в Правительстве Российской Федерации сейчас идет работа над проектом Федерального закона "Экологические платежи". Этот закон будет существовать в рамках не налогового, а экологического законодательства как компенсационный платеж за нанесенный ущерб при осуществлении деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.
- Что бы Вы в заключение хотели пожелать читателям журнала "Российский налоговый курьер"? Может быть, покупать больше автомобилей и платить больше транспортного налога?
- Не опасаться изменений в налоговом законодательстве. Его надо знать и четко соблюдать. А что касается транспортного налога, то посоветовал бы всем вспомнить все зарегистрированные на них транспортные средства. И конечно же, чтобы росло ваше благосостояние и каждый мог бы иметь достойное его транспортное средство.
"Российский налоговый курьер", N 24, декабрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. - Примеч. ред.
*(2) Данные на 31 октября 2002 года. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99