Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к письму Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
Наиболее типичные и значимые нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг, выявленные в ходе проверок деятельности организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, за 2022 год
N |
Виды нарушений |
Нормативные и иные акты, по которым установлено нарушение |
Рекомендации по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности |
1. |
Несоблюдение порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта: завышение цен на закупаемые товары по сравнению со среднерыночными, обоснование начальной (максимальной) цены контракта у аффилированных между собой лиц |
- ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - Положение о закупках товаров, работ, услуг, утвержденное соответствующей организацией |
Осуществлять определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта в установленном порядке; Обеспечить постоянный контроль за недопущением получения коммерческих предложений у аффилированных лиц |
2. |
Несоблюдение порядка формирования извещений и документации о закупке |
- ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - ч. 5, 9, 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; - Положение о закупках товаров, работ, услуг, утвержденное соответствующей организацией |
Соблюдать установленные требования по формированию извещений и документации о закупке, в том числе: - указывать всю необходимую информацию в извещениях и в документации о закупке и извещениях; - соблюдать сроки размещения извещений |
3. |
Изменение существенных условий договоров с нарушением требований законодательства |
- ч. 2 ст. 34, ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; - Положение о закупках товаров, работ, услуг подведомственной организации |
При исполнении контрактов не допускать изменения условий контрактов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе увеличения цен товаров, работ, услуг, изменения сроков их исполнения |
4. |
Несоблюдение сроков оплаты товаров, работ, услуг |
- ч. 8 ст. 30, ч. 6, ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Осуществлять контроль за сроками реализации контрактов (договоров), включая своевременность расчетов по контракту (договору) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
5. |
Приемка и оплата фактически неисполненных обязательств или обязательств, исполненных с нарушением условий контракта |
- ч. 3, 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Обеспечить проведение экспертизы и приемки результатов контракта |
6. |
Невыставление требований об оплате неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств |
- ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Применять меры ответственности за ненадлежащее исполнение условий контракта |
7. |
Заключение контрактов при наличии конфликта интересов, заключение контрактов с аффилированной группой лиц |
- ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; - ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" |
Обеспечить контроль за направлениями деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции. Обеспечить расторжение действующих контрактов, заключенных при наличии конфликта интересов или с аффилированной группой лиц. По фактам установления случаев неправомерных действий (бездействий) должностных лиц провести служебные проверки, по результатам которых применить меры ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При установлении виновных лиц передать материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. Обратиться с исковыми заявлениями в судебные инстанции с целью возмещения нанесенного ущерба |
8. |
Заключение ничтожных договоров до истечения 10-дневного срока с даты размещения итогового протокола |
- ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - ч. 15 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" |
Соблюдать сроки, установленные законодательством, при заключении контрактов по результатам электронной процедуры |
9. |
Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года размещен в системе ЕИС с нарушением срока размещения данного отчета (до 1 апреля) |
- ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Соблюдать требования законодательства о контрактной системе в части срока размещения отчетной информации |
10. |
Доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок составила менее 25% совокупного годового объема закупок |
- ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Соблюдать требования законодательства о контрактной системе по объему закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций |
11. |
Нарушения, связанные с ведением реестра контрактов, в том числе нарушения сроков размещения в реестре контрактов информации - неразмещение или размещение необходимой информации и документов (в том числе о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, о начислении неустоек и пеней, о приемке исполнения обязательств) в реестре контрактов позднее пяти рабочих дней |
- ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - ч. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 |
Соблюдать требования законодательства о контрактной системе по ведению реестра контрактов |
12. |
Нарушение порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих) - отсутствие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок у всех работников контрактной службы |
- ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Обеспечить профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок всех работников контрактной службы |
13. |
Нарушение порядка описания объекта закупки в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой: - использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при отсутствии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" в условиях; - включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой; - отсутствие в документации обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология |
- ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Соблюдать порядок описания объектов закупки в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, установления требований к товарам, работам, услугам, не допускать включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой |
14. |
В документации о закупке не установлены запреты, ограничения и условия допуска при осуществлении закупки |
- ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.18 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Применять предусмотренные нормативными правовыми актами запреты и ограничения на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок |
15. |
Несоблюдение сроков размещения извещения о проведении электронного аукциона заказчиком в единой информационной системе |
- ст. 42, 63, 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"*; - ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации; - ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации |
Соблюдать установленные законодательством сроки размещения заказчиком извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе |
16. |
Неправомерное проведение закупок только для субъектов малого и среднего предпринимательства, не включенных в Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства |
- постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; - Положение о закупках товаров, работ, услуг подведомственной организации |
Актуализировать Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства, путем укрупнения кодов ОКПД2 |
17. |
Нарушения, связанные с ведением реестра договоров, в том числе нарушения сроков размещения в реестре контрактов информации - неразмещение или размещение необходимой информации и документов (в том числе о заключении, изменении, исполнении, расторжении договора, о приемке исполнения обязательств) в реестре договоров |
- ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; - п. 10 Правил ведения реестра договоров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 1132 |
Соблюдать установленные законодательством сроки размещения в реестре договоров необходимой информации и документов. |
18. |
Не применение типовых условий контракта, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупки |
- ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.04.2020 N 1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов" |
Применять типовые условия контракта, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупки |
______________________________
* Статьи 63-69 утратили силу с 01.01.2022 на основании Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.