Методические рекомендации по оказанию семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, педагогической, психологической и юридической помощи, реализации программ, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений
(утв. Министерством просвещения РФ)
(по состоянию на 30 марта 2023 г.)
I. Общие положения
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты, материнство и детство, семья находятся под защитой государства, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России [1].
Защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей являются ключевыми задачами Десятилетия детства. Обеспечение благополучного и безопасного детства, профилактика и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей определены в числе ориентиров государственной политики в отношении семьи [2, 3, 4].
Важным элементом в реализации направлений семейной политики является предоставление семьям с детьми социальных услуг и реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия, включая оказание семьям, находящимся в социально опасном положении, педагогической, психологической и юридической помощи, а также реализацию программ, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений.
Методические рекомендации по оказанию семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, педагогической, психологической и юридической помощи, реализации программ, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений (далее - Методические рекомендации) разработаны на основе изучения опыта субъектов Российской Федерации, в том числе реализуемых негосударственными некоммерческими организациями (далее - НКО) практик по указанным вопросам.
Настоящие Методические рекомендации адресованы органам и учреждениям, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), и призваны способствовать повышению эффективности работы по организации деятельности по оказанию семьям, находящимся в социально опасном положении, педагогической, психологической и юридической помощи, а также расширению доступа семьям с детьми к социальной поддержке, оперативности и адресности оказания помощи семьям.
Методические рекомендации содержат информационно-аналитические материалы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, об эффективных практиках по оказанию семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, педагогической, психологической и юридической помощи, программ, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений (приложение 1).
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие ключевые понятия:
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
II. Организация предоставления педагогической, психологической и юридической помощи семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении
1. Признаки, характеризующие социально опасное положение в семье
Основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны находящимися в социально опасном положении, вытекают из смысла определений "несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении", "семья, находящаяся в социально опасном положении", закрепленных в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ).
Как показывает анализ правоприменительной практики основаниями для признания несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении являются:
1) Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья, в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.
2) Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.
3) Совершение несовершеннолетним правонарушения. В данном случае под правонарушением понимается как преступление, так и административное правонарушение.
4) Совершение несовершеннолетним антиобщественного действия (систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц).
В качестве оснований признания семей находящимися в социально опасном положении рассматриваются следующие:
1) Наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении.
2) Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию (статья 1, пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ).
3) Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации указанные основания раскрываются подробно. Например, региональными межведомственными документами к признакам, характеризующим социально опасное положение в семье, относятся, в том числе следующие:
- асоциальный образ жизни родителей (злоупотребление алкогольными напитками, употребление наркотических и психотропных веществ);
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и иные);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей, иных законных представителей (причинение физического, психического и морального вреда несовершеннолетнему);
- систематическое неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
- иное.
2. Предоставление педагогической, психологической и юридической помощи семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении
В субъектах Российской Федерации работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, целесообразно осуществлять в рамках межведомственного взаимодействия органов и учреждений, входящих в систему профилактики, определенных в статье 4 Федерального закона N 120-ФЗ.
Как правило, вопросы, касающиеся межведомственного взаимодействия в указанной сфере, последовательности действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики, по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, регламентируются нормативными правовыми актами.
Таким образом, предоставление педагогической, психологической и юридической помощи несовершеннолетним и (или) семьям, находящимся в социально опасном положении, рекомендуется организовывать в рамках исполнения мероприятий межведомственных комплексных планов (программ) по проведению индивидуальной профилактической работы, в которых определены цели, задачи реабилитации несовершеннолетнего и семьи, формы и методы работы.
Планирование мероприятий по оказанию педагогической, психологической и юридической помощи несовершеннолетним и (или) семьям, находящимся в социально опасном положении, рекомендуется проводить с участием несовершеннолетнего (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей) и (или) семьей.
Органами, организациями должностными лицами, принимающими в рамках компетенции участие в оказании педагогической, психологической и юридической помощи, несовершеннолетним и (или) семьям, признанным находящимися в социально опасном положении, могут являться:
- органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- органы опеки и попечительства;
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением и медицинские организации;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- органы и учреждения культуры, досуга;
- органы и учреждения спорта;
- учреждения уголовно-исполнительной системы;
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- негосударственные некоммерческие организации;
- государственные юридические бюро, адвокаты, юридические клиники;
- психолого-медико-педагогические комиссии;
- центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Педагогическая, психологическая и юридическая помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, может предоставляться, в том числе в следующих формах.
Педагогическая помощь:
- помощь в освоении общеобразовательной программы;
- развитие познавательной активности;
- вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка;
- использование технологии социального проектирования;
- вовлечение несовершеннолетнего в систему дополнительного образования (секции, кружки и др.);
- педагогическое консультирование;
- организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;
- содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники, походы, спортивные массовые мероприятия);
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с несовершеннолетними;
- логопедическая помощь;
- повышение родительских компетенций в рамках курсов, лекций;
- профессиональное обучение родителей;
- проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);
- содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении;
- содействие в организации летнего отдыха детей;
- иное.
Психологическая помощь:
- индивидуальное психологическое консультирование (краткосрочная психологическая поддержка, направленная на достижение определенных целей), выход из кризисной ситуации;
- диагностика актуального состояния - исследование личностных особенностей клиента;
- коррекционная работа - восстановление ресурсов психики, устранение нежелательных особенностей поведения, развитие адаптационных возможностей организма;
- оказание экстренной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, в том числе в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии дезадаптации, суицидального риска;
- проведение индивидуальной (групповой) терапии;
- работа с социальным окружением семьи;
- иное.
Психология и педагогика рассматриваются как научные дисциплины, в связи с этим органам и организациям, оказывающим педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним и (или) семьям, признанным находящимися в социально опасном положении, рекомендуется включать в свою практическую деятельность научно обоснованные методики и технологии с доказанной эффективностью [5].
Интернет-ресурсы открытого реестра программ, вызывающих доверие профессионального сообщества [5]:
Цифровая платформа, подготовленная по результатам анализа программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования, которые направлены на работу с трудностями в обучении у обучающихся 1-11 классов, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий: https://www.rospsy.ru/learning-difficulties.
Открытый реестр рекомендуемых психологических программ - участников ежегодного Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде: https://rospsy.ru/resultsKP2019.
Юридическая помощь:
- оформление (восстановление) документов;
- консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.);
- подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения конкретных вопросов;
- консультации родителей по вопросам защиты прав и законных интересов детей, а также оказание содействия в получении разъяснений действующего законодательства в органах и учреждениях системы профилактики;
- консультирование о мерах социальной поддержки;
- иное.
На практике в субъектах Российской Федерации при организации оказания педагогической, психологической и юридической помощи несовершеннолетним и (или) семьям, находящимся в социально опасном положении, используются следующие ресурсы:
1) психологические службы в общеобразовательных организациях.
Например, в Ивановской области на базе школ, где есть квалифицированные кадры, создана сеть консультационных пунктов, обратившись в которые можно получить бесплатную квалифицированную помощь педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, юристов. Координацию работы психологической службы в системе образования осуществляет главный внештатный педагог-психолог.
В образовательных организациях Тверской области с несовершеннолетними и (или) семьями, признанными находящимися в социально опасном положении, индивидуально работают педагоги-психологи, выявляя и оказывая поддержку таким несовершеннолетним и семьям. Координацию их деятельности также ведет внештатный педагог-психолог.
Для ознакомления с направлениями работы психологической службы общеобразовательной организации и возможностями обращения за психологической помощью рекомендуется проводить недели психологии [6].
2) центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры).
В Новгородской области специалисты ППМС-центров оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним и их семьям, находящимся в социально опасном положении, включающую проведение следующих мероприятий:
- диагностические обследования несовершеннолетних, направленные на определение факторов, способствующих совершению правонарушений и преступлений несовершеннолетними, оценки индивидуального риска аддиктивного поведения для подбора наиболее эффективных форм коррекции. На всех несовершеннолетних, прошедших диагностические обследования, составляются заключения, в которых отмечаются основные факторы совершения правонарушения. Разрабатываются рекомендации для родителей (законных представителей), работников образовательных организаций (администрация, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог), инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних;
- индивидуальные консультации/занятия для несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) с целью повышения ресурсов для противостояния негативному воздействию окружающей среды, овладения навыками эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного поведения, формированию уверенного отказа, противодействия агрессивным и насильственным проявлениям, формированию законопослушного поведения несовершеннолетних, восстановления детско-родительских отношений;
- групповые занятия с несовершеннолетним группы риска, направленные на формирование ответственного и уверенного поведения, развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции;
- занятия по программе "Позитивное родительство" для семей с несовершеннолетними правонарушителями с целью формирования у родителей (законных представителей) компетенций в области детской и подростковой психологии, позволяющих создавать и развивать условия благополучного взросления, развития личности ребёнка в семье.
Помимо оказания помощи непосредственно несовершеннолетним и (или) семьям, находящимся в социально опасном положении, ресурс ППМС-центров возможно использовать в целях консультативно-методической поддержки специалистов, оказывающих педагогическую, психологическую и юридическую помощь указанной целевой группе.
Такая практика существует, например, в Республике Адыгея, где ППМС-центры оказывают методическую и (или) консультативную поддержку специалистам по их запросу.
В Республике Башкортостан региональной антикризисной командой ГБУ РБ РЦППМСП в 2022 году проведены выездные супервизии и тренинги в районы, оказавшиеся в "красной зоне" по случаям аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, в целях оказания консультативно-методической помощи педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам образовательных организаций республики, на которых возложены функции по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся.
3) региональные системы оперативного реагирования и взаимодействия органов и учреждений системы профилактики ("телефон доверия", мобильные бригады специалистов), включая оказание экстренной помощи детям в кризисных ситуациях, в том числе в случаях, где есть угроза суицида, жестокого обращения и насилия над детьми.
Практика создания межведомственных мобильных бригад специалистов для оказания помощи семьям с детьми, в том числе экстренной распространена во многих субъектах Российской Федерации (республики Башкортостан, Коми, Алтайский, Приморский края, Амурская, Белгородская, Курская, Оренбургская, Тамбовская, Тверская области, г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, другие). Работа мобильных бригад позволяет экстренно реагировать на проблемы семей, выявлять их потребности в различных видах помощи с выездом на дом и предлагать пути выхода из сложившейся ситуации.
Например, в Ставропольском крае в состав мобильных бригад включены специалисты организаций социального обслуживания (педагоги-психологи, социальные педагоги, юрисконсульты, специалисты по социальной работе) и представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций муниципальных районов и городских округов края, отделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, медицинских организаций, органов опеки и попечительства, органов труда и социальной защиты населения администраций муниципальных районов и городских округов края. Одной из задач межведомственной мобильной бригады является обеспечение оперативности в решении острых социальных проблем семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении.
Выезды в семьи осуществляются по установленным графикам, кроме того, бывают экстренные выезды по поступившим сигналам (из комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, общеобразовательных школ, сельских администраций). В ходе выездов осуществляется работа с несовершеннолетними, их родителями, направленная на профилактику правонарушений, формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Все они получают социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, а также услуги по социальному сопровождению [7]. Мобильные бригады оснащены компьютерной техникой (ноутбуки, планшеты), диагностическими компьютерными методиками, позволяющими провести психологическую диагностику как несовершеннолетних, так и их родителей, оказать психологическую помощь.
В Тамбовской области функционирует трехуровневая система оказания специализированной помощи лицам с кризисными состояниями.
- 1-й уровень - "телефон доверия", в рамках работы которого осуществляется оказание консультативной психотерапевтической и психологической помощи психиатрами, психотерапевтами, медицинскими психологами. Цель их работы: помочь абоненту пережить кризисную ситуацию и иные психотравмирующие конфликты и в случае необходимости направить на очную консультацию к специалисту.
- 2-й уровень - кабинет медико-социально-психологической помощи, функционирующий на территории ТОГБУЗ "Городская поликлиника N 5 г. Тамбова". Кабинет предназначен для оказания амбулаторной суицидологической помощи (терапия и реабилитация кризисных, предсуицидальных и постсуицидальных состояний), в том числе и анонимно, лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисными, суицидоопасными состояниями. Кроме того, помощь в амбулаторных условиях оказывается детским кабинетом диспансерного психоневрологического отделения ОГБУЗ "Тамбовская психиатрическая клиническая больница". Кабинет предназначен для оказания консультативной медико-психологической помощи детскому и подростковому населению.
- 3-й уровень - стационарный. Стационарное лечение детей в возрасте 4-15 лет осуществляется в условиях детского отделения. Подростки в возрасте 15-17 лет в зависимости от остроты психического состояния и тяжести психического расстройства получают антикризисную и суицидологическую помощь либо в условиях психотерапевтического, либо общепсихиатрического отделений согласно схеме маршрутизации и программам, разработанным в ОГБУЗ "Тамбовская психиатрическая клиническая больница". Первоочередной задачей в условиях стационара было купирование сопутствующих аффективных и вегетативных расстройств (фармаколечение). Реабилитационные мероприятия проводятся в соответствии с "Программой медико-реабилитационной помощи лицам с суицидальным поведением в стационарных условиях" (далее - Программа). В рамках Программы для каждого несовершеннолетнего была разработана индивидуальная программа медико-реабилитационной помощи в стационарных условиях, в соответствии с которой с несовершеннолетними проводились индивидуальные занятия с психологом, групповые психотерапевтические занятия и психотерапевтические тренинги, направленные на обучение навыкам саморегуляции в стрессовых и кризисных ситуациях. По окончании лечения по решению врачебной комиссии и с учетом отсутствия суицидальных тенденций несовершеннолетние выписываются с рекомендациями реализации индивидуальной программы реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях по месту жительства.
4) институт наставничества (общественных воспитателей), применяемый в целях проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, посредством, в частности:
- закрепления наставников (общественных воспитателей, кураторов, шефов) за несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;
- участия несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, совместно с волонтерами-наставниками из числа членов общественных организаций в социально значимых мероприятиях различной направленности (спортивные, патриотические, культурно-массовые мероприятия и другие).
Примером регионального опыта использования инструмента наставничества может служить, например, деятельность общественных муниципальных советов по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области. На заседаниях указанных советов обсуждаются вопросы планирования и реализации профилактических мероприятий по социальной адаптации и реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. За каждой такой семьей закреплен общественный куратор (наставник).
В Нижегородской области активно внедряются практики взаимодействия органов местного самоуправления, некоммерческих и религиозных организаций, направленных на развитие института наставничества несовершеннолетних. Благотворительным фондом "Жизнь без границ" при сотрудничестве с региональной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области, министерством социальной политики Нижегородской области реализуется социальный проект "Академия наставничества - от поддержки ребенка к поддержке семьи". В рамках реализации проекта определены 6 пилотных учреждений социального обслуживания семьи и детей, в которых Фондом проводится обучение специалистов технологиям социального сопровождения семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении, инструментам работы с семьями и подростками.
Решением Слета регионального отделения ВВПОД "Юнармия" Оренбургской области рекомендовано создать юнармейские отряды в каждой образовательной организации области, а над всеми подростками, состоящими на "профилактическом учете", установить шефство со стороны членов штабов местных отделений и членов советов юнармейских отрядов. Основная задача шефской работы заключается в привлечении трудных подростков к участию в мероприятиях патриотической и спортивной направленности, профильных юнармейских сменах в Региональном молодежном центре "Авангард".
В Ростовской области реализуется проект по работе с подростками и молодежью "группы риска" "Премьера". Основной концепцией проекта является проведение масштабных театральных показов, главные роли в которых исполняют подростки "группы риска", состоящие на различных видах профилактического учета. В 2022 году в состав театра входят 35 трудных подростков, которые уже приняли участие в 12 театральных постановках с общим охватом порядка 2,3 тыс. зрителей, среди которых несовершеннолетние подростки, находящиеся на учете, многодетные и кризисные семьи, воспитанники школ-интернатов и реабилитационных центров.
В Тюменской области на территории всех муниципальных образований региона реализуется проект по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних с привлечением ресурса социального волонтерства "Рука помощи". Основная идея проекта - консолидация усилий волонтерских отрядов, общественных объединений в организации работы с несовершеннолетними, склонными к совершению преступлений и общественно опасных деяний и состоящими на учете в банке данных семей и несовершеннолетних, проявляющими положительную динамику в поведении, посредством развития института волонтерского наставничества. В рамках проекта подростки, находящиеся в социально опасном положении, включаются в отряды волонтеров, за ними закрепляются наставники. Подростки согласно плану мероприятий участвуют в социально значимых проектах своего муниципалитета и региона в целом.
В Костромской области наставничество осуществляется при участии ветеранов и действующих представителей вооруженных сил, правоохранительных органов, студентов университета. Работа наставников с детьми предусматривает проведение тематических встреч, индивидуальных консультаций, посещение культурных объектов города, просмотр и обсуждение патриотических фильмов.
Во многих субъектах Российской Федерации распространена практика закрепления общественных воспитателей за несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и состоящими на различных видах учета. Целью создания института общественных воспитателей является совершенствование деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних и защите их прав. Общественный воспитатель закрепляется за несовершеннолетним постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При закреплении общественного воспитателя за несовершеннолетним учитываются личностные, возрастные и иные особенности несовершеннолетнего, а также возможность и согласие общественного воспитателя выполнять возлагаемые на него обязанности по отношению к конкретному несовершеннолетнему.
5) региональная система бесплатной юридической помощи:
- государственная система бесплатной юридической помощи [8];
- негосударственная система бесплатной юридической помощи [8];
- кабинеты бесплатной правовой помощи для детей и подростков, их семей на базе образовательных организаций высшего образования, осуществляющих обучение по специальности и (или) направлению подготовки высшего образования "юриспруденция";
- проведение мероприятий, направленных на правовое просвещение и правовое информирование населения (Всероссийский день правовой помощи детям, просмотр мультимедийных материалов, подготовка и распространение информационных материалов по правовой тематике, другое).
Так, в министерстве социальной защиты населения и труда Белгородской области каждый четверг осуществляется бесплатный прием льготных категорий граждан, в том числе законных представителей детей-инвалидов, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Прием таких граждан ведут адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.
Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя заключено соглашение с Адвокатской палатой города Севастополя об оказании бесплатных юридических услуг населению, в том числе семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении.
В субъектах Российской Федерации к оказанию, в частности, юридической помощи несовершеннолетним и (или) семьям, признанным находящимися в социально опасном положении, привлекаются НКО, для которых предусматривается государственная поддержка в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ (Республика Крым, Пермский край, Воронежская, Свердловская, Ярославская области, другие).
Например, в Свердловской области юридическая помощь предоставляется НКО в рамках выездной службы экстренной (правовой и психологической) помощи для детей и подростков; проведения юридических консультаций, лекций, занятий для детей и подростков по правовой тематике (Свердловская областная общественная организация "Детский правозащитный фонд "Шанс"); оказания бесплатной юридической помощи лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ (некоммерческая организация "Благотворительный фонд "Город без наркотиков").
В Белгородской области в 2022 году комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их размещались статьи по правовой тематике в средствах массовой информации, была организована трансляция видеоролика правовой помощи детям, организована работа горячей линии "Телефона поддержки" с участием юриста по правовым вопросам семьи с детьми, на территории всех муниципальных образований разрабатываются и используются в профилактической работе памятки, печатные брошюры, информационные листовки, информационные буклеты и их электронные версии для педагогов и родителей обучающихся (законных представителей) по вопросам правового информирования и правового просвещения в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
III. Социально-педагогические, социально-психологические и социально-правовые потребности семей с детьми. Поддержка и укрепление родительства и детско-родительских отношений
При организации в субъектах Российской Федерации системы оказания педагогической, психологической и юридической помощи семьям с детьми, в том числе во взаимодействии с НКО рекомендуется учитывать актуальные потребности семей с детьми, выявленные в ходе исследования, проведенного на территории восьми субъектов Российской Федерации - участников пилотного проекта Минтруда России и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по созданию Семейных многофункциональных центров [9] (Волгоградская, Иркутская, Калужская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Тульская и Челябинская области).
В рамках данного исследования выявлены две основные группы потребностей семей с детьми:
потребности в социальных услугах и помощи, которые вызвали повышенную востребованность у респондентов (социальная помощь, социальное и документационное сопровождение; социально-педагогические услуги и педагогическая помощь; социально-правовые услуги и юридическая помощь, социально-медицинские услуги и медицинская помощь), на что указали от 59% до 71% респондентов*;
потребности в социальных услугах и помощи, которые оказались менее востребованы (социально-психологические услуги, помощь волонтеров) (от 0% до 33% респондентов).
Ключевыми потребностями семей с детьми в блоке "социальная помощь, социальное и документационное сопровождение" выступают:
- помощь в оформлении документов, справок в связи с рождением ребенка в семье, в том числе с рождением ребенка с особенностями развития;
- помощь в оформлении документов, справок и пособий в связи с изменением состава семьи (развод, смерть близких);
- помощь в оформлении документов, справок, пособий, лечения в связи с проблемами здоровья отдельных членов семьи;
- консультирование/информирование о социальных услугах, сопровождение получения социальных услуг;
- консультирование по мерам социальной поддержки, программам для семей с детьми;
- консультирование/помощь в сборе документов, оформлении в детский сад, школу;
консультирование по возможным услугам бытовых сервисов.
Блок "Социально-педагогические услуги и педагогическая помощь"
В большей степени востребованной для респондентов является педагогическая помощь. Среди наиболее значимых педагогических потребностей члены семей с детьми отметили следующие:
- потребность в получении социально-педагогических услуг по организации досуга и развитию детей, формированию образовательной среды, а также реализации образовательных траекторий детей;
- потребность в обучении членов семей финансовой грамотности и планированию семейного бюджета;
- потребность в консультировании/обучении родителей и дедушек/бабушек по вопросам воспитания детей с учетом современных реалий, в том числе в условиях многодетной семьи и семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- потребность в консультировании/обучении членов семей по организации режима младшего школьника, его адаптации в новой учебной среде, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- потребность в обучении навыкам ухода за новорожденным, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- потребность в присмотре и воспитании детей в связи с длительным лечением членов семей;
- потребность в обучении организации полезного досуга многодетной семьи и семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- потребность участия в родительских клубах, чатах, сообществах.
Блок "Социально-правовые услуги и юридическая помощь"
Семьи с детьми указали на следующие потребности в социально-правовых услугах и юридической помощи:
- консультации по вопросам наследственного права, оформления пособий и выплат, помощь в составлении исковых заявлений в суд;
- помощь при рассмотрении споров о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей и об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
- помощь в улучшении жилищных условий многодетной семье;
- помощь в назначении, перерасчете и взыскании пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по беременности и родам, безработице, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
- помощь по взысканию алиментов.
Блок "Социально-психологические услуги и психологическая помощь"
Наиболее значимыми социально-психологическими потребностями, указанными респондентами, являются:
- психологическая помощь при осуществлении ухода на дому за тяжелобольным;
- проведение психологической диагностики и обследования личности;
- услуги психологической коррекции;
- услуги социально-психологической коррекции поведения детей;
- услуги психологического характера в ситуации депрессии, апатии, тревожности мамы в связи с рождением ребенка, в том числе с особенностями развития;
- социально-психологические услуги, направленные на решение психологических проблем (стресс, неприятие и т.д.) в связи с изменением состава семьи (развод, смерть близких);
- потребность в преодолении психологических проблем в связи с трудностью взаимодействия с больным человеком, пожилым человеком, нуждающимся в долговременном уходе;
- потребность в преодолении психологических проблем, связанных с организацией процесса воспитания и обучения детей (конфликт в школе, отсутствие необходимой программы, проблемы с выбором дополнительного образования, текущая успеваемость ребенка и т.д.).
При организации в субъектах Российской Федерации эффективной системы поддержки семей с детьми, реализации мероприятий, направленных на профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшения условий и повышения качества жизни семей, значимую роль играет родительское просвещение, обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) детей по вопросам, связанным, в том числе с воспитанием, образованием и социализацией детей.
Просветительская и консультационная работа с семьями лежат в основе региональных программ, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений.
Информация о некоторых региональных программах, направленных на укрепление родительства и детско-родительских отношений, организацию работы с несовершеннолетними и (или) семьями, признанными находящимися в социально опасном положении, размещена на сайте ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" по ссылке: https://frcopeca.ru/materials/reestr-programm/.
В качестве примера просветительской и консультационной работы с семьями можно привести, в частности, опыт бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области "Территориальный центр социальной помощи семье и детям", которое реализует программу "Центр дистанционного консультирования и просвещения родителей "Факультет родительских наук". Работа с семьей проходит в дистанционном формате посредством телефонной связи, сервисов видеокоммуникаций. Родители получают возможность повысить свою родительскую компетентность, в том числе по вопросам детских страхов, трудностей обучения, безопасности, поведения в конфликтных ситуациях.
В отдельных субъектах Российской Федерации оказание поддержки семьям с детьми осуществляется через организацию клубной работы (Республика Башкортостан, Хабаровский край, Тамбовская, Ярославская области, другие).
В Ленинградской области внедрена технология социального обслуживания "Семейная диспетчерская", в рамках которой реализовано оказание поддержки семьям через клубную работу. Клуб поддержки семей является одной из форм коррекционной, просветительской и профилактической работы с родителями, способствует укреплению института семьи, семейных ценностей и традиций, созданию благоприятных условий для объединения родителей, мотивации родителей на совместную деятельность, укрепление семейных отношений, расширению кругозора знаний, правовой и педагогической компетентности родителей, повышению уровня родительской ответственности за безопасность и надлежащее воспитание и уход за ребенком в семье, содействует в поиске ресурсов поддержки в решении семейных проблем.
Кроме того, в субъектах Российской Федерации распространена практика создания видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, электронных библиотек, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений, психологические консультации средствами Общероссийского детского телефона доверия для детей и подростков 8-800-2000-122, региональных горячих линий, телефонов доверия для оказания поддержки детям и взрослым, находящимся в кризисном положении, трудной жизненной ситуации.
Также важным является информирование семей о существующих возможностях получения поддержки, об органах и организациях, включая НКО, оказывающих такую поддержку, о реализуемых программах, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений.
Информирование семей рекомендуется организовывать путем размещения соответствующей информации на стендах, официальных сайтах органов системы профилактики, распространения среди несовершеннолетних и родителей (законных представителей) несовершеннолетних информационных материалов (памятки, буклеты).
При организации в субъектах Российской Федерации системы оказания педагогической, психологической и юридической помощи семьям с детьми, деятельности, направленной на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений, предлагаем использовать следующие ресурсы.
- Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей "Растимдетей.рф" - информационная система оказания информационно-просветительской, методической и консультационной поддержки родителям (законным представителям) детей по вопросам их развития, воспитания, обучения и социализации, обеспечивающая взаимодействие родителей (законных представителей) с организациями, оказывающими услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (телефон единой "горячей линии" 8-800-444-22-32).
- Интернет-ресурс для родителей, на котором размещаются популярные просветительские материалы, социальная реклама, обучающий видеоконтент (https://dom-pod-zontom.ru/) - проект реализует Национальный институт защиты детства с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В рамках проекта родители (законные представители) смогут не только найти полезные для себя материалы, но и при необходимости получить помощь специалистов.
- Информационный ресурс "Росподрос.ру" (https://rospodros.ru) - сайт является частью стратегической программы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка "Подростки России", которая направлена на всестороннее развитие системной работы с подростками. Ключевые задачи программы - консолидация практических знаний о подростках и формирование профессионального сообщества специалистов по подростковой работе, повышение уровня родительских компетенций по подростковой тематике, а также поддержка и развитие детских общественных объединений;
- Общероссийская горячая линия детского телефона доверия - 8 (800) 2000-122 - (круглосуточно) оказывается психологическая помощь детям, подросткам, родителям (законным представителям) и абонентам, находящимся в кризисном состоянии или кризисной ситуации;
- Детский телефон доверия ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет - 8-495-624-60-01 - (круглосуточно), оказывается психологическая помощь детям, подросткам, родителям (законным представителям) и абонентам, находящимся в кризисном состоянии или кризисной ситуации (по четвергам с 17:00 до 21:00 можно получить юридическую консультацию);
- Горячая линия помощи родителям проекта бытьродителем.рф - 8 (800) 444-22-32 - (понедельник-пятница, с 9:00 до 21:00) оказывает психологическую помощь родителям по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения с детьми;
- Горячая линия кризисной психологической помощи 8 (800) 600-31-14 - (круглосуточно) - оказание экстренной помощи детям, подросткам родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии.
IV. Привлечение негосударственных некоммерческих организаций, добровольческих (волонтерских) организаций к оказанию педагогической, психологической и юридической помощи семьям с детьми
Оказание педагогической, психологической и юридической помощи семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, а также реализация программ и проектов, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений, может осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями во взаимодействии с НКО, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Указанное взаимодействие позволяет интегрировать усилия государства и гражданского общества в решении социальных проблем, снизить нагрузку на специалистов органов и учреждений системы профилактики, дает возможность улучшить качество предоставления услуг и их эффективность.
Практика, сложившаяся в субъектах Российской Федерации, показывает, что НКО, организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации осуществляют работу по достаточно широкому кругу вопросов, в том числе по таким направлениям, как:
помощь семьям с детьми, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении (психологическая, юридическая, материальная (деньги, вещи), помощь в трудоустройстве, в организации лечения, например, от алкогольной и наркотической зависимости, предоставление временного жилого помещения лицам, пострадавшим от семейного насилия, другое);
психологическая помощь гражданам по вопросам воспитания детей;
помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения;
подготовка к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
вовлечение несовершеннолетних во внеучебную деятельность, направленную на их всестороннее развитие и раскрытие потенциала, а также в социально-позитивную активность;
репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам, в том числе помощь в подготовке к экзаменам);
проведение профориентационных мероприятий с детьми.
Принимая во внимание перечисленные направления деятельности, связанные с непосредственным контактом с несовершеннолетними и семьями с детьми, важным вопросом является оценка благонадежности НКО, организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организаций.
При организации взаимодействия с НКО предлагается руководствоваться следующими признаками, по которым можно судить о благонадежности НКО, организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организаций:
содержание сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях в Единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства);
признание НКО исполнителем общественно полезных услуг и ее включение в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг;
содержание сведений о НКО в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки;
отсутствие сведений о НКО в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента Минюста России.
При организации в субъектах Российской Федерации деятельности по оказанию помощи семьям с детьми с привлечением волонтеров возможно использование единой информационной системы в сфере развития добровольчества Ассоциации волонтерских центров "Добро.ру" (https://dobro.ru/), на которой собраны добровольческие (волонтерские) проекты и сведения о добровольцах (волонтерах), актуальная информация в сфере развития добровольчества.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р (ред. от 18.03.2021) "Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года".
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года".
5. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях" (вместе с "Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации").
6. "Неделя психологии - 2022" в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации: практическое пособие/[коллектив авторов; под общей редакцией Л.П. Фальковской; научный редактор О.А. Ульянина]; Министерство просвещения Российской Федерации; Московский государственный психолого-педагогический университет. - М.: МГППУ, 2022. - 49 с. - URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=475142.
7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 апреля 2022 N 203 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации пилотного проекта по созданию семейных многофункциональных центров".
______________________________
* В исследовании приняли участие более 5 000 человек старше 18 лет. Респондентами выступали члены семей с детьми в разных жизненных ситуациях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30 марта 2023 г. N АБ-1372/07 "О направлении информации"
Опубликование:
-