Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 января 2023 г. N 03-02-07/5069
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 17 ноября 2022 г. и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В этой связи в рамках установленной компетенции отмечаем, что согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
При этом в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 790-О нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного обоснования для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 Кодекса. Вместе с тем несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что в конечном счете гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.
Вышеуказанная позиция также нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 309-ЭС19-13355 по делу N А50-24146/2018.
Обращаем внимание, что, в случае если, по мнению проверяемого лица, его права нарушены актами налоговых органов ненормативного характера, действиями (бездействием) их должностных лиц, это лицо вправе обжаловать такие акты, действия (бездействие) в соответствии с главой 19 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
КС считает, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не является безусловным обоснованием для отмены итогового решения налогового органа.
Если проверяемое лицо считает, что его права нарушены актами налоговых органов ненормативного характера, действиями (бездействием) их должностных лиц, их можно обжаловать.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 января 2023 г. N 03-02-07/5069
Опубликование:
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 20 марта 2023 г. N 6