г. Краснодар |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А32-17264/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трифоновой А.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аберрация" (ИНН 3666134732, ОГРН 1063667237226) - Берга О.В. (доверенность от 01.01.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Мобайл" (ИНН 3662088002, ОГРН 1043600034180), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аберрация" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2014 по делу N А32-17264/2014 (судья Сумин Д.П.), установил следующее.
ООО "Аберрация" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконными решений, выраженных в письмах министерства от 28.03.2014 N 202-4003/14-05.2, N 202-4004/14-05.2, N 202-4005/14-05.2 об отказе в выдаче согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками и о возложении на заинтересованное лицо обязанности восстановить права заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Мобайл".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2014 в удовлетворении заявления отказано. Суд указал, что общество не представило заинтересованному лицу документы, свидетельствующие о постановке лесных участков на государственный кадастровый учет, поэтому в силу статьи 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) не вправе передавать свои права и обязанности по договорам аренды лесных участков другим лицам. Суд также сослался на наличие в заявлениях общества иных дат договоров аренды, а также на недопустимость перевода прав и обязанностей арендатора на иное лицо в целях уклонения от договорной ответственности.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 апелляционная жалоба общества на решение от 09.09.2014 возвращена в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока ее подачи.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судом выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 09.09.2014. Податель жалобы указывает, что поскольку лесные участки, названные в договорах аренды, относятся к числу ранее учтенных объектов недвижимости, препятствия для передачи прав и обязанностей по ним отсутствуют. Несоответствие дат договоров аренды лесных участков, указанных в заявлениях общества, является технической ошибкой и не может служить основанием для отказа в выдаче согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
В заседании представитель общества поддержал доводы жалобы и настаивал на отмене судебного акта.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 31.07.2009 государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - учреждение; арендодатель) и общество (арендатор) заключили на 49 лет договор N 09-03а-022 аренды лесного участка площадью 4,02 га, местоположение участка: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Кабардинское, квартал 26А, части выделов 50, 51, 52, 55, 61, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00320 (л. д. 38 - 41).
Учреждение (арендодатель) и общество (арендатор) 31.07.2009 заключили на 49 лет договор N 09-03а-023 аренды лесного участка площадью 25,78 га, местоположение участка: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Кабардинское, квартал 42Б, выделы 16, 25, части выделов 2, 3, 7, 8, 9, 15, 31, 34, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00322 (л. д. 29 - 33).
Учреждение (арендодатель) и общество (арендатор) 31.07.2009 заключили на 49 лет договор N 09-03а-024 аренды лесного участка площадью 4,7 га, местоположение участка: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Кабардинское, квартал 42А, части выделов 4, 10, 17, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00323 (л. д. 18 - 24).
Договоры аренды лесных участков прошли процедуру государственной регистрации.
Общество и ООО "Мобайл" (новый арендатор) 12.03.2014 подписали соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по названным договорам аренды лесных участков (л. д. 15, 26, 35).
В целях получения согласия на передачу прав и обязанностей арендатора по договорам аренды лесных участков общество обратилось в министерство с соответствующими заявлениями л. д. 14, 25, 34).
Министерство отказало обществу в согласовании передачи прав и обязанностей арендатора по договорам аренды в связи с отсутствием государственного кадастрового учета лесных участков. Заинтересованное лицо также сослалось на несвоевременное внесение обществом арендной платы и содержащиеся в заявлениях ошибки в датах договоров аренды (письма от 28.03.2014 N 202-4003/14-05.2, 202-4004/14-05.2, 202-4005/14-05.2; л. д. 16, 17, 27, 28, 36, 37).
Общество, полагая, что отказы министерства не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также нарушают принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу с пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статьям 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
В пунктах 3.3.4 договоров аренды закреплено право арендатора с письменного согласия арендодателя сдавать лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет, в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Статья 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) определяет, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса. При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статья 4.1 Закона N 201-ФЗ до определенной в ней даты допускает предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно статье 4.2 Закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как видно из материалов дела, предоставленные обществу лесные участки не прошли процедуру государственного кадастрового учета. В отношении данных лесных участков осуществлен государственный учет путем внесения в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих их существование с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса (пункты 1.3 договоров аренды).
В силу статьи 5 Закона N 201-ФЗ арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).
Суд установил, что в отношении предоставленных обществу лесных участков государственный кадастровый учет не осуществлялся, в связи с чем пришел к верному выводу о соответствии отказов министерства (по данному основанию) положениям статьи 5 Закона N 201-ФЗ.
Доводы жалобы общества о возможности передачи прав и обязанностей арендатора по прошедшему государственную регистрацию договору аренды лесного участка, признаваемого ранее учтенным объектом недвижимости, не принимаются.
Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).
Положения названной нормы, а также правила статьи 5 Закона N 201-ФЗ направлены на обеспечение государственного кадастрового учета по единым правилам всех лесных участков, надлежащее определение их местоположения, границ и площади, а также на исключение наложений, предотвращение споров о правах и границах.
Согласно части 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Данная норма закрепляет одинаковый правовой статус следующих ранее учтенных лесных участков: в отношении которых имеется план лесного участка; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедших государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
В то же время в силу особенностей правового статуса ранее учтенных лесных участков (они не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством) их государственный кадастровый учет с описанием границ в соответствии с требованиями земельного законодательства должен осуществляться единообразно.
Правила статьи 5 Закона N 201-ФЗ направлены на обеспечение достоверности и актуальности информации государственного кадастра недвижимости, сокращение содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений о декларативной площади ранее учтенных лесных участков в составе земель лесного фонда и постепенное замещение их надлежаще учтенными лесными участками и требуют осуществления государственного кадастрового учета при совершении последующих сделок с лесным участком, вовлеченным в гражданский оборот на основании статьи 4.1 данного Закона.
Таким образом, положения части 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости не исключают применение ограничений прав арендатора, предусмотренных статьей 5 Закона N 201-ФЗ, в отношении лесных участок, границы которых установлены и определены в соответствии с лесным законодательством (сведения государственного лесного реестра), но в силу требований кадастрового законодательства считаются неустановленными (нет описания границ посредством определения координат характерных точек).
В отсутствие в материалах дела сведений об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении предоставленных обществу в аренду лесных участков суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса кассационный суд проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности судебного акта, поэтому не могут быть приняты арбитражным судом округа в качестве основания для отмены решения от 09.09.2014.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины при обращении в кассационный суд относятся на общество (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2014 по делу N А32-17264/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила статьи 5 Закона N 201-ФЗ направлены на обеспечение достоверности и актуальности информации государственного кадастра недвижимости, сокращение содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений о декларативной площади ранее учтенных лесных участков в составе земель лесного фонда и постепенное замещение их надлежаще учтенными лесными участками и требуют осуществления государственного кадастрового учета при совершении последующих сделок с лесным участком, вовлеченным в гражданский оборот на основании статьи 4.1 данного Закона.
Таким образом, положения части 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости не исключают применение ограничений прав арендатора, предусмотренных статьей 5 Закона N 201-ФЗ, в отношении лесных участок, границы которых установлены и определены в соответствии с лесным законодательством (сведения государственного лесного реестра), но в силу требований кадастрового законодательства считаются неустановленными (нет описания границ посредством определения координат характерных точек)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2015 г. N Ф08-10144/14 по делу N А32-17264/2014
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10144/14
21.01.2015 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7452/14
29.10.2014 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19835/14
15.10.2014 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18890/14
09.09.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17264/14