Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
приказом Комитета РА
по делам ГО и ЧС
N 1-н от 27 марта 2023 г.
Доклад
обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за 2022 год
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - обязательные требования) при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор) является:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
- выявление проблемных вопросов применения обязательных требований;
- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований.
III. Правоприменительная практика при организации и проведении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Обзор правоприменительной практики подготовлен по результатам регионального государственного надзора за 2022 год.
1. Общие положения
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении Комитетом Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - Комитет) регионального государственного надзора за 2022 год, подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), пунктами 2 - 4 раздела 3 Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - Положение о региональном государственном надзоре), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.02.2021 N 283 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2022 год (далее - Программа профилактики).
В 2022 году региональный государственный надзор осуществлялся в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ и Положением о региональном государственном надзоре.
Предметом регионального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - федеральный государственный надзор), обязательных требований, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Адыгея.
Объектом надзора является деятельность граждан и организаций, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, за исключением граждан и организаций, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору.
Региональный государственный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Приказом Комитета от 03.06.2022 N 12-н "Об отнесении объектов регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" 243 объекта отнесены к категориям риска.
2. Анализ результатов контрольных (надзорных) мероприятий
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) в 2022 году плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами Комитетом не проводились.
Вместе с тем, на основании статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ Комитетом проведено 3 обязательных профилактических визита в виде профилактической беседы.
3. Типовые и массовые нарушения обязательных требований
Анализ результатов контрольной (надзорной) деятельности показывает, что типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований являются:
N п/п |
Вид нарушения обязательных требований |
Структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования |
1 |
Невыполнение мероприятий по планированию действий (мероприятий) в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. |
пункт "а" части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ); пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение о единой государственной системе). |
2 |
Отсутствие резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
подпункт "ж" части 1 статьи 14, статья 25 Федерального закона N 68-ФЗ; пункт 20 Положения о единой государственной системе. |
3 |
Невыполнение мероприятий по подготовке работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций. |
подпункт "в" части 1 статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ; пункты 2, 4, 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (далее - Положение о подготовке населения в области ЧС). |
4 |
Необеспечение проведения тренировок по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
подпункт "в" части 1 статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ; подпункт "б" пункта 3, подпункты "а", "д" пункта 4 Положения о подготовке населения в области ЧС; пункты 11 - 14 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565. |
5 |
Отсутствие на объектовом уровне органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
подпункт "д" пункта 4 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ; |
Основными причинами возникновения нарушений обязательных требований являются:
недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры контролируемых лиц;
пренебрежение контролируемыми лицами исполнением возложенных на них обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований и их результаты
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих указанным нарушениям, в соответствии с Программой профилактики в 2022 году Комитетом:
1) осуществлено информирование контролируемых лиц путем размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ;
2) проведено обобщение правоприменительной практики с подготовкой и размещением на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики;
3) осуществлено 10 консультирований контролируемых лиц по телефону, посредством видео-конференц-связи, в ходе проведения профилактических мероприятий;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5) проведено 3 профилактических визита в форме профилактической беседы.
5. Заключительные положения
Проведенное обобщение правоприменительной практики осуществления Комитетом регионального государственного надзора за 2022 год позволяет сделать вывод об отсутствии данных, свидетельствующих о наличии различных подходов к применению и иных проблемных вопросов применения обязательных требований, проблемных вопросов организации и осуществления регионального государственного надзора, устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольных (надзорных) мероприятий, а также, что результаты проведенных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий характеризуются положительной динамикой в решении основной задачи осуществления регионального государственного надзора - обеспечение соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Начальник отдела |
А.А. Алексеев |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям от 27 марта 2023 г. N 1-н "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.