г. Краснодар |
|
04 февраля 2015 г. |
Дело N А32-365/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от конкурсного управляющего должника - общества с ограниченной ответственностью "Кропоткинский Агрохим" (ИНН 2313018730, ОГРН 1032307968626) - Рыбаченко В.Н. - Есиной К.А. (доверенность от 12.01.2015), от администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района - Иващенко Т.М. (доверенность от 02.02.2015) и Сикач Е.А. (доверенность от 02.02.2015), рассмотрев кассационную жалобу администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2014 (судья Гарбовский А.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2014 (судьи Шимбарева Н.В., Емельянов Д.В., Николаев Д.В.) по делу N А32-365/2009, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Кропоткинский Агрохим" (далее - должник, общество) конкурсный управляющий Рыбаченко В.Н. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о понуждении администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района (далее - администрация) принять имущество должника.
Определением от 29.09.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2014, суд обязал администрацию принять в муниципальную собственность имущество общества, расположенное по адресу: г. Кропоткин, ул. Заводская, 6, а именно: цех тетрагидрофурана (литера Б) площадью 7 638,8 кв. м; цех синтетических смол и сложных эфиров (литера Н1) площадью 5 866,7 кв. м; здание отделения гидрирования и компрессирования с венткамерой (литеры Б2, б2) площадью 975,9 кв. м. Судебные инстанции исходили из того, что на основании статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) администрация обязана принять имущество общества, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами.
В кассационной жалобе и дополнении к ней администрация просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, оспариваемые судебные акты приняты с нарушением статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". Передаваемое имущество не может находиться в муниципальной собственности Кропоткинского городского поселения Кавказского района с учетом его состава и характера.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий Рыбаченко В.Н. указал на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, представитель конкурсного управляющего возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2010 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство. Обществу на праве собственности принадлежит имущество, расположенное по адресу: г. Кропоткин, ул. Заводская, 6, а именно: цех тетрагидрофурана (литера Б) площадью 7 638,8 кв. м; цех синтетических смол и сложных эфиров (литера Н1) площадью 5 866,7 кв. м; здание отделения гидрирования и компрессирования с венткамерой (литеры Б2, б2) площадью 975,9 кв. м.
Указанное имущество включено в конкурсную массу должника, сформировано в лоты и неоднократно выставлялось на продажу, но реализовано не было. В связи с несостоявшимися торгами по продаже имущества и отказом кредиторов от его принятия для погашения своих требований, 19.05.2014 конкурсный управляющий уведомил администрацию о нереализованном в ходе конкурсного производства имуществе должника и предложил подписать соответствующий акт передачи.
В связи с отказом администрации принять имущество конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 148 Закона о банкротстве при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника. Имущество, которое в силу закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность. Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество на баланс и несут все расходы на его содержание.
В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия такого имущества конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества. При возникновении разногласий по вопросу о передаче имущества такие разногласия разрешаются арбитражным судом.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в ходе конкурсного производства принадлежащее должнику на праве собственности имущество (цех тетрагидрофурана, цех синтетических смол и сложных эфиров и здание отделения гидрирования и компрессирования с венткамерой) не реализовано. Кредиторы должника отказались от его принятия для погашения своих требований. Учитывая, что органом местного самоуправления по месту нахождения спорного имущества является администрация, судебные инстанции обязали ее принять имущество.
Между тем суды не учли следующего. Администрация неоднократно указывала на то, что спорное имущество не может находиться в муниципальной собственности Кропоткинского городского поселения Кавказского района с учетом его состава и характера. Земельный участок, находящийся под зданиями, предлагаемыми к передаче в муниципальную собственность, является собственностью Российской Федерации.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 271 Гражданского кодекса установлено право собственника здания, строения, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, на использование предоставленной под эту недвижимость части земельного участка.
В суд кассационной инстанции представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.09.2014 N 25/062/2014-494, согласно которой правообладателем всего земельного участка, расположенного по адресу: г. Кропоткин, ул. Заводская, 6, является Российская Федерация (т. 2, л. д. 161). Таким образом, вопрос о передаче спорного имущества также связан с установлением собственника земельного участка, находящегося под передаваемыми объектами. Вопрос о том, кому и на каком праве принадлежит земельный участок, на котором расположены спорные объекты недвижимости, суды не исследовали. Указанные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения спора, принимая во внимание принцип единства правовой судьбы земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости.
В связи с тем, что существенные для рассмотрения спора обстоятельства судами не установлены, а в соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, судебные акты надлежит отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. При новом рассмотрении суду с учетом вышеизложенного необходимо обсудить вопрос о привлечении к участию в деле правообладателя земельного участка, полно и всесторонне исследовать доводы администрации, в совокупности оценить все доказательства по делу и с учетом установленного принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2014 по делу N А32-365/2009 отменить.
Заявление конкурсного управляющего Рыбаченко В.Н. направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.