Решение Самарского областного суда от 21 декабря 2022 г. N 3а-2205/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2205/2022 по административному исковому заявлению Ф.В.И. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
Ф.В.И. (далее также - административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в части включения в него под пунктом N 3762 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него под пунктом N 19538 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 (приложение N 1) в части включения в него под пунктом N 19303 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обусловлены тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество граждан и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ф.Е.А. поддержала заявленные требования.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что оно находится на цокольном этаже многоквартирного жилого дома, где располагаются офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания имеет наименование: "изолированное офисное помещение". Кроме того по результатам осмотра, проведённого ГБУ СО "Ц." от 10.08.2022 следует, что помещение используется для размещения торгового объекта.
Заслушав представителя административного истца, допросив свидетеля С.Д.И., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020, 2021, 2022 годы.
Факт включения объекта недвижимости в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:
Приказ министерства от 07.10.2019 N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна". N 158 (30741), 23.10.2019.
Приказ министерства от 19.10.2020 N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства от 22.10.2021 N 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 205,2 кв. м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес> Б от ДД.ММ.ГГГГ. Помещение имеет назначение: нежилое, наименование: изолированное офисное помещение, виды разрешенного использования отсутствуют.
Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером <адрес> которое, в свою очередь, располагается на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого (под строительство 10-ти этажного жилого дома, котельной, трансформаторной подстанции, подземного гаража-стоянки на 27 автомобилей) не подразумевает размещение в нем офисных объектов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Исходя из анализа положений пункта 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации возможность включения нежилого помещения в Перечни должна определяться из предназначения и (или) фактического использования нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Между тем, по сведениям технического учета в нежилом помещении располагаются кабинеты, коридоры, умывальная, душевая, санузел, при этом понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис", а помещения офисного или торгового назначения в техническом паспорте отсутствуют.
Согласно акту осмотра, выполненному 10.08.2022 ГБУ СО "Ц.", в нежилом помещении фактически располагается торговый объект площадью 20,5 кв. м., склад общей площадью 75,9 кв. м, помещения для складирования мебели общей площадью 70,1 кв. м, санузел площадью 5,4 кв. м., коридор, лестница, тамбур (36,8 кв. м).
Согласно акта осмотра, выполненного 06.11.2019 ГБУ СО "Ц.", в нежилом помещении фактически располагается офис площадью 14,4 кв. м., торговый объект площадью 20,3 кв. м., склад площадью 74,8 кв. м, санузел площадью 4,5 кв. м., ремонтируемое помещение площадью 33,9 кв. м, пустое помещение (21,7 кв. м), коридор, лестница, тамбур (35,6 кв. м).
На основании договора аренды от 01.07.2011 помещение площадью 20,3 кв. м. занимает С.А.А. для осуществления торговой деятельности.
Исходя из пояснений представителя административного истца и представленного им фотоматериала, а также фотоматериалов актам осмотра ГБУ СО "Ц." от 06.11.2019 и 10.08.2022, остальные помещения в качестве торговых, офисных помещений, помещений для оказания бытовых услуг не используются.
Таким образом, фактическая площадь помещения, занимаемая офисом и торговым объектом по состоянию на 06.11.2019, составляла 34,7 кв. м., что менее 20% от общей площади нежилого помещения (13,86%). По состоянию на 10.08.2022 площадь помещения, используемая для осуществления торговой деятельности, составляет 20,5 кв. м. что также менее 20% от общей площади нежилого помещения (9,99%).
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение необоснованно включено в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020, 2021, 2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 214, ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Ф.В.И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в части включения в него под пунктом N 3762 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него под пунктом N 19538 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 (приложение N 1) в части включения в него под пунктом N 19303 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.01.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 21 декабря 2022 г. N 3а-2205/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании