г. Краснодар |
|
16 февраля 2015 г. |
Дело N А32-42331/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Универсалстрой" (ИНН 2320008612, ОГРН 1022302920485) - Куксовой О.Б. (доверенность от 20.01.2015), Пенсакова А.А. (доверенность от 01.02.2015), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (ИНН 2319037129, ОГРН 1062319004472) - Войтова Д.Ю. (доверенность от 12.01.2015), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Земельной кадастровой палаты Краснодарского края (Сочинский отдел), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Универсалстрой" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2014 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Сулименко Н.В.) по делу N А32-42331/2013, установил следующее.
ЗАО "Универсалстрой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 28.06.2013 N 19-30/36 в части дополнительно исчисленного земельного налога в сумме 3 479 303 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа.
В качестве второго заинтересованного лица к делу привлечена Земельная кадастровая палата Краснодарского края (Сочинский отдел).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0205020:12 и 23:49:0205020:13 сформированы по состоянию на 01.01.2010 и сведения о них внесены в государственный земельный кадастр на основании постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края". При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекцией использованы сведения о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленные уполномоченным органом и указанные в кадастровом паспорте земельного участка.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт. Как считает общество, судебные акты вынесены на основании неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права, поскольку в 2010 году земельный налог не был законно установлен в соответствии с требованиями статей 5 и 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р), постановление Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 58) не содержат данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205020:12. Расчет земельного налога, произведенный налоговым органом с применением ставки земельного налога в размере 0,7 %, является неверным. Для спорного земельного участка установлена налоговая ставка в размере 0,5 %. Кроме того, в ходе проведения налоговой проверки общества инспекцией нарушена процедура, регламентированная пунктом 4 статьи 89 Кодекса, что, по мнению общества, является бесспорным основанием для отмены решения налогового органа.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
По результатам проверки составлен акт от 05.06.2013 N 19-24/23 и принято решение от 28.06.2013 N 19-30/36 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислено 4 568 780 рублей налогов, в том числе 3 479 303 рубля земельного налога, а также 337 284 рубля пеней за несвоевременную уплату налогов, 695 861 рубль штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса и 9 389 рублей штрафа по статье 123 Кодекса.
Не согласившись с решением инспекции от 28.06.2013 N 19-30/36, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю. Решением от 12.09.2013 N 22-12-877 Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю оставило решение инспекции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Считая решение инспекции от 28.06.2013 N 19-30/36 в обжалуемой части незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы общества о том, что в ходе выездной налоговой проверки нарушена процедура проверки, регламентированная пунктом 4 статьи 89 Кодекса, изучен судами и ему дана надлежащая оценка.
Судами установлено, что основанием для начисления обществу земельного налога послужило, то, что в нарушение пункта 1 статьи 388, пункта 1 статьи 389, статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса общество не исчислило земельный налог за 2010 год в отношении принадлежащих обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0205020:12 - предназначенного для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы и 23:49:0205020:13 - предназначенного для размещения и эксплуатации гаража-стоянки производственной базы.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей Кодекса. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ). В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации. Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 утверждены распоряжением N 1202-р.
В соответствии со статьей 390 и пунктом 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения земельным налогом распоряжение N 1202-р подлежит применению с 01.01.2010.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57 отменено распоряжение N 1202-р, а постановлением N 58, вступившим в силу 18.02.2010, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, которое содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и распоряжение N 1202-р.
Суды правильно указали, что постановление N 58 не ухудшает положение налогоплательщика и не препятствует исполнению его обязанностей по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, поскольку содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые установлены в распоряжении N 1202-р. Отмена распоряжения N 1202-р не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности по уплате земельного налога или ее изменении.
Таким образом, общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имело реальную возможность и законную обязанность самостоятельно определить свои налоговые обязательства по уплате земельного налога за 2010 год. Утверждение общества о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 не утверждена и не доведена до налогоплательщиков в установленные законодательством сроки, не соответствует действительности.
Из представленных управлением кадастровых выписок от 25.03.2013 N 2343/12/13-239593 и 2343/12/13-239624 следует, что в 2009 - 2011 годах обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали земельные участки: с кадастровым номером 23:49:0205020:13, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 4700 кв. м, вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации гаража-стоянки производственной базы, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Центральный, ул. Пластунская, 50, кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009, 01.01.2010 и 01.01.2011 установлена в размере 87 679 205 рублей; с кадастровым номером 23:49:0205020:12, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 21340 кв. м, вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Центральный, ул. Пластунская, 50, кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009, 01.01.2010 и 01.01.2011 установлена в размере 453 203 657 рублей.
Обществом не представлено доказательств изменения кадастровой стоимости спорных участков, а также доказательств предъявления требовании к органу кадастрового учета.
Исходя из изложенного, инспекцией при исчислении земельного налога за 2010 год правомерно применена кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная по состоянию на 01.01.2010, в размере 87 679 205 рублей и 453 203 657 рублей, соответственно.
На территории муниципального образования город - курорт Сочи определены ставки налога на землю по видам разрешенного использования земельных участков решением Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 (в редакции решений от 25.04.2008 N 83, от 30.09.2008 N 201, от 14.07.2009 N 113, от 23.12.2009 N 200). Данным решением в отношении земельных участков, используемых для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, не установлены налоговые ставки по земельному налогу. При исчислении земельного налога инспекция применила налоговую ставку на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 2 решения N 231 в отношении прочих земельных участков в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка. Между тем решением N 213 для земельных участков, занятых промышленными объектами, ставка налога составляет 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В кадастровой палате земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205020:12 зарегистрирован с указанием вида разрешенного использования "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы". По утверждению общества, на данном земельном участке находится не только административное здание, но и производственный цех, который является промышленным объектом. Следовательно, по мнению общества, по спорному земельному участку ставка земельного налога должна составить 0,5%. Указанный довод не исследован судебными инстанциями, между тем, выяснение обстоятельств, связанных с оценкой данного довода, имеет значение для правильного рассмотрения дела с учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/2012.
Таким образом, вывод судов о том, что налоговым органом правильно применена налоговая ставка в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка, является преждевременным.
Учитывая изложенное судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, проверить расчет начисленного земельного налога, пеней и штрафов, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу N А32-42331/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.