О национальных особенностях, международных стандартах
и здравом смысле
В последнее время снова активно обсуждается проблема перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (Лондонский комитет). Новый всплеск вызван выступлением Председателя Правительства РФ на заседании Совета по предпринимательству при Правительстве РФ 23 июля 2002 г. В ходе выступления была высказана мысль, что все предприятия независимо от организационно-правовых форм должны вести бухгалтерский учет с 1 января 2004 г. только по международным стандартам финансовой отчетности. Это заявление нашло большой и неоднозначный отклик на страницах средств массовой информации и среди бухгалтерской общественности.
Идея перехода российской системы бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности (или, как говорили раньше, на международные стандарты бухгалтерского учета) возникла в конце восьмидесятых годов и официально впервые озвучена в утвержденной в 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям развития рыночной экономики. В частности, в этой программе предполагалось в течение 6 месяцев разработать новый План счетов бухгалтерского учета (несмотря на разработанный с участием иностранных экспертов в 1991 г.) и российские стандарты бухгалтерского учета в полном соответствии с МСФО.
Потом это желание с "помощью" иностранных организаций в лице Мирового банка, Международного валютного фонда, других организаций и иностранных экспертов возникало периодически и в конечном итоге получило воплощение в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283. В ходе разработки Программы активно обсуждалась проблема создания российской системы бухгалтерского учета для коммерческих организаций полностью на базе этих стандартов или на базе правил Американской системы бухгалтерского учета (GAAP).
По результатам обсуждения было принято решение об обновлении российской системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО, но не полностью на базе этих стандартов. Видимо, следует восстановить причины такого решения.
Осуществление мероприятий правительственной Программы происходило не на пустом месте. В течение 1993-1994 гг. с помощью Научно-исследовательского финансового института при Министерстве финансов РФ была разработана стратегия развития российской системы бухгалтерского учета применительно к условиям рыночной экономики, начата подготовка и утверждение российских стандартов (положений) по бухгалтерскому учету.
В 1994 г. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ (в состав которого входят ведущие специалисты в области бухгалтерского учета в лице практиков, ученых, аудиторов и представителей органов исполнительной власти), была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета. В соответствии с этой Программой переход на международные стандарты должен был осуществляться поэтапно до 2000 г.
Были намечены следующие основные направления преобразования бухгалтерской системы:
- приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с новыми экономическими реалиями, формирование правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами;
- реорганизация системы нормативного регулирования;
- формирование бухгалтерской профессии;
- реорганизация системы подготовки кадров.
Как можно отметить, намеченные в 1994 г. направления совпадают с разделами Плана мероприятий по реформированию бухгалтерского учета 1998 г.
Среди первых принятых положений по бухгалтерскому учету следует отметить ПБУ 1/94 "Учетная политика предприятия", заложившее основу новых понятий бухгалтерского учета (допущения и требования), необходимость формирования каждым предприятием своей учетной политики, определяющей способы ведения бухгалтерского учета применительно к условиям деятельности предприятия. В ПБУ 4/96 "Бухгалтерская отчетность предприятия" были определены подходы к формированию бухгалтерской отчетности применительно к новым требованиям достоверности и прозрачности. Были приняты и другие положения.
Значительные изменения, вытекающие из новых реалий предпринимательской деятельности и требований раскрытия отчетной информации, были внесены в базовый документ в области бухгалтерского учета - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в принятое в 1992 г. Положение были внесены дополнения и изменения в 1994 г.).
При участии ведущих российских специалистов подготовлена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г.). Значение этой Концепции огромно, так как она определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным принципам учета и отчетности. В настоящее время все больше специалистов начинают на нее ссылаться. Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:
- обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;
- быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;
- помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
И здесь следует отметить наличие довольно значительного количества отличий национальных систем бухгалтерского учета от правил, изложенных в МСФО. Так, например, по результатам специального исследования, проведенного в США, их система GAAP содержит несколько сот существенных и не очень отличий от МСФО (несмотря на то, что они создаются в основном под влиянием англосаксонской (американской) школы бухгалтерского учета). Это одна из причин того, что до последнего времени не принято решение о переориентации американских правил на нормы МСФО. По результатам проводимых большой четверкой аудиторских компаний в 2001 и 2002 гг. работ было выявлено множество несоответствий различной степени (сопоставление проводилось по более чем 50 странам) (см. табл.1).
После тщательного обсуждения в 1997 г. проекта правительственной Программы реформирования еще раз было признано, что проблема использования МСФО в российской системе бухгалтерского учета обусловливается:
- превращением экономики России в органическую составляющую мирохозяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход российских хозяйствующих субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес российских и зарубежных организаций);
- возможностью использовать уже имеющийся в мире опыт формулирования правил, принимаемых государственными органами или профессиональными организациями, регламентирующими национальные правила бухгалтерского учета в большинстве стран, для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики.
При ориентации на МСФО имелось в виду, что они изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных странах, а также для непосредственного использования на практике. Цель их разработки состояла в гармонизации национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств представляемой финансовой отчетности хозяйствующими субъектами, в первую очередь транснациональными корпорациями, имеющими дочерние, зависимые и иные организации (компании) в разных частях мира.
Исходя из этого было признано, что МСФО целесообразно использовать:
- при создании Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и иностранными компаниями;
- в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международной принятой практике.
Данный подход используется большинством экономически развитых стран и других стран мира.
Как свидетельствует мировая практика, переход к использованию принципов и правил МСФО является постепенным и целенаправленным процессом. Невозможность такого перехода "в один день" (и даже в один год) обусловлена необходимостью широкого круга мероприятий. (Недаром Европейский союз в качестве перехода на МСФО при составлении сводной бухгалтерской (финансовой) отчетности для почти семи тысяч компаний, котирующих свои акции на рынке ценных бумаг, установил в 2000 г. длительный подготовительный период, вплоть до 2005 г.) В частности, требуются коррективы в национальное законодательство, прежде всего гражданское, финансовое и налоговое, а также уточнение многих норм и правил в нормативной базе бухгалтерского учета. Органы, регулирующие учет, министерства и иные органы исполнительной власти, корпорации, холдинги с привлечением профессиональных объединений должны подготовить и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых российских положений (стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых декларациях.
При принятии указанного решения принимались во внимание экономические и иные последствия применения МСФО хозяйствующими субъектами. Заявления о необходимости реформирования правил бухгалтерского учета с целью снижения стоимости привлечения капитала и увеличения рыночной капитализации организации относятся к небольшому количеству, как правило, крупных организаций (около 100 тыс. организаций из имеющихся в России 2 млн коммерческих организаций). Практика ряда организаций, составляющих бухгалтерскую отчетность по МСФО, показывает, что оценки в отчетности, составленной по российским правилам и по МСФО, отличаются даже не на проценты, а в разы (от 3 до 10 и выше).
Рассмотрим на примере оценки основного капитала - основных средств - возможные последствия безусловного применения российской организацией при составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год правил МСФО в части обязательного ежегодного уточнения оценки активов и обязательств (в частности, по основным средствам), по которой эти активы и обязательства показываются в финансовой отчетности исходя из меняющейся рыночной ситуации.
Таблица 1
Отличие международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)
от национальных правил бухгалтерского учета (НПБУ)
Признаки сопоставле- ния |
МСФО | НПБУ |
Орган регу- лирования |
КМСФО - частная организация |
Государственный орган или профессиональ- ная организация |
Степень ре- гулирования |
Рекомендации | Обязательный уровень |
Область ре- гулирования |
Правила форми- рования сводной финансовой от- четности публи- чных компаний (транснациональ- ных корпораций) |
Правила бухгалтерского учета активов и обязательств; правила формирования бухгал- терской отчетности (включая сводную) всех организаций |
Пользовате- ли |
Рынок капитала (фондовые биржи, финансовые ана- литики) |
Судебная система, кредиторы и клиенты, банки и иные кредитные учреждения, статис- тика, органы исполнительной власти, работ- ники и др. |
Система права |
Ориентирована на англосаксонскую систему |
Ориентирована на римскую систему |
Законода- тельная база |
Теория, практика разных стран |
Национальное законодательство - граждан- ское, финансовое, коммерческое, налоговое и др. |
Официаль- ный язык |
Английский | Национальный язык |
Таблица 2
Последствия безусловного применения МСФО
при оценке основного капитала
Налогообложение | По правилам налогообложения переоценка не принимается. Показатель прибыли (убытка) следует корректировать |
Банкротство | Изменяются значения показателей, свиде- тельствующих о признаках банкротства |
Оценка деятельности | Существенно отличается база исчисления дивидендов, процентов по вкладам. Уро- вень рентабельности ниже, чем по оте- чественной методике. Прибыль на акцию и чистые активы изменяются |
Ценообразование | Увеличение стоимости приведет к возрас- танию суммы амортизации в себестоимости продукции, работ, услуг и, следователь- но, к росту цен и тарифов |
Оплата труда | Рост затрат на оплату труда станет след- ствием роста цен и тарифов |
Свод информации по стране, отрасли |
Разные методы оценки (прямого счета, индексации и др.) приводят к разбросу результатов |
Средства амортизации | Наличие свободных средств амортизации, не обеспеченных новым оборудованием и другими основными средствами |
Исходя из этого в подготовленном в 1996 г. ПБУ "Учет основных средств" по вопросу уточнения оценки основных средств на начало отчетного года было дано право на проведение их переоценки, а не установлено обязательное требование. Потом это право было ужесточено: если организация приняла решение о переоценке группы основных средств, то она должна проводиться систематически (в зависимости от уровня инфляции).
Принимались во внимание и соображения, которые отмечают в настоящее время компании, занимающиеся внедрением международных стандартов финансовой отчетности в отдельных организациях. Переход на эти стандарты обусловливает дополнительные затраты, которые для многих организаций могут оказаться весьма существенными. Организации сталкиваются с проблемой отсутствия квалифицированного персонала и программного обеспечения, помогающего реализации учета по новым стандартам, что вызывает расширение списка профессиональных требований к сотрудникам бухгалтерской и других служб. Перед многими организациями также встает вопрос о возможном пересмотре существующих бизнес-процессов и учетной политики в целом по организации и группе организаций.
Многие отличия отчетности по российским правилам от МСФО связаны с применяемыми способами оценки. Эти отличия связаны с такими понятиями и концепциями финансовой отчетности, как обесценение активов (снижение стоимости), гиперинфляция, справедливая стоимость и др. Отсутствие необходимой инфраструктуры (активного рынка материальных ценностей и финансовых активов; методик различных способов оценок; кадров как среди бухгалтеров, так и оценщиков) также сдерживает принятие решения о применении указанных понятий в российской бухгалтерской отчетности. Кроме того, большой проблемой является обеспечение надлежащего контроля за соблюдением применяемых правил бухгалтерского учета. Недаром Комитет по международным стандартам финансовой отчетности в связи с решением Европейского союза о составлении консолидированной финансовой отчетности 7 тысяч публичных компаний рассматривает вопрос о необходимости проведения аттестации бухгалтерских кадров на правильное понимание сути и содержания понятий, принципов и норм, содержащихся в МСФО, и их практического применения.
Главным фактором решения правительства буквально не следовать МСФО стала сама система бухгалтерского учета. Рассмотрим упрощенную схему учетного процесса.
Смыслом учетного процесса в хозяйствующем субъекте является фиксация фактов его хозяйственной деятельности и получение итоговой финансовой информации, характеризующей финансовое положение, полученные финансовые результаты и изменения финансового положения за определенный период. При этом соблюдаются принципы, требования, необходимые для получения достоверной и полной информации (двойной записи, непрерывности деятельности, начисления и т.п.).
Как видно из схемы, первые две составляющие учетного процесса жестко связаны с национальным законодательством. Хозяйственные операции осуществляются в соответствии с нормами законодательства, например:
- поступление материальных ценностей - на основе заключенных договоров в строгом соответствии с ГК РФ;
- оплата труда - на основе коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов организации, трудовых договоров, сформированных на основе ТК РФ;
- определение причитающихся в бюджет налогов и сборов - в соответствии с НК РФ и т.д.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете", принятый в 1996 г., определяет, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Закон также установил обязательные реквизиты таких документов.
Таким образом, вышеуказанные составляющие не могут регулироваться требованиями МСФО. Тем более предметом регулирования этих стандартов является только сводная (консолидированная) финансовая отчетность. Говорить в таком случае о переводе российской системы бухгалтерского учета на МСФО непрофессионально и некорректно.
Требования, предъявляемые к формированию бухгалтерской отчетности, также устанавливаются государством в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" и нормативных актах по бухгалтерскому учету.
В связи с этим Правительство РФ приняло решение о совершенствовании российской нормативной базы бухгалтерского учета с целью переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность. Недаром в Программе реформирования много внимания уделено этому вопросу. Также было выпущено отдельное Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 587-р, утвердившее План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику. В соответствии с Планом приказами Минфина РФ утверждены положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и методические указания (МУ).
Таблица 3
Наименование положений | Срок выполнения |
Общие вопросы раскрытия информации | |
Бухгалтерская отчетность (ПБУ 4/99) | 06.07.99 |
Сводная бухгалтерская отчетность (МУ) | 12.05.99 |
Прибыль на акцию (МУ) | 21.03.00 |
Информация по сегментам (ПБУ 12/2000) | 27.01.00 |
Информация по связанным сторонам (ПБУ 11/2000) | 13.01.00 |
Прекращенные операции (ПБУ 16/02) | 02.07.02 |
Учетная политика организации (ПБУ 1/98) | 09.12.98 |
Условные факты хозяйственной деятельности (ПБУ 8/98) | 25.11.98 |
События после отчетной даты (ПБУ 7/98) | 25.11.98 |
Активы и обязательства организации | |
Основные средства (ПБУ 6/97) | 03.09.97 |
Материально-производственные запасы (ПБУ 5/98) | 15.06.98 |
Нематериальные активы (ПБУ 14/2000) | 16.10.00 |
Финансовые вложения (ПБУ 19/02) | поступает на регистрацию в Минюст РФ |
Активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/2000) |
10.03.00 |
Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию (ПБУ 15/01) |
02.08.01 |
Реорганизация организаций | в работе |
Аренда основных средств | в работе |
Доверительное управление имуществом (МУ) | 24.12.98 |
Финансовые результаты организации | |
Доходы организации (ПБУ 9/99) | 06.05.99 |
Затраты организации (ПБУ 10/99) | 06.05.99 |
Договоры на капитальное строительство (ПБУ 2/94) | 20.12.94 |
Расчеты по налогам (ПБУ 18/02) | 19.11.02 |
Государственная помощь (ПБУ 13/2000) | 16.10.00 |
Следует отметить разработку блока специальных документов по формированию бухгалтерской отчетности:
- ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (вторая редакция утверждена приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н);
- "О формах бухгалтерской отчетности" (утверждено Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н) содержит два приложения - Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности;
- "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций" (утверждено Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н);
- "Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами" (утверждено Приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101).
Это комплекс документов охватил всю совокупность вопросов, необходимых для регулирования формирования бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСФО (достоверности, полноты, осмотрительности, нейтральности, существенности и т.п.). Они содержат как общие требования и правила к бухгалтерской отчетности, форматы четырех главных форм бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала), так и подробные рекомендации составления отдельных показателей. В силу публичности по своему характеру бухгалтерской отчетности и необходимости развития этого явления был установлен порядок ее публикации.
Практика применения указанных выше документов показывает, что большинство организаций не соблюдает установленные российские правила формирования бухгалтерской отчетности и не способствует усилению прозрачности и достоверности информации о своей предпринимательской деятельности. Что вызывает справедливые замечания у пользователей и экспертов.
Если формирование бухгалтерской отчетности конкретного юридического лица по правилам МСФО встречает объективные причины, то для сводной бухгалтерской отчетности для группы организаций таких последствий меньше. Поэтому в 1999 г. Министерство финансов РФ разрешило объединениям юридических лиц не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методологическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов РФ в случае, если одновременно соблюдаются условия:
- сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разработанных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (г.Лондон);
- объединением должна быть обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МСФО (т.е. проведение аудита);
- пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методологическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов РФ.
Желающих воспользоваться этим разрешением оказалось мало, так как объединения юридических лиц не предусматривают в своих учредительных документах норму, направленную на составление сводной бухгалтерской отчетности и рассмотрение ее участниками (учредителями). А мотивируют это отсутствием соответствующей нормы в российском законодательстве (например, в Федеральном законе "Об акционерных обществах").
Что касается имеющихся фактов формирования сводной бухгалтерской отчетности по МСФО либо по американским ГААП, то ее составляют организации, интересы бизнеса (иностранный участник в уставном капитале организации, получение заемных средств у иностранных банков и иных организаций, вовлечение дополнительных инвестиций и др.) которых заставляют это делать.
При анализе хода выполнения правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета была конкретизирована необходимость дифференцированного подхода к формированию бухгалтерской отчетности различными группами предприятий. Программа наметила мероприятия по реформированию для всех организаций без каких-либо исключений. Практика применения новых правил бухгалтерского учета показала необходимость разного подхода в формировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Таким критерием стала величина деятельности организаций и их подразделение на крупные, средние и малые. При подготовке в 1999 г. Приказа Минфина "О формах бухгалтерской отчетности организаций" было предусмотрено три варианта формирования бухгалтерской отчетности, которые можно условно назвать как упрощенный (для субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций), стандартный (для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций) и множественный (для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных организаций, осуществляющих несколько видов деятельности и имеющих обширную информацию по сегментам).
В конце 2000 г. - года окончания правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета - при анализе хода ее выполнения был предусмотрен дифференцированный подход к формированию бухгалтерской отчетности. Так, в Мерах по реализации в 2001-2005 гг. указанной Программы предусмотрено следующее:
- открытым акционерным обществам и иным организациям, чьи ценные бумаги котируются на международных рынках капитала и (или) российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг, следует представлять сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности - начиная с отчета за 2005 г.;
- открытые акционерные общества, чьи ценные бумаги не котируются на рынке капитала, представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с системой нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в РФ, обеспечивая полноту и достоверность информации о финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, - постоянно;
- закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, унитарные предприятия (за исключением субъектов малого предпринимательства) представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, с учетом допускаемых ограничений на публичность итоговой финансовой информации со стороны заинтересованных пользователей и собственников - постоянно;
- субъектам малого предпринимательства предоставить возможность представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке - постоянно.
При этом учитывалось принятое Европейским союзом решение в 2000 г. о переходе публичных компаний при составлении консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО с 1 января 2005 г. Европейский парламент принял 27 мая 2002 г. соответствующее положение. В котором, в частности, определено: "За каждый финансовый год начиная с 1 января 2005 года компании, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством государства - участника Сообщества, обязаны подготавливать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, если на дату бухгалтерского баланса их ценные бумаги котируются на регулируемом рынке любого государства - участника Сообщества"
По нашему мнению, такое решение наиболее обоснованно, чем провозглашение о переводе всех организаций на МСФО, которое активно проталкивается некоторыми специалистами, особенно из аудиторской среды.
Министерством финансов РФ во исполнение протокола упомянутого заседания Совета по предпринимательству подготовлен проект Плана мероприятий по переходу организаций по формированию сводной бухгалтерской отчетности на международные стандарты финансовой отчетности, который является продолжением правительственной Программы реформирования. В проекте подтверждается линия перехода на МСФО только объединений юридических лиц, созданных на добровольных началах: в лице ОАО, акции которых котируются на российском и иностранных рынках ценных бумаг с 1 января 2004 г., остальной сводной бухгалтерской отчетности - поэтапно с 2007 и 2010 гг. по графику, формируемому Правительством РФ.
Вместе с тем будет продолжаться работа по формированию российской нормативной базы бухгалтерского учета. До 1 января 2004 г. в этой базе должны быть утверждены 23 положения по бухгалтерскому учету, несколько методических рекомендаций (указаний), подготовлена для представления в Государственную Думу новая редакция федерального закона, обязывающего группы организаций составлять сводную бухгалтерскую отчетность и обеспечивать проверку ее достоверности, устанавливающего поэтапность перехода составления этой отчетности на МСФО.
Указанная выше позиция нашла подтверждение на проходившем 18-21 ноября 2002 г. в Гонконге 16-м Всемирном конгрессе бухгалтеров под девизом "Экономика, основанная на знании, и роль бухгалтера в ней". Среди прочих тем на конгрессе активно обсуждались вопросы перехода на МСФО. Было указано, что с 1 января 2005 г. планируется ввести в действие принципиально новые ("золотые", "универсальные") международные стандарты финансовой отчетности (ISFR), которые стали бы единой базой ведения бухгалтерского учета для всех организаций и компаний. В отличие от нынешнего подробного изложения в стандартах предполагается в них приводить только принципы и базовые правила в одновариантном изложении, имея в виду функции разъяснений по их практическому применению возложить на национальных разработчиков правил бухгалтерского учета. В связи с этим отдельные выступающие призывали не спешить с переходом на действующие МСФО.
Большим вопросом осуществления реформирования бухгалтерского учета не только в России является обеспечение контроля как со стороны собственника, так и со стороны внешних пользователей бухгалтерской информации (инвестора, кредитора и др.) за правильностью применения правил бухгалтерского учета как МСФО, так и национальных. Не меньшее значение в надлежащем исполнении правил бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности имеет соблюдение профессиональными бухгалтерами и аудиторами Кодекса этики.
Подытоживая изложенное, хочется выразить уверенность, что принятие подготовленного Минфином России Плана мероприятий будет способствовать дальнейшему повышению уровня бухгалтерского учета в стране в соответствии с передовой международной практикой и требованиями российской экономики.
Затраты на составление отчетности по МСФО
/----------\ /---------\ /--------\ /------------\
|Повышенные| |Затраты | |Затраты | |Затраты на |
|затраты | |на оценку| |на аудит| |программный |
|по ведению| \---------/ \--------/ |продукт и их|
|бухучета | | | |содержание |
\----------/ | | \------------/
| | | |
| /-------------------------------------------\
\----| МСФО |
\-------------------------------------------/
| | |
/---------------\ /------------\ /------------\
|Ведение | |Перестройка | |Затраты на |
|налогового | |системы | |повышение |
|учета исходя | |управления и| |квалификации|
|из исторической| |бизнес- | |кадров |
|стоимости | |процессов | | |
\---------------/ \------------/ \------------/
Учетный процесс
/-------------\ /---------\ /--------------\ /-------------\
|Хозяйственные| |Первичные| | Регистры | |Бухгалтерская|
| операции |----| учетные |---|бухгалтерского|---| отчетность |
| | |документы| | учета | | |
\-------------/ \---------/ \--------------/ \-------------/
А. Бакаев,
руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета
и отчетности Минфина России,
ответственный секретарь Межведомственной комиссии
по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности,
председатель Методологического совета по
бухгалтерскому учету при Минфине России.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 50, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.