г. Краснодар |
|
24 февраля 2015 г. |
Дело N А53-14278/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Литиной Лидии Викторовны (ИНН 616400295698, ОГРНИП 314616407700010) и ее представителя - Ивановой И.Ю. (доверенность от 29.05.2014), в отсутствие представителя органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации Ленинского района города Ростова-на-Дону (ИНН 6164057769, ОГРН 1026103300640), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Литиной Л.В. на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2014 (судья Смолькова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-14278/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Литина Лидия Викторовна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации Ленинского района города Ростова-на-Дону (далее - администрация района) о понуждении к изданию распоряжения о предоставлении земельного участка площадью 45 кв. м с кадастровым номером 61:44:0051057:20, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 128, в аренду для эксплуатации нестационарного торгового павильона на новый срок (далее - земельный участок, торговый объект).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотивам истечения срока действия договора аренды, его возобновления на неопределенный срок, отсутствия условий для реализации преимущественного права предпринимателя на заключение договора аренды на новый срок (земельный участок не передан в аренду третьему лицу), невключения торгового объекта заявителя в утвержденную схему дислокации нестационарных торговых объектов.
Предприниматель обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что не уполномоченная на распоряжение земельным участком администрация района не вправе отказать в издании распорядительного акта по вопросу о заключении нового договора аренды при своевременном обращении арендатора с соответствующим заявлением и в отсутствие уведомления арендодателя - департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) об отказе от возобновленного на неопределенный срок договора аренды и об освобождении земельного участка. Заявитель кассационной жалобы также настаивает на том, что органы местного самоуправления не вправе безосновательно отказать предпринимателю как добросовестному арендатору в продлении аренды земельного участка, используемого в целях эксплуатации торгового объекта, такой отказ противоречит реализуемых на территории города Ростова-на-Дону мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением администрации района от 27.09.1990 N 1311 предпринимателю разрешено оформление правовой документации на торговый объект и предоставлен в аренду на один год земельный участок, кадастровый учет которого был осуществлен 30.12.2002 с присвоением кадастрового номера 61:44:0051057:20. Предпринимателю предписано выполнить реконструкцию торгового объекта в соответствии с согласованным главным архитектором района проектом и заключить с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству договор аренды земельного участка, а лицензионному отделу администрации района разрешена выдача предпринимателю соответствующего свидетельства на право торговли.
Постановлениями администрации района от 02.11.2000 N 1533, от 03.11.2000 N 1555, от 15.07.2005 N 843, от 28.04.2010 N 160, от 18.03.2013 N 74 срок аренды земельного участка неоднократно продлевался вплоть до 31.12.2013. На основании названных ненормативных правовых актов предпринимателем и департаментом заключены договоры аренды от 26.12.2000 N 17556, от 17.05.2001 N 17557, от 22.09.2005 N 17557, от 22.07.2010 N 32339, от 09.04.2013 N 34585.
Торговый объект предпринимателя не был включен в утвержденную постановлением администрации города Ростова-на-Дону (далее - администрация города) от 19.11.2012 N 999 (в редакции постановления от 30.12.2013 N 1500) схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2014-2015 годы.
На заявление предпринимателя от 26.07.2013 о включении торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2014-2015 годы администрация района письмом от 26.08.2013 N 59-24/3667 сообщила заявителю о нахождении земельного участка в охранной зоне высоковольтной линии электропередач и нецелесообразности размещения на нем торгового объекта без письменного согласования с сетевыми организациями.
На заявление предпринимателя от 18.03.2014 о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2014-2015 годы, о направлении соответствующих изменений в администрацию города для их внесения в ее постановление от 19.11.2012 N 999, а также об издании распорядительного акта о продлении срока действия договора аренды земельного участка администрация района письмом от 28.03.2014 N 59-24/1179 сообщила заявителю о недопустимости размещения торгового объекта в охранной зоне линии электропередач и необходимости соблюдения предпринимателем Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160.
Названные обстоятельства явились основанием обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), в силу части 3 статьи 3 которого органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Нестационарные торговые объекты определяются как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Их размещение на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (статья 2, часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (части 3, 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно пунктам 3, 4 которых включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, повышения доступности товаров для населения. Названными правилами предусмотрены направление органом местного самоуправления заявления о включении объектов в схему размещения в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, рассмотрение последними такого заявление и принятие решения о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании, сообщение органу местного самоуправления, направившему заявление, о принятом решении, опубликование схемы размещения в установленном порядке.
Действовавшим в спорный период положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением мэра города Ростова-на-Дону от 21.03.2013 N 300, регулировались процедурные вопросы, связанные с осуществлением уполномоченными органами распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством. К компетенции администрации города относилось утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а администрации района - подготовка и издание правового акта о предоставлении в аренду, в том числе на новый срок, земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, оформление договоров аренды земельных участков, занимаемых нестационарными торговыми объектами (передвижными сооружениями), оформление договоров аренды указанных земельных участков на новый срок.
Невключение торгового объекта предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2014-2015 годы, утвержденную постановлением администрации города от 19.11.2012 N 999 (в редакции постановления от 30.12.2013 N 1500), препятствовали подготовке и изданию администрацией района правового акта о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок. У судов первой и апелляционной инстанций в отсутствие доказательств признания в судебном порядке незаконными вышеназванных актов администрации города отсутствовали правовые основания для признания незаконным соответствующего бездействия администрации района. Норма части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не может быть истолкована как обязывающая администрацию района на продление арендных отношений независимо от включения торгового объекта арендатора в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу N А53-14278/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2015 г. N Ф08-10716/14 по делу N А53-14278/2014