г. Краснодар |
|
02 марта 2015 г. |
Дело N А32-43638/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В. при участии в судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Карелия, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Союз "Недвижимость"" (ИНН 0708001812, ОГРН 1020700688690) - Перовой Н.В. (доверенность от 13.01.2015), в отсутствие ответчиков: открытого акционерного общества "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега"", общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-Бар", общества с ограниченной ответственностью "Тельм", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола помощником судьи Шереметьевым Э.Р., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз "Недвижимость"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2014 (судья Решетников Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 (судьи Еремина О.А., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-43638/2013, установил следующее.
ООО "Союз "Недвижимость"" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега"" (далее - ОАО "Центр "Омега""), ООО "Комплекс-Бар" и ООО "Тельм" о признании условий и документации торгов "Закупка N 31300687328 лот 89-ОТ. Поставка столовых приборов, посуды и кухонного инвентаря для гостиничных комплексов ОАО "Центр "Омега"" незаконными, запрете ответчикам исполнять обязанности по договору, а также принимать исполнение от победителя торгов.
Решением от 30.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.11.2014, в иске отказано в связи с недоказанностью требований.
В кассационной жалобе ООО "Союз "Недвижимость"" просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель не согласен с выводами суда апелляционной инстанции о том, что указание в тендерной документации конкретных производителей столовых приборов не могло являться объективным препятствием для участия в тендере, а в конкурсной документации содержался значительный перечень принимаемых к оценке наименований производителей. Для поставки столовых приборов организатор установил единственный товарный знак Eternum. По мнению истца, конкурсная документация не соответствует требованиям норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Вывод суда о том, что открытый тендер не является торгами, неправильный, поскольку замена терминов не влияет на суть правоотношений по конкурсному отбору участников торгов. Установленный заказчиком срок подачи заявок является незаконным и неразумным. Ссылка судов на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю неправомерна, так как с жалобой на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора обратилось лицо, которое не является участником закупки. Суды неправомерно сослались на частичное исполнение договора, поскольку истец заявлял ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета ответчику исполнять договор и принимать исполнение от победителя торгов, однако в удовлетворении ходатайства было отказано.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 03.04.2013 решением совета директоров ОАО "Центр "Омега"", единственным учредителем которого является Краснодарский край в лице департамента имущественных отношений Краснодарского края, утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг. Приказом генерального директора от 10.12.2012 N 279 утвержден Порядок формирования плана закупки товаров (работ, услуг) ОАО "Центр "Омега"". 26 декабря 2012 года на официальном сайте ответчика размещен План закупок товаров (работ, услуг) ОАО "Центр "Омега"" на 2013 год.
В связи с внеплановой корректировкой Плана закупок на 2013 год сформирована редакция Плана закупок по состоянию на 13.11.2013, содержащая сведения о предмете закупки по лоту 89-ОТ (пункт 487).
Документация о закупке по лоту 89-ОТ утверждена 18.11.2013 и размещена на сайте ОАО "Центр "Омега"" 20.11.2013.
21 ноября 2013 года ОАО "Центр "Омега"" разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о закупке N 31300687328 на право заключения договора на поставку столовых приборов, посуды и кухонного инвентаря для своих гостиничных комплексов, проводимой в форме открытого тендера. Срок подачи заявок на участие в закупке установлен до 02.12.2013, дата рассмотрения заявок - 03.12.2013.
На участие в тендере поданы заявки ООО "Комплекс-Бар", ООО "Тельм", ООО "Союз "Недвижимость"", что подтверждается протоколом вскрытия конвертов от 02.12.2013.
По итогам рассмотрения заявок поданные ООО "Тельм" и ООО "Союз "Недвижимость"" заявки признаны не соответствующими требованиям тендерной документации и отклонены (протокол рассмотрения заявок от 03.12.2013). Единственным участником тендера признано ООО "Комплекс-Бар". Открытый тендер по лоту 89-ОТ признан несостоявшимся. ОАО "Центр "Омега"" заключило договор на поставку столовых приборов, посуды и кухонного инвентаря для своих гостиничных комплексов с единственным участником ООО "Комплекс-Бар".
Полагая, что условия и документация тендера незаконны, ООО "Союз "Недвижимость"" обратилось с иском в арбитражный суд. В обоснование иска ООО "Союз "Недвижимость"" сослалось на нарушение ОАО "Центр "Омега"" требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Закона N 135-ФЗ.
На основании частей 1 и 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Суды установили, что открытый тендер проводился в соответствии Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Центр "Омега"" и Порядком формирования плана закупок товаров (работ, услуг). Положение о закупке товаров, работ, услуг регламентирует закупочную деятельность ОАО "Центр "Омега"" и содержит требования к способам закупки, порядку и условиям их применения, заключения и исполнения договоров (пункт 1.1 Положения).
Порядком формирования плана закупки товаров (работ, услуг) ОАО "Центр "Омега"" предусмотрена корректировка плана закупки в следующих случаях:
а) изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
б) изменение более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;
в) в иных случаях, установленных Порядком и другими локальными актами ОАО "Центр "Омега"".
Потребности заказчика в тех или иных товарах, работах, услугах, а также изменения потребности в них, определяются на основании:
- циклов строительства объектов в рамках Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991, по ряду мероприятий в которой ОАО "Центр "Омега"" является ответственным исполнителем;
- необходимых комплексов мер, направленных на организацию дальнейшей эксплуатации указанных объектов в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в зависимости от наступления определенной степени строительной готовности и последующей комплектации.
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. В силу пункта 6.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Центр "Омега"" выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется с помощью следующих процедур закупки: открытый конкурс, закрытый конкурс, открытый аукцион, открытый тендер, запрос ценовых предложений (запрос котировок), запрос предложений, конкурентные переговоры. В главе 1 "Термины и определения" Положения о закупке товаров, работ, услуг дано определение тендера - конкурентная процедура закупки, при которой на основании требований заказчика к предмету, условиям закупки и участникам закупки, установленным в документации о закупке (тендерной документации), участники закупки представляют заявку на участие в тендере, лучшую их которых выбирает закупочная комиссия заказчика в соответствии с порядком и критериями оценки, определенными в тендерной документации.
В главе 11 Положения о закупке товаров, работ, услуг, регламентирующей порядок проведения открытого тендера, предусмотрено, что извещение о проведении тендера и тендерная документация размещаются на сайте заказчика не менее чем за 10 (десять) календарных дней до дня окончания срока подачи заявок. Суды установили, что определение сокращенного срока опубликования извещения о проведении закупки посредством открытого тендера не противоречит части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, поскольку данная форма закупки не является конкурсом или аукционом. Суды пришли к выводу о том, что особенностью тендера являются максимально сжатые сроки его проведения, обусловленные необходимостью удовлетворения внеплановых или сверхсрочных потребностей заказчика товара, в связи с чем оценка заявок участников закупки производится на основании строго определенных критериев, предварительно установленных заказчиком в тендерной документации. Информация о спорной закупке размещена на официальном сайте в соответствии с требованиями части 13 статьи 4 Закона N 223-ФЗ и Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Центр "Омега"" не менее чем за 10 календарных дней до дня окончания срока подачи заявок (02.12.2013).
При таких обстоятельствах позиция ООО "Союз "Недвижимость"", не согласного с выводом судов о том, что открытый тендер не является торгами в смысле, придаваемом этим понятиям Положением о закупке товаров, работ, услуг, опровергается материалами дела. Довод ООО "Союз "Недвижимость"" о том, что установленный заказчиком срок подачи заявок является незаконным и неразумным, документально не обоснован и не подтвержден. Согласно пункту 11.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг участник закупки имеет право запросить у заказчика разъяснение извещения о проведении тендера и тендерной документации, путем направления запроса в письменной форме не позднее 5 календарных дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в тендере. ООО "Союз "Недвижимость"" не представило доказательств, подтверждающих обращение к организатору тендера за какими-либо разъяснениями извещения о проведении тендера и тендерной документации. В налоговый орган для получения необходимых справок ООО "Союз "Недвижимость"" обратилось только 26.11.2013.
Суды оценили протокол рассмотрения заявок от 03.12.2013 и пришли к выводу о том, ООО "Союз "Недвижимость"" не допущено к участию в тендере в связи с отсутствием в его заявке конкретного предложения о товарах и содержание в заявке информации, допускающей двусмысленное толкование. ООО "Союз "Недвижимость"" не представило справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в тендере. Из протокола от 03.12.2013 не следует, что ООО "Союз "Недвижимость"" не допущено к участию в тендере в связи с предложением товара иного производителя. Кроме того, указание в тендерной документации конкретных производителей столовых приборов не могло явиться объективным препятствием для участия заявителя жалобы в тендере. В техническом задании были установлены параметры (материал, размер, назначение) в отношении конкретных видов закупаемых товаров, которые позволяли профессиональному участнику рынка обеспечить подбор возможных аналогов закупаемого товара. Наличие эксклюзивных прав продажи товаров на территории Российской Федерации не было установлено документацией о закупке в качестве основного критерия оценки и сопоставления заявок. При таких обстоятельствах ссылка истца на нарушение ОАО "Центр "Омега"" норм пункта 9 статьи 10, пункта 2 статьи 14 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" несостоятельна.
Довод истца о том, что суды неправомерно сослались на частичное исполнение договора, поскольку истец заявлял ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета ответчику исполнять договор и принимать исполнение от победителя торгов, не имеет правового значения.
ООО "Союз "Недвижимость" не было допущено к участию в тендере в связи с отсутствием в заявке конкретного предложения о цене договора и товаре, отсутствием документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в тендере, справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Истец названный вывод судов не опроверг, а также не представил доказательств несоответствия Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Центр "Омега"" требованиям норм Закона N 223-ФЗ в части сроков размещения извещения о проведении тендера и тендерной документации на сайте заказчика и сроков подачи заявки.
Указание в судебных актах на то, что договор от 06.12.2013 N 1.39-УГФ, заключенный ОАО "Центр "Омега"" с единственным участником тендера ООО "Комплекс-Бар", исполнен на 70%, не влияет на законность судебных актов.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу N А32-43638/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
Л.И. Савенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.