Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
Камчатского края
от 11.04.2023 N 6-Н
Положение
о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, принципы формирования, структуру и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края (далее также - PC НМС), организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых структур и форм научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края.
2. Функционирование PC НМС осуществляется в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный закон от 29.12.2013 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) федеральный проект "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16);
4) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 N 262 "Об утверждении методик расчёта показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
5) распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
6) Устав краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Камчатский институт развития образования" (далее - КГАУ ДПО "Камчатский ПРО").
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1) единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС) - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
2) субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
3) федеральный реестр дополнительных профессиональных программ (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программы ДПО), отвечающим современным задачам системы образования;
4) региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края - региональный сегмент ЕФС, совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края, а также использования региональных стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
5) центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение КГАУ ДПО "Камчатский ИРО", осуществляющее координацию деятельности субъектов PC НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
6) региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
7) региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников. Для включения в региональный методический актив необходимо наличие высшей квалификационной категории, высшего педагогического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.
8) тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из Федерального реестра;
9) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в Концепции не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования.
10) управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Камчатского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
11) профессиональные компетенции - это способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
12) диагностика профессиональных (педагогических) компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями;
13) профессиональные дефициты - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определённых направлений педагогической деятельности;
14) индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
15) региональная стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
16) непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
17) "горизонтальное" обучение педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края - это обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
18) методическая поддержка педагогических работников - вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально - педагогических проблем и оказание помощи педагогу в преодолении затруднений, с опорой на сильные стороны его индивидуальных способностей и возможностей;
19) координатор ЕФС - федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации".
2. Цель, задачи и принципы формирования PC НМС
4. Целью PC НМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося региональным сегментом ЕФС, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
5. Задачи PC НМС:
1) выстраивание единой системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов;
2) обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - Федеральный реестр ДПП), программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
3) развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности;
4) разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
5) создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
6) внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
7) создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
8) создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения, подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
9) стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций;
10) формирование регионального методического актива, осуществляющего адресное методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края, в том числе - в формате индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства.
6. Принципами формирования PC НМС являются:
1) соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3) активное сетевое взаимодействие между субъектами PC НМС для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3) постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых и инфраструктурных ресурсов;
4) соответствие реализуемых в Камчатском крае мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
5) консолидация ресурсов системы образования Камчатского края, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов у педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства;
6) ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края.
3. Структура и функциональная нагрузка субъектов PC НМС
7. PC НМС включает следующие структурные компоненты:
1) Министерство образования Камчатского края (далее - Министерство);
2) ЦНППМ;
3) КГАУ ДПО "Камчатский ПРО";
4) региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования Камчатского края (далее - РУМО);
5) региональные стажировочные площадки;
6) региональный методический актив;
7) региональные предметные педагогические сообщества;
8) методические советы;
9) методические объединения;
10) Ассоциация учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера Камчатского края;
11) общественная организация "Федерация психологов образования России";
12) муниципальное автономное учреждение "Информационно-методический центр Петропавловск-камчатского городского округа" (далее - МАУ "ИМЦ");
13) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга" (далее - ФГБОУ ВО "КамГУ им. Витуса Беринга");
14) краевое государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение "Камчатский педагогический колледж" (далее - КГПОБУ "Камчатский педагогический колледж").
8. Министерство в рамках функционирования PC НМС обеспечивает:
1) условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
2) взаимодействие и совместную реализацию мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края, между субъектами PC НМС;
3) согласование функционирования PC НМС с координатором ЕФС;
4) финансирование субъектов PC НМС, подведомственных Министерству.
9. ЦНППМ выступает координатором PC НМС. Комплексное сопровождение деятельности ЦНППМ осуществляется через координатора ЕФС, в том числе посредством обеспечения доступа ЦНППМ к единому федеральному порталу дополнительного профессионального образования ("личный кабинет" субъекта Российской Федерации). Сотрудники ЦНППМ проходят обучение на базе координатора ЕФС.
10. В ЦНППМ сформирован региональный методический актив. Количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения - 115 человек.
11. ЦНППМ в рамках функционирования PC НМС обеспечивает:
1) взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
2) координацию деятельности PC НМС;
3) организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
4) организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
5) организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
6) организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
7) организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
8) координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
9) организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
10) организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края, в том числе по новейшим программам ДПО;
11) организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
12) адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
13) оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
12. КГАУ ДПО "Камчатский ПРО" в рамках функционирования PC НМС обеспечивает:
1) разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников профессиональных дефицитов;
2) наполнение федерального реестра программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
3) предоставление данных о реализуемых ДПП для формирования паспорта PC НМС;
4) анализ показателей эффективности функционирования PC НМС, разработку рекомендаций по повышению эффективности функционирования PC НМС и предоставление их в Министерство;
5) организацию и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников;
6) проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
7) разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
8) вовлеченность профессиональных сообществ в PC НМС.
13. РУМО в рамках функционирования PC НМС участвует в:
1) научно-методическом сопровождении реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Камчатском крае;
2) научно-методическом и учебно-методическом сопровождении примерных образовательных программ;
3) в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров Камчатского края по вопросам общего образования;
4) в обобщении и распространении лучших педагогических практик и инициатив в системе образования Камчатского края.
14. Региональные стажировочные площадки, методические советы, методические объединения в рамках функционирования PC НМС обеспечивают:
1) перенос педагогами приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
2) "горизонтальное" обучение педагогических работников, в том числе по реализации программ наставничества;
3) расширение возможностей непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, управленческих кадров Камчатского края посредством их включения в практическую деятельность региональных стажировочных площадок;
4) тьюторское сопровождение индивидуальных практик стажеров по формированию и развитию их профессиональных компетенций;
5) обобщение и презентацию опыта работы педагогическими работниками.
15. Региональный методический актив в рамках функционирования PC НМС обеспечивает:
1) изучение запросов и оказания практической помощи педагогическим работникам;
2) осуществление методической работы в рамках сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края, образовательных организаций;
3) осуществление методической поддержки педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
4) взаимодействие с ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
5) условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества.
16. Региональные предметные педагогические сообщества в рамках функционирования PC НМС обеспечивают:
1) создание образовательной среды для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
2) организацию непрерывного обучения в процессе совместного решения актуальных задач и возникающих в работе проблем;
3) взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом.
17. Ассоциация учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера Камчатского края в рамках функционирования PC НМС обеспечивает:
1) проведение общественного мониторинга уровня образования в области родных языков, литературы и культуры КМНС в школах;
2) осуществление научных исследований и разработок в сфере гуманитарного знания;
3) взаимодействие с государственными структурами, общественными и иными объединениями по вопросам совершенствования государственной политики в части отношения к родному языку, литературе и культуре;
4) проведение выставок, лекций, конференций, совещаний, круглых столов, симпозиумов и иных аналогичных мероприятий.
18. Общественная организация "Федерация психологов образования России" в рамках функционирования PC НМС обеспечивает:
1) содействие развитию практической психологии образования;
2) содействие повышению профессионального уровня психологов образования Камчатского края;
3) содействие развитию научно-методического и программного обеспечения деятельности службы практической психологии в системе образования.
19. МАУ "ИМЦ" в рамках функционирования PC НМС обеспечивает:
1) разработку ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников профессиональных дефицитов;
2) предоставление данных о реализуемых ДПП для формирования паспорта PC НМС;
3) организацию и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников;
4) проведение конкурсов профессионального мастерства педагогических работников.
20. ФГБОУ ВО "КамГУ им. Витуса Беринга" в рамках функционирования PC НМС участвуют:
1) в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
2) в организации и проведении научно-методических мероприятий.
21. КГПОБУ "Камчатский педагогический колледж" в рамках функционирования PC НМС участвуют:
1) в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
2) в организации и проведении научно-методических мероприятий;
3) в организации работы по реализации наставничества в дошкольных образовательных организациях Камчатского края.
4. Механизмы взаимодействия субъектов PC НМС
22. Механизмами взаимодействия субъектов PC НМС являются:
1) разработка и реализация программ ДПО, в том числе для включения в федеральный реестр;
2) разработка и реализация программ ДПО, реализуемых в сетевой форме;
3) разработка и реализация программ ДПО, реализуемых по каскадной модели;
4) организация мероприятий в формате "горизонтального" обучения, в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
5) организация процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и 1Т-компетенций педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края;
6) разработка комплекса типовой организационно-методической документации;
7) разработка методических рекомендаций, указаний и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов PC НМС;
8) посткурсовое сопровождение программ ДПО;
9) тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр.
10) пополнение регионального банка лучших педагогических практик;
11) реализация сетевых инновационных проектов;
12) проведение мониторинговых исследований.
23. Основные инструменты взаимодействия субъектов PC НМС:
1) единый федеральный портал дополнительного профессионального образования;
2) общедоступные коммуникации (совещания, заседания и др.);
3) онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и другие);
4) научно-практические конференции, форумы;
5) прямые связи, включая заключение соглашений (договоров) о совместной деятельности (партнерстве).
5. Показатели эффективности функционирования PC НМС
24. Показателями эффективности функционирования PC НМС являются:
1) разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию PC НМС;
2) сформирована вариативная система мониторинга эффективности PC НМС, разработанная с учетом социально-экономических условий Камчатского края;
3) доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учётом диагностики профессиональных компетенций;
4) количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации;
5) количество педагогических работников, закрепленных за одним региональным методистом для осуществления методического сопровождения;
6) доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы.
25. При разработке показателей эффективности функционирования PC НМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования Камчатского края в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края.
26. При оценке эффективности функционирования PC НМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Камчатского края.
27. Методы сбора информации и инструменты оценки:
1) данные мониторинга;
2) данные официальной статистики;
3) данные федеральных цифровых информационных систем;
4) данные официальных сайтов Министерства, КГАУ ДПО "Камчатский ПРО", образовательных организаций, иные информационные ресурсы.
28. Мониторинг эффективности функционирования PC НМС проводится ЦНППМ не реже одного раза в год. По результатам данного мониторинга проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
<< Часть 4 Часть 4 |
||
Содержание Приказ Министерства образования Камчатского края от 11 апреля 2023 г. N 6-Н "Об утверждении Положения о региональной системе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.