Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 14 апреля 2023 года N 192-рп
Концепция
развития креативных индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года
(далее - Концепция)
1. Общие положения
Концепция разработана в целях реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2020 года N 70-оз "О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее также - автономный округ, регион, Закон N 70-оз), Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года, утверждённой распоряжением Правительства автономного округа от 3 ноября 2022 года N 679-рп (далее - Стратегия - 2050), Концепции развития территориального маркетинга и брендинга в автономном округе до 2025 года, утверждённой распоряжения Правительства автономного округа от 19 октября 2018 года N 539-рп, с учетом экспертного мнения креативного сообщества - региональных команд по развитию креативных индустрий и определяет цели, задачи, приоритеты, направления и механизмы поддержки креативных индустрий.
Концепция основывается на положениях Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года N 2613-р (далее - Концепция агломерации).
Понятия, термины, используемые в Концепции, употребляются в значении, определенном Законом N 70-оз, Концепцией агломерации.
Концепция направлена на увеличение объемов (доли) несырьевых видов деятельности в экономике региона, увеличение занятости в креативных видах деятельности и определяет:
текущее состояние креативных индустрий и креативной экономики в целом;
возможности и риски, связанные с развитием креативных индустрий;
цели, задачи, приоритеты и направления развития креативных индустрий;
возможные сценарные планы и этапы реализации;
целевые ориентиры;
механизмы поддержки креативных индустрий;
проекты и мероприятия, которые обеспечивают формирование и расширение локальных творческих и предпринимательских сообществ автономного округа по направлениям, отнесенным к креативным индустриям, вовлечение таких сообществ как в предпринимательскую деятельность, так и в деятельность по реализации Концепции;
управление и контроль реализации Концепции.
2. Характеристика потенциала развития креативной экономики в автономном округе
2.1. Автономный округ занимает первую позицию по добыче нефти и вторую по добыче газа, промышленному производству и производству электроэнергии. По поступлению налогов в бюджетную систему Российской Федерации и объему инвестиций в основной капитал экономика автономного округа также занимает вторую-третью позиции по России. Объём валового регионального продукта на 1 занятого практически в 3 раза превышает среднероссийский показатель 1.
Однако существенной проблемой, создающей риски потери темпов развития, является относительно слабая диверсификация экономики: в структуре регионального продукта добыча полезных ископаемых превышает 2/3 объема. Объем обрабатывающих производств составляет около 2,3%, причем доминирующее положение в них (более 85%) занимают организации по производству нефтепродуктов.
2.2. Состояние креативных индустрий и креативной экономики автономного округа в целом можно охарактеризовать как слабо влияющее на экономические показатели. По данным комплексного исследования состояния рынка креативных индустрий автономного округа - "цифровой след" (далее - Цифровой след), к творческой сфере интерес проявляют порядка 653,8 тыс. жителей (38% от общей численности населения), однако с созданием креативных продуктов, которые являются составляющей экономической деятельности региона, связано лишь 4,9% из них (или 32,5 тыс. человек), что в общем объёме трудовых ресурсов (1040,5 тыс. человек по состоянию на 2020 год) составляет менее 3,2%.
2.3. Несмотря на значительный общий объем инвестиций, который составляет порядка 23% от ВРП; доля инвестиций в нематериальные активы составляет не более 3,5%, что является крайне низким показателем и демонстрирует отсутствие инвестиций в экономически рентабельную творческую деятельность.
2.4. Согласно Цифровому следу основными сферами экономической активности, которые можно отнести к креативной экономике, являются: "создание и (или) продвижение товарных знаков, маркетинг", "информационные, коммуникационные и цифровые технологии", "дизайн", "аудиовизуальное искусство".
По уровню вовлечения в экономическую активность и предпринимательскую деятельность, включая как официально зарегистрированных предпринимателей, так и лиц, ведущих "теневую" предпринимательскую деятельность, лидируют следующие направления: "создание и (или) продвижение товарных знаков, маркетинг" (9,0% от аудитории отрасли или 11,8 тыс. чел.); "информационные, коммуникационные и цифровые технологии" (7,5% от аудитории отрасли или 7,1 тыс. чел.); "дизайн" (5,1% от аудитории отрасли или 3,6 тыс. чел.) и "аудиовизуальное искусство" (5% от аудитории отрасли или 3,4 тыс. чел.).
При этом согласно Цифровому следу выявлено 8,7 тыс. субъектов предпринимательства - официально зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (14,6% от общего числа субъектов предпринимательства в автономном округе), из них 3,2 тыс. юридических лиц разных организационно-правовых форм и 5,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Лидерами по числу официально зарегистрированных предпринимателей являются следующие отрасли: "гастрономия" (2 тыс. субъектов или 23,2%); "образовательные проекты" (1,6 тыс. субъектов или 18,3%); "создание и (или) продвижение товарных знаков, маркетинг" (0,9 тыс. субъектов или 10,9%) и "информационные, коммуникационные и цифровые технологии" (0,9 тыс. субъектов или 10,3%).
2.5. Внутренний рынок креативных продуктов (товаров, услуг) автономного округа ориентирован преимущественно на потребление продукции в следующих сферах: "аудиовизуальное искусство", "создание и (или) продвижение товарных знаков, маркетинг", "информационные, коммуникационные и цифровые технологии", "образовательные проекты" и "контент, создаваемый местными лидерами мнений".
Не в полной мере используется имеющийся потенциал молодого населения (доля населения до 39 лет в общей численности трудоспособного населения составляет 43%), увлекающегося творческой деятельностью (около 10%, по данным Департамента культуры автономного округа, и более 30,1%, по данным Цифрового следа).
Эта часть населения может внести существенный вклад за счет реализации своего таланта и творческого потенциала как в развитие новых направлений экономической специализации региона, так и существенно повлиять на добавленную стоимость продуктов (товаров, услуг) в традиционных сферах - от обрабатывающих производств и строительства до маркетинг-ориентированных секторов.
2.6. Культурное наследие, в том числе сформированное коренными малочисленными народами Севера - ханты и манси, необходимо использовать в создании новых креативных продуктов: культурные достопримечательности (музеи, выставки, библиотеки), а также ремесла, праздники и фестивали традиционной культуры.
2.7. Наличие туристских ресурсов, особенности уже имеющейся инфраструктуры дают возможность развивать в автономном округе определенные формы туризма: деловой, зимний (в т.ч. зимняя рыбалка), этнический, научный, конный, велосипедный, водный, сап-серфинг.
3. Факторы и риски, влияющие на развитие креативных индустрий
3.1. Среди факторов, положительно влияющих на развитие креативной экономики автономного округа, следует отметить:
наличие молодого трудоспособного населения, треть которого имеет высокий уровень интереса к творчеству, творческой самореализации, не имеет барьеров в использовании результатов творческого труда для ведения предпринимательской деятельности;
высокий уровень урбанизации (92,7% городского населения) 2;
достаточные инвестиционные возможности: устойчивые, финансовоемкие предприятия (отрасли добычи и переработки нефтепродуктов, деревообработки), способные осуществлять внутренние инвестиции, а также поступления внерегиональных инвестиций;
ориентир региональной экономики на экспорт (более 90% продукции реализуется за пределами автономного округа);
развитая жилищная и транспортная инфраструктура, активное строительство, высокий уровень развития социальной инфраструктуры и социальных гарантий (образование, здравоохранение).
3.2. Рисками развития креативной экономики, являются:
низкая для развития креативных индустрий численность населения (1,7 млн человек), отсутствие крупных городов и крупнейших городских агломераций с совокупной численностью более 1 млн человек (самая крупная городская агломерация Сургут-Нефтеюганск, общая численность населения которой на 1 января 2021 года составила 567,4 тыс. чел.);
климатические, географические и пространственно-территориальные особенности территории;
северная специфика урбанизации и ее низкая связанность (значительные расстояния между городами, вследствие этого низкая плотность населения и рассредоточенность людей, обладающих необходимыми творческими, исследовательскими, инженерными и предпринимательскими компетенциями);
низкая степень коммуникации креативного класса, проектной организации, недостаточное развитие инфраструктуры для коллабораций и концентрации творческой, предпринимательской активности;
монопрофильность экономики - значительное преобладание отрасли добычи углеводородного сырья и связанных с нею отраслей (до 98%), обусловленное этой спецификой экологическое состояние, которое также является риском, способствующим оттоку населения;
преимущество традиционных отраслей по уровню заработной платы и социальным гарантиям по отношению к формирующимся креативным индустриям;
отток активных и талантливых граждан в другие регионы и крупные городские агломерации высокой концентрации населения, обеспеченного необходимыми инфраструктурными и финансовыми ресурсами, в первую очередь в города Москву и Санкт-Петербург, а также регионы с более комфортными климатическими условиями.
4. Цель, задачи, приоритеты и направления развития креативных индустрий в автономном округе
4.1. Целью реализации Концепции является формирование креативной экономики, сохранение и наращивание человеческого капитала региона и его эффективное использование - увеличение численности предпринимателей, работающих в сфере креативных индустрий, и формирование новых устойчивых экономических специализаций.
Кроме того, реализация Концепции должна решить задачу создания новых продуктов (товаров, услуг) с высокой добавленной стоимостью в традиционных секторах экономики автономного округа, в первую очередь обрабатывающих производств и маркетинг-ориентированных секторах, с последующим увеличением экспорта таких продуктов и интеллектуальных прав.
Реализация Концепции будет способствовать: преодолению "вахтового синдрома" в экономике - работе в автономном округе ради получения дохода при реализации своих творческих возможностей и (или) культурных потребностей в других регионах, совершенствованию системы образования и повышению уровня компетенций в области креативных индустрий.
4.2. Реализация Концепции решит следующие задачи:
с одной стороны обеспечит реализацию Стратегии - 2050, которая ставит среди приоритетов диверсификации экономики развитие:
несырьевых видов деятельности (основанных на переработке сырья, в том числе нефтегазоперерабатывающих, лесопромышленных видах деятельности и производстве стройматериалов);
новых видов деятельности (маркетинг-ориентированные отрасли);
с другой стороны обеспечит возможность для самореализации и развития талантов, эффективного предпринимательства, предусмотренного подпунктами "б", "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Кроме того, реализация Концепции позволит:
определить ключевые параметры развития экосистемы креативных индустрий в автономном округе;
сформировать перечень приоритетных креативных индустрий с учетом специализации и дифференциации автономного округа;
проанализировать и систематизировать действующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях меры поддержки креативных индустрий, определить наиболее эффективные решения и пробелы в таких мерах;
определить подходы к совершенствованию нормативно-правового регулирования и финансового обеспечения креативных индустрий и креативного предпринимательства;
определить правовые параметры использования и коммерциализации неиспользуемых объектов организаций народных художественных промыслов и объектов культурного наследия для ведения предпринимательской деятельности;
улучшить доступную и территориально равномерную инфраструктуру для креативных индустрий, включающую креативные кластеры, креативные инкубаторы и иные креативные объекты;
стимулировать рост числа предпринимателей, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, а также увеличение количества рабочих мест в креативных индустриях;
усовершенствовать меры по развитию системы образования и развития компетенций, необходимых для креативных индустрий и креативного предпринимательства.
Решение задач будет осуществляться посредством взаимодействия и совместной работы с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, организациями, вовлеченными в развитие креативной экономики, - Российским центром оборота прав на результаты творческой деятельности, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Федерацией креативных индустрий, Агентством стратегических инициатив.
4.3. Приоритеты развития креативных индустрий.
Новые продукты и услуги должны быть ориентированы в том числе на экспорт в другие регионы и страны. Необходимо осуществлять работу по привлечению новых партнёров и компаний, в том числе в сфере образования, финансов и инвестиций, крупных и (или) известных компаний, работающих как в сфере креативных индустрий, так и в традиционных отраслях, например, нефтяные и деревоперерабатывающие компании.
Креативные индустрии автономного округа должны иметь свой образ, который опирается на исторически сформированный экономический и культурный код. Основой такого образа могут стать понятия "север", "экология", "экспорт", "счастье". Использование общей основы позволит создать эффективные и устойчивые бренды для широкого спектра продуктов (северная мода, поиск особой северной архитектуры и стиля), консолидировать ресурсы на продвижение и геобрендинг для достижения наибольшей капитализации субъектов креативного предпринимательства, в том числе вовлечь ведущие образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации автономного округа в подготовку кадров для креативной экономики, формирования комфортной городской среды.
При предоставлении мер поддержки креативным проектам необходимо учитывать указанную специфику, в том числе наличие в них элементов, отражающих образы, культурные коды и отличительные особенности региона.
Основным принципом выбора перспективных направлений креативных индустрий автономного округа (далее - приоритетные индустрии) является принцип баланса (раздел IV Концепции агломерации). Приоритетные индустрии должны отвечать инициативам, потребностям, творческому потенциалу жителей автономного округа как в части сфер, где они ищут занятость, интересную работу, так и в части выбора креативных продуктов (товаров, услуг). Приоритеты должны быть выбраны с учётом инвестиционной привлекательности (раздел IV Концепции агломерации) и достижения стратегических целей развития региональной экономики.
По данным мониторинга, в части инициатив, потребностей и творческого потенциала населения наиболее значимыми являются сферы: "создание и (или) продвижение товарных знаков, маркетинг" (совокупная аудитория более 131 тыс. человек), "информационные, коммуникационные и цифровые технологии" (совокупная аудитория - 89 тыс. человек), "дизайн" (совокупная аудитория более 71 тыс. человек), "аудиовизуальное искусство" (совокупная аудитория более 67 тыс. человек.). Основные потребности жителей автономного округа в части креативной экономики связаны с продуктами, направленными на улучшение качества жизни: архитектура, городская среда, мода, аудиовизуальный контент.
Получение максимального экономического эффекта от реализации креативных продуктов возможно через их интеграцию в инвестиционно привлекательные традиционные для экономики региона отрасли - нефтеперерабатывающую и лесоперерабатывающую, где есть возможный крупный заказчик, инвестор и потенциал существенного увеличения добавленной стоимости.
Совершенно новой сферой, но отвечающей инициативным потребностям и творческому потенциалу жителей, является производство креативного контента - основы киноиндустрии, маркетинга и рекламы. Смещение акцента в область индустрии рекламы и маркетинга позволит сделать эту сферу устойчивой, найти как внутреннего заказчика в части внутрироссийского и экспортного продвижения региональных продуктов, так и государственного заказчика в части геобрендинга.
Одним из основных направлений креативных индустрий, которое несет в себе большой потенциал для развития инфраструктуры и благоустройства автономного округа, является туризм. Креативные индустрии (мода, гастрономия, кинематограф и пр.) становятся отдельными туристическими нишами, которые образуют зонтичный бренд.
4.4. Баланс творческого, креативного потенциала и инвестиционных возможностей позволяет определить следующие приоритетные направления (проекты) в сфере креативных индустрий автономного округа:
а) экологическое, в том числе модульное, деревянное домостроение (индустрия архитектуры и урбанистки, далее - экоархитектура);
б) современная дизайнерская мебель и предметы быта из композитных полимерных материалов (индустрия дизайна, далее - полидизайн);
в) экологически нейтральная и перерабатываемая одежда из синтетических волокон (индустрия моды, далее - экомода);
г) "адаптивная" высокохудожественная видео- и VR-реклама, медиаконтент (видео-, фото-, полиграфическая продукция, сериалы, фильмы, подкасты и т.п.), цифровой маркетинг (индустрия медиа и рекламы), информационные технологии;
д) туризм (этнический с использованием локальных природных мест и ресурсов).
Приоритетные индустрии являются системой, способной, в частности, использовать финансовый и инфраструктурный потенциал отрасли деревопереработки, нефтепереработки и создавать заказ для отрасли цифрового маркетинга.
Система приоритетных индустрий является полной. Как показывают исследования, для устойчивости развития креативного сегмента экономики необходимо не менее 3 взаимосвязанных индустрий. Одновременно система приоритетных индустрий является уникальной - в субъектах Российской Федерации соответствующие специализации отсутствуют 3.
Соответствующие приоритетные индустрии отвечают как государственной политике в сфере творческих (креативных) индустрий, так и мировым тенденциям развития креативной экономики. Они также позволяют в полной мере задействовать имеющийся историко-культурный потенциал автономного округа, коренных малочисленных народов Севера.
4.5. Развитие указанных выше приоритетных индустрий имеет ряд рисков:
недостаток специализированных кадров в сфере архитектуры, промышленного дизайна, сценарного мастерства, социологии и изучения социальных систем, производства цифрового контента, в том числе видео- и VR;
непроявленная занятость в сфере креативных индустрий, не связанная с реализацией масштабных и амбициозных проектов и (или) новых продуктов;
отсутствие в государственных программах автономного округа положений, выделяющих приоритеты развития креативных секторов экономики и сложность администрирования таких программ;
недостаточно развита инфраструктура для коллективного использования, оснащенная научным, экспериментальным оборудованием.
Комплексный подход к реализации Концепции позволит преодолеть указанные барьеры и получить максимальный экономический эффект от развития приоритетных направлений.
5. Сценарии и этапы реализации Концепции
5.1. Возможны два сценария развития креативных индустрий для реализации Концепции.
Инерционный сценарий предполагает, что реализуемые в условиях Концепции меры несущественно повлияют на предпринимательский и социально-культурный климат. Реализация инерционного сценария приведет к сохранению имеющегося объема креативных индустрий и их умеренному росту до 1-2% в год без ощутимого влияния на традиционные отрасли экономики автономного округа и его валовой региональный продукт. Риски реализации этого сценария создают ограничения в инвестиционной, технологической и экспортной сферах, а также отсутствие необходимых регуляторных изменений на федеральном уровне, в том числе в части налоговой и инвестиционной политики в сфере креативных индустрий.
Форсированный сценарий характеризуется ощутимым откликом жителей на предпринимаемые меры, уверенность в возможностях ведения предпринимательской деятельности, основанной на результатах творчества, широкий фронт взаимодействия субъектов креативного предпринимательства с крупными, в том числе системообразующими предприятиями, и создание новых типов креативных продуктов, в первую очередь в перспективных индустриях, формировании "экономики впечатлений". Реализация форсированного сценария приведет к существенному, практически двукратному росту числа субъектов малого и среднего предпринимательства, ощутимый (до 25%) рост прибыли традиционных компаний, взаимодействующих с субъектами креативного предпринимательства за счет диверсификации выпуска продуктов (товаров, услуг) с высокой долей творческой, интеллектуальной составляющей.
Таким образом, в целях развития креативных индустрий автономного округа должен быть реализован форсированный сценарий.
5.1. Реализация форсированного сценария Концепции предполагает три основных этапа:
2023 - 2024 годы - подготовительный этап, на котором формируются необходимые нормативные, организационные и технологические решения, в частности, предусмотренные Концепцией реестры субъектов креативного предпринимательства и объектов инфраструктуры креативных индустрий, образовательные программы, управляющие компании кластеров; осуществляется планирование финансовых ресурсов, прогнозируется эффект от их использования; основными исполнителями являются исполнительные органы автономного округа;
2025 - 2027 годы - этап масштабирования, на котором формируются программы и проекты, связанные с развитием приоритетных креативных индустрий с привлечением внебюджетных источников финансирования в развитие человеческого капитала, поддержку стажировок, грантовую поддержку; основными исполнителями являются проектный офис, создаваемый в форме структурного подразделения Фонда "Мой Бизнес" либо специализированной организации по развитию креативных индустрий (далее - Проектный офис), исполнительные органы автономного округа, подведомственные им организации, в том числе созданные для реализации Концепции;
2028 - 2030 годы - этап стабилизации и устойчивого развития креативных индустрий, на котором запускается и становится работоспособным механизм инвестиций в субъекты творческого (креативного) предпринимательства. Становление "экономики впечатлений". Финансирование креативных индустрий осуществляется преимущественно при внебюджетном финансировании и создании инвестиционных платформ.
6. Результаты и показатели реализации Концепции
6.1. Основными социально-экономическими результатами реализации Концепции являются:
повышение качества жизни жителей автономного округа - доступность современных, качественных продуктов;
формирование устойчивого, узнаваемого и привлекательного бренда, отражающего ее особенности, - "северность", "экологичность", "экспорт", "счастье";
устойчивое положительное сальдо трудовых ресурсов, прекращение оттока талантов в другие регионы и привлечение (возвращение) талантливых граждан из других регионов в автономный округ, популяризация успешных проектов субъектов креативных индустрий автономного округа;
повышение устойчивости традиционных отраслей экономики, диверсификация и выпуск продукции, обладающей большей прибавочной стоимостью за счет использования результатов творческого труда и его экспорт за пределы автономного округа.
6.2. Реализация Концепции при форсированном сценарии и мероприятий приоритетного регионального проекта по развитию креативных индустрий должны обеспечить достижение следующих измеряемых показателей:
а) увеличение количества субъектов креативных индустрий в реестре субъектов креативных индустрий в 4 раза к 2030 году относительно 2022 года;
б) увеличение доли креативного предпринимательства и креативных индустрий в валовом региональном продукте на 100% к 2030 году относительно 2022 года к 2030 году (мониторинг показателя будет осуществляться после реализации форм федерального статистического наблюдения согласно разделу VIII Концепции агломерации);
в) увеличение доли занятости в креативных индустриях в 2 раза к 2030 году относительно 2022 года (мониторинг показателя будет осуществляться после реализации форм федерального статистического наблюдения согласно разделу VIII Концепции агломерации).
7. Система мер поддержки и развития креативных индустрий и креативной экономики
7.1. Система мер поддержки и развития креативных индустрий и креативной экономики базируется на постулате их устойчивой связности и неотъемлемости с культурной и экономической составляющими системы мер поддержки автономного округа и направлена на выстраивание устойчивого взаимодействия субъектов, обеспечивающих формирование пула креативных индустрий, с:
исполнительными органами автономного округа;
органами местного самоуправления, в том числе в части продвижения прорывных решений, направленных на улучшение и развитие городской среды;
компаниями крупного бизнеса для формирования новых продуктов (товаров, услуг) с более высокой добавленной стоимостью, формирования новых ниш для инвестиций и создания рабочих мест;
образовательными организациями для развития новых программ, обновления и актуализации существующих, увеличения количества обучающихся, расширению сетевых программ;
организациями культуры, содействующими процессу творческой и культурной активности, основанными на использовании культурного наследия, искусства, современного медиа контента.
7.2. Система мер поддержки субъектов креативного предпринимательства и креативных индустрий включает мероприятия по следующим направлениям:
а) развитие компетенций и человеческого капитала;
б) формирование кластерной, производственной инфраструктуры;
в) управление правами интеллектуальной собственности, нематериальная капитализация и сокращение транзакционных издержек участников креативных индустрий;
г) формирование инфраструктуры доступа к финансированию для субъектов креативного предпринимательства и внутрирегиональной кооперации;
д) создание стимулов для ведения предпринимательской деятельности, выхода субъектов креативного предпринимательства из "серой" модели работы, закрепления людей и компаний креативного предпринимательства в автономном округе;
е) использование культурного наследия и геобрендинга;
ж) развитие межрегиональной кооперации и экспорта.
7.3. Развитие компетенций и человеческого капитала обеспечивается реализацией следующих программ и проектов:
а) привлечение специалистов в сфере креативных индустрий для разработки дополнительных профессиональных программ высшего образования в образовательных организациях высшего образования автономного округа, обеспечивающих необходимый и достаточный набор компетенций для развития приоритетных креативных индустрий, определённых пунктом 4.4 Концепции.
Образовательные программы будут реализованы с использованием сетевых форм (статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") совместно с ведущими российскими федеральными и национальными исследовательскими университетами;
б) проект "Школа креативных индустрий" для школьного возраста в инициативе социально-экономического развития России до 2030 года "Придумано в России" (пункт 7 распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р).
Указанная инициатива нацелена на реализацию культурно-просветительских программ с целью ознакомления обучающихся (в общем объеме не менее 144 академических часов) со знаниями в сфере творческих (креативных) индустрий, создания творческих проектов с использованием современных цифровых технологий, применения полученных знаний и умений при реализации творческих проектов;
в) создание пилотной площадки "Подготовка кадров для креативных индустрий в системе профессионального образования на основе моделей колледжа креативных индустрий" на базе бюджетного учреждения профессионального образования автономного округа "Советский политехнический колледж";
г) курсы по правам интеллектуальной собственности и современным способам распоряжения такими правами в цифровой среде, ориентированные на следующие целевые группы:
студенты, осваивающие программы бакалавриата и среднего профессионального образования (креативное предпринимательство, основанное на результатах творчества, формы и виды интеллектуальной собственности в экономике, защита прав в творческой, технологической и предпринимательской сферах);
предпринимательское сообщество (оценка стоимости нематериальных активов, распоряжение интеллектуальными правами, доступ к инвестициям и кредитным ресурсам с использованием интеллектуальной собственности, коммерческая концессия, защита прав на цифровые и материальные продукты).
Указанные курсы будут реализованы на базе колледжа креативных индустрий, образовательных организаций высшего образования, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 7.3 Концепции, и Фонда поддержки предпринимательства Югры "Мой Бизнес" (далее - Фонд "Мой Бизнес") по мере набора групп в очно-дистанционной форме с участием ведущих организаций в сфере интеллектуальной собственности;
д) в целях развития творческого мышления граждан дополнительно могут проводиться обучающие мероприятия по креативным методам и их применению в предпринимательской деятельности;
е) поддержка субъектов предпринимательской деятельности при стажировках в ведущие компании, работающие в сфере креативных индустрий, при наличии согласия таких компаний и плана стажировки, а также организации кратких собеседований, в том числе профессионально-ориентационных, в компаниях, являющихся субъектами креативного предпринимательства автономного округа;
ж) проведение фестивалей, конкурсов, направленных на популяризацию работы в сфере креативных индустрий, признание лидеров в сфере креативной экономики, межрегиональной и международной кооперации, включая приглашение менторов (экспертов, наставников), в том числе действующих деятелей искусств, предпринимателей России, автономного округа в сфере креативных индустрий, для передачи передового опыта и знаний.
7.4. Формирование кластерной, производственной инфраструктуры осуществляется посредством следующих мер и проектов:
а) создание кластеров креативных индустрий (раздел I Концепции агломерации), соответствующих приоритетным креативным направлениям, определенным подпунктами "а" - "г" пункта 4.4 Концепции, расширение сети арт-резиденций в муниципальных образованиях автономного округа, соответствующих стандарту, определенному Федеральным агентством по делам молодежи для арт-резиденций. Такие кластеры планируется создать на основе концессионных соглашений, государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства либо с ведущими компаниями автономного округа, заинтересованными в развитии соответствующих продуктов (товаров, услуг), с применением различных форм планирования территориального устройства.
Соучредителями управляющих компаний кластеров и участниками их создания, которые оказывают содействие в подборе необходимого оборудования для прототипирования и мелкосерийного производства, организации стажировок, предусмотренных подпунктом "д" пункта 7.2 Концепции, могут быть ведущие российские профильные союзы и ассоциации, исполнительные органы и организации автономного округа в соответствии с их полномочиями, образовательные организации высшего образования;
б) создание единого регионального реестра помещений для льготного использования субъектами креативного предпринимательства с открытой системой его обновления уполномоченными исполнительными органами автономного округа и заинтересованными лицами, в том числе крупного бизнеса, и конкурентных заявок на их использование;
в) введение льготных арендных ставок для объектов инфраструктуры, предусмотренных подпунктами "а", "б" настоящего пункта, в соответствии с возможностями, установленными законодательством Российской Федерации, включая присвоение таким объектам специальных статусов;
г) разработка и реализация механизма частичного субсидирования затрат на приобретение инструментального программного обеспечения для создания креативных продуктов;
д) развитие приоритетного креативного направления, определенного подпунктом "г" пункта 4.4 Концепции. Также планируется развитие медиакластера, созданного на базе автономного учреждения автономного округа "Окружная телерадиокомпания "Югра".
7.5. Содействие в управлении правами интеллектуальной собственности, нематериальной капитализации и сокращении транзакционных издержек участников креативных индустрий осуществляется посредством:
а) консультирования по вопросам интеллектуальной собственности на базе действующих в автономном округе центров поддержки технологий и инноваций при возможном участии Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности" (Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 378 "О создании Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности"), оказании поддержки Фондом "Мой Бизнес" в сфере патентования;
б) формирования и ведения реестров субъектов креативных индустрий, предусмотренных Законом N 70-оз, в части:
их систематизации с выделением реестра инфраструктурных объектов для креативных индустрий (в том числе образовательных услуг, кластеров креативных индустрий, центров прототипирования, торговой инфраструктуры: галереи и выставки, финансовые и сервисные организации) и формированием реестра субъектов креативного предпринимательства;
введения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам креативного предпринимательства;
определения мер поддержки субъектов креативного предпринимательства при создании и (или) приобретении результатов интеллектуальной деятельности, в случае если их деятельность обеспечила по итогам года изменение региональных показателей нематериальных активов и инвестиций в основной капитал (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации");
определения порядка финансовой поддержки на развитие и (или) возмещение затрат инфраструктурных объектов для креативных индустрий;
в) размещения информации и продвижения цифровых платформ и сервисов, функционирующих на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры управления правами на результаты творческой деятельности, в том числе в научно-технической сфере (пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 378 "О создании Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности"), и использования сведений указанной инфраструктуры для "бесшовного" оказания услуг по поддержке (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2021 года N 1644 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности").
7.6. Формирование инфраструктуры доступа к финансированию для субъектов креативного предпринимательства и внутрирегиональной кооперации формируется посредством следующих мероприятий и проектов:
а) грантовое целевое финансирование творческих, научно-технических проектов, направленных на создание продуктов (товаров, услуг):
по приоритетным креативным индустриям, определенным пунктом 4.4 Концепции;
по иным направлениям креативных индустрий за счет средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, в том числе с предоставлением получателям поддержки налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Грантовая поддержка в сфере креативных индустрий оказывается специализированными организациями автономного округа и иными органами или организациями, осуществляющими поддержку научной, научно-технической и инновационной деятельности, в соответствии с утвержденными порядками.
Вместе с этим муниципальные образования вправе создать ресурсные центры по поддержке креативных индустрий, в функциях которых будет информационно-консультационная поддержка в том числе по получению грантовой поддержки;
б) содействие специализированным фондам с участием крупных промышленных предприятий в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, которые создают креативные продукты (товары, услуги) в приоритетных креативных индустриях. Для отбора таких субъектов, оценки коммерческой привлекательности создаваемых ими креативных продуктов (товаров, услуг), аудита интеллектуальной собственности создается цифровая экосистема.
Она обеспечит доступ к услугам краудинвестинговых платформ, осуществляющих кредитование под залог интеллектуальных прав и функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о привлечении инвестиций (Федеральный закон от 2 августа 2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
в) обеспечение стимулирующего спроса на креативные продукты (товары, услуги) субъектов креативного предпринимательства при проведении мероприятий в сфере развития туризма, городской среды, широкого использования региональных брендов;
г) реализация программы рибейтов, направленной на возмещение затрат субъектов креативного предпринимательства на съемку национальных фильмов в автономном округе.
7.7. Создание стимулов для ведения предпринимательской деятельности, выхода субъектов креативного предпринимательства из "серой" модели работы, закрепления людей и компаний креативного предпринимательства в автономном округе обеспечивается:
а) государственной поддержкой субъектов креативного предпринимательства при расширении присутствия в регионах Российской Федерации и за рубежом по договорам коммерческой концессии;
б) установлением общих критериев и правил доступа к финансовым и нефинансовым мерам поддержки для субъектов креативного предпринимательства;
в) содействием преобразованию самозанятых, "фрилансеров", индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере креативных индустрий, в юридические лица, позволяющие привлекать инвестиции и создавать рабочие места, а также снижением издержек на администрирование таких юридических лиц.
7.8. Поддержка использования культурного наследия и геобрендинга реализуется посредством следующих проектов:
а) отнесение продуктов, изготавливаемых в автономном округе, к изделиям народных художественных промыслов на основе решений Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам автономного округа (далее - Совет) в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, перечнем мест бытования народных художественных промыслов в автономном округе, утвержденным постановлением Правительства автономного округа;
б) документирование изделий народных художественных промыслов, уникальных способов их производства, а также рецептов (способов приготовления) блюд коренных малочисленных народов Севера автономного округа, их маркировка специальными сертификационными знаками, защищающими права потребителей;
в) формирование и ведение реестра объектов нематериального культурного наследия народов автономного округа, включающего в себя объекты в виде обычаев, знаний и навыков, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, представляющие историческую и культурную значимость, для их использования в современных продуктах;
г) создание цифровых копий музейных предметов и коллекций;
д) оцифровка изданий, обладающих признаками книжных памятников;
е) разработка брендбуков для приоритетных креативных индустрий, определённых пунктом 4.4 Концепции, обеспечение регистрации объектов, входящих в такой брендбук, в том числе объектов авторских прав, коллективных товарных знаков, наименований места происхождения товаров и географических указаний по национальной и международной процедуре.
Обеспечение лицензирования таких брендбуков компаниям автономного округа, в том числе с помощью цифровых технологий (статья 160 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Реализация брендинга муниципальных образований осуществляется в соответствии с Концепцией развития территориального маркетинга и брендинга в автономном округе до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства автономного округа от 19 октября 2018 года N 539-рп;
ж) стимулирование производства товаров и услуг, включая ремесленнические, с использованием символики культурного наследия коренных малочисленных народов Севера в различных сферах (анимация, дизайн, IT-технологии, сувенирная продукция и т.д.).
7.9. Межрегиональная кооперация и экспорт реализуется посредством:
а) стимулирования спроса региональных креативных продуктов (товаров, услуг), позволяющих преодолеть недоверие и ограничение сбыта на внутрирегиональном рынке и в других субъектах Российской Федерации;
б) содействия в проведении маркетинговых исследований и (или) участия в выставках креативных продуктов (товаров, услуг), а также продуктов с высокой долей творческой составляющей в других странах;
в) реализации мер поддержки выхода субъектов креативного предпринимательства на российский рынок, рынки Евразийского экономического союза, других стран, включая содействие размещению на маркетплейсах, поддержку маркетинга для роста объемов потребления продуктов, в том числе через социальные сети и платформы, оказание содействия в организации логистических цепочек.
8. Управление реализацией Концепции
8.1. Для эффективной реализации Концепции необходимо осуществлять мониторинг:
а) количества созданных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации вне зависимости от затрат на создание (изготовление) таких результатов (на основе данных, представленных уполномоченными организациями (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2021 года N 1644 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности");
б) количества людей, вовлеченных в создание (изготовление) результатов интеллектуальной деятельности, учитываемых в качестве авторов результатов интеллектуальной деятельности (на основе данных, представленных уполномоченными организациями (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2021 года N 1644 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности"));
в) числа субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере креативных индустрий, а также относящихся к креативным предпринимателям (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации");
г) уровня "креативной интенсивности" как доли вовлеченных в создание (изготовление) результатов интеллектуальной деятельности (подпункт "б" настоящего пункта) к среднегодовой численности занятых в экономике региона.
8.2. Проектный офис организует мониторинг состояния креативных индустрий и показателей результативности, определённых пунктом 6.2 Концепции.
А также взаимодействие с исполнительными органами автономного округа по выполнению мероприятий, определенных планом мероприятий по развитию креативных индустрий, с федеральными органами исполнительной государственной власти по следующим направлениям:
с Министерством культуры Российской Федерации в части реализации Концепции агломераций;
с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в части развития деревянного экологического, в том числе модульного домостроения (подпункт "а" пункта 4.4 Концепции);
с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в части развития индустрии современной дизайнерской мебели и предметов быта из композитных полимерных материалов (подпункт "б" пункта 4.4 Концепции);
с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части развития индустрии экологически нейтральной и перерабатываемой одежды из синтетических волокон (подпункт "в" пункта 4.4 Концепции);
с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации в части развития индустрии "умной" высокохудожественной видео- и VR-рекламы, медиаконтента, цифрового маркетинга (подпункт "г" пункта 4.4 Концепции).
8.3. Для координации действий, консолидации усилий представителей креативных индустрий, традиционных индустрий, а также исполнительных органов, органов местного самоуправления, образовательных организаций высшего образования, контроля исполнения мероприятий плана предполагается создание совещательного органа - Координационного совета по развитию креативного предпринимательства.
В его функции войдут: оценка эффективности реализации и подготовка предложений в план мероприятий по развитию креативных индустрий, рассмотрение и одобрение программ, направленных на развитие креативных индустрий и (или) отдельных продуктов, формирование критериев отбора креативных проектов, претендующих на меры государственной поддержки, выработка предложений по развитию креативных индустрий в отдельных отраслях и муниципалитетах.
Кроме того, в функции Координационного совета будет входить создание и курирование деятельности рабочих групп по вопросам развития креативных индустрий.
Расширения функций исполнительных органов автономного округа и подведомственных им учреждений не требуется.
-------------------------------------------
1По данным инвестиционного портала автономного округа, https://investugra.ru/about/Information/
2По данным показателя Росстата "Среднегодовая численность населения в разрезе городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", по состоянию на 1 января 2022 года уровень городского населения составил 1570705 человек (92,7% от общей численности населения)
3Креативные специализации российских городов. Научный дайджест. Спецвыпуск, НИУ "Высшая школа экономики", февраль 2022, https://www.hse.ru/data/2022/02/16/1747107914/Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_Creative_Cities_02-2022.pdf
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 14 апреля 2023 г. N 192-рп "О Концепции развития креативных индустрий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.