Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации города
Симферополя Республики Крым
от 10.01.2023 N 37
Приложение 2
к постановлению
Администрации города
Симферополя Республики Крым
от 06.10.2021 N 6309
Пояснительная записка к Прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Крым от 02.06.2015 N 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым", а также постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 11.09.2015 N 876 "Об утверждении Положения о порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на среднесрочный или долгосрочный периоды".
Стратегические цели муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - городской округ Симферополь, муниципальное образование) на долгосрочный период сформированы исходя из приоритетов и ориентиров национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года, утвержденной решением 80-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 19.12.2017 N 1462 (в ред. от 29.09.2022) (далее - Стратегия), мероприятиями, реализуемыми в рамках Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 (далее - Государственная программа), а также с учетом прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Крым на период до 2036 года.
При разработке прогноза использовались данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю, ТО ГКУ "Центр занятости населения" в г. Симферополь, Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым, ИФНС России по г. Симферополю, отраслевых (функциональных) органов администрации города Симферополя, а также применялись индексы-дефляторы.
Прогноз разработан на основе текущих внутренних и внешних тенденций.
В условиях нестабильного экономического положения, а также стремительно изменяющейся внешней среде, усилились внутренние факторы развития городского округа Симферополь:
- необходимость полного выполнения социальных обязательств перед жителями городского округа Симферополь и первоочередное обеспечение этих расходов, особенно в период сокращения экономической активности. Это значительно ограничивает возможность концентрации расходов на инвестиционные проекты в прорывных секторах экономики, которые в долгосрочной перспективе могут сформировать увеличение прибавочной стоимости и создать основу для стабильного роста производительности труда;
- снижение деловой и инвестиционной активности, что привело к значительному сокращению инвестиционных вложений.
На долгосрочный период сохранится влияние следующих внешних факторов развития городского округа Симферополь:
- сохранение высокой доли инвестиционных вложений в инфраструктурные отрасли экономики;
- сохранение неопределенности на внешних рынках, вызванных изменением приоритетных направлений развития партнерских отношений, в том числе в части инновационного деятельности, внедрения результатов научно-технического прогресса в деятельность субъектов предпринимательства.
Преодоление системных внешних и внутренних ограничений развития городского округа Симферополь планируется в рамках одобренного на федеральном уровне Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, реализации основных направлений развития, отраженных в Стратегии, национальных (региональных) проектах, государственных и муниципальных программах, что позволит создать высокоэффективную и устойчивую экономику с высокой производительностью труда, обеспечить дальнейшее развитие городского округа Симферополь как административного, финансово-делового и культурно-исторического центра Республики Крым, а также сформировать прочную основу для повышения благосостояния граждан.
Вариант 1 - базовый - является основным вариантом прогноза и описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики городского округа Симферополь. Вариант 2 - консервативный - основан на предпосылке о неблагоприятной экономической ситуации, структурном замедлении темпов ее роста. Вариант 3 - целевой - предполагает активизацию хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности субъектов предпринимательства, обеспечивающей полное восстановление, а также прогнозируемую динамику роста занятости и доходов населения.
Как в базовом, так и целевом вариантах, заложена успешная реализация структурных мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Эти меры, реализуемые, как в рамках управленческого механизма национальных (региональных) проектов, так и за его пределами, должны обеспечить повышение инвестиционно-инновационной активности, с одной стороны, и рост доходов населения с другой.
Ключевое отличие базового, консервативного и целевого сценариев заключается в предположении о скорости и эффективности реализации структурных мер муниципальной политики, а также в скорости адаптации к ухудшившимся в текущем периоде условиям и факторам социально-экономического развития.
В то же время, поэтапное внедрение технологических инноваций в разных отраслях экономики, с учетом качественного управления в государственном, муниципальном и частном секторах, будет способствовать перераспределению занятости из трудоемких сфер с низким уровнем заработной платы, в сферу услуг с более высоким уровнем оплаты труда.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития городского округа Симферополь за 2020 год
Население. В 2021 году наблюдалось снижение численности постоянного населения городского округа Симферополь за счет увеличения естественной убыли населения по сравнению с январем-декабрем 2020 года (в 1,8 раз). Так, среднегодовая численность населения в 2021 году составила 355,2 тыс. человек, отмечается снижение на 1,12% или на 4 031 человек по сравнению с 2020 годом.
При этом в 2021 году родилось 3 975 человек, что меньше на 5,4% по сравнению с 2020 годом, умерло 6 790 человек, что больше на 16,4% по сравнению с 2020 годом.
Общий коэффициент смертности составил 19,1 умерших на 1000 человек населения. Коэффициент рождаемости составил 11,2 родившихся на 1000 человек населения.
Основной причиной естественной убыли населения стало ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Республики Крым.
Положительное влияние на демографическую ситуацию оказали миграционные процессы. Так, наблюдалось положительное сальдо миграции - 980 человек. В целом, число прибывших по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 13,4% и составило 8 578 человек, число убывших уменьшилось на 22,9% и составило 7 598 человек.
Промышленное производство. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (далее - объем отгруженных товаров), в 2021 году составил - 45 180,2 млн. руб., что на 15,6% больше, чем в предыдущем году, в том числе:
- объем отгруженных товаров на предприятиях по добыче полезных ископаемых снизился на 4,2% и составил 6 806,7 млн. руб.;
- объем отгруженных товаров на предприятиях обрабатывающих производств увеличился на 17,6% и составил 13 579,6 млн. руб.;
- объем отгруженных товаров на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха уменьшился на 27% и составил 22 779,5 млн. руб.;
- объем отгруженных товаров на предприятиях водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений увеличился на 5,3% и составил 2 014,4 млн. руб.
Инвестиции. Объем инвестиций в основной капитал (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами), составил 42,1 млрд. руб., что на 50,6% меньше чем по сравнению с 2020 годом.
Причиной снижения показателя стало завершение реализации крупных инвестиционных проектов на территории городского округа Симферополь, а также сокращение объемов инвестиций со стороны частных субъектов экономической деятельности в условиях экономической нестабильности, вызванной неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, а также санкционным давлением со стороны иностранных государств.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в 2021 году составил 49 972,8 руб., что на 4,7% больше, чем в 2020 году.
Удельный вес городского округа Симферополь по объему инвестиций в структуре Республики Крым по итогам 2021 года составляет 41,05%.
Малое и среднее предпринимательство. По состоянию на 31.12.2021 в Единый реестр юридических лиц внесено 25 253 субъекта предпринимательства.
Значительную долю в численности субъектов малого и среднего предпринимательства занимают индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (61%).
С учетом того, что численность постоянного населения по состоянию на 01.01.2022 составила 355,2 человек, число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек в 2021 году, как и в 2020 году, составило - 713 ед. Динамика значения данного показателя обусловлена постепенной стабилизацией экономической ситуации в условиях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки.
Строительство. Объем выполненных предприятиями и организациями городского округа Симферополь работ по виду деятельности "Строительство" в 2021 году составил 63 028,7 млн. руб., что в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года на 43,3% меньше, чем в 2020 году.
Площадь жилых помещений, введенных в эксплуатацию в 2021 году, составила 195,3 тыс. кв. м. и уменьшилась на 23,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Площадь жилых помещений, построенная за счет собственных средств населения, в 2021 году снизилась на 50,8% и составила 44,7 тыс. кв. м. На индивидуальное строительство приходилось 22,9% от общего числа введенных помещений в городском округе Симферополь.
Причиной снижения объемов строительства является, прежде всего, окончание реализации крупных проектов на территории Республики Крым, в том числе в муниципальном образовании, а также уменьшение уровня благосостояния населения ввиду сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2021 году увеличилась на 1,8% и составила 16,9 кв. м.
Транспорт. В 2021 году услугами автомобильного транспорта общего пользования городского округа Симферополь (с учетом перевозок индивидуальными предпринимателями) воспользовались 65,1 млн. пассажиров, что на 40,7% больше объема пассажироперевозок предыдущего года. Пассажирооборот по сравнению с 2020 годом увеличился на 23,7% и составил 1013,6 млн. пассажиро-километров.
В разрезе муниципальных образований Республики Крым удельный вес пассажирооборота автомобильного транспорта городского округа Симферополь в 2021 году составил 54,4%.
В 2021 году автомобильным транспортом крупных и средних организаций городского округа Симферополь выполнено 10,2% общего объема грузоперевозок Республики Крым. Данным видом транспорта перевезено 560,7 тыс. т. грузов, что на 9,8% меньше по сравнению с 2020 годом. Грузооборот по сравнению с аналогичным периодом 2020 года снизился на 21,9% и составил 43,8 млн. тонно-километров.
Снижение грузооборота автомобильным транспортом обусловлено изменением вида используемого транспорта при перевозках (на железнодорожный и авиатранспорт).
Доходы населения, труд и занятость. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) одного работника организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по городскому округу Симферополь в 2021 году составила 47 650 руб., что на 10,3% больше, чем в 2020 году (в среднем по Республике Крым - 40 716 руб.).
Увеличение данного показателя зафиксировано во всех сферах экономической деятельности.
Средняя численность работников городского округа Симферополь в 2021 году составила 115 470 человек, что на 0,6% больше, чем в 2020 году.
Основная доля работников занята в таких сферах, как образование (16,0%), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (15,5%), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (14,2%), промышленное производство (10,4%), торговля оптовая и розничная (10,4%).
Численность горожан, имеющих официально статус безработного, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года снизилась на 99,9% и составила 2 602 человека.
Оценка факторов и ограничений экономического роста городского округа Симферополь на долгосрочный период
Факторы ускорения экономического роста городского округа
Симферополь, а также потенциально возможные угрозы, оказывающие влияние на его социально-экономическое развитие, рассматриваются с учетом
тенденций и процессов в экономической, технологической, социальной и культурной сферах Российской Федерации и Республики Крым.
К факторам, определяющим конкурентные преимущества городского округа Симферополь, относятся:
- высокая инвестиционная привлекательность;
- действие льготного режима Свободной экономической зоны;
- сохранившийся производственный потенциал (машиностроение, пищевая, легкая промышленность и др.), наличие крупных высокотехнологичных, стратегически важных предприятий;
- наибольшая доля по объему отгруженной продукции, а также в региональном обороте организаций по видам экономической деятельности;
- концентрация научных и технологических компетенций (крупный вуз федерального масштаба ФГАОУ ВО "КФУ имени В.И. Вернадского", ФГБУН "НИИ сельского хозяйства Крыма" и др.);
- сохранение спокойной межконфессиональной и межнациональной ситуации;
- высокая активность субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с другими муниципальными образованиями Республики Крым;
- постоянно развивающийся строительный комплекс, наличие запасов строительных материалов в близлежащих муниципальных образованиях;
- статус республиканского центра, повышающий инвестиционную привлекательность, концентрация учреждений государственной власти;
- наличие специализированных органов поддержки предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности.
К слабым сторонам, ограничивающим муниципальное развитие, представляющим угрозу стабильности социально-экономической ситуации, относятся:
- риск снижения темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, уровня доходов и покупательной способности населения;
- риск сохранения и ухудшения процессов депопуляции населения, снижения ожидаемой продолжительности жизни, сокращения трудовых ресурсов ввиду активации процессов миграции (убыли населения) и снижения уровня рождаемости;
- ухудшение экологической ситуации и возникновения серьезных экологическим проблем вследствие увеличения антропогенной нагрузки;
- отсутствие свободных земельных участков от прав третьих лиц;
- высокий уровень износа основных фондов в социальной и экономической сферах;
- нарушение прежних кооперационных связей, изменение рынков сбыта, снижение интенсивности внешнеэкономических связей;
- высокая ресурсоемкость экономики;
- действие экономических санкций, ограничивающих приток иностранных и частных российских инвестиций;
- ограниченный доступ к рынку капитала, высокая стоимость финансовых ресурсов;
- низкий уровень инновационной активности предприятий ввиду ограниченного доступа к результатам научно-технического прогресса;
- дефицит высококвалифицированных кадров для будущего технологического рывка;
- высокий износ транспортной и инженерной инфраструктуры;
- необходимость в ремонте (реконструкции) ряда объектов социальной инфраструктуры и жилищного фонда;
- увеличения уровня антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- отсутствие научных центров всероссийского значения в ключевых отраслях производственной специализации.
Возможностями развития для городского округа Симферополя могут быть:
- дифференциация экономических и культурных связей посредством заключения новых союзов с субъектами Российской Федерации, дружественными странами, что поспособствует притоку прямых инвестиций в экономику городского округа Симферополь, развитию культурной составляющей муниципального образования;
- внедрение производственных, управленческих и маркетинговых инноваций в процесс функционирования субъектов хозяйственной деятельности;
- повышение туристической привлекательности городского округа Симферополь за счет обновления материальной базы учреждений культуры, разработки и реализации образовательных программ;
- привлечение дополнительных федеральных финансовых ресурсов через участие в государственных программа Российской Федерации, дополнительных внебюджетных источников;
- интеграция предприятия муниципального образования в промышленные кластеры.
1. Население
Муниципальная политика городского округа Симферополь в сфере демографии на период до 2036 года будет направлена на увеличение числа родившихся, уменьшение смертности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении, развитие и усовершенствование системы здравоохранения, внедрение современных передовых стандартов качества жизни и долголетия.
При этом экологическая политика, политика охраны здоровья рассматриваются как одна из основ для последовательного роста качества жизни в городском округе Симферополь, постепенного увеличения продолжительности жизни.
В целях стабилизации демографической ситуации в городском округе Симферополь в долгосрочной перспективе продолжится реализация мероприятий национальных (региональных) проектов, направленных на улучшение репродуктивного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни, стимулирование к занятиям физкультурой и спортом. Кроме того, стимулирования рождаемости населения планируется осуществляться посредством реализации мер финансовой и имущественной поддержки молодых семей.
Среднегодовая численность населения к 2036 году по базовому варианту составит 363,0 тыс. чел. Также в прогнозном периоде ожидается увеличение продолжительности жизни мужчин и женщин - с 69,7 лет в 2021 году до 81,26 годам к 2036 году.
Коэффициент рождаемости к 2036 году по базовому варианту прогноза составит 9,8 на 1000 чел. населения.
Увеличение рождаемости обусловлено поэтапным повышением уровня оказания крупнейшими учреждениями здравоохранения Республики Крым акушерско-гинекологической, перинатальной помощи гражданам, а также неонатальной помощи и помощи новорожденным. Кроме того, повышение уровня рождаемости в прогнозном периоде будет обеспечиваться в том числе за счет создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей.
В прогнозном периоде коэффициент смертности по базовому варианту к 2036 году составит 17,2 на 1000 чел. населения.
Снижение показателя обусловлено реализацией мероприятий по совершенствованию профилактики заболеваний, повышению уровня диагностики лечебно-профилактическими учреждениями заболеваний на ранних стадиях.
2. Промышленное производство
При определении прогнозных параметров развития производственной сферы учитывались нацеленность промышленного производства на повышение эффективности и конкурентоспособности за счет перевооружения и модернизации действующих производств, внедрение инновационных технологий, реализацию инвестиционных проектов, а также увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Реальный сектор экономики городского округа Симферополь развивается достаточно активно и является относительно диверсифицированным, а также восприимчивым к изменениям.
Отраслевая структура промышленности городского округа Симферополь представлена пищевой, легкой и перерабатывающей промышленностями, добычей природных ископаемых, приборостроительными предприятиями, предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды и др.
Кроме того, по сравнению с другими муниципальными образованиями Республики Крым, городской округ Симферополь характеризуется наиболее высоким уровнем развития деловой среды, кредитно-банковской системы и сферы обслуживания.
Доля городского округа Симферополь в региональном обороте организаций по видам экономической деятельности составляет - более 40%.
Промышленный сектор городского округа Симферополь обеспечивает 79,9% добывающей промышленности, 34,4% производства и распределения электрической энергии, газа и пара, кондиционирования воздуха Республики Крым, 24,9% услугами водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений, 16% продукции обрабатывающей промышленности.
Базовый сценарий прогноза предусматривает сохранение положительного тренда в экономической активности предприятий в целом по промышленному сектору. Однако в добывающей промышленности будет наблюдаться снижение объема производства, вызванного инфраструктурными ограничениями, также связанного с замедлением роста мировой экономики и постепенной адаптацией мирового энергетического рынка к новым условиям (замещение российских энергоносителей на рынках ряда стран, а также перенаправление российского энергетического экспорта в дружественные страны).
Тем не менее, в течение прогнозируемого периода планируется развитие существующего промышленного потенциала, а также создание новых производственных мощностей, повышение экологичности промышленных предприятий, повышение производительности труда, реализация ряда мероприятий в части реновации заброшенных промышленных зон и освоения пустырей, дальнейшее расширение сотрудничества предприятий с производителями других регионов России.
Кроме того, за счет реализации вышеуказанных мероприятий, а также мероприятий в рамках национальных проектов по направлениям цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, к 2036 году планируется развитие высокотехнологичной промышленности (в том числе пищевых предприятий), наукоемких видов деятельности. В условиях активизации промышленной политики со стороны республиканских органов власти планируется формирование новых "точек роста" и развития кластеров, что приведет к повышению объемов промышленного производства и увеличению добавленной стоимости.
К 2036 году по базовому варианту прогнозируется следующая динамика объема отгруженных товаров: на предприятиях по добыче полезных ископаемых в размере 6 093,3 млн. руб., на предприятиях обрабатывающих производств в размере 21 209,1 млн. руб., на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром в размере 24 138,9 млн. руб., на предприятиях водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов - 2 433,5 млн. руб.
3. Инвестиции
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций осуществляется в рамках реализации федеральных, республиканских, государственных и муниципальных программ.
Городской округ Симферополь осуществляет функции финансового центра в рамках реализации мероприятий крупных инвестиционных проектов, в том числе, в рамках Государственной программы.
В экономику городского округа Симферополь осуществляется более 40% от общего объема региональных инвестиций в основной капитал.
На территории городского округа Симферополь реализуется 36 инвестиционных проектов на общую заявленную сумму инвестиций 38,0 млрд. руб. Инвестиционные проекты реализуются в таких сферах, как промышленность (10 проектов), торговля и логистика (6 проектов), спорт (2 проекта), транспорт (6 проектов), жилищное строительство (8 проектов), в сфере жилищно-коммунального хозяйства (1 проект), сельского хозяйства (1 проект), здравоохранения (1 проект), строительства (1 проект).
Интерес потенциальных инвесторов вызван географическим положением, развитой деловой средой, наличием на территории города органов власти всех уровней, а также высоким уровнем развития всех отраслей экономики.
Объем инвестиций в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории городского округа Симферополь (без учета субъекта малого и среднего предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), на душу населения с 2016 по 2020 годы также вырос: 70,5 тыс. руб. в 2016 году, 118,5 тыс. руб. в 2017 году, 256,8 тыс. руб. в 2018 году, 213,7 тыс. руб. в 2019 году, 232,9 тыс. руб. в 2020 году. По данному показателю городской округ Симферополь является одним из лидирующих муниципальных образований Республики Крым.
Необходимо отметить, что городской округ Симферополь является одним из наиболее привлекательных муниципальных образований Республики Крым для инвестора, что подтверждается лидирующей позицией по количеству заключенных инвестиционных соглашений. Так, за период 2017 - 2021 годов инвесторами выполнено социальных обязательств на общую сумму 24 159 000 руб., в результате чего, на территории городского округа Симферополь осуществлены:
- установка современных детских игровых комплексов;
- асфальтирование дорог на участках, не включенных в федеральные целевые программы;
- строительство муниципальной спортивной площадки и прочее.
Положительное влияние на рост объемов инвестиций также оказывает функционирование Свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) на территории Республики Крым.
Так, городской округ Симферополь занимает 1 место по количеству заключенных договоров участниками СЭЗ (705 договоров).
Основным направлением развития инвестиционного потенциала городского округа Симферополь в долгосрочной перспективе будет являться:
- создание условий для развития городских пространств;
- снижение административных барьеров для развития бизнеса;
- развитие межсубъектного и международного сотрудничества;
- создание и развитие промышленных центров, индустриальных парков, где сосредоточены оптово-распределительные комплексы и формируется опорный пункт транспортно-логистических цепочек;
- создание транспортного хаба с логистическим центром, гостиничной инфраструктурой, экспоцентром и пр.
Повышению инвестиционной привлекательности городского округа Симферополь в прогнозном периоде будет способствовать реализация политики, направленной на создание новых проектов в форме муниципально-частного партнерства (в том числе в рамках реализации мероприятий муниципальных программ), а также поддержка различных социально-значимых проектов и увеличение числа потенциальных инвестиционных площадок с развитой инфраструктурой.
В целом к 2036 году прогнозируется планомерный рост объема инвестиций в основной капитал: 2023 год - 46,4 млрд. руб., 2024 год - 48,2 млрд. руб., 2025 год - 50,0 млрд. руб., 2026 год - 51,8 млрд. руб., 2027 - 2030 годы - 53,6 млрд. руб., 2030 - 2036 годов - 55,8 млрд. руб. (по базовому варианту).
4. Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики городского округа Симферополь и является важнейшей составляющей стабильного экономического развития, обеспечивающей значительную часть занятости населения, и играющее существенную роль в социальной жизни населения.
В городском округе Симферополь зарегистрировано и осуществляют свою деятельность около 1/3 субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым.
С целью популяризации предпринимательской деятельности на территории городского округа Симферополь на постоянной основе оказывается поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства. Совместно с АО "Корпорация развития Республики Крым" оказывается информационная и консультационная поддержка физических и юридических лиц по участию в программах поддержки, в том числе в рамках программ финансовой поддержки, обеспечения доступа к закупкам крупнейших заказчиков, информационно-маркетинговой поддержки, имущественной поддержки, правовой поддержки и пр. Ежегодно, администрацией города Симферополя предоставляется финансовая поддержка в виде субсидии (гранта) субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального образования на возмещение части затрат по участию в выставках или ярмарках, на обновления основных средств, на возмещение фактически понесенной части затрат на уплату процентов по микрозаймам, полученным в микрокредитной компании "Фонд микрофинансирования предпринимательства в Республике Крым", на возмещение части затрат на развитие товаропроводящей сети по реализации ремесленных изделий и продукции, затрат на сырье, расходные материалы и инструменты, используемые в ремеслах, субсидия на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества.
В настоящее время в городском округе Симферополь наблюдается существенное увеличение количества зарегистрированных в качестве самозанятых, а также положительная динамика среднесписочной численности работников в субъектах МСП и их оборота от основного вида деятельности. Так, в 2021 году количество самозанятых составило 8 344 человека, что в 4,7 раза больше, чем в 2020 году (1 782 человека).
Учитывая темпы экономического роста, а также существующие ограничения со стороны внешней среды, в прогнозном периоде ожидается незначительный темп роста субъектов МСП по базовому варианту: в 2023 году - 752 единицы, в 2024 году - 771 единиц, в 2025 году - 790 единиц, в 2026 году - 811 единиц, в 2027 - 2030 годах - 836 единиц, в 2031 - 2036 годах - 866 единиц.
С целью повышения и стимулирования предпринимательской инициативы, создания новых точек роста экономики городского округа Симферополь, формирования кластеров, в долгосрочной перспективе планируется реализация комплекса мероприятий в рамках налогово-бюджетной и социальной политики, предоставление прямых грантов, отсрочки по налоговым и арендным платежам и др. (в зависимости от изменения внутренних и внешних условий).
5. Строительство
На развитие строительной отрасли городского округа Симферополь в прогнозном периоде будет оказывать влияние реализация мероприятий по увеличению объемов строительства и ввода жилья, улучшению жилищных условий и повышению обеспеченности жильем нуждающихся граждан, а также выполнение мероприятий национальны (региональных) проектов.
При этом необходимо отметить, что развитие строительного сектора в долгосрочной перспективе будет основываться на секторе социального жилья, сегменте малоэтажного жилья, социальной и инженерной инфраструктуры.
Реализация Государственной программы, Республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 19.11.2019 N 1440-р, окажет положительное влияние развитие отрасли и социально-экономическое положение городского округа Симферополь.
Увеличение доли строительства также будет обеспечено за счет реализации мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда".
С целью увеличения количества реконструированных объектов социальной инфраструктуры, нуждающихся в ремонте, а также устранения дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, планируется реализация ряда мер по взаимодействию с застройщиками в части приоритетного строительства (реконструкции) детских садов, школ, больниц в рамках выполнения ими социальных обязательств.
Кроме того, в рамках формирования человекоориентированной, гуманистической городской среды, в долгосрочной перспективе, к 2036 году запланировано обеспечение:
- безусловного сохранения историко-градостроительной среды и объектов культурного наследия городского округа Симферополь;
- создания, поддержания, расширения "зеленых городских зон и пространств";
- стимулирования жилищного строительства преимущественно на уже застроенных участках и территории, подвергшейся антропогенному воздействию (гаражные кооперативы и стихийные парковки, промышленные зоны и др.);
- строительства специализированных, остающихся в государственной или муниципальной собственности домов (социальное жилье) для малоимущих граждан с использованием современных дешевых технологий домостроения на недорогих земельных участках.
Тем не менее, к 2025 году ввиду завершения строительства объектов в рамках реализации мероприятий государственных и региональных программ, а также в связи с сокращением свободных от прав третьих лиц земельных участков, прогнозируется замедление темпов роста объема жилищного строительства начиная с 2026 года.
Таким образом, по базовому варианту в долгосрочном периоде, к 2036 году, прогнозируется увеличение объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", до 117 696,8 млн. руб.
Площадь жилых помещений, введенных в эксплуатацию, к 2036 году по базовому варианту составит 186,9 тыс. кв. м.
Площадь жилых помещений, построенных за счет собственных средств населения будет равна 105,3 кв. м.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, прогнозируется в размере 22 кв. м.
6. Транспорт
Городской округ Симферополь находится в центре транспортно-коммуникационных осей Республики Крым.
Благодаря выгодному географическому положению, транспортно-дорожный комплекс городского округа Симферополь является одним из двигателей развития социально-экономической сферы и представлен крупнейшей системой автомобильных дорог, центральным автовокзалом, 3 автостанциями и железнодорожным вокзалом.
Городской округ Симферополь является лидером среди всех муниципальных образований Республики Крым по показателям деятельности транспортного комплекса: его доля составляет более 10% объема автомобильных грузоперевозок, 21,6% грузооборота автомобильного транспорта, 58% пассажирооборота, 100% гражданских авиаперевозок.
Так, показатели работы транспортной сети городского округа Симферополь увеличивались на протяжении многих лет. Это способствует увеличению спроса на ряд услуг (в том числе гостиничного бизнеса), росту объема отгруженных товаров, увеличению товарооборота, притоку населения и, соответственно, росту инвестиционной привлекательности городского округа Симферополь.
По экспертным оценкам, в долгосрочном периоде существует перспектива поэтапного роста грузоперевозок в городском округе Симферополь.
Рост объемов грузоперевозок будет обусловлен положительной динамикой показателей строительства на территории муниципального образования, в том числе объектов социальной инфраструктуры.
Также ожидается увеличение доли протяженности автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, дальнейшее развитие транспортной агломерации Симферополя и Симферопольского района, увеличение динамики применения механизмов обеспечения пассивной безопасности, нетерпимости к дорожно-транспортным происшествиям, внедрение системных мер в сфере развития общественного транспорта.
Вышеуказанные мероприятия, реализуемые, в том числе, в рамках федеральных, республиканских, государственных и муниципальных программ, позволят существенно повысить доступность и качество магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также обеспечат организацию скоростного автомобильного сообщения между городами Республики Крым.
Таким образом, количество перевезенных автомобильным транспортом пассажиров в 2036 году по базовому варианту прогноза составит 83,9 млн. пассажиров, а объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом крупных и средних организаций - 676,3 тыс. тонн.
7. Доходы населения, труд и занятость
Координация политики в сфере занятости и социального обеспечения, эффективное использование всех ресурсов социальной защиты, имеет существенное значение для сохранения источника дохода населения.
Мероприятия по поддержке и развитию рынка труда позволят создать условия для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, смягчить последствия долговременной безработицы, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы путем профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, повысить мобильность незанятого населения на рынке труда, снизить уровень безработицы.
К 2036 году среднесписочная численность работников организаций по базовому варианту прогнозируется в размере 127,9 тыс. чел.
В условиях повышения устойчивости социально-экономического развития, роста конкурентоспособности экономики городского округа Симферополь, в прогнозном периоде ожидается повышение показателей уровня жизни населения, в том числе восстановление роста реальных денежных доходов населения и потребительской активности.
Сокращению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума будет способствовать совершенствование системы социальной поддержки граждан с учетом изменения норм федерального законодательства и применения критерия адресности, предоставление мер социальной поддержки гражданам льготных категорий, а также гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (инвалидность, длительная болезнь, приобретение дорогостоящих лекарств, оперативное вмешательство, негативные последствия чрезвычайных ситуаций и т.д.), оказание материальной помощи семьям с детьми.
К 2036 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, по базовому варианту составит 65 197,2 руб.
Увеличение среднемесячной заработной платы работников городского округа Симферополь в прогнозном периоде планируется за счет обеспечения сохранения достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со средней заработной платой в муниципальном образовании, проведения ежегодной индексации заработной платы работникам муниципальных учреждений, индексации межотраслевых соотношений и размеров тарифных ставок первого разряда основных профессий по видам экономической деятельности, с учетом роста потребительских цен на товары и услуги. Так, к 2036 году планируется увеличения размера среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений до уровня 54 750,7 руб.
За счет эффективной реализации ряда мер, направленных на сохранение занятости, снижение напряженности на рынке труда, легализацию заработной платы и трудовых отношений с работниками, расширение сотрудничества территориального органа службы занятости с работодателями, ожидается постепенное уменьшение числа официально зарегистрированных безработных по базовому варианту. Так, к 2036 году численность официально зарегистрированных безработных (имеющих статус безработных) составит 857 чел.
В свою очередь, реализация на территории городского округа Симферополь национальных проектов "Демография", "Образование", "Жилье и городская среда" будет усиливать достижение целей по повышению ожидаемой продолжительности жизни, устойчивому росту реальных доходов, снижению бедности и улучшению жилищных условий, что позволит сформировать прочную основу для повышения благосостояния людей.
8. Доходы бюджета
Главным направлением развития налоговой политики, как и прежде, будет являться сохранение социальной и экономической стабильности в городском округе Симферополь, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города, повышение результативности мер, направленных на расширение налогового потенциала и увеличение доходной базы бюджета города с учетом консервативной оценки доходного потенциала.
Доходная часть бюджета городского округа Симферополь на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сформирована в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации, а также законодательством Республики Крым и нормативными актами городского округа Симферополь, с учетом прогнозных данных Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю, главных администраторов доходов бюджета муниципального образования, определенных в соответствии с методиками прогнозирования доходов, и составляют.
Доходы бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2023 год прогнозируются в объеме 4 593,6 млн. руб., на 2024 год в объеме 4 639,9 млн. руб., на 2025 год в объеме 4 905,8 млн. руб.
Прогнозы на 2026 - 2036 годы рассчитаны с учетом прироста в размере 4,0% (уровень инфляции на 2025 год, установленный Федеральным законом от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов") к начисленному за предыдущий год объему поступлений, как общий объем налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и в разрезе доходных источников, и составляют:
- на 2026 год - 5 102,0 млн. руб.;
- на 2027 - 2030 годы - среднегодовое поступление доходов в указанный период прогнозируется в объеме 5 633,1 млн. руб.;
- на 2031 - 2036 годы - среднегодовое поступление доходов в указанный период прогнозируется в объеме 6 862,3 млн. руб.
Проект бюджета городского округа Симферополь на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов и долгосрочный период 2025 - 2034 годов в разрезе статей доходов бюджетной классификации характеризуется, в том числе, следующими показателями.
Налог на доходы физических лиц. Поступление налога на доходы физических лиц в бюджет города на 2023 год прогнозируется в сумме 2 061,0 млн. руб. на основании данных ИФНС по г. Симферополю, определенных в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов консолидированного бюджета Республики Крым на очередной год и плановый период (Приказ УФНС России по Республике Крым 02.03.2022 N 01-05/0025@).
Для расчета прогнозов поступлений налога на доходы физических лиц ИФНС по г. Симферополю использовались показатели проекта прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, учитывалась номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, общая сумма доходов, принимаемая налоговыми агентами для расчета налоговой базы (статистический отчет 5-НДФЛ), суммы налоговых вычетов, предоставляемых в соответствии с законодательством - имущественные, стандартные, профессиональные, социальные, прочие вычеты.
Прогнозные показатели поступления налога на 2024 год определены ИФНС по г. Симферополю в сумме 2 206,0 млн. руб. (107,0% к предыдущему году), на 2025 год - в сумме 2 386,0 млн. руб. (108,2% к предыдущему году).
Прогнозы на 2026 - 2036 годы рассчитаны с учетом прироста в размере 4,0% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляют:
- на 2026 год - 2 481,4 млн. руб.;
- на 2027 - 2030 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 2 739,7 млн. руб.;
- на 2031 - 2036 годы - среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 3 337,5 млн. руб.
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, спрогнозированы в объемах на 2023 год - 1 146,4 млн. руб., на 2024 год - 983,4 млн. руб. (85,8% к 2023 году), на 2025 год - 1 022,6 млн. руб. (104,0% к 2024 году).
Прогнозы на 2026 - 2036 годы рассчитаны с учетом прироста в размере 4,0% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляют:
- на 2026 год - 1 063,5 млн. руб.;
- на 2027 - 2030 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 1 174,2 млн. руб.;
- на 2031 - 2036 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 1 430,4 млн. руб.
В состав указанных доходов входят:
1. Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений) на 2023 год прогнозируются в сумме 894,6 млн. руб.
Прогноз рассчитан с учетом прироста в размере 5,5% к начисленному в 2022 году объему поступлений арендной платы за 2 316 земельных участка (индекс инфляции, определенный Федеральным Законом от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"). Кроме того, учтены ожидаемые результаты работы по взысканию дебиторской задолженности в стоимостном выражении в объеме исковых требований, находящихся на рассмотрении в судах.
Прогнозные данные поступления арендной платы за землю на плановый период 2024 и 2025 годов определены с учетом прироста в размере 4,0% к прогнозу на предыдущий финансовый год, а именно на 2024 год в сумме 899,1 млн. руб., на 2025 год в сумме 935,1 млн. руб.
Прогнозы на 2026 - 2036 годы рассчитаны с учетом прироста в размере 4,0% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляют:
- на 2026 год - 972,5 млн. руб.;
- на 2027 - 2030 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 1 073,7 млн. руб.;
- на 2031 - 2036 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 1 308,0 млн. руб.
2. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городского округа и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) и имущества, составляющего городскую казну, на 2023 год составляют - 251,8 млн. руб., на 2024 год - 84,3 млн. руб. (33,4%); на 2025 год - 87,5 млн. руб. (103,9%).
Доходы спрогнозированы учитывая планируемую реорганизацию муниципальных унитарных предприятий городского округа Симферополь в 2023 году, с приростом к прогнозу на предыдущий финансовый год, соответствующим базовому варианту прогнозного индекса потребительских цен в Республике Крым по договорам аренды нежилых муниципальных помещений. Доходы от перечисления арендной платы муниципальных унитарных предприятий городского округа Симферополь (70%) начиная с 2024 года не прогнозируются.
Прогнозы на 2026 - 2036 годы рассчитаны с учетом прироста в размере 4,0% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляют:
- на 2026 год - 91,0 млн. руб.;
- на 2027 - 2030 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 100,5 млн. руб.;
- на 2031 - 2036 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 122,4 млн. руб.
Прогнозные данные по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2023 год в объеме 417,9 млн. руб. 438,8 млн. руб. - на 2024 год, 460,7 млн. руб. - на 2025 год, определены ИФНС по г. Симферополю с учетом норматива отчислений из бюджета Республики Крым с учетом норматива отчислений из бюджета Республики Крым на 2023 год в размере 12,88%, на 2024 год - 13,27% и на 2025 год - 13,51%. Также ежегодный прирост поступлений рассчитан с учетом прогнозных индексов физического объема оборота розничной торговли.
Прогнозы на 2026 - 2036 годы рассчитаны с учетом прироста в размере 4,0% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляют:
- на 2026 год - 479,1 млн. руб.;
- на 2027 - 2030 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 529,0 млн. руб.;
- на 2031 - 2036 годы - среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 644,4 млн. руб.
Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на 2023 год прогнозируется в сумме 202,0 млн. руб. (данные ИФНС по г. Симферополю). Прогнозные показатели поступления налога на 2024 год - 204,0 млн. руб., на 2025 год - 206,1 млн. руб. (прирост 1,0% ежегодно) с учетом прогнозных индексов физического объема оборота розничной торговли, и объема сумм уплаченных страховых взносов плательщиками, исключаемых при начислении налога.
Прогнозы на 2026 - 2036 годы рассчитаны с учетом прироста в размере 4,0% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляют:
- на 2026 год - 214,3 млн. руб.;
- на 2027 - 2030 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 236,7 млн. руб.;
- на 2031 - 2036 годы - среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 288,3 млн. руб.
Первый заместитель |
О.А. Силантьева |
Начальник МКУ Департамент |
О.Р. Чубко |
<< Приложение 1 Приложение 1 |
||
Содержание Постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 10 января 2023 г. N 37 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.