г. Краснодар |
|
25 марта 2015 г. |
Дело N А15-2781/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Дагестан (ИНН 0533010500, ОГРН 1040501742489), направившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, и заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Сельсовет Магарский" (ИНН 0539004397, ОГРН 1060533001770), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.10.2014 (судья Магомедова Ф.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А15-2781/2014, установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Дагестан (далее - инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования "Сельсовет Магарский" (далее - администрация) 260 020 рублей земельного налога за IV квартал 2013 года.
Решением суда от 09.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2014, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что в силу Налогового кодекса Российской Федерации муниципальное образование не является плательщиком земельного налога.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, выводы судов об отсутствии у администрации статуса плательщика земельного налога не соответствует нормам налогового законодательства, поскольку администрация является юридическим лицом, состоит на налоговом учете, имеет земельные участки на праве муниципальной собственности и праве бессрочного пользования.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с неисполнением администрацией требования от 09.04.2014 N 4833 об уплате 260 020 рублей земельного налога за 2013 год инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании налога.
Суды отказали инспекции в удовлетворении заявления, указав, что в целях законодательства о налогах и сборах муниципальные образования не относятся к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации, следовательно, основания для признания администрации налогоплательщиком земельного налога в отношении муниципальных земель отсутствуют.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признает налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 Кодекса).
Как определено пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Кодекса).
Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в целях законодательства о налогах и сборах муниципальные образования не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации. Следовательно, отсутствуют основания для признания администрации плательщиком земельного налога в отношении муниципальных земель.
К установленным по делу обстоятельствам суды правильно применили нормы права и обоснованно отказали инспекции во взыскании с администрации 260 020 рублей земельного налога за IV квартал 2013 года.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.10.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А15-2781/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.