Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 11 апреля 2023 г. N 3.1-02/1319
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 11 апреля 2023 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 313908-8) был внесен в Государственную Думу 14 марта 2023 года сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.В. Рукавишниковой, депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, П.В. Крашенинниковым и другими и был принят Государственной Думой 4 апреля 2023 года в первом чтении, 11 апреля 2023 года - во втором и третьем чтениях.
Федеральный закон направлен на защиту интересов членов семей военнослужащих, а также интересов военнослужащих в обеспечении сохранности их имущества в случаях, когда место нахождения военнослужащих неизвестно. Федеральный закон взаимосвязан с положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (проект N 313921-8).
Федеральным законом уточняются основания для государственной регистрации смерти. Так, в статье 64 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) предусматривается, что документ о смерти может быть выдан не только медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, но также в случаях, предусмотренных федеральными законами, другим уполномоченным лицом.
В части 7 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закрепляется, что в случае смерти (гибели) военнослужащего, наступившей в период участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области (далее - специальная военная операция) или в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики (далее - вооруженная провокация), в том числе в качестве лица, проходившего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, лица, находившегося на военной службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", лица, заключившего контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и невозможности выдачи медицинского свидетельства о смерти оформляется документ установленной формы о смерти, являющийся основанием для государственной регистрации смерти, выдаваемый в порядке, форме и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Наряду с этим в статье 66 Федерального закона N 143-ФЗ на командира воинской части возлагается обязанность заявить о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в том числе в случае, если смерть лица наступила в период участия в специальной военной операции или в ходе вооруженной провокации, в том числе в качестве лица, проходившего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, лица, находившегося на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", лица, заключившего контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Таким образом, соответствующий документ станет основанием для совершения органом записи актов гражданского состояния актовой записи о смерти и для выдачи свидетельства о смерти.
В свою очередь после совершения актовой записи о смерти лица наступят предусмотренные законодательством последствия, в том числе состоящие в назначении соответствующих социальных льгот и в предоставлении гарантий членам семьи погибших военнослужащих и других указанных лиц.
Изменения корреспондирующего характера вносятся в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Помимо этого, Федеральным законом уточняется содержание статьи 277 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в соответствии с действующей редакцией которого для подачи заинтересованными лицами заявления о признании военнослужащего или иного гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим необходимо указать день окончания военных действий. Данное правило признается утратившим силу, что позволит синхронизировать положения процессуального законодательства с нормами материального права и обеспечить более эффективную защиту интересов как пропавших без вести граждан, так и членов их семей.
Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением изменений, вносимых в ГПК РФ, которые вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральным законом предусматривается распространение действия его положений и на случаи смерти военнослужащих и других указанных в Федеральном законе лиц до дня его вступления в силу.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.