Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по просвещению
на проект федерального закона N 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым, Л.Э. Слуцким, А.Г. Нечаевым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел в качестве соисполнителя проект федерального закона N 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается регулирование вопросов производства, розничной торговли, рекламы никотинсодержащих и безникотиновых жидкостей и растворов никотина, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, вводятся дополнительные механизмы, направленные на исключение возможности их потребления несовершеннолетними.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее.
Распространение "вейпов" среди детей и подростков растёт с каждым днём. Это фиксируют педагоги, родители, об этом говорят сами подростки. Дошло до того, что устройства для потребления никотинсодержащих и безникотиновых жидкостей дети стали использовать не просто во время прогулок, досуга, но и на территориях образовательных учреждений, даже во время уроков, поскольку технические характеристики устройства позволяют легко скрывать их использование. Большинство родителей узнают о том, что их ребёнок использует "вейп" уже на стадии сложившейся привычки к таковому.
Нарушение запрета потребления табака несовершеннолетними на территориях и в помещениях школ часто становится основой для съёмок "треш-контента" в целях размещения его в соцсетях и нередко осуществляется на уроках.
По результатам исследования федерального государственного бюджетного учреждения "Институт изучения детства, семьи и воспитания" каждый третий подросток пробовал "вейпы" хотя бы раз. Научными исследованиями доказано, что употребление жидкостей через электронные системы доставки, как никотинсодержаших, так и безникотиновых, на 50 процентов повышает вероятность развития легочных болезней, фиброзов легких, образования тромбов, на 40 процентов - болезней сердца и сосудов, является фактором, ухудшающим зрение, вызывает повреждение жизненно важных клеток иммунной системы и может привести к развитию серьезных заболеваний.
Таким образом, при курении через устройства для потребления никотинсодержащей продукции страдают дыхательная, нервная, гормональная и сердечно-сосудистая системы, что в условиях роста организма особенно негативно сказывается на здоровье детей.
Глицерин - основа жидкостей для испарения - оседает в лёгких, а 10% поступившего в организм никотина превращается в нитрозамины (канценрогены), которые могут влиять на цепи ДНК, угрожая нормальному развитию подросткового организма.
Заметим, что пункт 7 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относит к вопросам охраны здоровья обучающихся профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ. Однако, из-за вышеуказанных характеристик "вейпов", делающих использование почти незаметным, педагогам сложно их обнаружить и предпринять меры по защите здоровья детей.
Комитет отмечает, что результат может дать только комплекс мер - контрольно-надзорных, запретительных и профилактических. Для усиления указанных мер, Комитет считает важным:
- запрет на любую демонстрацию "вейпов", использование маркетинговых инструментов продвижения "вейпов";
- запрет на использование цветовых решений для частей и деталей, из которых состоит устройство.
Отмечаем, что в качестве дополнительных антитабачных мер правильно было бы:
- запретить пронос несовершеннолетними никотинсодержащих и безникотиновых жидкостей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции на территории и в помещения образовательных организаций;
- многократно увеличить штрафы юридическим и физическим лицам за продажу несовершеннолетним подобных устройств и их комплектующих;
- ввести штрафы за курение на детских площадках не только никотинсодержащих, но и безникотиновых жидкостей с помощью устройств.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по просвещению поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.М. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.