г. Краснодар |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А32-8486/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Мацко Ю.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Московский областной банк"" (ИНН 7750005588, ОГРН 1107711000022), заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (ИНН 6164242352, ОГРН 1056164280920), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Московский областной банк"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2014 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 (судьи Николаев Д.В., Стрекачев А.Н., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-8486/2014, установил следующее.
ОАО "Акционерный коммерческий банк "Московский областной банк"" (далее - общество, банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.12.2013 N 23-38-12, 23-38-14, 23-38-21, 23-38-24, 23-38-25, 23-38-28, 23-38-30, 23-38-32. 23-38-33, 23-38-36 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.
Решением суда от 09.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2014, в удовлетворении требований отказано ввиду того, что нарушение десятидневного срока составления акта не является безусловным основанием для отмены решений инспекции.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, нарушение налоговым органом срока составления актов, предусмотренного пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) повлияло на обеспечение прав банка при проведении мероприятий налогового контроля. Акты, составленные в нарушениями требований закона, являются недопустимыми доказательствами и не могли быть положены в основу обжалуемых решений инспекции. Банку не была предоставлена возможность подписать акты в момент их составления, о чем свидетельствует отсутствие подписей в актах. Суды не дали оценки доводам общества о том, что фактически в отношении него проведена камеральная налоговая проверка, предусмотренная статьей 88 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция составила акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 Кодекса) от 21.10.2013 N 23-38-12, 23-38-14, 23-38-24, 2338-25, 23-38-28, 23-38-30, 23-38-32, 23-38-33, 23-38-36 в связи с непредставлением банком в установленный срок в налоговый орган справок об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены.
Рассмотрев акты материалов проверки и возражения банка, инспекция приняла решения от 16.12.2013 N 2338-12, 23-38-14, 23-38-21, 23-38-24. 23-38-25, 23-38-28, 23-38-30, 23-38-32, 23-38-33, 23-38-36 о привлечении общества к ответственности за налоговое правонарушение по статье 135.1 (с учетом статей 112, 114) Кодекса в виде 10 тыс. рублей штрафа по каждому указанному решению.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 11.02.2014 N 21-12-92 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решения инспекции от 16.12.2013 N 2338-12, 23-38-14, 23-38-21, 23-38-24. 23-38-25, 23-38-28, 23-38-30, 23-38-32, 23-38-33, 23-38-36 - без изменения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам статей 76, 135.1 Кодекса суды сделали вывод о законности решений налогового органа от 16.12.2013 N 2338-12, 23-38-14, 23-38-21, 23-38-24. 23-38-25, 23-38-28, 23-38-30, 23-38-32, 23-38-33, 23-38-36. Факт совершения налогового правонарушения по существу банком не оспаривается.
Довод банка о том, что нарушение инспекцией десятидневного срока составления актов является безусловным основанием для отмены решений инспекции был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонен ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 Кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена данным Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение десяти дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В силу пункта 5 статьи 101.4 Кодекса лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение десяти дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Пунктом 6 статьи 101.4 Кодекса определено, что по истечении срока, указанного в пункте 5 данной статьи, в течение десяти дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункт 7 статьи 101.4 Кодекса).
Согласно пункту 8 статьи 101.4 Кодекса по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 данной статьи: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В силу пункта 12 статьи 101.4 данного Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
При этом из пункта 1 статьи 101.4 Кодекса не следует, что десятидневный срок составления акта является пресекательным. Последствия несвоевременного составления акта могут повлиять на срок привлечения к налоговой ответственности, установленный статьей 113 Кодекса.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.10.2013 инспекция составила акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) N 23-38-12, 23-38-14, 2338-21, 23-38-24. 23-38-25, 23-38-28, 23-38-30, 23-38-32, 23-38-33, 23-38-36.
Указанные акты направлены по почте 28.10.2013 в адрес банка по адресу: 107023, г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 32 стр. 1, а также в адрес филиала банка N 23: 354000, г. Сочи, ул. Конституция СССР, 32, о чем свидетельствуют описи вложения в почтовые отправления, квитанции на оплату услуг почтовой связи.
Уведомлением от 28.10.2013 N 23-38/17810 банк извещен о том, что рассмотрение материалов мероприятий налогового контроля состоится 10.12.2013 в 10-00 по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 106 б, каб. 12.
Уведомление инспекцией направлено 28.10.2013 по почте в адрес банка по адресу: 107023, г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 32 стр.1, а также в адрес филиала банка N 23: 354000, г. Сочи, ул. Конституция СССР, 32, о чем свидетельствуют описи вложения в почтовые отправления, квитанции на оплату услуг почтовой связи.
Заявителем представлены возражения от 09.12.2013 N 588 (от 10.12.2013 N 43630) по актам от 21.10.2013 N 23-38-12, 23-38-14, 2338-21, 23-38- 23-38-25, 23-38-28, 23-38-30, 23-38-32, 23-38-33, 23-38-36.
Материалы мероприятий налогового контроля и возражения банка от 09.12.2013 N 588 рассмотрены заместителем начальника инспекции Вдовиной С.В. 10.12.2013 при участии представителя банка Крайнова Д.Н., действующего на основании доверенности от 12.02.2013 N 394-Д.
На основании изложенного суды пришли к выводу о соблюдении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля, а именно: обеспечение возможности лицу, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения или дополнения.
Нарушение инспекцией десятидневного срока составления актов при условии заблаговременного уведомления общества о месте и времени рассмотрения актов и материалов дела не лишило заявителя возможности участвовать в рассмотрении дела и представлять свои объяснения и возражения.
Доводы кассационной жалобы общества являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу N А32-8486/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.