г. Краснодар |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А63-6175/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" (ИНН 2632047085, ОГРН 1022601972909) - Капниной А.С. (доверенность от 30.12.2014), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края (ИНН 2609020550, ОГРН 1022602224192) - Ширяевой О.М. (доверенность от 20.03.2015), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2014 (судья Костюков Д.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А63-6175/2014, установил следующее.
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края (далее - управление)от 26.05.2014 N 036 009 14 РВ 0000249 в части начисления 133 347 рублей 96 копеек страховых взносов, 26 669 рублей 59 копеек штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), 113 492 рублей 61 копейки штрафа по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), 12 448 рублей 88 копеек пеней за неуплату страховых взносов.
Решением суда от 03.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы тем, что выплаты носят социальный характер и не являются вознаграждением по трудовому договору, у предприятия отсутствовали основания для уплаты недоимки, пени и штрафов.
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 03.09.2014 и постановление апелляционной инстанции от 28.11.2014 и принять по делу новый судебный акт, которым отказать предприятию в удовлетворении требований. Заявитель жалобы считает, что выплаты сотрудникам предприятия в виде материальной помощи к праздничным датам, а также компенсация стоимости питания облагаются страховыми взносами, поскольку не поименованы в статье 9 Закона N 212-ФЗ как выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами. Такие выплаты носят стимулирующий характер и подлежат обложения страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель предприятия в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, управление провело плановую выездную проверку предприятия по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 и установило, что работникам предприятия на основании приказов выплачена материальная помощь на питание в расчете 15 рублей на один явочный день, работнику Житневу В.В. (ветерану боевых действий) - материальная помощь в связи с празднованием Дня победы в размере по 2 тыс. рублей за 2011, 2012, 2013 годы (всего 6 тыс. рублей). Полагая, что данные выплаты должны облагаться страховыми взносами, предприятие занизило базу для начисления страховых взносов, не уплатило страховые взносы и представило неполные (недостоверные) сведения о начисленных страховых взносах, управление составило акт проверки от 08.04.2014 N 03600914 АВ 0000406 и вынесло решение от 26.05.2014 N 036 009 14 РВ 0000249 о привлечении предприятия к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде 26 669 рублей 59 копеек штрафа по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за предоставление недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета в виде 113 492 рублей 61 копейки штрафа по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, начислении 133 347 рублей 96 копеек недоимки, 12 448 рублей 88 копеек пени.
Не согласившись с решением управления, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами Закона N 212-ФЗ, Закона N 27-ФЗ и Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), признали решение управления от 26.05.2014 N 03600914РВ0000249 в обжалуемой части недействительным, указав, что предоставление работникам питания в соответствии с коллективным договором носит характер социальных выплат, не связанных с оплатой труда работников (вознаграждением за труд), а поэтому стоимость этого питания не подлежит обложению страховыми взносами, равно как и выплаченная работнику (ветерану боевых действий) материальная помощь к Дню победы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что принятые по делу судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как указано в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, организации (в силу пункта 1 статьи 2 Закона N 212-ФЗ для его целей под организациями понимаются, в частности, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации), производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для организаций - плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Закона).
База для начисления страховых взносов для организаций - плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (пункт 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из приведенных норм законодательства следует, что производимые работодателем своим работникам выплаты (вознаграждения), в том числе в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), включаются в базу для исчисления страховых взносов тогда, когда они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Как видно из материалов дела, выплаты на питание работников произведены на основании коллективного договора и приказов от 21.11.2011 N 889-п, от 29.12.2012 N 885-п, от 30.12.2013 N 836-п из прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в пределах сумм, имеющихся на эти цели и при наличии денежных средств, и направлены на поддержание достаточного уровня жизни работников предприятия,
Выплаченные к Дню победы суммы материальной помощи также не связаны с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями сторон, обусловлены наступлением определенного события (праздничный день).
Суды учли, что согласно Положению о порядке оказания материальной помощи и предоставления социальных льгот работникам, утвержденному предприятием, при наличии прибыли предприятием предусмотрены единовременные поощрительные выплаты в связи с празднованием профессиональных, государственных праздников, знаменательных событий.
Материальная помощь характеризуется разовым характером и социальной направленностью. Она выдается работнику организации для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время.
Выплаты не связаны с выполнением получателем трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением определенной жизненной ситуации или наступлением определенного события.
При таких обстоятельствах выплаченные предприятием к Дню Победы суммы материальной помощи не связаны с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями сторон, выплачены вне зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, не являются компенсационными или стимулирующими выплатами.
Предоставленные предприятием своим работникам материальные блага, такие как компенсация стоимости питания и выплаты ветерану боевых действий материальной помощи не могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей). На основании изложенного суды сделали правильный вывод, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, в связи с чем начисление управлением 133 347 рублей 96 копеек недоимки, 12 448 рублей 88 копеек пени, 26 669 рублей 59 копеек штрафа по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ не соответствует закону.
Кроме того, управление неправомерно привлекло предприятие к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде 113 492 рублей 61 копейки штрафа, так как оснований для привлечения предприятия к ответственности у управления не имелось, поскольку Закон N 212-ФЗ не предусматривает обязанность страхователя представлять сведения о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушения процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлены, поэтому основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 по делу N А63-6175/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.