Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу
комитета социальной
защиты населения
Волгоградской области
от 17.04.2023 N 782
"Приложение 2
к приказу
комитета социальной
защиты населения
Волгоградской области
от 09.01.2020 N 1
Примерное Положение
об организации "Школы ухода" на базе государственных организаций социального обслуживания Волгоградской области
1. Общие положения
1.1. Примерное Положение об организации "Школы ухода" на базе государственных организаций социального обслуживания Волгоградской области (далее - Положение) разработано в рамках реализации мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Волгоградской области.
1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность "Школы ухода", созданной на базе государственных организаций социального обслуживания (далее - учреждение) для обучения навыкам общего ухода за лицами старше трудоспособного возраста и инвалидами, полностью или частично утратившими способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (далее - Школа ухода).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
лица, нуждающиеся в постороннем уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, признанные (не признанные) нуждающимися в социальном обслуживании, или признанные нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
лица, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход на основе родственных, соседских или дружеских связей за лицами, нуждающимися в постороннем уходе, по месту их фактического проживания.
Иные понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 07 февраля 2023 г. N 216 "Об утверждении Модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области".
1.4. Школа ухода создается приказом учреждения:
в полустационарных учреждениях - на базе отделения приема граждан, социального сопровождения и организационно-технической работы;
в стационарных организациях - на базе отделения, определенном приказом учреждения.
1.5. В состав Школы ухода входят специалисты, состоящие в штате учреждения, назначенные приказом учреждения (далее - специалисты Школы ухода).
1.6. Руководство и организацию деятельности Школы ухода осуществляет работник (или заведующий отделением), назначенный приказом учреждения ответственным за организацию деятельности Школы ухода.
1.7. Непосредственную работу по обучению проводят специалисты учреждения, прошедшие обучение навыкам ухода и имеющие соответствующий сертификат (удостоверение).
1.8. Должностные обязанности, права и ответственность специалистов Школы ухода отражаются в должностных инструкциях, утвержденных директором учреждения.
1.9. К проведению занятий в Школе ухода могут привлекаться работники других отделений учреждения и организаций (психологи, медицинские работники и др.), которые осуществляют обучение в Школе ухода на безвозмездной основе.
1.10. При организации деятельности Школы ухода специалисты Школы ухода руководствуются действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами и служебными документами, регулирующими сферу деятельности учреждения, применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, Правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим Положением.
2. Основные цели и задачи Школы ухода
2.1. Основные цели деятельности Школы ухода:
повышение качества жизни лиц, нуждающихся в постороннем уходе, поддержание их эмоционально-психологического состояния и профилактика риска развития осложнений за счет обеспечения более качественного ухода в привычных домашних условиях;
оказание помощи и поддержки лицам, осуществляющим уход, снижение у них психо-эмоциональной нагрузки и уровня стресса.
2.2. Основные задачи деятельности Школы ухода:
организация консультирования и обучения лиц, осуществляющих уход, основным принципам ухода, организации безопасного пространства с учетом потребностей конкретного человека, формирование навыков качественного ухода, в т.ч. по проведению гигиенических процедур, позиционирования, дезинфекции, пользования техническими и вспомогательными средствами реабилитации, профилактики осложнений и пр.;
организация консультирования лиц, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, по вопросам организации питания и питьевого режима, контроля за изменением состояния здоровья, оказания самопомощи, пользования средствами реабилитации и пр.;
организация социального сопровождения по вопросам социально-правового характера, психологической поддержки, обеспечения техническими средствами реабилитации, оказания медицинской помощи.
3. Функции Школы ухода
3.1. С целью достижения основных целей и задач специалисты Школы ухода организуют:
постоянное информирование населения о деятельности Школы ухода;
обеспечение доступа к обучающим и информационным материалам (памятки, буклеты) на сайте учреждения;
выявление и учет лиц, осуществляющих уход;
проведение консультаций, информационно-просветительских акций, семинаров, круглых столов, встреч, открытых занятий и пр.;
обучение по утвержденной программе лиц, осуществляющих уход; внутриведомственное и межведомственное взаимодействие с медицинскими, образовательными организациями, с федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области", отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области и иными организациями;
разработку, издание и распространение просветительских, информационно-методических материалов по вопросам ведения здорового образа жизни, сохранения здоровья и профилактики заболеваний, основам геронтологии и специфическим проблемам здоровья граждан пожилого возраста, по вопросам, связанным с деятельностью Школы ухода;
подготовку и представление ежеквартальной отчетной документации Школы ухода согласно приложению 1 к настоящему Положению в региональный координационный центр (далее - РКЦ).
4. Порядок организации деятельности Школы ухода
4.1. Информация о деятельности Школы ухода размещается:
на информационных стендах учреждения;
на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети;
на официальных страницах учреждения в социальных сетях;
в средствах массовой информации;
в медицинских организациях, МФЦ, администрациях городских и сельских поселений, общественных организациях и пр. (с их согласия).
4.2. Деятельность Школы ухода осуществляется в соответствии с установленным режимом работы учреждения, кроме того, при необходимости работа может быть организована в выходные и праздничные дни, в соответствии с утвержденной программой обучения согласно приложению 2 к настоящему Положению и расписанием занятий.
4.3. В Школе ухода организуется обучение:
лиц, осуществляющих уход;
лиц, осуществляющих уход за маломобильными гражданами и инвалидами, временно помещенными в стационарные организации на срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг, или на 5 дней в неделю при круглосуточном проживании, а также при снятии с социального обслуживания в стационарной форме.
4.4. Механизм выявления лиц, осуществляющих уход, и организации их обучения.
Лица, осуществляющие уход, выявляются при отработке сигналов, поступающих из разных источников и в рамках межведомственного взаимодействия в территориальные координационные центры, созданные на базе государственных казенных учреждений центров социальной защиты населения (далее соответственно - ТКЦ, ЦСЗН) и (или) в РКЦ, а также при проведении мероприятий по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.
4.4.1. В случае, если лицо, нуждающееся в постороннем уходе, отказывается от социального обслуживания по причине осуществления за ним ухода лицом, осуществляющим уход, специалист ТКЦ информирует лицо, нуждающееся в постороннем уходе, и лицо, осуществляющее уход, о возможности обучения в Школе ухода, о выдаче во временное пользование технических средств реабилитации в учреждении по месту фактического проживания лица, нуждающегося в постороннем уходе, оставляет контактные телефоны учреждения, по которым можно получить необходимую помощь и передает информацию в РКЦ об отказе в социальном обслуживании лица, нуждающегося в постороннем уходе, и лице, осуществляющим уход.
Специалисты РКЦ организуют повторное информирование лица, нуждающегося в постороннем уходе и (или) лица, осуществляющего уход, по телефону 1 раз в квартал, не более 3 раз.
4.4.2. В случае согласия лица, нуждающегося в постороннем уходе, на социальное обслуживание специалисты ЦСЗН или специалисты ТКЦ при проведении мероприятий по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу по месту фактического проживания, указанного лица, выясняют необходимость в обучении лиц, осуществляющих уход, в Школе ухода.
Если лицо, осуществляющее уход, дает согласие на обучение в Школе ухода, обработку и передачу его персональных данных для организации обучения, специалист ЦСЗН или специалист ТКЦ передает информацию о данном лице в учреждение по месту фактического проживания лица, нуждающегося в постороннем уходе.
Специалисты учреждения, получив информацию о лице, осуществляющем уход, желающем пройти обучение в Школе ухода, связываются с ним, согласовывают время и место проведения консультации, включая возможность посещения на дому, оговаривают форму и тематику обучения.
По результатам обучения в Школе ухода специалист учреждения заносит данные о лице, осуществляющем уход, во вкладку 3 Реестра граждан, нуждающихся в уходе, и передает их в ЦСЗН или ТКЦ по месту фактического проживания, для дальнейшей передачи в РКЦ.
РКЦ ведет единую базу данных лиц, осуществляющих уход, как прошедших обучение, так и отказавшихся от обучения.
В случае если лицо, осуществляющее уход, первоначально отказалось
от обучения в Школе ухода, дальнейшую работу по информированию данного лица о возможности получения помощи, в том числе о возможности обучения в Школе ухода, осуществляют специалисты РКЦ с периодичностью не чаще 1 раза в квартал.
4.5. С целью получения консультаций или прохождения обучения в Школе ухода лицам, осуществляющим уход, необходимо предоставить в учреждение заявление по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.
4.6. В процессе консультирования и проведения обучения в Школе ухода предусмотрено изучение теоретических основ и отработка практических навыков ухода.
4.7. Консультирование и обучение в Школе ухода осуществляется в следующих формах:
стационарной на базе учреждения (групповые обучающие занятия и индивидуальные занятия (консультации);
выездной (с выездом специалистов Школы ухода на дом);
дистанционной.
В процессе обучения данные формы могут сочетаться с учетом пожеланий лиц, осуществляющих уход.
4.8. Для проведения групповых обучающих занятий в стационарной форме формируются группы в количестве от 3 до 10 человек.
Групповые обучающие занятия в стационарной форме проводятся на базе учреждения с периодичностью - 1 раз в неделю, продолжительность одной консультации составляет от 1 часа до 2 часов (в зависимости от темы консультации), продолжительность обучающего занятия - 2 часа.
Групповые обучающие занятия проводятся в соответствии с графиком работы по группам и расписанием занятий.
4.9. Индивидуальные занятия (консультации) проводятся с лицами, осуществляющими уход, по выборочным темам занятий из утвержденной программы согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Индивидуальные занятия (консультации) проводятся в соответствии с заранее составленным графиком. Количество индивидуальных занятий (консультаций) не может превышать 5. Продолжительность одного индивидуального занятия (консультации) составляет от 45 минут до 1,5 часа (в зависимости от темы).
4.10. В выездной форме осуществляется индивидуальное консультирование и обучение лиц, осуществляющих уход, по темам, выбранным из утвержденной программы согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Периодичность занятий (консультаций) составляет от 2 до 5 в неделю, продолжительность курса не более 3 недель. Продолжительность занятий (консультаций) не более 2 часов.
4.11. Консультирование в дистанционной форме осуществляется специалистами Школы ухода с использованием дистанционных технологий после получения заявления по утвержденной форме. Заявление может быть подано в электронном виде (скан-копия).
Дистанционное консультирование может проводиться в групповой и индивидуальной форме:
посредством электронной почты;
с использованием программ для обмена информацией (Skype, Viber, WhatsApp и пр.);
с использованием технологии синхронного режима связи (on-line) и асинхронного режима связи (off-line).
Длительность дистанционного консультирования составляет не более 60 минут.
4.12. Специалисты Школы ухода имеют право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию у лиц, осуществляющих уход, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
повышать квалификацию, проходить переподготовку;
вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями;
пользоваться информационными материалами и нормативными правовыми актами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
осуществлять обмен опытом со Школами ухода, действующими на базе других учреждений.
4.13. Специалисты Школы ухода обязаны:
качественно и своевременно исполнять свои должностные обязанности;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в учреждении;
обеспечивать проведение занятий и ведение учетно-отчетной документации по деятельности Школы ухода;
обеспечивать сохранность персональных данных и не допускать разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей в рамках деятельности Школы ухода;
обеспечивать выполнение распоряжений и поручений директора организации, связанных с организацией деятельности Школы ухода;
изучать опыт организации работы Школ ухода в других учреждениях Волгоградской области и регионах Российской Федерации.
4.14. Специалист Школы ухода, назначенный приказом учреждения ответственным за организацию деятельности Школы ухода (далее - руководитель Школы ухода):
формирует группы обучающихся из числа лиц, осуществляющих
уход;
разрабатывает график работы по группам и расписание занятий; ведет журнал согласно приложению 4 к настоящему Положению; осуществляет привлечение специалистов разных профилей к проведению занятий в Школе ухода;
организует постоянное обучение и методическое сопровождение специалистов Школы ухода;
разрабатывает информационно-методические материалы по темам обучения.
В условиях стационарного обслуживания руководитель Школы ухода осуществляет передачу данных согласно приложению 5 к настоящему Положению о маломобильном гражданине, подлежащему снятию с социального обслуживания, включая информацию о готовности лиц, осуществлять уход за ним, в РКЦ.
5. Ответственность
5.1. Специалисты, осуществляющие деятельность Школы ухода в соответствии с приказом учреждения, несут персональную ответственность за выполнение всех задач и функций, установленных в должностных инструкциях, а также за соблюдение обязанностей, установленных настоящим Положением и за их нарушение могут быть привлечены, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.
5.2. Всю полноту ответственности за качественное и своевременное выполнение всех задач и функций Школы ухода, предусмотренных настоящим Положением, несет руководитель Школы ухода и директор учреждения.
Приложение 1
к примерному Положению
об организации
"Школы ухода" на базе
государственных организаций
социального обслуживания
Волгоградской области
Ежеквартальный отчет
Название учреждения |
Количество обученных, всего: |
в т.ч: |
||
родственники |
добровольцы |
опекуны |
||
|
|
|
|
|
Название учреждения |
Количество проведенных занятий, всего: |
из них: |
||||
индивидуальных |
групповых |
|||||
|
|
|
|
|||
из них: |
из них: |
|||||
стационарная |
выездная |
дистанционная |
стационарная |
дистанционная |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к примерному Положению
об организации
"Школы ухода" на базе
государственных организаций
социального обслуживания
Волгоградской области
Программа
обучения в Школе ухода для лиц, осуществляющих уход, за лицами, нуждающимися в постороннем уходе
N п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Необходимое оборудование |
Ответственный исполнитель |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Организация пространства в доме: особенности помещения и вспомогательное оборудование и его размещение, безопасность маломобильных граждан и ухаживающих лиц |
1 |
1 |
компьютер/ноутбук, видео материалы, памятки "Безопасное обустройство жилого помещения", Презентация "Безопасная среда" |
|
2 |
Гигиена маломобильных граждан. Специальные средства для ухода и гигиенические принадлежности. Принципы подбора и правила использования. Принятие ванны, душа, туалета, вспомогательное оборудование |
1 |
1 |
компьютер/ноутбук, видеоматериал, памятки, специализированные средства гигиены, презентация "Инфекционная безопасность и гигиена", перчатки, таз, ванночка надувная для мытья головы, Косметическая серия SENI (моющий лосьон, пенка для интимной гигиены; тонизирующий гель, бальзам, защитный крем), полотенца, впитывающие одноразовые пеленки, фен |
|
3 |
Уход за полостью рта и зубными протезами. Уход за ногтями. Уход за лицом: глазами, носом, ушами. Бритье бороды, усов. Интимная гигиена. Правила безопасности и соблюдения достоинства |
1 |
1 |
компьютер/ноутбук, видеоматериал, памятки, перчатки, таз с водой, полотенца, впитывающие одноразовые пеленки, емкость для отработанного материала, ножницы, пилка, крем для сухой и огрубевшей кожи |
|
4 |
Перемещение маломобильных граждан: - Пересаживание на край стула, кровати. - Поворачивание на бок. - Подтягивание на верх кровати. - Положение 30 градусов на боку. - Положение 135 градусов на боку. - "Микроизменения" положения тела в постели. - Пересаживание из кровати в коляску и обратно. - Позиционирование для кормления. - Поднятие гражданина с пола. - Сопровождение при ходьбе, по лестнице |
|
3 |
компьютер/ноутбук, видеоматериалы, памятки, кресло-коляска, функциональная кровать, подушки, одеяло, скользящие простыни, доска для перемещения, пояс для перемещения, опорная рамка (подставка под спину) |
|
5 |
Осложнения и риски у маломобильных (немобильных) граждан. Профилактики: Безопасная среда профилактика падений. Пролежни, профилактика пролежней. Профилактика обстипации (запор). Профилактика пневмонии. Профилактика тромбоза. Профилактика контрактур |
3 |
|
компьютер/ноутбук, видеоматериал, памятки, презентация "Профилактики", памятки Профилактика пролежней. Средства профилактики: функциональная кровать, ячеистый противопролежневый матрас, подушки, валики, полотенце |
|
6 |
Инфекционная безопасность. Гигиена рук. Мытье головы в постели. Смена постельного, нательного белья |
1 |
1 |
компьютер/ноутбук, видеоматериал, памятки, специализированные средства гигиены, индивидуальные средства защиты (перчатки резиновые, маска), функциональная кровать, комплект белья, доска для пересаживания, ванночка для мытья головы, полотенца, пеленки одноразовые (клеенка), таз для слива воды, спец. шампунь, пена, расческа для волос, фен |
|
7 |
Организация питания, основные требования к пище маломобильных (немобильных) граждан. Помощь маломобильных граждан в принятии питания. Риски аспирации. Недоедание: причины, симптомы, последствия |
1 |
1 |
компьютер/ноутбук, видеоматериал, набор специализированной посуды, прикроватный столик, салфетки одноразовые, впитывающие салфетки, фартук для кормления |
|
8 |
Первая помощь при инфаркте. Первая помощь при инсульте. Первая помощь при аспирации |
1 |
1 |
компьютер/ноутбук, видеоматериал, памятки, практические занятия. Презентация "Инфаркт" |
|
9 |
Особенности ухода за больным диабетом |
1 |
1 |
компьютер/ноутбук, видеоматериал, памятки, презентация "Уход за пациентами при различных заболеваниях" |
|
10 |
Особенности ухода за больным после инсульта. Альтернативная коммуникация (невербальное общение) |
1 |
1 |
компьютер/ноутбук, видеоматериал, памятки. Презентация "Инсульт" |
|
11 |
Особенности ухода за гражданином с деменцией. Особенности поведения и общения |
1 |
1 |
компьютер/ноутбук, видеоматериал, памятки, Презентация "Деменция" |
|
|
|
12 ч |
12 ч |
|
|
Приложение 3
к примерному Положению
об организации
"Школы ухода" на базе
государственных организаций
социального обслуживания
Волгоградской области
Директору _____________________________
(наименование учреждения)
_______________________________________
(ФИО)
Гр. ___________________________________
(ФИО полностью)
_______________________________________
Дата рождения _________________________
Паспорт серия ________, номер _________
Выдан _________________________________
_______________________________________
Адрес места жительства ________________
_______________________________________
Телефон _______________________________
Заявление
Я, _____________________________________________________________________,
(ФИО полностью)
прошу зачислить меня в Школу ухода для обучения навыкам ухода за ________
_________________________________________________________________________
(ФИО гражданина, за которым осуществляется уход)
с ____________________.
(дата)
Согласен (согласна) на обработку и использование моих персональных
данных.
______________ __________________________________ _________________
(подпись) (ФИО) (дата)
Принял: специалист ___________________ ______________ _________________
(ФИО) (подпись) (дата)
Приложение 4
к примерному Положению
об организации
"Школы ухода" на базе
государственных организаций
социального обслуживания
Волгоградской области
Журнал учета
проведения занятий в Школе ухода
N п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Тип (вид) занятия |
Кол-во обученных человек |
Категория обученных (родственники, добровольцы, опекуны) |
Ответственный специалист, проводивший обучение |
||||
Индивидуальное |
Групповое |
|||||||||
|
|
|
стационарная |
выездная |
дистанционная |
стационарная |
дистанционная |
|
|
|
Приложение 5
к примерному Положению
об организации
"Школы ухода" на базе
государственных организаций
социального обслуживания
Волгоградской области
Информация
о маломобильном гражданине, снятом с социального обслуживания в
_________________________________________________________________________
(название учреждения)
Ф.И.О. гражданина _______________________________________________________
Дата снятия с социального обслуживания __________________________________
Координаты для связи ____________________________________________________
Адрес проживания ________________________________________________________
Информация о близких и родственниках (Ф.И.О., координаты для связи,
готовность осуществлять уход) ___________________________________________
_________________________________________________________________________
Отметка о получении согласия на обработку и передачу персональных данных
_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________."
<< Приложение 1 Приложение 1 |
||
Содержание Приказ Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 17 апреля 2023 г. N 782 "О внесении изменений в приказ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.