Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 22 марта 2023 г. N 90/7
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 305319-8 "О ратификации Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза" (внесен Президентом Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в рамках предмета ведения проект федерального закона N 305319-8 "О ратификации Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза", внесенный Президентом Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Представленным законопроектом предлагается ратифицировать Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза (далее - Соглашение), заключенное 19 апреля 2022 года в г. Москве.
Интеграция в сфере аудиторской деятельности имеет большое значение для облегчения взаимных инвестиций между экономическими субъектами стран-участниц Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и способствует свободному движению капиталов между этими странами.
Соглашение, подлежащее ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", состоит из 35 статей и, согласно статье 2, "регулирует отношения, связанные с обеспечением допуска аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов одного государства-члена к осуществлению аудиторской деятельности в других государствах-членах и допуска аудиторов одного государства-члена к участию в осуществлении аудиторской деятельности в других государствах-членах, а также определяет единые подходы к осуществлению и регулированию аудиторской деятельности в государствах-членах".
Соглашением предусмотрен ряд рамочных положений, направленных на унификацию правил допуска к аудиторской деятельности во всех странах ЕАЭС, профессиональных стандартов, идентичность систем регулирования указанной сферы деятельности.
В частности, в статье 4 Соглашения перечислены требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим аудиторскую деятельность, а статьей 5 Соглашения - требования к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности.
В числе таких требований:
- численность аудиторов, являющихся работниками юридического лица по основному месту работы на основании трудовых договоров (не менее 3);
- доля уставного (складочного) капитала юридического лица, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям (не менее 51%);
- численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе юридического лица (не менее 50% состава такого органа);
- требования к лицу, являющемуся единоличным исполнительным органом юридического лица (должно быть аудитором);
- наличие безупречной деловой репутации (для юридического лица выражается в положительной оценке участниками гражданского оборота, включая профессиональные объединения (саморегулируемые организации) аудиторов, деловых качеств, делового поведения, деятельности юридического лица, его органов, владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций);
- наличие безупречной деловой (профессиональной) репутации (для физического лица выражается в отсутствии неснятой или непогашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления и за преступления в сфере экономики, а также в положительной оценке участниками гражданского оборота, включая профессиональные объединения (саморегулируемые организации) аудиторов, деловых и профессиональных качеств физического лица, его делового поведения);
- наличие для юридического и физического лица правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
- невозможность создания юридического лица, желающего осуществлять аудиторскую деятельность, в форме открытого (публичного) акционерного общества или государственного (муниципального) унитарного предприятия;
- наличие высшего образования для физического лица;
- наличие для физического лица опыта практической работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности или ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- наличие для физического лица квалификационного аттестата (свидетельства, сертификата) аудитора;
- участие в осуществлении аудиторской деятельности в качестве работника аудиторской организации или индивидуального аудитора на основании трудового договора между ним и соответственно аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
Реализация положений законопроекта повлечет создание единого евразийского рынка аудиторских услуг и предоставит российским аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам возможность осуществлять свою деятельность в любом государстве - члене ЕАЭС с признанием выданных ими аудиторских заключений, а также защищать свои права и законные интересы при осуществлении профессиональной деятельности.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рамках своего предмета ведения не имеет концептуальных замечаний к законопроекту и поддерживает его принятие.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.