Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности и торговле
по проекту федерального закона N 301946-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (о поддержке развития технопарков в сфере высоких технологий)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 301946-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается на законодательном уровне определить правовой статус технопарка в сфере высоких технологий.
В частности, статью 3 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 488-ФЗ) законопроект дополняет понятием "технопарк в сфере высоких технологий". Проектируемая статья 19.2 Федерального закона 488-ФЗ предусматривает применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности к управляющей компании технопарка в сфере высоких технологий и субъектам деятельности, использующих объекты коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, находящиеся в составе такого технопарка. При этом устанавливается, что применение мер стимулирования на федеральном уровне возможно только в случае подтверждения соответствия технопарка в сфере высоких технологий и его управляющей компании требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Применение мер стимулирования на уровне субъекта Российской Федерации также возможно при соблюдении установленных Правительством Российской Федерации требований к технопарку в сфере высоких технологий, его управляющей компании и дополнительных требований в случае их установления субъектом Российской Федерации.
Следует отметить, что формируемая законопроектом правовая основа для развития технопарков в сфере высоких технологий аналогична уже действующему правовому механизму, определяющему территориальное развитие промышленности в формах индустриального (промышленного) парка и промышленного технопарка.
В целях реализации возможности применения к технопаркам в сфере высоких технологий мер государственной поддержки законопроектом предусматривается изменение в статью 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", определяющее полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных требований к технопаркам в сфере высоких технологий и их управляющим компаниям.
Реализация указанных целей также потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О технопарках в сфере высоких технологий и управляющих компаниях технопарков в сфере высоких технологий в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности" и постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1119.
Совокупность предлагаемых изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации будет обеспечивать возможность ежеквартального перечисления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры) в объеме, не превышающем суммы фактически уплаченных резидентами технопарка в сфере высоких технологий федеральных налогов и таможенных пошлин за квартал, предшествующий кварталу перечисления субсидии.
Комитет отмечает, что определение законопроектом правового статуса технопарков в сфере высоких технологий позволит установить четкое их разграничение с индустриальными (промышленными) парками и промышленными технопарками, а также обеспечить возможность применения к технопаркам в сфере высоких технологий мер государственной поддержки, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет обращает внимание на следующее.
В декабре 2022 года принят Федеральный закон N 496-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Положения указанного Федерального закона обеспечивают унификацию федерального и регионального законодательства в сфере парков для создания возможности применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, устанавливаемых в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в отношении управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков только при условии соответствия указанных компаний требованиям, установленным статьями 19 и 19.1 Федерального закона N 488-ФЗ. Целью реализации указанных положений является исключение возможности введения субъектами Российской Федерации новых видов и подвидов парков, не соответствующих Закону N 488-ФЗ.
Комитет обращает внимание, что данные положения не проектируются законопроектом в отношении управляющих компаний технопарков в сфере высоких технологий. Представляется, что данный вопрос потребует дополнительной проработки статьи 7 Федерального закона N 488-ФЗ в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.
Принимая во внимание изложенное, Комитет предлагает Государственной Думе принять проект федерального закона N 301946-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.