Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования,
науки и молодежи Республики Крым
от 07.04.2021 года N 565/64
Методические рекомендации по организации питания в дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Крым
1. Основные положения
1.1. Методические рекомендации разработаны с целью создания оптимальной системы питания в дошкольных и общеобразовательных организациях и направлены на усиление мер по организации качественного питания для обучающихся образовательных организаций.
Организация питания обучающихся в образовательных организациях Республики Крым осуществляется в соответствии с федеральными правовыми актами и нормативными правовыми актами Республики Крым, регулирующими вопросы организации питания учащихся и воспитанников:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2021 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 37, статья 39 пункт 7);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного закона следует читать как "от 29 декабря 2012 г."
В статье 39 Федерального закона от 29.12.2021 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" пункт 7 отсутствует
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 07.05.2013, с изменениями от 27.06.2013) (глава 4, статьи 19, 20);
- Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного закона следует читать как "от 5 апреля 2013 г."
- Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Указы Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Постановление Совета министров Республики Крым от 09.07.2017 N 304 "Об утверждении Порядка обеспечения питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций" (с изменениями от 15.03.2021 N 146);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 9 июня 2017 г."
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32;
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28;
- СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36;
- "МР 2.3.6.0233-21 Методические рекомендации к организации общественного питания населения, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2021;
- Закон Республики Крым от 06.07.2015 N 131-ЗРК "Об образовании в Республике Крым";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Вместо "N 131-ЗРК" имеется в виду "N 131-ЗРК/2015"
- Приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 22.01.2015 N 3/2 "Об утверждении предельных наценок на продукцию (товары), реализуемую предприятиями общественного питания в общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях на территории Республики Крым" (с изменениями и дополнениями).
1.2. Образовательные организации совместно с организаторами питания, поставщиками продуктов питания создают необходимые условия для обеспечения питанием обучающихся, организуют поставку продуктов питания в образовательную организацию.
2. Общие принципы обеспечения питанием
2.1. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" организация питания может осуществляться любым юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или организатором питания без образования юридического лица, образовательной организацией, организациями общественного питания.
2.2. Образовательные организации в своей деятельности по вопросу организации питания взаимодействуют с органами муниципальных образований и территориальными управлениями Роспотребнадзора.
2.3. Ответственность за организацию питания обучающихся возлагается на руководителя образовательной организации.
2.4. Организации общественного питания или организаторы питания, оказывающие услуги питания в образовательных организациях и (или) поставки продуктов питания в образовательные организации, несут ответственность за качество и безопасность питания обучающихся.
При заключении контрактов на поставку продуктов питания в образовательное учреждение необходимо устанавливать обязанности поставщиков на проведение лабораторных исследований, включающих идентификацию продукции, а также на оплату исследований, проводимых заказчиком, в случае выявления несоответствия качества безопасности.
2.5. Порядок заключения договоров безвозмездного пользования помещениями пищеблоков, оборудованием в муниципальных общеобразовательных учреждениях с организациями или организаторами питания, оказывающими услуги по горячему питанию детей, осуществляется в соответствии с пунктом 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2.6. В целях приведения в соответствие ценовой политики стоимости горячего питания для обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной нормативными правовыми актами Республики Крым и органов местного самоуправления, необходимо учитывать тот факт, что накладные расходы организаторов питания в виде аренды и коммунальных расходов (при передаче на безвозмездной основе имущества и оборудования на время заключения контракта и/или при освобождении или частичном погашении стоимости коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение и теплоснабжение) общеобразовательной организацией не должны быть включены в стоимость питания. Данные вопросы должны быть отражены в муниципальном контракте на оказание услуги по организации питания обучающихся.
Также при заключении муниципальных контрактов на оказание услуги по организации питания обучающихся с организаторами питания или организациями общественного питания руководителям общеобразовательных организаций необходимо включить следующие вопросы:
- о проведении технического контроля соответствия технологического и холодильного оборудования паспортным характеристикам организаторами питания;
- о своевременном прохождении медицинского обследования, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работниками пищеблоков за счет средств организаторов питания;
- об организации производственного и лабораторного контроля за счет средств организаторов питания.
В муниципальном контракте на оказание услуги по организации питания обучающихся при определении стоимости контракта необходимо указывать отдельно расчетную стоимость сырьевого набора и наценку в денежном выражении. При проведении торгов снижение стоимости сырьевого набора не допускается.
3. Финансирование расходов на организацию питания
3.1. Финансирование расходов на организацию питания в образовательных организациях может осуществляться:
- за счет средств Федерального бюджета;
- за счет средств бюджета Республики Крым;
- за счет средств бюджета муниципальных районов и городских округов;
- за счет средств родителей (законных представителей).
3.2. Средняя стоимость питания рассчитывается в соответствии с рекомендуемыми среднесуточными наборами пищевых продуктов, утвержденными СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (по возрастным группам обучающихся), и среднестатистическими ценами на продукты питания, представленными управлением Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и городу Севастополю (Крымстат), по состоянию на 1 января текущего года (без учета торговой наценки розничного звена).
Формы расчетов стоимости питания для дошкольных и общеобразовательных организаций представлены в приложениях 1-2.
3.3. Субсидии (субвенции) из бюджета Республики Крым на организацию питания обучающихся носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
3.4. Образовательные организации ежедневно ведут учет экономии бюджетных средств, сложившейся за счет пропусков занятий обучающимися в связи с болезнью, карантином, иными причинами.
3.5. Размер и форма оплаты, взимаемой с родителей (законных представителей) за обеспечение питанием обучающихся, а также, в случае необходимости, размер компенсации родителям (законным представителям) устанавливается соответствующими органами муниципальных районов и городских округов.
4. Порядок предоставления питания воспитанникам дошкольных образовательных организаций
4.1. Согласно пункту 34 статьи 2 закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня".
Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти Республики Крым (статья 65 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и статья 15 Закона Республики Крым от 06.07.2015 N 131-ЗРК/2015 "Об образовании в Республике Крым").
4.2. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные образовательные организации, расположенные на территории Республики Крым, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами Республики Крым, но не менее:
- двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Республики Крым и муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Республики Крым, на первого ребенка;
- пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка;
- семидесяти процентов размера такой платы на третьего и последующих детей.
Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Республики Крым и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Крым, устанавливается Советом министров Республики Крым. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесший родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей государственной образовательной организации Республики Крым или муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Республики Крым.
4.3. За присмотр и уход за детьми - инвалидами, детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
5. Порядок предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций
5.1. Бесплатное горячее питание обучающихся общеобразовательной организации осуществляется на основании заявления одного из родителей (законных представителей) обучающегося на имя руководителя общеобразовательной организации.
5.2. Бесплатное горячее питание предоставляется следующим категориям обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым:
- детям-сиротам;
- детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- детям с ограниченными возможностями здоровья, посещающим общеобразовательную организацию;
- обучающимся из малоимущих семей;
- обучающимся из многодетных семей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, а также дети - инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (сухим пайком) или получают компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Также при выделении бюджетных средств бесплатное горячее питание может предоставляться обучающимся с ослабленным состоянием здоровья и находящимся в социально опасном положении.
5.3. Для получения бесплатного горячего питания в общеобразовательных организациях Республики Крым родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:
5.3.1. Для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- заявление законного представителя;
- копия правового акта администрации муниципальных образований городов и районов:
а) об установлении опеки (попечительства);
б) о создании приемной семьи.
5.3.2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- заявление родителя (законного представителя);
- акт медико-социальной экспертизы.
5.3.3. Для обучающихся из малоимущих семей:
- заявление родителя (законного представителя);
- справка о признании семьи малоимущей, выданная исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере труда и социальной защиты населения в установленном порядке.
5.3.4. Для обучающихся из многодетных семей:
- заявление родителя (законного представителя);
- удостоверение многодетной семьи, выданное исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере образования.
5.3.5. Для обучающихся с ослабленным состоянием здоровья:
- заявление родителя (законного представителя);
- заключение врачебной комиссии учреждения здравоохранения.
5.3.6. Для обучающихся, находящихся в социально опасном положении:
- заявление родителя (законного представителя) или ходатайства социального педагога по факту выявления социально опасного положения учащегося;
- акт обследования жилищно-бытовых условий социальным педагогом.
5.4. Список обучающихся, получающих бесплатное горячее питание, утверждается приказом руководителя общеобразовательной организации 2 раза в год по состоянию на 1 сентября и 1 января в течение двух рабочих дней со дня предоставления документов родителями (законными представителями), указанных в пункте 5.2 настоящих Рекомендаций.
6. Порядок организации питания
6.1. Режим питания в образовательных организациях определяется санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения) и Методическими рекомендациями к организации общественного питания населения MP 2.3.6.0233 -21.
6.2. Горячее питание обучающихся и воспитанников осуществляется на основании примерного меню на период не менее двух недель, в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". Примерное двухнедельное меню (далее - меню) должно утверждаться организаторам питания, согласовывается руководителем образовательной организации.
6.3. С целью определения соответствия меню санитарным требованиям рекомендуется провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу с получением экспертного заключения.
6.4. Горячее питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.
6.5. Фактическое меню ежедневно утверждается руководителем образовательной организации, подписывается ответственным по питанию, заведующим производством (шеф - поваром или поваром) и медицинским работником.
6.6. Ежедневное меню должно содержать информацию о возрастной категории, наименование приема пищи, наименование блюда, масса порции, (для сложных блюд с разбивкой по составным частям блюда), энергетической и пищевой ценности, стоимости блюд.
Образец составления фактического (ежедневного) меню представлен в приложении 3.
6.7. Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями) назначениями лечащего врача.
Индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка.
Выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации.
7. Порядок организации питания обучающихся общеобразовательных организаций за родительские средства
7.1. Горячее питание за родительские средства может быть организовано для всех обучающихся.
7.2. Средняя стоимость горячего питания для обучающихся за родительские средства устанавливается согласно стоимости питания обучающегося в муниципальных общеобразовательных организациях, исходя из рекомендованного СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" школьного рациона питания, согласовывается с Советом учреждения и утверждается приказом директора.
7.3. Плата за горячее питание школьников производится родителями (законными представителями) или предприятиями, которые согласно муниципального контракта оказывают услугу горячего питания в учреждении, в соответствии с решением родительского собрания (ежемесячно или еженедельно), по согласованию с руководством образовательной организации, путем перечисления денежных средств на расчетный счет не позднее 20 числа каждого месяца на следующий месяц питания.
7.4. При форме предварительного заказа питания родители, при своевременном уведомлении классного руководителя об отсутствии ребенка в учреждении по уважительной причине (болезни или другой причине), не оплачивают питание за пропущенные дни.
7.5. При несвоевременном получении информации об отсутствии учащегося родители оплачивают заказанное питание в полном объеме за все дни пропуска занятий ребенком.
8. Контроль за обеспечением питания
8.1. Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов Республики Крым:
- осуществляют контроль за организацией и качеством горячего питания в подведомственных образовательных организациях;
- осуществляют контроль за целевым расходованием денежных средств, поступивших в качестве родительской платы за горячее питание обучающихся в образовательные организации;
- обеспечивают единую нормативно-правовую основу организации питания обучающихся;
- выносят вопросы организации питания обучающихся, в том числе и дополнительного финансирования, для рассмотрения на совещаниях администраций муниципальных районов и городских округов.
8.2. Руководители образовательных организаций:
- обеспечивают создание необходимых условий для организации питания обучающихся;
- создают комиссию по контролю за организацией питания в образовательной организации в составе: руководитель образовательной организации, ответственный за организацию питания, медицинский работник, представитель родительской общественности, заведующий производством;
- ежедневно осуществляют контроль за обеспечением и качеством питания обучающихся.
Не реже 1 раза в квартал должны рассматриваться вопросы организации питания обучающихся на Советах по питанию, родительских совещаниях, классных часах и т.д.
Мероприятия по вопросам здорового питания должны быть включены в план мероприятий учреждения.
8.3. Ответственный за организацию питания назначается приказом руководителя образовательной организации.
8.3.1. Ответственный за организацию питания в образовательной организации:
- участвует в работе бракеражной комиссии;
- своевременно совместно с медицинским работником осуществляет контроль за соблюдением графика питания обучающихся, предварительным накрытием столов (личная гигиена сотрудников пищеблока, спецодежда, достаточное количество столовых приборов);
- инициирует, разрабатывает и координирует работу по формированию культуры здоровья обучающихся и их родителей;
- осуществляет мониторинг удовлетворенности качеством детского питания;
- вносит предложения по улучшению организации питания;
- осуществляет контроль за организацией питания и соблюдением питьевого режима обучающихся;
- координирует и контролирует деятельность классных руководителей (воспитателей), работников пищеблока;
- формирует сводный список обучающихся для предоставления питания;
- ведет учет поступления и расходования средств родительской оплаты за питание согласно табеля посещения;
- предоставляет отчет по питанию в бухгалтерию для учета средств на питание обучающихся;
- обеспечивает учет фактической посещаемости обучающимися, охват всех детей питанием;
- ведет ведомость (табель учета) питания обучающихся (приложение).
Образец рекомендуемой примерной формы табеля учета питающихся детей представлен в приложении 4.
9. Обязанности руководителя и медицинского персонала образовательной организации
9.1. Руководитель образовательной организации обеспечивает:
- принятие локальных актов образовательной организации по вопросам питания обучающихся за бюджетные средства и с привлечением родительских средств;
- рассмотрение вопросов организации питания обучающихся на совещаниях педсоветах, родительских собраниях в классах (группах), общих родительских собраниях;
- наличие в организации санитарных правил и норм и их выполнение сотрудниками организации.
9.2. В случае если работники пищеблока находятся в штате образовательной организации, руководитель образовательной организации обеспечивает:
- организацию производственного и лабораторного контроля;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
- своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке;
- организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года в установленном порядке;
- выполнение постановлений, предписаний органов Роспотребнадзора;
- наличие и ведение журналов установленной формы совместно с медицинским работником, согласно требований санитарного законодательства;
- необходимые условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормами;
- эффективную работу санитарно-технического, технологического, холодильного и другого оборудования организации;
- проведение мероприятий по дезинсекции и дератизации;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное обновление.
9.3. Медицинский персонал осуществляет:
- ежедневный контроль за организацией горячего питания, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением готовой пищи;
- участвует в бракераже готовой пищи;
- контролирует отбор, и хранение суточных проб с готовой пищи;
- ежедневно перед началом работы проводит осмотр работников пищеблока образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и острых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей с занесением результатов осмотра в "Гигиенический журнал (сотрудники)";
- контролирует соблюдение режима питания детей;
- помогает организовать индивидуальное питание детей, страдающих аллергией к каким-либо продуктам, а также ослабленных и с другими отклонениями в состоянии здоровья.
- проводит санитарно-просветительскую работу с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций;
- проводит "С" витаминизацию блюд и регистрирует сведения о количестве витаминов, поступающих с искусственно витаминизированными блюдами в "Журнал витаминизации третьих и сладких блюд";
- ведет "Ведомость контроля за рационом питания" с целью контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- контролирует соблюдение сроков прохождения медицинских обследований персоналом с обязательными отметками в санитарных книжках;
- контролирует санитарное состояние пищеблока.
Все вышеуказанные обязанности медицинских работников по контролю за качеством питания обучающихся в организациях, где не предусмотрены должности медицинского персонала, проводятся медицинскими работниками поликлиник, которые выделены для медицинского обслуживания образовательных учреждений, и указываются при заключении договоров руководителей учреждений здравоохранения с руководителями образовательных учреждений.
9.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм влечет дисциплинарную, административную ответственность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
10. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся
10.1. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
- подавать заявление на обеспечение своих детей льготным питанием в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами и указанных в пунктах 4.3. и 5.2. Методических рекомендаций;
- вносить предложения по улучшению организации питания обучающихся лично, через родительские комитеты, руководство образовательной организации;
- знакомиться с примерным и ежедневным меню, ценами на готовую продукцию в столовых и буфетах;
- принимать участие в работе общественной комиссии по контролю за организацией питания детей.
10.2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
- при представлении заявления на льготное питание ребенка предоставить администрации образовательной организации все необходимые документы, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами;
- своевременно вносить плату за питание ребенка;
- своевременно сообщать классному руководителю, воспитателю о болезни ребенка или его временном отсутствии в общеобразовательной организации для снятия его с питания на период его фактического отсутствия;
- своевременно предупреждать медицинского работника, воспитателя или классного руководителя об имеющихся у ребенка аллергических реакциях на продукты питания, представлять назначения (справку) лечащего врача в случае необходимости организации для ребенка лечебного или диетического питания
- вести разъяснительную работу со своими детьми по привитию им навыков здорового образа жизни и правильного питания.
11. Информационно-просветительская работа и мониторинг организации питания
11.1. Образовательная организация с целью совершенствования организации питания:
- организует постоянную информационно-просветительскую работу по повышению уровня культуры питания обучающихся в рамках учебной деятельности (в предметном содержании учебных курсов) и внеурочных мероприятий;
- внедряет обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания;
- оформляет и регулярно обновляет информационные стенды, посвященные вопросам формирования культуры питания;
- организует систематическую просветительскую работу с родителями по вопросам роли здорового питания в формировании жизнедеятельности человека, необходимости обеспечения ежедневного сбалансированного питания, развития культуры питания, пропаганде здорового образа жизни, правильного питания в домашних условиях;
- организует постоянную работу на официальных сайтах в части раздела "Горячее питание" (примерное двухнедельное меню, ежедневное меню, информация для родителей, статьи о здоровом питании и т.п.);
- обеспечивает в части своей компетенции межведомственное взаимодействие и координацию работы различных государственных служб и организаций по совершенствованию и контролю за качеством питания;
- проводит мониторинг организации питания и своевременно (согласно установленным срокам и формам) направляет в орган управления образованием сведения по показателям эффективности реализации мероприятий по совершенствованию организации питания.
11.2. Руководство образовательной организации ежеквартально заслушивает на своих заседаниях итоги работы комиссии, осуществляющей контроль за организацией питания, вносит предложения в части своей компетенции по улучшению питания.
11.3. Вопросы организации питания (анализ ситуации, итоги, проблемы, результаты социологических опросов, предложения по улучшению питания, формированию культуры питания и др.) не реже 1 раза в полугодие обсуждаются на родительских собраниях в классах (группах), не реже 1 раза в год выносятся на обсуждение в рамках общешкольного собрания, публичного отчета.
12. Основные требования к организации питания обучающихся в общеобразовательной организации
12.1. Для обеспечения обучающихся здоровым питанием необходимо разрабатывать рацион питания, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд с учетом физиологически обоснованного режима питания.
12.2. При одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15% (для обучающихся во вторую смену - обед - 30-35%, полдник - 10-15%), ужин - 25%.
12.2.1. Для дошкольных образовательных организаций при круглосуточном пребывании детей распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак - 20%, второй завтрак - 5%, обед-35%, полдник-15%, ужин - 20%, второй ужин - 5%. Для детей с дневным пребыванием 8-10 часов: завтрак - 20%, второй завтрак - 5%, обед - 35%, полдник - 15%.
12.2.2. Для детей с дневным пребыванием 12 часов: завтрак - 25%, второй завтрак - 5%, обед - 35%, полдник - 15%, ужин - 20%.
12.2.3. При круглосуточном пребывании обучающихся - пятиразовое питание: завтрак -20%, второй завтрак - 5%,обед-35%, полдник-15%, ужин - 20%, второй ужин - 5%. При организации шестиразового питания: завтрак-20%, второй завтрак - 5%, обед - 35%, полдник-15%, ужин - 20%, второй ужин - 5%.
Допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/- 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.
На основании примерного меню разрабатываются технологические карты в строгом соответствии со сборником рецептур блюд.
12.2.4. В суточном рационе питания школьников оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10-15%, 30-32% и 55-60% соответственно, а соотношение кальция к фтору как 1:1,5.
В суточном рационе питания дошкольников содержание белков должно составлять 12 - 15% от калорийности рациона, жиров 30 - 32% и углеводов - 55-58%. Важно учитывать потребность детей в энергии, получаемой с пищей, которая меняется по мере роста и развития.
12.2.5. Ежедневно в рационы 2-х - 6-ти разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать нарезку из овощей, салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. В качестве закуски допускается использовать порционные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие и сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать в качестве второго ужина фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.
Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах продолжительностью не менее 20 минут в соответствии с режимом учебных занятий.
12.3. Наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных организаций, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии с рекомендуемым СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
12.3.1. Ассортимент дополнительного питания утверждается организаторам питания, согласовывается руководителем образовательной организации (или утверждается руководителем образовательного учреждения).
12.3.2. Реализация негазированных напитков, воды через буфеты осуществляется в потребительской таре до 500 мл при условии ежедневного контроля медицинским работником образовательной организации за сроками хранения продукции.
12.4. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре. В исключительных случаях (отсутствием водоснабжения, электроэнергии, и др.), по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора, допускается выдача детям буфетной продукции в потребительской таре.
12.5. В образовательной организации должно быть:
- положение образовательной организации об организации питания и бракеражной комиссии;
- план внутришкольного контроля за организацией питания и качеством приготовляемой продукции в образовательной организации;
- сформированная нормативно-правовая база по организации питания;
- утвержденное примерное двухнедельное меню;
- ежедневное разновозрастное меню, утвержденное руководителем образовательного учреждения (сборник рецептур блюд, технологические карты в соответствии с меню, соответствие учетной документации примерному и ежедневному меню);
- справки проверок внутришкольного контроля;
- акты и справки по результатам проверок органа управления образованием, другими органами, имеющими полномочия осуществлять контроль;
- необходимая учетная документация (в соответствии с требованиями и нормами СанПиН): "Журнал бракеража готовой пищевой продукции", "Журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции", "Гигиенический журнал (сотрудники)", "Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд", "Журнал учета температурного режима холодильного оборудования", "Журнал учета температуры и влажности в складских помещениях", "Ведомость контроля за рационом питания" и т.д.;
- документы на поставляемые продукты питания (сертификаты соответствия, удостоверение качества, ветеринарно-санитарной экспертизы, исходные данные изготовителя о продукте питания, поставщика пищевых продуктов и др. на каждую партию пищевых продуктов).
12.5.1. Приказы по учреждению:
- об организации питания;
- об организации бесплатного льготного питания и за родительские средства обучающихся (приказы содержат: списки обучающихся, получающих бесплатное питание и за родительские средства, фамилию, имя, отчество ответственного по учреждению за организацию питания, график питания обучающихся и воспита
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.