Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
Минобрнауки РС (Я)
от 13.04.2023 г
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату настоящего приказа следует читать как "14 апреля 2023 г."
Положение
о предметных комиссиях Республики Саха (Якутия) для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
Положение о предметных комиссиях Республики Саха (Якутия) для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - предметные комиссии), разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению ГИА:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
3. Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 190/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный N 52952);
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 189/1513"
4. Приказом Рособрнадзора от 11.06.2021 N 805 "Об установлении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы";
1. Общие положения
1.1. Положение определяет цели, состав и структуру предметных комиссий, их полномочия и функции, права, обязанности и ответственность членов, а также порядок организации работы в период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (далее - ГИА-9), организуемой на территории Республики Саха (Якутия) в 2023 году.
1.2. Проверка развернутых ответов участников экзаменов (в том числе устных ответов) осуществляется ПК по следующим учебным предметам: русскому языку, математике, физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский), родным языкам (якутский язык, эвенский язык, эвенкийский язык, юкагирский, чукотский,).
1.3. Состав ПК по каждому предмету организуется государственной экзаменационной комиссией (далее - ГЭК) по представлению председателей ПК не позднее чем за две недели до начала ГИА-9.
1.4. Предметная комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА-9, нормативными правовыми документами Минобрнауки РС (Я), в том числе Положениями о ПК.
1.5. Предметная комиссия прекращает свою деятельность с момента утверждения Минобрнауки РС (Я) председателей ПК для проведения ГИА в республике в следующем году.
II. Структура и состав предметных комиссий
2.1. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
2.2. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
В состав предметных комиссий по каждому предмету входят председатель комиссии, заместители председателя и эксперты, отвечающие следующим требованиям:
1. наличие высшего образования;
2. соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
3. наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
4. наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету.
5) успешное прохождение квалификационных испытаний, проводимых Федеральным институтом педагогических измерений, АОУ ДПО "Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-П".
2.3. По результатам квалификационных испытаний ГЭК принимает решение о допуске к проверке экзаменационных работ ГИА и присвоении эксперту категории: ведущий эксперт, старший эксперт или основной эксперт. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников экзаменов в текущем году.
Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя ПК (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю (-ям) председателя ПК, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-9 в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-9, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по назначению председателя ПК) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-9.
2.4. Предметные комиссии формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов:
- председателями и заместителями председателей предметных комиссий могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта;
- для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу;
- для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА-9 могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", и ранее не проверявшие данную экзаменационную работу;
- для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА-9, инициированной ГЭК, привлекаться могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
2.5. Кандидатуры председателей предметных комиссий, создаваемых в регионе, согласовываются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на основании письма Рособрнадзор N 02-12 от 30.01.2023 г.
2.6. Персональные составы предметных комиссий и сроки работы утверждаются приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).
2.7. Численный состав предметных комиссий определяется исходя из числа участников государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков проверки экзаменационных работ.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Функции, полномочия и организация работы предметной комиссии
3.1. Предметные комиссии осуществляют свою работу в период проведения ГИА-9 выпускников образовательных организаций.
3.2. Функции экспертов:
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя предметной комиссии, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА-9 в составе предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-9 в составе предметной комиссии, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-9, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-9, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе предметной комиссии.
3.3. Функции предметной комиссии (подкомиссии):
- принимает к рассмотрению экзаменационные работы участников ГИА-9 по соответствующему общеобразовательному предмету;
- осуществляет независимую проверку экзаменационных работ двумя экспертами в соответствии с критериями оценивания экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
- в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, осуществляет проверку экзаменационной работы третьим экспертом, назначенным председателем или заместителем председателя предметной комиссии;
- составляет и направляет в РЦОИ протоколы результатов проверки экзаменационных работ в соответствии с установленным графиком;
- составляет и направляет в ГЭК итоговый отчет о результатах работы предметной комиссии.
3.4. Предметная комиссия размещается в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации в непосредственной близости к РЦОИ.
3.5. Протоколы предметной комиссии после окончания первичной обработки в РЦОИ передаются в ЦМКО, где хранятся как документы строгой отчетности до 1 марта т.г.
3.6. Предметным комиссиям запрещается копировать и выносить из указанных помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Функции, права и обязанности председателя, заместителя председателя и экспертов предметной комиссии
4.1. Общее руководство деятельностью предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
4.2. Председатель предметной комиссии в рамках своей компетенции подчиняется председателю ГЭК.
4.3. Заместитель председателя предметной комиссии по соответствующему учебному предмету подчиняется председателю предметной комиссии, в отсутствии председателя предметной комиссии заместитель председателя выполняет его обязанности.
4.4. Права и обязанности председателя и заместителя председателя предметной комиссии:
4.4.1. Функции председателя и заместителя председателя предметной комиссии:
- представляет список кандидатур экспертов предметной комиссии на утверждение в ГЭК;
- обеспечивает организационно-методическое сопровождение обучения экспертов;
- инструктаж экспертов по технологии проверки экзаменационных работ;
- организация учета рабочего времени экспертов, затраченного на проверку экзаменационных работ;
- обеспечение своевременной проверки экзаменационных работ в соответствии с инструкциями и установленными требованиями;
- обеспечение режима хранения и информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, передача протоколов проверки в РЦОИ;
- информирование руководства ГЭК и РЦОИ о ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных ситуаций;
- информирование руководства ГЭК об обнаружении некорректных заданий в КИМ;
- участие в работе конфликтной комиссии РС (Я) по ее запросу;
- подготовка и обсуждение с членами предметной комиссии итогового отчета о результатах работы предметной комиссии.
4.4.2. Председатель предметной комиссии вправе:
- давать указания членам предметной комиссии в рамках своих полномочий;
- отстранять по согласованию с ГЭК и РЦОИ экспертов в случае возникновения проблемных ситуаций от участия в работе предметной комиссии;
- принимать по согласованию с руководством ГЭК и РЦОИ решения по организации работы предметной комиссии в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы предметной комиссии;
- направлять запросы в РЦОИ и, в случае необходимости, в организацию, осуществляющую по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ГИА-9 на федеральном уровне;
- рекомендовать ГЭК направить ходатайство о поощрении члена предметной комиссии (эксперта) в Минобрнауки РС (Я) или по месту основной работы.
4.4.3. Председатель предметной комиссии обязан:
- добросовестно выполнять возложенные на него функции в соответствии и с положением о предметной комиссии;
- соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК;
- обеспечить соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, хранении и передаче результатов проверки в РЦОИ;
- своевременно информировать руководство ГЭК и РЦОИ о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ;
- согласовывать с руководством ГЭК и РЦОИ планируемые публичные выступления руководителей и членов предметных комиссий по вопросам ГИА-9 (в печатных изданиях, на совещаниях, конференциях и т.п.).
4.4.4. Член предметной комиссии (эксперт) вправе:
- получать разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки экзаменационных работ, применения (использования) критериев оценивания выполнения экзаменационных работ, а также другие необходимые для работы материалы и документы, обсуждать с председателем предметной комиссии, экспертами процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;
- требовать организации необходимых условий труда, согласовывать план-график работ;
- принимать участие в обсуждении итогового отчета о работе предметной комиссии, вносить в него свои предложения.
4.4.5. Член предметной комиссии (эксперт) обязан:
- объективно и непредвзято проверять экзаменационные работы в соответствии с требованиями инструкций, и оценивать их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий;
- профессионально и добросовестно выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;
- соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ
- информировать председателя предметной комиссии о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ;
- незамедлительно информировать руководство ГЭК и РЦОИ в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности предметной комиссии.
4.5. В случае нарушений требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенными из корыстной или личной заинтересованности, члены предметной комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.6. Член предметной комиссии может быть исключен Минобрнауки РС (Я) из состава предметной комиссии в следующих случаях:
- установления факта нарушения экспертом указанных требований;
- невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей или использование статуса эксперта в личных целях;
- предоставления о себе недостоверных сведений;
- возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в текущем году в ГИА).
Решение об исключении члена предметной комиссии из состава предметной комиссии принимается ГЭК с учетом аргументированного представления председателя комиссии и мнения ответственного лица за проведение ГИА-9 в Республике Саха (Якутия).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2023 г. N 01-03/882 "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.