г. Краснодар |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А01-47/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Матюшенко Алексея Владимировича (ИНН 231295301864, ОГРНИП 313231230100047) - Ужва А.И. (доверенность от 27.08.2014), в отсутствие заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея, третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.08.2014 (судья Афашагов М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А01-47/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Матюшенко А.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании недействительными решений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея (далее - кадастровая палата) о приостановлении осуществления государственного учета изменений в сведения о разрешенном использовании земельных участков и возложении на заинтересованное лицо обязанности в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения по делу осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, х. Гавердовский, на основании поданных предпринимателем заявлений, по земельным участкам: площадью 645 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:376), площадью 647 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:377), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:378), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:379), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:380), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:381), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:382), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:383), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:384), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:385), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:386), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:387), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:388), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:389), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:390), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:391), площадью 650 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:392), площадью 650 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:393), площадью 650 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:394), площадью 649 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:395), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:396), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:397), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:398), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:399), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:400), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:401), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:402), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:403), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:404), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:405), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:406), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:407), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:408), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:409), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:410), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:411), площадью 649 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:412), площадью 649 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:413), площадью 649 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:414), площадью 648 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:415), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:416), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:417), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:418), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:419), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:420), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:421), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:422), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:423), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:424), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:425), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:426), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:427), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:428), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:429), площадью 789 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:430), площадью 788 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:431), площадью 648 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:432), площадью 647 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:433), площадью 647 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:434), площадью 647 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:435), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:436), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:437), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:438), площадью 646 кв. м (кадастровый номер 01:08:1313004:439) (с учетом изменения заявленных требований; т. 2, л. д. 123 - 125).
Решением от 29.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2014, заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения кадастровой палаты о приостановлении осуществления государственного учета изменений в сведения о разрешенном использовании земельных участков; на заинтересованное лицо возложена обязанность осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, х. Гавердовский, на основании поданных предпринимателем заявлений. Судебные акты мотивированы тем, что действия кадастровой палаты по принятию оспариваемых решений при неисполнении обязанности по получению необходимых документов в порядке межведомственного взаимодействия, с возложением такой обязанности на предпринимателя, не соответствуют Закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) и являются недействительными как нарушающие права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить. Податель жалобы полагает, что суды сделали ошибочный вывод об отнесении перечисленных земельных участков к зоне Ж-1. Без утвержденного проекта планировки не существует возможности установить юридически значимое разрешенное использование вновь образованных земельных участков, поскольку неизвестно, распространяется ли градостроительный регламент на вновь образованные участки. Орган местного самоуправления не предоставил кадастровой палате данные о межевании границ территориальных зон, ввиду чего заинтересованное лицо не имеет возможности самостоятельно определить, к какой из территориальных зон относится тот или иной земельный участок. Земельные участки заявителя могут относиться к зоне земель сельскохозяйственного использования или любой другой зоне, в которую, по решению органа местного самоуправления, входит конкретный земельный участок. Суды не определили, является ли вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" допустимым для рассматриваемых земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" в отзыве разделяет позицию подателя кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель предпринимателя просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Определением от 10.03.2015 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 07.04.2015 до 15 часов 15 минут. В назначенное время рассмотрение жалобы продолжено.
Изучив материалы, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя предпринимателя, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что их надлежит отменить с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя.
Как видно из материалов дела и установлено судами, заявитель является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, х. Гавердовский.
Предприниматель обратился в кадастровую палату с заявлением о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельных участков с "для сельскохозяйственных нужд" на "для индивидуального жилищного строительства".
По результатам рассмотрения заявления кадастровая палата приостановила осуществление кадастрового учета изменений в сведениях о земельных участках решениями от 27.12.2013 N 0100/2013-52417, 0100/2013-52419, 0100/2013-52421, 0100/2013-52426, 0100/2013-52430, 0100/2013-52431, 0100/2013-52435, 0100/2013-52439, 0100/2013-52440, 0100/2013-52442, 0100/2013-52444, 0100/2013-52445, 0100/2013-52448, 0100/2013-52450, 0100/2013-52453, 0100/2013-52454, 0100/2013-52457, 0100/2013-52458, 0100/2013-52459, 0100/2013-52460, 0100/2013-52463, 0100/2013-52464, 0100/2013-52466, 0100/2013-52467, 0100/2013-52468, 0100/2013-52669, 0100/2013-52469, 0100/2013-52470, 0100/2013-52472, 0100/2013-52473, 0100/2013-52474, 0100/2013-52475, 0100/2013-52476, 0100/2013-52478, 0100/2013-52479, 0100/2013-52480, 0100/2013-52481, 0100/2013-52482, 0100/2013-52483, 0100/2013-52486, 0100/2013-52487, 0100/2013-52490, 0100/2013-52492, 0100/2013-52493, 0100/2013-52507, 0100/2013-52512, 0100/2013-52513, 0100/2013-52514, 0100/2013-52571, 0100/2013-52573, 0100/2013-52577, 0100/2013-52579, 0100/2013-52582, 0100/2013-52586, 0100/2013-52594, 0100/2013-52591, 0100/2013-52661, 0100/2013-52662, 0100/2013-52664, 0100/2013-52665, 0100/2013-52666, 0100/2013-52667, 0100/2013-5266 (т. 1, л. д. 11 - 73).
В обоснование приостановления заинтересованное лицо сослалось на пункт 4 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ, указав, что заявитель не представил необходимые для кадастрового учета изменений документы (копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка). Для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости предоставляются декларация в произвольной форме о выбранном виде разрешенного использования земельного участка и документ уполномоченного органа, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной территориальной зоне, установленной утвержденными Правилами землепользования и застройки (если соответствующие сведения о территориальных зонах не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в соответствии со статьей 15 Закона N 221-ФЗ). Поскольку вместе с заявлением не представлен документ, подтверждающий вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом для соответствующей зоны, невозможно определить, в какой территориальной зоне расположен земельный участок и, соответственно, изменить вид разрешенного использования.
Полагая, что решения кадастровой палаты о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы собственника спорных участков, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон N 221-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом N 221-ФЗ недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с Законом N 221-ФЗ осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В силу части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов, если иное не установлено этим Законом.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 данного Закона сведений (вида разрешенного использования) документом, необходимым для кадастрового учета, является копия документа, подтверждающего установленный в соответствии с федеральным законом вид разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 26 Закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены документы, необходимые для кадастрового учета. При этом решение о приостановлении должно содержать указание на причину приостановления осуществления кадастрового учета (со ссылкой на положения части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ), обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин (если решение принято в соответствии с пунктами 1, 2 и 3 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ), а также на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета (если решение принято в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 15 Закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пунктах 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 данного Закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.
В случае, если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если они не представлены заявителем по собственной инициативе.
На основании пункта 5 части 1 статьи 15 Закона N 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, закрепленном в соответствии с данной статьей обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки.
Часть 7 статьи 15 Закона N 221-ФЗ предусматривает, что в случае, если указанные в частях 1 и 2 приведенной статьи сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные этой статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о том, что действия кадастровой палаты по приостановлению регистрационных действий при неисполнении обязанности по получению необходимых документов в порядке межведомственного взаимодействия, с возложением такой обязанности на предпринимателя, не соответствуют Закону N 221-ФЗ и нарушают права и законные интересы предпринимателя, удовлетворив заявленные требования (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В то же время доводы кадастровой палаты об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия на момент обращения предпринимателя документов, необходимых для осуществления государственного учета изменений в сведения о разрешенном использовании земельных участков и наличии оснований для приостановления осуществления кадастрового учета коллегия окружного суда считает правомерными.
Как видно из материалов дела, на момент принятия решений о приостановлении государственного кадастрового учета в адрес руководителя Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Город Майкоп кадастровая палата направила запрос от 27.12.2013 о предоставлении карты (плана), определяющей границы и содержание территориальных зон муниципального образования (т. 1, л. д. 99).
Правила землепользования и застройки муниципального образования Город Майкоп с картами градостроительного зонирования кадастровой палате направлены, однако на кадастровый учет территориальные зоны не поставлены.
Учитывая, что данные о межевании границ территориальных зон заинтересованному лицу не представлены, у кадастровой палаты отсутствовала возможность самостоятельно определить, к какой из территориальных зон относится тот или иной земельный участок, ввиду чего имелись законные основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведения о разрешенном использовании земельных участков.
Кроме того, в ответах на запросы орган местного самоуправления указал, что без утвержденного проекта планировки отсутствует возможность установить юридически значимое разрешенное использование вновь образованных земельных участков, поскольку неизвестно, распространяется ли градостроительный регламент на вновь образованные участки.
Ответы на запросы кадастровой палаты даны 18.03.2014, на основании которых указанное лицо приняло решения об отказе предпринимателю в изменении сведений государственного кадастра недвижимости (т. 2, л. д. 14 - 122), поэтому в рамках данного дела восстановление прав заявителя невозможно.
Для удовлетворения заявленных предпринимателем требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
Коллегия суда кассационной инстанции считает, что в отсутствие доказательств нахождения спорных участков в границах территориальной зоны (Ж-1) оснований для удовлетворения заявления предпринимателя у судебных инстанций не имелось (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В соответствии со статьей 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку оспариваемые решения заинтересованного лица соответствуют нормам действующего законодательства, не нарушают права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности, решение от 29.08.2014 и постановление апелляционного суда от 09.12.2014 надлежит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу N А01-47/2014 отменить. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Матюшенко А.В. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.