Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 324172-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросам совершенствования избирательного законодательства и законодательства о референдумах) внесен сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, В.С. Тимченко, депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Д.Ф. Вяткиным, Л.Г. Ивлевым, Д.В. Ламейкиным, А.Н. Диденко, В.А. Даванковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 324172-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, В.С. Тимченко, депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Д.Ф. Вяткиным, Л.Г. Ивлевым, Д.В. Ламейкиным, А.Н. Диденко, В.А. Даванковым, (далее - законопроект) и сообщает следующее.
1. Законопроектом предлагаются механизмы обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами соответствующего избирательного округа, округа референдума. Так, законопроектом предусматривается возможность формирования специальных (экстерриториальных) участковых комиссий в местах содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, а также порядок формирования таких комиссий, полномочия и основы их деятельности.
Законопроект наделяет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации рядом полномочий в связи с обеспечением голосования в местах содержания под стражей. В частности, согласно законопроекту, при проведении голосования в местах содержания лиц под стражей Центральной избирательной комиссией Российской Федерации будут определяться порядок голосования (вне помещений для голосования), порядок подсчета голосов, порядок оформления протоколов голосования.
Законопроектом также предусматривается, что до 1 января 2024 года решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации будет определяться, в каких субъектах Российской Федерации и на каких выборах будет организовано голосование избирателей, участников референдума, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами соответствующего избирательного округа, округа референдума.
2. Законопроект предлагает установить, что Общественной палатой Российской Федерации и общественными палатами субъектов Российской Федерации смогут назначаться представители в избирательные комиссии в любом случае. В настоящее время законодательством предусмотрено, что это право можно предусмотреть только соответствующим законом о выборах. Предлагаемое законопроектом изменение позволит повысить открытость и гласность выборов.
3. Положениями законопроекта предусматривается отказ от голосования с использованием открепительных удостоверений. Развитие механизма "Мобильный избиратель" привело к тому, что на практике институт открепительных удостоверений стал не востребован, а возможность их применения остается лишь в небольшом количестве регионов. Нормы законопроекта, касающиеся отмены открепительных удостоверений, будут применяться к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу законопроекта в качестве Федерального закона.
4. Законопроектом закрепляется обязанность зарегистрированного кандидата или его доверенного лица в случае появления у зарегистрированного кандидата судимости представить в зарегистрировавшую данного кандидата избирательную комиссию сведения об указанной судимости в письменной форме.
5. Ряд положений законопроекта направлен на регулирование отношений, связанных с проведением первых выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, принятых в состав Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Так, при проведении первых выборов на территориях Луганской Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также на территориях Херсонской и Запорожской областей особенности реализации отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" могут устанавливаться законами указанных субъектов.
В частности, предусматривается возможность создания законами соответствующих субъектов избирательных участков за пределами соответствующих субъектов Российской Федерации, а также возможность гражданам, обладающим активным избирательным правом, в целях его реализации использовать кроме паспорта и иные документы, его заменяющие.
Законопроектом также установлено, что при проведении выборов на указанных территориях зарегистрированным кандидатам достаточно информировать соответствующие избирательные комиссии о наличии счетов и вкладов за пределами Российской Федерации с указанием независящих от кандидата обстоятельств, по которым указанные счета не могут быть закрыты. В таком случае информация о наличии у лица счетов и вкладов за пределами Российской Федерации не будет основанием для отказа ему в регистрации в качестве кандидата или отмены регистрации зарегистрированного кандидата. Указанное нововведение обеспечит возможность реализации пассивного избирательного права для лиц, имеющих счета и вклады за пределами Российской Федерации и не имеющих возможности их закрыть в связи со сложившейся в мире политической обстановкой.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.